Конспект урока объяснения нового материала по теме "Простые и сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Данный конспект урока разработан для учителей русского языка. Конспект составлен согласно ФГОС второго поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semicheva_l_-_konspekt_fgos.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Семичева Л.В., учитель МБОУ СОШ №2 г. Мценска

Конспект урока объяснения нового материала

Тема урока: «Простые и сложные предложения».

Класс: 5.

Планируемые образовательные материалы.

1.Предметные

В результате занятия учащиеся смогут:

- получить представления о простом и сложном предложении, о видах связи простых предложений в составе сложного;

- овладеть практическими умениями построения простых и сложных предложений;

- систематизировать и углубить свои знания о простом и сложном  предложении.

2. Метапредметные

В результате учащиеся смогут:

- сформулировать цели своей учебной деятельности;

- совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;

- продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение, а также умения работать с разными источниками информации;

- продолжить совершенствовать навыки языкового анализа, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей (познавательные универсальные учебные действия).

3. Личностные

В результате занятия учащиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.

Основные понятия урока: синтаксис, простое предложение, сложное предложение.

Ресурсы: Учебник – «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др., раздаточные дидактические материалы (рабочий лист).

Знаки помощники (промежуточная рефлексия): ! -  все понятно, со всем справился;

                                                                                         ? – не все понятно, есть затруднения.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Мотивация (создание проблемной ситуации);
  3. Целеполагание;
  4. Изучение нового материала (работа с текстом учебника стр. 107-108);
  5. Первичное закрепление на примере грамматического материала (упр. 234);
  6. Физкультминутка;
  7. Самостоятельная работа в группах ( упр. 235);
  8. Дальнейшая работа по закреплению нового материала ( Текст на рабочих листах);
  9. Подведение итогов урока (рефлексия);
  10. Задание на дом.

Этап  урока.

Основное содержание этапа.

Основные виды

деятельности учащихся.

1.

Организационный момент.

Доброе утро! Рада Вас всех видеть сегодня на уроке русского языка. Все готовы к уроку? Урок начинается.

Эмоциональное включение в урок. Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.

2.

3.

Мотивация (создание проблемной ситуации).

(Учитель читает 2 текста «Весна», текст распечатан в рабочих листах).

1 текст.

В этом году весна пришла раньше времени. Хотя зима еще не сдавала свои позиции. Снег пока лежал в глубоких оврагах. Птицы уже вернулись из теплых стран. С каждым днем погода становилась теплее и  солнечней. Пришла весна!

2 текст.

В этом году весна пришла раньше времени, но зима еще не сдавала своих позиций. Снег пока лежал еще в глубоких оврагах, а вот птицы уже вернулись из теплых стран. С каждым днем погода становилась теплее и солнечней, это пришла весна!

Ребята, мне хотелось бы задать вам вопрос.

В чем сходство и различие в этих двух текстах? (Сходство в общей теме – приход весны; а различие в синтаксическом построении текста, 1 текст – состоит из простых предложений, а 2 текст – стоит из сложных предложений).

Кто вспомнит, чем отличается простое предложение от сложного предложения? ( Простое предложение состоит из 1 грамматической основы, а сложное из 2 и более грамматических основ.)

Посмотрите внимательно на эти 2 текста и сможете ли вы ответить на следующий вопрос.

Объясните, как связаны между собой простые предложения в составе сложного? (С помощью союзов, так же могут быть связаны по смыслу и интонацией.)

Вы владеете определенными знаниями о простых и сложных предложениях. Сегодня на уроке мы узнаем о предложения намного больше нового. Тема нашего урока «Простые и сложные предложения». (Тема записывается на доске, в тетради и на рабочем листе).

Целеполагание.

Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (Учащиеся говорят о том что, они вспомнят, что такое простое и сложное предложение, узнают на уроке о способах связи простых предложений в составе сложного, научатся их различать, узнают какую роль, играют сложные предложения в тексте).

 (Цели урока записать на рабочем листе).

Слушание и адекватное понимание текста.

Анализ языкового материала, формулирование умозаключения и аргументация собственного мнения, на основе анализа языкового материала.

Формулирование целей своей учебной деятельности.

4.

 

 Изучение нового материала.

Новым материал оформляется в ходе индуктивной бе -        седы в виде опорной записи, фиксирующийся на доске и в тетрадях.

  1. В чем отличие простого предложения от сложного предложения?
  2. Как связаны простые предложения в составе сложного?

Предложение

                        /                                      \

                простое                            сложное

Сложное (по способу соединения простых предложений делятся на 2 группы):

          - союзный;

          - бессоюзные.

Простые предложения в составе сложного на письме обычно разделяются запятыми.

Используя опорный материал, расскажите о простых и сложных предложениях. Приведите примеры. Сравните устное высказывание, которое вы составили, с материалом учебника на стр. 107-108.

Что еще нового о простых  и сложных предложениях вы узнали?

Анализ языкового материала, установление причинно-следственных связей, построение логического рассуждения.

Анализ материала таблицы.

Составление связного высказывания на лингвистическую тему. Сравнение лингвистических текстов.

5.

Первичное закрепление материала.

Выполнение упр. 234.

Прочитайте отрывок из стихотворения Н.Некрасова «Перед дождем». Используя образец рассуждения, укажите в отрывке простые и сложные предложения.

Из скольких грамматических основ состоит простое предложение? Из скольких грамматических основ состоит сложное предложение? (Далее указываются простые и сложные предложения с обязательным проговариванием по образцу).

 Каким способом простые предложения соединены в составе сложного? (Учащиеся отмечают, что это сложное союзное предложение, т.к. два простых предложения соединены союзом И).

   Промежуточная рефлексия.

   - Кто справился с заданием на полях напротив упр. 234 оцените себя, со всем ли вы справились, все ли вам понятно, пользуясь знаками помощниками ( ! ? ).

Чтение и адекватное понимание текста (смысловое чтение).

Составление рассуждения на лингвистическую тему.

Грамматический анализ.

Анализ собственной учебной деятельности и самокоррекция.

6.

7.

8.

9.

10.

   Физкультминутка.

Задание для класса. На стенах класса расклеены три пословицы про русский язык, нужно соединить начало пословицы с ее концом.

1. Без русского языка  ….не сколотишь и сапога.

2. Дурное слово как смола: ….пристанет - не отлепишь.

3. Язык до… Киева доведет.

   Самостоятельная работа в группах. (по 3 человека)

Выполним упр. 235.

Задание для группы:

  1. Выпишите, расставляя пропущенные знаки препинания, в сложных предложениях, где союз а соединяет простые предложения в составе сложного. Подчеркнуть грамматические основы.
  2. Выпишите, расставляя пропущенные знаки препинания, в простых предложениях, где союз а соединяет однородные члены предложения. Подчеркнуть однородные члены предложения.
  3. Постройте схемы сложных предложений.

 После самостоятельной работы несколько учеников зачитывают  выполненное ими задание.  

Промежуточная рефлексия.

   - Кто справился с заданием на полях напротив упр. 235 оцените себя, со всем ли вы справились, все ли вам понятно, пользуясь знаками помощниками ( ! ? ).

Дальнейшая работа по закреплению нового материала.  (работа в парах)

Прочитайте предложения из ученических сочинений. Исправьте ошибки в написании пунктограммы №4. Исправленные предложения запишите, объясните ваши исправления.  (Текст распечатан в рабочих листах).

Сегодня с утра пошел крупными хлопьями снег. До этого с неба сыпалась мелкая, жесткая крупа а теперь шел настоящий снег. Он нарядил все дома в деревне что даже деревья протягивали к нему свои руки-ветви. На улицах не было детей а только тихо летали снежинки. Из-за снега вечер стал светлее и беззащитнее.  

Промежуточная рефлексия.

   - Кто справился с заданием на полях напротив задания оцените себя, со всем ли вы справились, все ли вам понятно, пользуясь знаками помощниками ( ! ? ).

Подведение итогов урока (рефлексия).

Вспомните, какие цели мы ставили? Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать?

Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и рабочих листах, посмотрите на знаки помощники, которые вы ставили во время всего урока. Пользуясь знаками помощниками оцените свой уровень.

Уровни оценивания своих знаний и умений:

  1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий.
  2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.
  3. Все понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.

В конце урока учащиеся называют наиболее активно работавших на уроке. Этим учащимся выставляется оценка после проверки их классной работы (поурочный балл).

Задание на дом.

§ 46; составить лингвистическое высказывание по опорной схеме; упр. 239 – базовый уровень; упр. 241 - дополнительно, повышенный уровень.

 

 

Психологическая разгрузка. Простые физические упражнения для снятия общего утомления.

Осуществление групповой формы учебного сотрудничества.

Смысловое чтение, формирование умения распознавать простое и сложное предложение, определять способ соединения простых предложений в составе сложного.

Развитие мыслительных операций.

Анализ собственной учебной деятельности и самокоррекция.

Осуществление парной формы учебного сотрудничества.

Чтение и понимание текста, формирование умения определять простое и сложенное предложение, умение видеть структуру предложения.

Анализ и оценка языкового материала с точки зрения  нормативности и его коррекции.

Анализ собственной учебной деятельности и самокоррекция.

Анализ достижения учебной цели.

Анализ собственной учебной деятельности и самооценка.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Дата

Тема

Этапы работы

Рабочее поле

1.

1 текст. «Весна»

В этом году весна пришла раньше времени. Хотя зима еще не сдавала свои позиции. Снег пока лежал в глубоких оврагах. Птицы уже вернулись из теплых стран. С каждым днем погода становилась теплее и  солнечней. Пришла весна!

2 текст. «Весна»

В этом году весна пришла раньше времени, но зима еще не сдавала своих позиций. Снег пока лежал еще в глубоких оврагах, а вот птицы уже вернулись из теплых стран. С каждым днем погода становилась теплее и солнечней, это пришла весна!

2.

Цели урока.

Я должен научиться…

3.

Прочитайте предложения из ученических сочинений. Исправьте ошибки в написании пунктограммы №4. Исправленные предложения запишите, объясните ваши исправления.  

Сегодня с утра пошел крупными хлопьями снег. До этого с неба сыпалась мелкая, жесткая крупа а теперь шел настоящий снег. Он нарядил все дома в деревне что даже деревья протягивали к нему свои руки-ветви. На улицах не было детей а только тихо летали снежинки. Из-за снега вечер стал светлее и беззащитнее.