Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

    Богданова Лариса Анатольевна

    Представленная модель урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное  сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП» является уроком изучения нового материала и его первичного закрепления.

    Цель учебного занятия – изучить смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.

    Стратегия современного урока определяется проектированием деятельности педагога и деятельности учащихся по реализации цели.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx37.77 КБ
    Файл bsp.pptx107.25 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                  Богданова Лариса Анатольевна,  учитель русского языка

                                                                  и литературы 1КК МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба»

                                               Комсомольского муниципального района Хабаровского края

    Конспект урока русского языка в 9 классе по теме

             «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».

    Цель урока: изучить смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.

    Задачи:

    1. Организовать деятельность учащихся по изучению смысловых отношений между простыми предложениями в составе БСП и первичному закреплению знаний.
    2. Создать условия для развития умений анализировать языковой материал, определять смысловые отношения между частями БСП.
    3. Содействовать развитию умений ставить цели, использовать необходимые средства и способы их достижения.
    4. Содействовать развитию умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
    5. Обеспечить развитие умений самоконтроля.
    6. Содействовать осознанию ценности совместной деятельности.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Цель этапа: мобилизовать внимания учащихся, настроить  их на предстоящую работу, создать благожелательный  психологический климат на уроке.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность

    учащихся

    Примечание

    1.Представление эпиграфа.

    Читает эпиграф.

    Кто такой Вольтер?

    Отвечают на вопрос.

    Вольтер – французский писатель.

    Слайд № 2

    1. Актуализация знаний.

    Цель этапа: создание проблемной ситуации и фиксация новой учебной задачи.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Примечание

    1.Синтаксическая разминка, подводящая к теме урока.

    Задание:

    Сделать вывод о типе каждого сложного предложения.

    2.Работа с таблицей

    (1 и 2 колонки)

    Знаю        Хочу знать        

           Узнал

    (в помощь «хочу знать» слайд  с указанием смысловых отношений между частями БСП)

    Формулировка темы, целеполагание.

    Даёт задание учащимся.

    Затем задаёт вопросы:

    Какие действия необходимо выполнить?

    Какие типы изучали? Приведите примеры из домашней работы.

    Что будет объектом рассмотрения на уроке?

    Что знаем о БСП?

    Что хотели бы узнать о БСП?

    Дополнение выводов учащихся  (подготовка к ГИА)

    Формулируют задания к учебному материалу.

    1.Найти грамматическую основу предложения.

    2.Определить средства связи  простых предложений в составе сложного.

    Выполняют работу самостоятельно в тетради, устно делают вывод, доказывают.

    Отвечают на вопросы, делают вывод, приводят примеры.

    Устная фронтальная работа по заполнению таблицы.

    Для 1 колонки ответ начинать с фразы «Я знаю, что …»

    Формулировка темы, целей урока

    Слад № 3

    Слайд № 4  

    Слайд № 5

    1. Изучение нового материала как совместное изучение проблемы.

    Цель этапа: поиск решения учебной задачи.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Примечание

    1.Работа в группах (3 группы в соответствии со значением БСП и знаков препинания).

    Задание каждой группе:

    1.Обсудите предложенный языковой материал и определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП.

    2. Сопоставьте свои выводы с теоретическим  материалом параграфа 23.

    3. Подготовьте связный монологический ответ на лингвистическую тему, используя примеры параграфа (примеры запишите в тетрадь, укажите значения БСП).  

    1. Индивидуальное задание «Оратор»:

    1.Ответьте на вопрос: «Почему бессоюзная связь не так однозначно передаёт смысловые отношения между частями сложного предложения, как при союзной связи?»  

    2. Убедите своих одноклассников в том, что изучение этой темы необходимо.

    Даёт задание, консультирует учащихся при затруднениях

    Корректирует ответы

    Учитель возвращается к эпиграфу урока и предлагает дома поразмышлять над словами Вольтера: «Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена».

    Работа в группах, выбор ученика для связного монологического ответа на лингвистическую тему  в соответствии с установкой учителя: «Представьте, что Вы автор учебника, и Ваша задача объяснить ученикам тему».

    Выполнение индивидуального задания «Оратор».

    Объяснение нового материала представителем группы с оценкой работы группы.

    Выступление оратора.

    Слайд № 6 (задание группам)

    Слайды № 7, 8, 9 (языковой материал для каждой группы, используется при ответе)

    1. Домашнее задание. Слайд № 10.

    1.   Составьте таблицу-памятку «Значения БСП» (значения БСП, знаки препинания, примеры).

    2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывающее смысл высказывания Вольтера. В работе использовать 2-3 БСП.

                                  (задание по выбору учащихся).

             5. Рефлексия.

    Заполнение 3 колонки таблицы «Узнал».

              6. Первичное закрепление изученного материала

    Цель этапа: диагностическая работа, самооценка и оценивание  выполнения каждой операции.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Примечание

    1. 1. Работа с предложениями и схемами.

    1. 2. Тест с последующей самопроверкой.

    1. 3. Работа в парах.

    Задания:

    1. 1.Внимательно прочитать текст.
    2. 2.Устно ответить на вопросы:

    - какую основную проблему ставит автор?

    - какие  этапы  в движении его мысли  мы  можем выделить?

    1. Внимание: если возникнут затруднения, можно использовать памятку «Сжатие исходного текста».

    Учитель предлагает сформулировать задание к предложенному материалу.

    Учитель предлагает учащимся пересесть, выбрав себе пару.

    Постановка учебной задачи:

    1.Сегодня на уроке мы работали с предложениями из художественных произведений, но у каждого из вас есть своя любимая книга.

    2.Даётся 1 и 2 задание для работы с текстом «Золотая полка книголюба».

    3. Сформулируйте задание 3, которое начинается со слов «Найти в тексте…».

     4. Каким может быть задание 4, если вы работаете с текстом изложения?

    Индивидуальная коррекционная  работа

    Формулировка заданий:

    1.Расставить знаки препинания.

    2.Соотнести схему с предложением.

    Самостоятельная работа с последующей самопроверкой и самоанализом «Как я применил полученные знания?»

    Работа в парах с текстом «Золотая полка книголюба» по заданиям.

    Формулируют и выполняют задания:

    1. 3. Найти в тексте БСП и определить смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Предложение (я)  записать в тетрадь.

    4. Используя способы компрессии, сжать исходный текст.

    Слайд № 11 (при проверке используется анимация с появляющимися знаками препинания и соотнесение схем с предложениями).

    Слайды № 12-13 (проверка с использованием анимации при появлении ответов).

    Слайд № 14

    Слайд № 15

    Слайд № 16

    Слайд № 17 (все четыре задания)

    1. Подведение итогов урока, выставление оценок.

    Приложение.

    Слайд № 2.

    Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.

                                                                                                  Вольтер

    Слайд № 3.

    Задание: сделать вывод о типе каждого предложения.

    Вы спросите, отчего они жили так?
    Вспыхнула звёздочка, и что-то затрещало, и цветок развернулся перед его очами, осветив и другие около себя.

    За Фомою Григорьевичем водилась особого рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и то же.
    (Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»)

              Слайд № 4.

    Знаю

    Хочу знать

    Узнал(а)

             

             Слайд № 5.

      1. [  ]; [  ]; [   ]. – перечисление фактов, два простых предложения осложнены.

    2. [   ] : [пояснение].

    3. [   ] - [следствие].

    4. [   ] - [быстрая смена событий].

    Слайд № 6.

    Задание каждой группе:

    1.Обсудите предложенный языковой материал и определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП.

    2. Сопоставьте свои выводы с теоретическим материалом параграфа 23.

    3. Подготовьте связный монологический ответ на лингвистическую тему, используя примеры параграфа (примеры запишите в тетрадь, укажите значения БСП).  

    Индивидуальное задание «Оратор»: 
    1. Ответьте на вопрос: «Почему бессоюзная связь не так однозначно передаёт смысловые отношения между частями сложного предложения, как при союзной связи?»
    2.
    Убедите своих одноклассников в том, что изучение этой темы необходимо.

    Слайд № 7.

    Группа № 1:

    1. [   ], [   ].
    В лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки.

    2.[   ]; [   ]; [   ].
    Кусты орешника, находящегося неподалёку,  разрослись по берегам ручья; засыпая, к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы; воздух наполнен запахами лета.

    Слайд № 8.

    Группа № 2:

    1.[   ] : [причина].
    Путешественники спешили: в горах удивительно красивая ночь наступает быстро.

    2.[   ] : [пояснение].
    Погода была ужасная: ветер вырывал кусты и молодые деревья с корнем.

    3.[   ] : [дополнение].
    Павел знал: нет ничего прекраснее заката.

    4.[   ] : [дополнение] – пропуск слова в 1 предложении.

          Мы с восхищением  смотрели на восток: над горизонтом медленно поднималось ярко-красное солнце.

    Слайд № 9.

    Группа № 3:

    1.[   ] - [   ].- противопоставление.
    Все ожидали увидеть заросшее болото – перед глазами открылась необыкновенная по красоте панорама.

    2.[время, условие] - [   ].
    Выпадет первый снег – поедем в лес.

    3.[   ] - [вывод, следствие].
    Ласточки летают низко над землёй – жди дождя.

    4.[   ] - [быстрая смена событий].
    Прогремел сильный гром – мгновенно полил дождь.

    1. Слайд № 10.

    1.Составьте таблицу-памятку «Значения БСП» (значения БСП, знаки препинания, примеры).

    2.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывающее смысл высказывания Вольтера. В работе использовать 2-3 БСП.

     (задание по выбору учащихся).

    Слайд № 11.

    1.[   ]; [   ]; [   ]. – перечисление фактов, два простых предложения осложнены.

    2. [   ] : [пояснение].

    3. [   ] - [следствие].

             4. [   ] - [быстрая смена событий].

    А) Возле леса, на горе, дремал с закрытыми ставнями старый деревянный дом  мох и дикая трава покрывали его крышу  лес, обнимая своей тенью, бросал на него дикую мрачность.
    Б)   Ведьма и тут нашлась  оборотилась она под водой в одну из утопленниц и ушла от плети.
    В)   Схватила отцовскую саблю и бряк по полу   лапа кошки с железными когтями отскочила.
    Г)  Деревянная ручка у двери в это время завертелась дверь распахнулась со скрипом.

    Слайды № 12-13.

    Тест.

    1. Укажите, почему стоит тире в предложении:
    Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.
    а) содержание одного предложения противопоставлено другому;
    б) предложения рисуют быструю смену событий;
    в) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.

    2. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП:
        Перебрав по пальцам знакомые сёла,  я обнаружил: они все стояли на реке.
    а) второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом;
    б) второе предложение дополняет первое предложения;
    в) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

    3. Какое утверждение является неверным:
    а) в БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией;
    б) смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений;
    в) знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

    Ответы:  1в  2б  3в.

    Слайд № 14.

    Задания:

     1. Внимательно прочитайте текст.

    2.  Устно ответьте на вопросы:

     - какую основную проблему ставит автор?

    - какие  этапы  в движении его мысли  мы  можем выделить?

    Слайд № 15.

     3.Найдите в тексте БСП и определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Предложение (-я)  запишите в тетрадь.

    Слайд № 16.

    4. Используя способы компрессии, сжать исходный текст.

    Внимание!

       Если возникнут затруднения, можно использовать памятку «Сжатие исходного текста».

    Слайд № 17.

    Задания:

     1. Внимательно прочитайте текст.

    2.  Устно ответьте на вопросы:

     - какую основную проблему ставит автор?

    - какие  этапы  в движении его мысли  мы  можем выделить?

    3. Найдите в тексте БСП и определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Предложение (-я)  запишите в тетрадь.

    4. Используя способы компрессии, сжать исходный текст.

    Внимание!

       Если возникнут затруднения, можно использовать памятку «Сжатие исходного текста».


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП. Урок подготовила учитель русского языка и литературы 1КК МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба » Комсомольского муниципального района Хабаровского края Богданова Лариса Анатольевна

    Слайд 2

    Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена. Вольтер

    Слайд 3

    Вы спросите, отчего они жили так? Вспыхнула звёздочка, и что-то затрещало, и цветок развернулся перед его очами, осветив и другие около себя. За Фомою Григорьевичем водилась особого рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и то же. (Н.В.Гоголь «Вечер на кануне Ивана Купала») Задание: Сделать вывод о типе каждого предложения.

    Слайд 4

    Таблица Знаю Хочу знать Узнал (а)

    Слайд 5

    1. [ ] ; [ ] ; [ ] . – перечисление фактов, два простых предложения осложнены. 2. [ ] : [ пояснение ] . 3. [ ] - [ следствие ] . 4. [ ] - [ быстрая смена событий ] .

    Слайд 6

    Индивидуальное задание «Оратор»: 1. Ответьте на вопрос: «Почему бессоюзная связь не так однозначно передаёт смысловые отношения между частями сложного предложения, как при союзной связи?» 2. Убедите своих одноклассников в том, что изучение этой темы необходимо . Задание каждой группе: 1.Обсудите предложенный языковой материал и определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП. 2. Сопоставьте свои выводы с теоретическим материалом параграфа 23. 3. Подготовьте связный монологический ответ на лингвистическую тему, используя примеры параграфа (примеры запишите в тетрадь, укажите значения БСП).

    Слайд 7

    Группа № 1: [ ] , [ ] . В лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки. [ ] ; [ ] ; [ ] . Кусты орешника, находящегося неподалёку, разрослись по берегам ручья; засыпая, к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы; воздух наполнен запахами лета.

    Слайд 8

    Группа № 2: [ ] : [ причина ] . Путешественники спешили: в горах удивительно красивая ночь наступает быстро. [ ] : [ пояснение ] . Погода была ужасная: ветер вырывал кусты и молодые деревья с корнем. [ ] : [ дополнение ] . Павел знал: нет ничего прекраснее заката. [ ] : [ дополнение ] – пропуск слова в 1 предложении Мы с восхищением смотрели на восток: над горизонтом медленно поднималось ярко-красное солнце.

    Слайд 9

    Группа № 3: [ ] - [ ] .- противопоставление Все ожидали увидеть заросшее болото – перед глазами открылась необыкновенная по красоте панорама . [ время, условие ] - [ ] . Выпадет первый снег – поедем в лес. [ ] - [ вывод, следствие ] . Ласточки летают низко над землёй – жди дождя. [ ] - [ быстрая смена событий ] . Прогремел сильный гром – мгновенно полил дождь.

    Слайд 10

    Домашнее задание: 1. Составьте таблицу-памятку «Значения БСП» (значения БСП, знаки препинания, примеры). 2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывающее смысл высказывания Вольтера. В работе использовать 2-3 БСП. (задание по выбору учащихся)

    Слайд 11

    А) Возле леса, на горе, дремал с закрытыми ставнями старый деревянный дом мох и дикая трава покрывали его крышу лес, обнимая своей тенью, бросал на него дикую мрачность. Б) Ведьма и тут нашлась оборотилась она под водой в одну из утопленниц и ушла от плети. В) Схватила отцовскую саблю и бряк по полу лапа кошки с железными когтями отскочила. Г) Деревянная ручка у двери в это время завертелась дверь распахнулась со скрипом. [ ] ; [ ] ; [ ] . – перечисление фактов, два простых предложения осложнены. - ; : ; - 2. [ ] : [ пояснение ] . 3. [ ] - [ следствие ] . 4. [ ] - [ быстрая смена событий ] .

    Слайд 12

    2 . Объясните , почему стоит двоеточие в БСП: Перебрав по пальцам знакомые сёла , я обнаружил : они все стояли на реке. а)второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом; б) второе предложение дополняет первое предложения ; в) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. Тест. 1. Укажите, почему стоит тире в предложении: Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. а) содержание одного предложения противопоставлено другому; б) предложения рисуют быструю смену событий; в) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.

    Слайд 13

    Ответы: 1в 2б 3в Какое утверждение является неверным : а) в БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией; б) смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений; в) знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

    Слайд 14

    Задания: Внимательно прочитайте текст. 2. Устно ответьте на вопросы: - какую основную проблему ставит автор? - какие этапы в движении его мысли мы можем выделить?

    Слайд 15

    Задания: 3. Найдите в тексте БСП и определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Предложение (-я) запишите в тетрадь.

    Слайд 16

    Задания: 4. Используя способы компрессии, сжать исходный текст. Внимание! Если возникнут затруднения, можно использовать памятку «Сжатие исходного текста».

    Слайд 17

    Задания: 1. Внимательно прочитайте текст. 2. Устно ответьте на вопросы : - какую основную проблему ставит автор? - какие этапы в движении его мысли мы можем выделить? 3. Найдите в тексте БСП и определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Предложение (-я) запишите в тетрадь. 4. Используя способы компрессии, сжать исходный текст. Внимание! Если возникнут затруднения, можно использовать памятку «Сжатие исходного текста».

    Слайд 18

    Спасибо за работу!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

    Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

    Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Тема: «Сложное предложение»

    Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение" 5 класс...

    Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

    Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

    конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.

    Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....

    План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

    Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

    Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"

    На  уроке  отрабатывается  алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка"  урока - дидактический  материал  подобран из  книги В.Губарева...