Конспект урока по русскому языку "Деепричастие и его друзья" (деепричастный оборот). 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Акмарова Марина Леонидовна

Тема: "Деепричастие и его друзья" (деепричастный оборот).

Цель: • определение деепричастного оборота;

• деепричастный оборот как член предложения;

• место деепричастного оборота по отношению к глаголу;

• нахождение деепричастного оборота и его обозначение.

Оборудование: карточки, конверт с письмом, почтовый ящик.

Эпиграф: "Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться". (К.Г. Паустовский)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Деепричастие и его друзья (деепричастный оборот).

Цель:

  • определение деепричастного оборота;
  • деепричастный оборот как член предложения;
  • место деепричастного оборота по отношению к глаголу;
  • нахождение деепричастного оборота и его обозначение.

Оборудование: карточки, конверт с письмом, почтовый ящик.

Эпиграф: Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.  (К.Г. Паустовский)

Ход урока.

  1. Капитаны проверяют теоретические знания по теме (вопросы составляются  дома) и письменное задание. Знания капитана проверяет или учитель, или капитаны других групп. Ими ведётся учёт знаний, выставляются оценки.

Заслушиваются интересные варианты творческой работы учащихся (проекты).

  1. Терминологический словарный диктант.

Учитель диктует термины, которыми учащиеся пользуются на уроках русского языка.

Причастие, деепричастие, запятая, точка существительное, глагол, наречие, предлог, подлежащее, сказуемое, приставка, суффикс и т д.

Словарный диктант учащиеся проверяют в парах, обменявшись тетрадями. Ошибки ребята исправляют простым карандашом или зелёной пастой, выставляют оценки.

В это время 2 учащихся работают над одним и тем же заданием:

списать предложения, найти деепричастия, 1-2 деепричастия разобрать по составу.

  1. Век живучи – состаришься.
  2. Осерчав на корову – да подойник оземь.
  3. Терпя – в люди выходят.
  4. Охал дядя, на чужие деньги глядя.
  5. Всю ночь, шагая, как маятник, глаз майор (не) смыкал.
  1. Учитель достаёт письмо из почтового ящика. Учащиеся вспоминают содержание первого письма из страны Глаголии. В письме жители благодарят ребят за помощь, оказанной  им. Также в конверте работы учащихся с оценками и дарственные листы тем, кто справился со всеми заданиями.

Учащиеся узнают и о том, что у деепричастия появилось много друзей. Они объединились в одну дружную семью и образуют теперь деепричастный оборот.

Учитель.  И вот ряд заданий, которые предлагают вам жители этой страны.

1 задание. Тестирование.

Каждый учащийся получает лист с рядом заданий. Учащийся должен выбрать правильный, по его мнению, ответ.

Например: 1.Найти словосочетание с деепричастием:

  1. Выкрашенный краской;
  2. Выкрасив краской;
  3. Устроенный по проекту;
  4. Устроивщись на ночлег;
  5. Запертый дома;
  6. Заперев дом.

2. Выберите верные варианты постановки знаков препинания.

       1) Раздетый лес (1) потемнел (2) просматриваясь насквозь.

2) Жизнь устроена так дьявольски (1) что (2) не умея ненавидеть (3) невозможно искренне любить.

3)        Не стойте на месте (1) а (2) преодолевая одну трудность за другой (3) всегда стремитесь вперед.

  1. То нежданно-негаданно (1) за ночь снег насыплет по щиколотку (2) глубоко и прочно ложась на стылую землю.
  2. Сосна (1) погибая в схватке с бурей (2) напоминает мужественного  солдата (3) павшего в атаке (4) от рук врага.

6)        Любуясь на цветущую черемуху (1) сам невольно начинаешь улыбаться.

  1. Старые дубы (1) отрясли жухлую ветошь (2) обнажив корявые сучья (3) раскидали желуди на загрубелую землю.
  2. Птицы (1) отражаясь (2) в неподвижном зеркале воды (3) чинно идут друг за дружкой.
  3. Сосна (1) обессилев от шквального ветра (2) плавно раскачивается (3) наклоняясь все ниже и ниже к земле.

 

3. Закончите предложения. Следите за тем, чтобы действие обозначаемое деепричастием, совершалось тем же лицом, которому принадлежит действие, обозначенное глаголом-сказуемым.

  1. Выходя из дома…
  2. Возвращаясь домой…
  3. Узнав о его приезде…
  4. Не имея адреса …
  5. Робко озираясь…  
  6. Боясь нарушить тишину…
  7. Спасаясь от преследования…

4. В данных примерах приведены предложения с неправильным употреблением деепричастных оборотов. Проанализируйте ошибки, исправьте их.

  1. Назвавшись именем Тани, Зою долго пытали фашистские варвары.
  2. Прочитав роман Л.Н. Толстого, наибольшее впечатление на меня произвел образ князя А.Болконского.
  3. Читая роман, душа наша наполняется негодованием и жалостью.
  4. Раскольников думает, что, убив старуху, жизнь его станет лучше.
  5. Рассмотрев два эти произведения, есть в них нечто общее - прежде всего судьба простого русского человека.
  6. Я с детства любил стихи Пушкина, но, проработав два года в школе, он стал самым любимым моим поэтом.
  7. Жалобно заржав, бабушка встала крестом перед конем.
  8. Сделавшись светской дамой, Онегин в нее влюбился.
  9. Наполеон думал, что, пройдя через границу России, ему преподнесут ключи от столицы.
  10. Насыпав попу в тесто махорки, Павла выгнали из школы.

В конце работы учитель проверяет правильность заданий по контрольному листку.

Запись  в   тетрадях положений, когда деепричастные обороты не обособляются.

 Не обособляются, если:

 1) оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания:

Он шел тихо посвистывая

2)        оборот представляет устойчивое сочетание:

лететъ сломя голову

3)        однородные наречие и деепричастие с союзом и:

слушал внимательно и не прерывая говорящего.

    2 задание. Минутка для шутки. Исправить ошибки в предложениях с деепричастным оборотом.

  1. Белочка, распушив хвост, и прыгала по веткам.
  2. Открывая дверь, она громко скрипнула.
  3. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш.
  4. Возвращаясь домой, шел дождь.
  5. Я, сняв рюкзак, и надел кеды.
  6. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.
  7. Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.
  8. Сделав уроки, у меня заболели глаза.
  9. У калитки мы встретили Рыжика, который приветливо вилял хвостиком.
  10. Когда я сделала уроки,  у меня заболели глаза.

Учащиеся работают в группах. Капитаны проверяют правильность записи задания. Выставляют каждому члену команды общую оценку.

4. Учащиеся делают выводы: деепричастия образуются от глаголов; могут иметь при себе зависимые слова. Деепричастный оборот  по отношению к глаголу может находиться в начале, в середине, в конце предложения. Доказывают это на примерах из упражнений.

Например.

              1.Учись, на людей глядя.

              2.Уважая человека, уважаешь себя.

              3.Сделав зло, не жди добра.

              4.Начиная дело, о конце думай.

              5.А его товарищ согнулся, поставив локти на колени, и задумчиво улыбался.

Ученик делает обобщение о выделении ДО на письме, о его месте в предложении, о  синтаксической роли. Учащимся выставляются оценки.

Рефлексия.

  • Самым интересным на уроке для меня было…
  • Для меня оказалось трудным и сложным…
  • Я был(а) бы рад(а)…

  1. Д/з: самостоятельное изучение темы «Деепричастие совершенного и

несовершенного вида».      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме"Глагол" ( 9 класс )

« Готовим праздничный обед» (обобщение знаний, полученных при изучении темы «Глагол»)....

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс

Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос...

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное", 6 класс

Конспект урока - обобщения и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное ", по образовательной программе " школа 2100", содержит ряд  заданий, которые помогут  учителю проверить ...

План-конспект урока по русскому языку по "Обобщающее повторение. Причастный оборот"

1.  ФИО (полностью)Кривицкая Галина Александровна2.  Место работыМКОУ СОШ с. Гаровка -23.  ДолжностьУчитель русского языка и литературы4.  ПредметРусский язык5.  Класс66....

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс...

конспект урока по русскому языку "Правописание слов с приставками" 2 класс

Формировать у обучающихся умение писать приставки с буквой а....