конспект урока русского языка в 5 классе обобщение изученного материала по теме: "синтаксис и пунктуация"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Данный урок является заключительным при изучении синтаксиса и пунктуации в 5 классе., проводится в форме путешествия по станциям. Урок-игра вызывает особый интерес учащихся и позволяет систематизировать знания по изученному разделу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная   школа № 3 г.Ейска

МО Ейский район

Урок русского языка в 5 классе

Обобщение изученного  материала по теме:

 «Синтаксис и пунктуация»

Учитель русского языка и литературы

Зазимко Т.Н.

Задачи: 1) повторение и обобщение изученного материала по данному разделу;

2) развитие умений учащихся производить разборы, составлять схемы, логического мышления;

3)  привитие любви к родному слову, языку; умение внимательно слушать товарища.

                             Ход  урока.

  1. Организационный момент. Объявление темы урока.

Учитель:

- Ребята, говорят, наша школа похожа на корабль, бегущий вдаль. Каждый год в большое плаванье (11 лет) отправляются новые и новые ученики. А выпускники, сходящие с трапа корабля, уходят в большую жизнь. Это гордость каждой  школы.

        И вы, ребята, вот уже пятый год путешествуете по неизвестным странам, приобретая все новые и новые знания. Сегодня мы тоже отправимся в путешествие к стране «Морфологии» по материку «Русский язык», но для того, чтобы получить в нее пропуск, вы должны показать всем нам свои знания, полученные в стране «Синтаксис и пунктуация».

    Но вначале мы выберем капитанов кораблей, которые в путешествии будут руководить своей командой.      

                         (ученики выбирают капитанов)  

Но главное условие вы должны быть внимательны, ведь домашним заданием будет составление творческого отчета о путешествии.

2. Повторение изученного материала.

 - Итак, готовы? Тогда вперед. Давайте вспомним, что мы называем синтаксисом и пунктуацией?

  • Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.

  • Пунктуация – правила употребления знаков препинания.

  Теперь проверьте ваши знания.

3. Наши корабли  входят в гавань «Словосочетание». Необходимо выполнить задание, чтобы дальше продолжить путь.

               Остановка «Словосочетание»

  • Задание № 1: из предложений выпишите  словосочетания с именной  и глагольной связью  
  • Шумела полночная вьюга в лесной и глухой стороне.

..    Седой туман клубится тяжко над рекой.

  • Именные словосочетания

  полночная вьюга (прилаг.+сущ., именная)

 в лесной стороне (прилаг.+ сущ., именная)

 седой туман (прилаг. + сущ., именная)

  • Глагольные словосочетания

шумела в стороне (глаг.+ сущ., глагольная)

клубится над рекой (глаг.+ сущ., глагольная)

клубится тяжко (глаг.+нареч., глагольная)

   (жетоны)

4. Дальше наши корабли делают остановку в местечке «Простое предложение». Что вы знаете о простом предложении?

Характеристика простого  предложения:

  • по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные;
  • по интонации: восклицательные и невосклицательные;
  • по наличию главных членов: односоставные и двусоставные;
  • по наличию второстепенных членов предложения: распространенные и нераспространенные;
  • осложнены: обращением,  однородными членами.

Задание №2

А) Произведите синтаксический разбор предложения:

       Л..тят журавли под куполом светлых н..бес.

  (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., не осложнено)

Б) Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений:

  • Мы читали разные книги  сказки повести рассказы.
  • Синтаксис   раздел языкознания.

Задание №3. КОНКУРС КАПИТАНОВ.

Составьте схемы:

  • 1. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую музыку.
  • 2. Пашня всюду заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками.
  • 3. Ребята не купались, а загорали.

                              (получают жетоны)

5. С этим заданием вы справились, а теперь входим в гавань «Пунктуация».

Задание № 4. Составьте предложения по заданным схемам.

                                                                                     

Ученики составляют схемы, получая жетоны.

6. Мне кажется, здесь справились все. Остановка «Сложное предложение».

Какие предложения мы называем сложными? Какие бывают сложные предложения?

  • Сложносочиненное  
  • Сложноподчиненное

7. Чтобы получить жетон необходимо выполнить следующее задание.

Задание № 5

Произведите синтаксический разбор предложения, расставьте запятые, составьте схемы.

       

Дверь т..хонько отворилась и царевна оч..тилась в светлой горниц…

 

П. Я видел как распускался этот прекрасный цветок.         

8. Последнее заключительное задание.

Задание № 6. Выполнение теста( сильные, карточки – слабые учащиеся выполняют)

1.Определите грамматическую основу предложения.

За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень.

а) ласковая осень;                  б) прижилась осень;

в) прижилась в лесу;               г) прижилась за Доном.

2. Укажите распространенные предложения.

А) Поспели яблоки, груши и сливы.

б) Полный месяц встал над лугом.

в) Светает рано.

г) Опять шумит, бушует погода.

3. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, называется:

а) дополнение;          б) определение;

в) обстоятельство;    г) сказуемое.

4. Укажите предложения с однородными членами предложения:

а) Завтра ребята посетят музей.

б) Мы купались весь день, но почти не загорали.

в) Листья питают корни.

г) В кроссе участвовали юноши и девушки.

                            (Слабые карточки)

9. Итак, ребята, вы достойно справились со всеми заданиями.

Итоги путешествия.

1. Что в ходе плавания вы повторили?

2. Как вы считаете, можно отправляться за знаниями к острову «Морфология»? Почему?  

Подведем итоги нашего плавания.

Подсчет жетонов и выдача пропуска: «Друзья! Вы сегодня достойно выдержали испытания в путешествии по стране «Синтаксис и пунктуация», показали хорошие знания. Еще не раз вы будете в этой удивительной стране, поэтому сохраните знания, полученные в 5 классе. Вы серьезные, думающие дети. Удачи вам!

                                                             

                  Президент объединенной  страны Синтаксиса и Пунктуации.»

10. Объявление оценок и задание на дом «Составьте творческий отчет о сегодняшнем путешествии».            

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс

Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....

Урок русского языка. Систематизация и обобщение изученного материала по теме: «Обособленные члены предложения» 8 класс.

Аннотация к уроку. Урок предназначен для учащихся 8 класса, составлен на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». Авторы – составители: М.Т. Барано...

Обобщение изученного материала по теме "Синтаксис и пунктуация с использованием комплексного анализа текста" 5 класс

Данный урок обобщение изученного материала по теме "Синтаксис и пунктуация с использованием комплексного анализа текста" 5 класс предназначен для проверки усвоения материала изученного в теме "Синтакс...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс

Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление  основн...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)

Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...