Урок русского языка "ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения.

 Каждый вид деятельности учащихся оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В конце урока из полученных оценок дети выводят одну общую, дающую представление о качестве знаний.

Во время подведения итогов дети говорят о том, чем интересна тема, с какими трудностями столкнулись, чего теперь удастся избежать.

 Творческая работа направлена на умение использовать сложные бессоюзные предложения в письменной речи и формирование навыка постановки двоеточия между частями БСП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ.

ТЕМА: «ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

(УРОК-ЗАКРЕПЛЕНИЕ).

        Цели урока: узнавать бессоюзные сложные предложения,

                               уметь устанавливать смысловые отношения между

                               частями БСП,

                               правильно выбирать знаки препинания (двоеточие),

                               употреблять предложения данной конструкции в речи.

        План урока.

1. Проверка домашнего задания (правило, упражнение).

2. Закрепление:

   а) выборочное списывание;

   б) конструирование предложений;

   в) составление схем.

3. Рефлексия.

4. Творческая работа.

        Ход урока.                                  

1. Проверка домашнего задания:                                8-10 минут

   а) проверка правила (работа в парах)                        Оценить

   б) упр. 145.

      «3» - выписать только предложения с двоеточием, указав его номер

      «4» - составить схемы и объяснить постановку знака

      «5» - по составу - «звучность»

1. [              ] : [              ].     (потому что)

2. [              ] : [              ].     (а именно)                                                                                                                                    

4. [              ] : [              ] , [              ].    (а именно; и)

5. [              ] : [              ].     (и увидел, что)

6. [              ] : [         ,    ].     (а именно)

7. [              ] : [              ] , [              ].     (что)

   

2. Закрепление.

а) Выборочное (осложненное) списывание.            4 мин. + 3 мин. на проверку

   Из предложенных пар выбрать только предложения с уточняющими

   членами. Провести лексическую работу.

А 1. Погода была ужас…ная  мокрый снег падал хлопьями.

   2. Метель не утихала  небо не про…снялось.

Б 1. Алексей Толстой утверждал  труд буд…т в человеке творческие силы.

   2. Всю дорогу до хутора молчали   г…ворить мешала тряская езда.

В 1. Он был мастер на все руки  слесарь, столяр, плотник и даже механик.

   2. Я вижу  кто(то) скачет на лихом коне.

Г 1. Я поднял глаза  высоко в небе неслись над станицей птиц… .

   2. Безветрие   и все небо залито ровной синевой.

Оценить: 2 предложения - «3»

                3 предложения - «4»

                4 предложения - «5»

Лексическая работа.

Хутор - 1. Обособленный земельный участок с усадьбой владельца.

              2. На Украине, на Дону, на Кубани: крестьянский поселок, обычно

                 небольшой.

Станица - большое селение в казачьих районах. Донские станицы.

б) Конструирование предложений.              4 мин. + 3 мин. на проверку

    Собрать «рассыпавшееся» предложение.

1. Я путешествовал мало: не позволяло здоровье.

   Путешествовал, я, мало, не, здоровье, позволяло.

2. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо.

   Меня, я, вдруг, кто-то , за, плечо, берет, чувствую.

3. Маша очень обрадовалась: она в первый раз получала подарки.

   Обрадовалась, она, в, подарки, Маша, получала, раз, очень, первый.

4. Неожиданно погода испортилась: поднялся сильный ветер, пошел снег.

   Снег, неожиданно, пошел, погода, ветер, испортилась, сильный, поднялся.

Оценить: 2 предложения - «3»

                3 предложения - «4»

                4 предложения - «5»

в) Составление схем предложений.                               5 минут

    (Предложения читаю).    

1. Мы увидели эту книгу на витрине книжного магазина, когда возвращались

   домой.

   [          ], (когда          ).  СПП с придаточным обстоят. причины.

2. Книг я читаю много: это доставляет мне удовольствие.

   [          ] : [          ].   БСП (причина)

3. Я с жадностью читал новые книги, которые поступали к нам в библиотеку.

   [    сущ .], (которые        ). СПП с придаточным определительным.

4. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.

   [          ] : [           ]. БСП (причина)

5. Однажды Анатоль Франс сказал: «Словарь является вселенной, уложенной в алфавитном порядке».

   А: «П».

Оценить по количеству верных схем.

3. Рефлексия.

Что нового узнали?

Каким приемом пользовались?

Чем интересна тема?

Ответы учеников.

1. Совершенно новый случай постановки двоеточия. До этого мы знали двоеточие после обобщающего слова при однородных членах, а также при прямой речи.

2. Интересно превращать бессоюзные предложения в союзные. Если получается ССП, то надо ставить запятую или точку с запятой. Если - СПП, надо ставить двоеточие.

3. Интересно рассматривать смысловые отношения между частями БСП: указание причины, пояснение, дополнение.

4. Легко составлять схемы.

5. Интересно работать с тренажером.

Что оказалось трудным?

Ответы учеников.

1. Смысловые отношения между частями БСП выражены менее четко, чем между частями союзных предложений. Поэтому иногда сомневаюсь в выборе знака.

2. Путаю БСП с простым предложением, в котором есть обобщающее слово при однородных членах.

3. Затрудняюсь, если одна из частей - односоставное предложение.

Из пяти оценок вывести общую, обвести в кружок.

4. Творческое задание.

    Президент Российской Федерации В.В.Путин объявил 2007 год Годом

русского языка. Предлагаю написать  рассказ на тему «Мой родной язык - русский» с использованием бессоюзных сложных предложений, между частями которых ставится двоеточие.

Домашнее задание. П.11, повторить правило, упражнение 149 (1),

                               «5» - разбор.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.

1. Я живу в России, мой родной язык - русский. Я знаю, что это очень сложный язык, но в то же время он необычайно богат и красив. Изучать законы языка, узнавать новые правила, становиться более грамотной мне не просто интересно, а необходимо. Я считаю: моей стране нужны образованные люди.

2. Русский язык для меня - один из самых сложных предметов в школе. Как наука, он включает в себя много разделов. Это фонетика, орфография, лексика, морфология, словообразование, синтаксис  и пунктуация. Не все я понимаю одинаково хорошо, но стараюсь: свой родной язык нужно знать обязательно.

3. Русский язык в моей жизни играет важную роль: на нем я говорю, читаю, думаю. Но я воспринимаю родной язык не только как средство общения. Я вижу в нем источник культуры и стараюсь овладеть всеми нормами русского языка.

4.Русский язык - это язык нашей нации. Это мой родной язык. Он разнообразен настолько, что позволяет передать не только необходимую информацию, но и выразить чувства. Этому способствуют художественные средства. Русский язык необыкновенно богат: он имеет эпитеты, метафоры, олицетворения и многое другое. Я стараюсь использовать эти средства в своей письменной речи во время написания сочинений.

5. Я горжусь русским языком: он является одним из наиболее богатых и развитых языков мира. Красотой русского языка восхищались многие великие люди: Ломоносов и Белинский, Тургенев и Паустовский. Я учила наизусть некоторые их высказывания и считаю, что мы, жители России, - счастливые люди, обладающие таким богатством, как русский язык.

6. Русский язык - язык великого русского народа. Я горжусь, что могу говорить и учиться на своем родном языке. Русский язык богат. Изучайте родной язык: он поможет вам грамотно выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Основные виды сложных предложений" (9 класс)

Урок разработан для обучающихся 9-х классов с применением электронных образовательных ресурсов....

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....

Конспект урока русского языка "Особенности бессоюзных сложных предложений"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Особенности бессоюзных сложных предложений" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....

Урок русского языка по теме "Сложное предложение" 5 класс

Урок представлен по филологическому  направлению. Урок русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение» является результатом  проектирования учебного занятия в соответствии с системно...

технологическая карта урока Русского языка "Простые и сложные предложения" 5 класс

технологическая карта урока Русского языка "Простые и сложные предложения" 5 класс...

Урок русского языка простые и сложные предложения 5 класс

Урок русского языка в 5 классе.Методическая разработка.«Простые и сложные предложения»Разделы: Преподавание русского языка.Тема:  Простые и сложные предложения.Цели урока:1)...