конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Догадина Ольга Владимировна

   Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_deeprichastie._deeprchastnyy_oborot.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Догадина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ Краснодонская ООШ Волгодонского района Ростовской области.

Класс: 7 класс, русский язык.

Тема: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».

Тип урока: повторение и обобщение изученного.

Цели урока:

  1. повторить и обобщить сведения по теме «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.»;
  2. развить умения учащихся находить деепричастия и деепричастные обороты, определять их роль в речи;
  3. закрепить орфографические, пунктуационные и грамматические умения учащихся, приобретенные в ходе изучения темы «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».

Задачи:

  1. создать условия для повторения и обобщения сведений по теме «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте»;
  2. создать условия для самостоятельной деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования материала, развивать речевые навыки;
  3. облегчить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся; организовать активный отдых учащихся средствами учебного предмета; снять умственное и физическое напряжение.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  1. готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  2. сформированность мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

  1. уметь прогнозировать учебную ситуацию; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делать выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирования знаний; обобщать полученную информацию;
  2. работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать учебную ситуацию;
  3. аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; адекватно использовать речевые средства;
  4. самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организацию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Методы обучения: теоретический опрос, лингвистический эксперимент, работа в группах, беседа, самостоятельная работа.

Педагогические технологии: ИКТ - технологии, личностно - ориентированные технологии, технологии сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

I. Оргмомент. Формулирование темы и целей урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня необычный урок. У нас присутствуют гости.

Учитель: Запишите число, вид работы.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим работу по теме, начатой вчера. А сформулировать тему урока нам поможет небольшое стихотворение:

 Школьный прозвенел звонок, и пришли мы на урок

Потрудиться, не ленясь, не медля и не торопясь,

Отвечая, улыбаясь, и при этом, не теряясь.

В работе примем все участие, повторяя Деепричастие.

Учитель: Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о Деепричастии. Но не только. Что мы вчера изучили? ДО

Учитель: Может быть, кто-нибудь сформулирует тему урока?

Слайд 3

Правильно, тема «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».

Учитель: Почему необходимы уроки повторения и систематизации? (Мнения учащихся)

Слайд 4

Учитель: Какова цель нашего урока? При ответе можете воспользоваться опорными словами.

(Повторить и обобщить сведения по теме «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте», определить роль деепричастий в речи, закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты, правильно их писать и расставлять знаки препинания при них.)

II. Актуализация знаний.

Сайд 5   Раздаём «Лист успеха» Учитель комментирует. Опрос по листу.  Используем материал для наблюдений!!!!

В это время ученик у доски (Слова с чередованием)

Зам..рая, сл..гая. выт..рая,выч..тая, сл..жив, расст..лая,заг..рая,прик..саясь,соб..рая, рассч..тывая (После составляем предложения)

Повторение с помощью слайдов

Слайды 6-9    

III. Самостоятельная работа.

Учитель: А теперь давайте проверим, как вы усвоили эту тему. Самостоятельно на листочках выполните тест. Не забудьте указать свою фамилию.

ТЕСТ Слайд 10 самопроверка

1.Лингвистический эксперимент.

Учитель: Ребята, лингвисты установили, что части речи неравномерно употребляются в речи. Чаще всего в речи употребляются имена существительные, реже всех – причастия.

А что вы знаете о частоте употребления деепричастий в языке? Употребление деепричастных форм и оборотов позволяет уже в одном коротком предложении выразить кратко и ёмко (без лишних слов) различные отношения между действиями или процессами, о которых говорится в этом предложении.

Понятно же, чтобы сорвать ягодку или срезать гриб, необходимо наклониться к земле, вот этот процесс и зафиксирован в известной всем пословице "не поклонясь до земли, и грибка не подымешь". Конечно, можно было эту мысль выразить с помощью сложного предложения, употребив союз ("если не наклонишься к земле, то и грибка не подымешь"). Однако деепричастия позволяют более кратко выразить это отношение условное.

По своему значению деепричастия очень сходны с наречиями, они часто заменяют их в пословицах, например, пословицу "говори подумавши, садись осмотревшись" можно сказать по-другому: "сначала подумай, потом говори; сначала осмотрись, а потом уж садись", но пословица короче и даже выразительней передает ту же мысль. Приведу еще несколько примеров пословиц с деепричастиями: деепричастный оборот, как и причастный, обычно используется в книжной речи. Его несомненное достоинство — краткость, лаконичность. Сравним два предложения: После того как я выполнил домашнее задание, я пошел гулять. — Выполнив домашнее задание, я пошел гулять. Нетрудно заметить, что второе предложение, более сжатое в своем словарном составе, звучит энергичнее, чем первое. Оказывается, Деепричастия (как и причастия) даже в пословицах встречаются, хотя не так уж и часто.

Деепричастия и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, благодаря чему они широко используются в языке художественной литературы. Например: Туманы, клубясь и извиваясь, сползали туда по морщинам соседних скал (М. Ю. Лермонтов); Временами по реке пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце (В. Г. Короленко).

А чтобы вы в этом убедились, я предлагаю провести лингвистический эксперимент.

У вас на партах лежат напечатанные предложения на листочках.

1.Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет.

То заплачет, как дитя. (А. С. Пушкин «Зимний вечер»).

2.Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит. (А. С. Пушкин «Зимнее утро»)

Учитель: Кто прочитает? Из каких произведений эти строки? Исследование- эксперимент.

  • Замените деепричастия на глаголы. Что изменилось?

(Стихотворение потеряло живописность. Появился однородный ряд сказуемых, интонация перечисления)

Какую роль играют деепричастия в этих строчках? (дополняют глагол другими действиями, украшают его. Они помогают описать сложные действия, которые производятся неразрывноУчитель: Удался эксперимент?

 (Лингвистический эксперимент ещё раз доказал, что трудно обойтись без деепричастий в речи.)

Учитель: Какова их роль в русском языке? Проверим, правы ли вы.

    Слайд   11 Физкультминутка

Учитель: мы работаем дальше

2. Работа с текстом.

Слайд 12???

Учитель: Продолжим нашу работу с текстом. Перед вами текст Н.Бушелевой, прочитайте его, перепишите.  При этом раскройте скобки.

    1) Тяпка    мой симпатичный пёс. 2 ) Гуляя с ним мы часто уходим в лес не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. 3) На зелё( н, нн)ой ш..лковистой опушке леса пор..жая своей чернотой  в..днеются пятна, оставле(н,нн)ые кострищем. 4) В ложбине изв..ваясь между камней т..чёт ручей. 5)Тяпка пьёт из него а я (не) могу. 6)Вижу, наклонившись к воде, кусок кем(то) броше(н,нн)ого тулупа. 7)По дну стелется зац..пившись за камешек капроновый чулок. 8)Течение листая размокшую, с ф..олетовыми страницами тетрадь делает воду мутной. 9)Вон у берега груда пружин от раскладушки, растрёпа(н,нн)ые остатки веника.

  10)Кто и зачем пр..нёс сюда всё это?

1 О чём текст? Какие чувства вы испытывали, читая текст? Почему?

2.Актуальна ли проблема, затронутая автором? Как вы к этому относитесь?

3.Найдите в тексте деепричастия и деепричастные обороты. Какова их роль?

4. Прочитайте текст без них. Что изменилось?

5.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте запятые и выделите графически Д.О.

      1 группа – 1-5 предложение

     2 группа     - 6-10 предложение.

Слайд 13

Учитель: Проверяем, как вы справились с заданием. (Вызвать 2 учащихся, которые раскроют скобки на доске, расставят знаки препинания, вставят пропущенные буквы.)  

 Тяпка – мой симпатичный пёс. Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. На зелёной шелковистой опушке леса, поражая своей чернотой, виднеются пятна, оставленные кострищем. В ложбине, извиваясь между камней, течёт ручей. Тяпка пьёт из него, а я не могу. Вижу, наклонившись к воде, кусок кем-то брошенного тулупа. По дну стелется, зацепившись за камешек, капроновый чулок. Течение, листая размокшую, с фиолетовыми страницами тетрадь, делает воду мутной. Вон у берега груда пружин от раскладушки, растрёпанные остатки веника.

      Кто и зачем принёс сюда всё это?

Учитель: Проверим работу вариантов. (Учащиеся работают с места, учитель у доски, идет самопроверка.)

Дополнительные задания по ходу работы:

1 ряд:

Учитель: Какие деепричастия встретились?

2 ряд:

Учитель: Составьте схему первого предложения.

3 ряд:

Учитель: Какие причастия встретились в тексте?

IV.Подведение итогов. (5 мин.) Есть время – записать.

Учитель: А теперь давайте сделаем вывод о деепричастии и деепричастном обороте.

Учитель: Можно ли обойтись без деепричастий в речи?

Учитель: Какую роль они играют?

Учитель: Назовите отличительные признаки деепричастий

        - не имеют окончаний;

        - не изменяются;

        -обособляются;

        - бывают обстоятельствами в предложении.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель: Какие цели были поставлены вами в начале урока? Достигли ли их? Как вы считаете?

Закончи предложения: (Можно слайд)????

- На этом уроке я понял

- На этом уроке я вспомнил….

- Больше всего мне понравилось….

- Сегодня я научился….

Слайд 16

VI. Формулирование домашнего задания.  (по выбору) на доске /слайде

Учитель: Попробуйте дома написать небольшое сочинение - рассуждение на тему «Что бы случилось, если бы вдруг исчезли деепричастия?»

 2. Выписать из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» 6 предложений с деепричастиями.

Оценки вы получите после проверки тестов и домашних сочинений.

Слайд 16    Благодарю за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 9классе " Синонимика придаточных определительных предложений и причастных оборотов."

Синонимика придаточных определительных предложений и причастных оборотов - одна из непростых тем в 9классе.Цели: отработка навыка  взаимозамены  придаточных определительных и причастны...

План-конспект урока по русскому языку по "Обобщающее повторение. Причастный оборот"

1.  ФИО (полностью)Кривицкая Галина Александровна2.  Место работыМКОУ СОШ с. Гаровка -23.  ДолжностьУчитель русского языка и литературы4.  ПредметРусский язык5.  Класс66....

Конспект урока по русскому языку "Деепричастие и его друзья" (деепричастный оборот). 6 класс.

Тема: "Деепричастие и его друзья" (деепричастный оборот).Цель: • определение деепричастного оборота;• деепричастный оборот как член предложения;• место деепричастного оборота ...

Урок русского языка "Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием."

Цели урока:Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала об обособленных определениях и по усвоению новых знаний об обособленных  обстоятельствах, развития орга...

Конспект урока по русскому языку "Причастный оборот" (7 класс)

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Причастный оборот"....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Деепричастие. Запятые при деепричастном обороте". 7 класс

Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте".  К технологической карте прилагаются мультимедийная презентация, листы...