Конспект урока в 9 классе "Двоеточие в простом и сложном предложениях. Повторение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Вашему вниманию представлена разработка обобщающего урока с использованием дифференцированных заданий по теме "Двоеточие в простом и сложном предложении".  Материал заданий объединен темой "Художник И.И.Левитана"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок с использованием дифференцированных

заданий.

                                                 

                                                                              Из опыта работы

учителя русского языка

                                                                                          и литературы

                                                                              Мишкиной И.В.

Конспект урока

по русскому языку

в 9 классе

«Двоеточие в простом и

сложном предложениях.

Повторение»

Образовательные цели: систематизация, обобщение и закрепление знаний о постановке двоеточия в бессоюзном сложном предложении, отработка умений и навыков выяснять смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях с двоеточием, повторение постановки двоеточия при однородных членах и в предложениях с прямой речью.

Оборудование: репродукции картин И.И. Левитана «Март», «Весна. Большая вода», «Золотая осень»; «Портрет И.И. Левитана» (репродукция картины В. Серова).

Ход урока

     1. Организационный момент. Постановка цели занятия.

     

- Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим знания о постановке двоеточия в простом и сложном предложениях. Кроме того, тексты, с которыми будем работать на уроке, объединены темой «Художник И.И.Левитан». С его картинами вы хорошо знакомы, надеюсь, что сегодняшнее занятие даст вам возможность познакомиться и с создателем этих произведений живописи.

     На доске вывешены репродукции картин И.И. Левитана, его портрет.

     

Открываем тетради, записываем число, тему урока.

     2. Проверка домашнего задания.

     Выяснить, усвоено ли вами правило о постановке двоеточия в бессоюзном сложном предложении, и закрепить эти знания поможет проверка домашней работы.

     1. Прочитайте из упр. 146-го предложение, в котором есть двоеточие, обоснуйте постановку этого знака препинания.

     На запад пятиглавый Бешту синеет, «как последняя туча рассеянной бури»; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка; на восток смотреть веселее: внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа.

     (В данном случае между частями бессоюзного сложного предложения двоеточие ставится потому, что второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом. Между обеими частями бессоюзного сложного предложения можно поставить союзы потому что, так как.)

     2. Проверка теории предыдущего урока.

     - Какие еще условия постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях вам известны? Приведите примеры.

     Устное монологическое высказывание на тему «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

     Класс оценивает ответ одноклассника.

Вывод.  Что необходимо знать и уметь, чтобы правильно расставлять знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях?

     (Необходимо хорошо знать правило и видеть смысловые отношения между частями сложного предложения.)

     Ш. Обобщение и повторение материала по теме. Закрепление материала.

     1. Повторение постановки двоеточия в простом предложении.

    - А сейчас, ребята, вспомним правила постановки двоеточия в предложениях с однородными членами и прямой речью.

     (Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами, а также после слов автора  перед прямой речью.)

     2. Составление обобщающей таблицы «Двоеточие в простом и сложном предложениях».

     Чтобы наглядно представить теоретический материал темы урока, оформим его графически на доске и в тетрадях в виде обобщающей таблицы.

     В итоге получается такая запись:

Место, где употребляется двоеточие в предложении

Примеры

1.

2.

3.

4.

5.

[   ]  : [причина]

[    ]  : [дополнение]

 [    ] : [Ппояснение]

 [ О: О, О, О]

А: «П».

     Проверка того, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.

    3. Работа с обобщающей таблицей, отработка умения видеть смысловые отношения между частями сложного предложения и ставить знаки препинания в БСП.

     - Продолжим отрабатывать пунктуационные навыки по теме. С этой целью заполняем таблицу. Работаем по группам.

             П группа (учащиеся, занимающиеся на «5» и «4») самостоятельно записывают примеры к схемам №2, 3 из упр. 145.

1 группа (учащиеся, обучающиеся на «3»), подбирают примеры из записанных на доске предложений.

     Ученик, работающий у доски, соотносит предложения с пунктом таблицы, объясняя условия постановки знака.

     Запись на доске (или на карточке перед учащимися)

     1) В лесу было особенно хорошо трава красиво пестрела цветами в воздухе стоял чудный аромат душистых трав. 2) И еще впервые увидел за лето березки начали обсыпать золотыми монетками растущие под ними темные елочки.

     Проверяется задание П группы.

     Учащиеся выписали следующие предложения:

     Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. Семен Иванович оглянулся: спрятаться было негде.

    Продолжаем заполнять таблицу. Но вы уже должны будете определять, какое место занимает диктуемое предложение в таблице на слух. Выборочный диктант.

     Учитель диктует предложения.

     1) Левитан бывал в разных странах мира: в Италии, в Финляндии, во Франции, в Швейцарии. Но любил он только среднюю Россию, и поездки в другие места ему казались напрасной тратой времени (К. Паустовский).

     2) Художник М.В. Нестеров писал о нем: «Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже: его душу, его очарование».

     3) Тяжелую жизнь прожил художник: даже детство не оставило ему радостных воспоминаний.

     После этого задания таблица будет заполнена.

   

 4. Дифференцированные задания.

     Чтобы  (отработать, проверить и закрепить) ваше умение (осознанно) использовать бессоюзные сложные предложения в собственной письменной связной речи, П группа пишет сочинение – миниатюру по одной из репродукций картин И.И. Левитана с использованием данных конструкций.

   

  Чтобы убедиться в богатстве русского языка, 1 группа выполняет упражнение, в котором необходимо союзные предложения переделать в бессоюзные с двоеточием; объяснить целесообразность таких замен.

     Учитель открывает записанный на обратной стороне доски текст.

     Запись на доске.

     Маленький Левитан скучал в зимнюю пору, потому что снег тяготил его. В годы возмужалости он не только сохранил в неприкосновенности это чувство, но оно стало острее. Зимний холод угнетал Левитана, так как под снегом умирала земля, останавливались живые воды  ручейков, черной щетиной стояли молчаливые кустарники и перелески. Художник почти не писал зимних мотивов, как будто руки у него замерзали и не могли держать кисти.

     Прочитайте текст. Найдите предложения, в которых замена возможна.

     Учащиеся зачитывают 1,3 предложения. Если затрудняются, то предлагается вначале определить смысловые отношения между частями сложного предложения. Затем посмотреть, соответствуют ли смысловые отношения тем, при которых ставится двоеточие. Обратить внимание на союзы, так как благодаря им смысловые отношения определенные, четкие.

     Почему замена в этих двух предложениях целесообразна? Бессоюзные сложные предложения с двоеточием синонимичны сложноподчиненным с придаточным причины.

     Спишите текст, употребите бессоюзные сложные предложения, расставляя соответствующий знак препинания.

     Проверяется задание П группы. Заслушиваются сочинения-миниатюры.

     5. Диктант «Проверь себя».

     В заключение урока проведем диктант «Проверь себя». Каждый работает самостоятельно, чтобы проверить свои знания по теме урока. Записываем схему читаемых предложений. (Если будет время, можно записать предложения).

     1) Грусть и задумчивость в большинстве пейзажей И.И. Левитана: в нищей России не могло быть радостной и счастливой жизни.

     2) Мы любим и высоко ценим замечательные картины Исаака Ильича: «Март», «Владимирка», «Над вечным покоем» и другие.

     3) Умер художник рано, не достигнув сорока лет: жизнь была к нему беспощадна.

     Учитель открывает схемы, записанные заранее на доске. Проверка проводится с помощью самоконтроля. Ученики объясняют по схемам условия постановки двоеточия.

     IV. Подведение итогов

     - Что усвоено хорошо по теме «Двоеточие в простом и сложном предложениях?».

         - Какие вопросы вызывают затруднение?

     V. Домашнее задание

     1 группа – повторить теорию параграфа 11, выполнить упражнение 149

(П часть).

     2 группа – написать миниатюру в любом жанре на тему «Каким я представляю себе И.И. Левитана?» с использованием бессоюзных сложных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Конспект дистанционного урока по русскому языку в 11 классе...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок для 5 классов. Повторить сведения об основных видах сложных предложений; формировать умение различать виды сложных предложений и расставлять знаки препинания; закрепить навыки синтаксического раз...

Методическая разработка урока по русскому языку "Простое и сложное предложение"

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по УМК Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.. Тростенцовой Л.А....

Методическая разработка. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Употребление союзов в простых и сложных предложениях"

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Употребление союзов в простых и сложных предложениях" для 7-го класса.Цели урока: Достижение обучающимися предметных и метапредметных рез...

Конспект урок в 9 классе по теме: «Сложное предложение. Основные типы сложных предложений».

Цель урока: дать общее представление о признаках разграничения сложных и простых предложений, рассмотреть типы сложных предложений. Урок предполагает наличие рабочих листов и презентации....