Конспект урока русского языка. 8 класс. Пунктуация в простом и сложных предложениях с союзом И.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Лимонт Елена Александровна

Урок в соответствии ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 8

Тема: Нормы постановки знаков препинания в простом и сложных предложениях с союзом И

Цели: создание условий для         

  • изучения, обобщения и систематизации знаний учащихся постановки знаков препинания в простом и сложных предложениях с союзом И
  • отработки навыков постановки знаков препинания в простом и сложных предложениях с союзом И;
  • учебного взаимодействия в паре;
  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достижения  в нем взаимопонимания

Планируемые результаты обучения:          ученики  

смогут определять условия выбора постановки знаков препинания в простом и сложных предложениях с союзом И,

будут формировать  умения  работать в паре, развивать монологическую и диалогическую речь.

будут уважительно относится   друг к другу и к учителю.

Средства обучения:  компьютер, экран, мультимедийный проектор

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

примечания

1.Оргмомент

Здравствуйте ребята, присаживайтесь, пожалуйста. Меня зовут Елена Александровна Лимонт. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Несмотря на  безумное волнение я пришла к вам с хорошим настроением (смайлик на доску) А вы?

- У вас на столах лежит зеленый лист настроения и два смайлика, один из них отражает ваше настроение на сегодняшнем уроке. Выберите этот смайлик и приклейте на Лист настроения в левую колонку.

Покажите, пожалуйста, свои листы настроения. Отлично. Я рада, что у многих из вас хорошее настроение!

А что нужно сделать, чтобы сохранить это настроение на весь урок?

В этом деле мы с вами союзники (на доске слово «СОЮЗНИКИ».

Какого значение слова союзники?

В словаре Владимира Владимировича Даля это слово имеет несколько значений, одно из которых Тот, кто вступил в союз с кем-нибудь, находится с кем-нибудь в союзе

Приветствие учителя

Обучающиеся выбирают смайлик, соответствующий настроению.

Нужно хорошо работать, внимательно слушать учителя и одноклассников

Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Постановка учебной цели (целеполагание

и мотивация)

(3 мин)

Назовите ассоциации к слову союз

Брачный союз

Объединение

Союз Советских Социалистических республик

Союз писателей, художников

Ребята, а вы знали о существовании слова «СОЮЗКА»?

Союзка –это передняя часть обуви, а называется она так потому. что соединяет почти все детали верха – носок, берцы и язычок.

Обратите внимание, все значения и ассоциации слова СОЮЗ сводятся к объединению

Нам с вами  союз на уроке русского языка больше интересен в значении служебной части речи.

Какую функцию выполняет союз?

Какие вы знаете группы союзов?

Предлагаю остановиться на одном союзе, который часто используется в предложениях из группы сочинительных. Как вы думаете на каком?

Да, ребята, союз И фигурирует и в простых, и в сложных предложениях. Часто мы сталкиваемся с проблемой постановки знаков препинания в таких предложениях

Кто поможет сформулировать тему  урока?

Для начала давайте проверим, что вы знаете по данной теме

Для этого мне нужен помощник(ученик помогает раздать листки с утверждениями)

Поднимите руку, что хочет попробовть согласиться или не согласиться с утверждениями, касающимися нашей темы

1.  .......перед одиночным союзом И, соединяющим однородные члены предложения, запятая не ставится  

2. .....запятая не ставится, если повторяющийся союз И соединяет однородные члены предложения  

3. .... что  союз И соединяет только однородные члены предложения  

4. .....между частями сложного предложения, соединенными союзом И, не всегда ставится запятая

Мы идим, что есть утверждение, которое вы определили неправильно

Поэтому предлагаю поставить цели на наш сегодняшний урок

Учащиеся предлагают свой ответ:

Брачный союз

Объединение

Союз Советских Социалистических республик

Союз писателей, художников

Ответы учеников

Союзы соединяют предложения и словоформы внутри предложения.

Сочинительные и подчинительные

Союз И

Нормы постановки знаков препинания в простом и сложных предложениях с союзом И

+

-

-

+

Систематизировать теоретические знания по теме «Пунктуация в предложениях с союзом «и»

Узнать случаи постаноки запятых при союзе И

Учащиеся озвучивают цель  и задачи урока

На доске появляется слово СОЮЗ

Включить проектор

СЛАЙД 1

СЛАЙД  2 с ответами

3. Реализация плана

ФИЗМИНУТКА

Согласитесь, чтобы добиваться целей, нельзя стоять на месте. Поэтому приступим к работе.

-основная функция союза и, как вы уже говорили, соединять однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, поэтому важно отличать союз И, соединяющий предложения от союза И, соединяющего однородные члены. Но есть ряд правил, которые исключают постановку запятой в этих предложениях. Разобраться в них нам помогут следующие задания.

Сегодня на уроке мы будем вести записи в рабочих листах, они лежат у вас на столах

По ходу работы мы также будем с вами составлять кластер.(это графическая запись теоретической информации), листы для кластера тоже лежат на ваших столах

Задание 1. Определите роль союза И в предложениях?

Подчеркните однородные члены предложения

1.За окнами сиял и лучился свежий снег..

2.Черепаха, высунув голову и медленно переступая лапами, двинулась к кормушке

3. При свете молнии стали видны дома, и сараи, и стога, и стволы старых деревьев.

Какой вывод мы можем сделать?

Но помните, что внутри фразеологического оборота запятая не ставится

И стар и млад отзывался о нем уважительно.(на слайд)

ЗАПОЛНЯЕМ КЛАСТЕР (на слайде)

Я буду называть фразеологизмы, а вы назовите их значение и выполняйте движения.

  • Качать головой” (сомневаться);
  • Затаив дыхание” (замереть от восторга);
  • Втянуть голову” (сжаться, согнуться);
  • Задать стрекоча” (убежать, умчаться); (бег на месте)
  • Выбиться из сил” (устать, обессилить);
  • Всплеснуть руками” (изумиться, удивиться);
  • Стоять как каменный” (неподвижно);
  • Из угла в угол” (в разных направлениях).

Задание 2. Определите функцию союза в следующей группе предложений.

РАБОТА СО СЛАЙДАМИ

1. Блеснула молния, и начался ливень

Неожиданно блеснула молния и начался ливень

К несчастью, блеснула молния и начался ливень

Когда мы подошли к дому, блеснула молния и начался ливень

Какие выводы мы сделаем и что запишем в наш кластер?

Обратите внимание на предложение:

Сквозь радугу сверкают капли дождя,  и я наблюдаю за ними восторженно.(на слайд)

Будьте внимательны при анализе подобных предложений

2. Охарактеризуйте предложение с точки зрения состава граматической основы:

На улице моросило и на душе было тоскливо.

Что мы наблюдаем?

Какое пунктуационное правило мы можем сформулировть ?

3. А если обратить внимание на эмоциональную окраску предложений

Какова цена товара и делаете ли вы скидки?

Какой замечательный день и как радостно на душе!

Пусть солнце ярко светит и сияют звезды!

Они сложные?

Почему же не стоит запятая?

        

Соединяет однородные члены предложения

Выполнение работы.

Если ОЧ соединены одиночным союзом И, запятая не ставится В качестве однородных членов могут выступать причастные и деепричастные обороты.

Если ОЧ соединены повторяющимися союзами И, запятая ставится между однородными членами

Соединяет части ССП

В ССП запятая не ставится перед союзами И, если его части объединены общим второстепенным членом, вводным словом  или придаточным предложением

Сложное предложение , состоит из двух неполных безличных предложений

Между частями ССП, соединенными неповторяющимся союзом И запятая не ставится, если они являются односоставными предложениями одинакового типа.

Да

В ССП запятая не ставится перед союзом И, если его части являются восклицательными, вопросительными и побудительными.

На экране

СЛАЙД 3

РАБОТА В ПАРАХ,  обсуждаем вместе

СЛАЙД4

СЛАЙД 5

Делаем записи в кластер

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9

4.Первичное закрепление 

5.Закрепление

Итак, перед вами кластер и предложения, в которых нужно расставить нелостающие знаки препинания.

1. Женщина работала библиотекарем в техникуме,  и ее нельзя было заподозрить в излишних суевериях.
2.  Крайние
домики уже спали и слепо таращились темными окнами на путника.

3. В сумерки в небе начали появляться первые звёзды и зажглись огни на пароходах.

4. Вероятно, тебе не успеют передать книгу и мы не успеем подготовиться к предстоящему выступлению.

5. Который теперь часть и сколько времени осталось до отхода поезда?

6. Ночь и огромная луна.

- Давайте обобщим полученную сегодня информацию и с помощью нашего кластера проговорим правила пунктуации в простом и сложных предложениях с союзом И

-Поднимите руку те, у кого остались вопросы по данной теме.

-Если вопросов нет, то прошу вас помочь мне в проверке нескольких работ моих учеников. И что-то мне подсказывает, что в  этих работах есть ошибки...

-Перед вами предложения, ваша задача выписать номера предложений, в которых допущена ошибка в постановке запятой и объяснить. На выполнение задания 5 минут.

«Лови ошибку»

1.В ворота входили новые толпы и въезжали запоздалые телеги. (А. Чехов.)

2.Шли два приятеля вечернею порой и дельный разговор вели между собой. (И.Крылов)

 (М.Пришвин)

3.Рано утром солнце еще не палило так жарко и с моря веяло свежестью.(М.Горький)

4.Пугачев дал знак,  и меня тотчас развязали и оставили. (А. С. Пушкин.)

Выполняют с комментарием

1

4

Обсуждение ошибок в предложениях

6. Информация о домашнем задании

Мы с вами сегодня проделали большую работу, составили кластер, который обязательно вам пригодится как при выполнении домашнего задания, так и при подготовке к экзаменам в следующем году.

Дома вы поработаете с предложениями из картоки. Нужно будет выписать предложения в тетрадь, расставитьнедостающие знаки препинания и графически их обозначить.

1. После обеда затянулось небо и был дождь.

2. Мы выбрали место для ночёвки под большими лохматыми елями и стали разбивать палатку.

3. Нужно переписать работу и следует объяснить допущенные в ней ошибки.

4. Над землёй колючий снег и весёлая метель. 

7.Организация рефлексии

 За ваш труд на урок я хочу сказать вам спасибо. Вы умные и активные. Сегодня очень помогли мне провести урок.

А какие слова благодарности и похвалы вы бы могли сказать своим одноклассникам или может быт себе?

8. Рефлексия настроения

А теперь предлагаю вернуться к нашему настроению. У меня оно осталось прекрасным! А у вас? Выберите из второй пары смайликов тот, который соответствует вашему настроению.

Отлично! Желаю вам дальнейших успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Тема: «Сложное предложение»

Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение" 5 класс...

Конспект УЗ по русскому языку "Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"

Данный материал можно использовать при подготовке к учебному занятию по теме"Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"...

Конспект урока в 9 классе "Двоеточие в простом и сложном предложениях. Повторение"

Вашему вниманию представлена разработка обобщающего урока с использованием дифференцированных заданий по теме "Двоеточие в простом и сложном предложении".  Материал заданий объединен темой "Худож...

Конспект урока объяснения нового материала по теме "Простые и сложные предложения"

Данный конспект урока разработан для учителей русского языка. Конспект составлен согласно ФГОС второго поколения....

Конспект урока объяснения нового материала по теме "Простые и сложные предложения"

Данный конспект урока разработан для учителей русского языка. Конспект составлен согласно ФГОС второго поколения....

Конспект урока объяснения нового материала по теме "Простые и сложные предложения"

Данный конспект урока разработан для учителей русского языка. Конспект составлен согласно ФГОС второго поколения....

Презентация по русскому языку "Знаки препинания в простых и сложных предложениях"

Систематизация и обобщение полученных знаний о пунктуации в простом и сложном предложении...