План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Шульга Марина Михайловна

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskonno_russkie_i_zaimstvovannye_slova.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»

Тип урока : изучение нового материала

Цели :

Обучающие :

  1. Знать понятия «Исконно русские »  и «Заимствованные слова»;
  2. Уметь находить исконно русские и заимствованные  в тексте ;
  3. Уметь отличать исконно русские слова  от заимствованных слов ;
  4. Уметь правильно использовать в речи исконно русские и заимствованные слова;
  5. Знать признаки заимствованных слов.

Развивающие :

  1. Развивать умение отличать исконно русские слова  от заимствованных слов ;
  2. Развивать умение находить исконно русские и заимствованные   в речи и в тексте ;
  3. Развивать умение использовать исконно русские и заимствованные  в речи ;
  4. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
  5. Развивать связную речь учащихся .

Воспитательные:

  1. Показать красоту и богатство родного языка через многообразие исконно русских и заимствованных слов  в русском языке.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Добрый день ,ребята ! Запишите в ваших тетрадях сегодняшнее  число .

  1. Проверка домашнего задания

- Дома вы выполняли упражнение 117 . Вам нужно было выписать из текста диалектные слова и слова с выделенными буквами и письменно объяснить выбор орфограмм .Так же вам нужно выполнить фонетический разбор слова жизни. Итак ,один учащийся у доски выполняет фонетический разбор, а остальные работают на местах, устно называя диалектизмы ,встретившиеся в тексте и объясняют написание орфограмм. После проверки упражнения мы проверим , как вы выполнили фонетический разбор.

Один учащийся работает у доски ,а остальные устно с учителем проверяют упражнение.

  1. Повторение изученного материала

- Ребята ,сейчас мы с вами повторим ранее пройденный материал и закрепим наши знания по теме «Лексика». Я раздам вам тесты на повторение , в каждом вопросе только 1 правильный ответ ,выберете его. На выполнение теста вам даётся 5 минут.

Тест по теме «Лексика».

1.Что изучает лексика?

а)слово

б)звуки речи

в)части слова

г)части речи

2.Слова, имеющие одно лексическое значение, называются:

а)многозначными

б)двузначными

в)однозначными

3.В каком варианте ответа есть синонимы?

а) чёрный – белый

б) бегемот – гиппопотам

в) поседеть к старости – посидеть рядом

г) высокий – низкий

4.Слова, противоположные по лексическому значению, это…

а)синонимы

б)антонимы

в)омонимы

5.Укажите необщеупотребительное слово

а)говорить

б)земля

в)яруга

г)птицы

6.В каком словосочетании есть профессионализмы?

а)лисий след

б)кухонный нож

в)корабельный кок

г)морская вода

7. Укажите диалектизм

а) гуашь

б)бурак

в) вода

г) терраса

( Ответы: 1)а; 2)в; 3)б; 4)б; 5)в; 6)в ) ;7)б.

  1. Объяснение нового материала

1.Слово учителя

- Мы повторили изученный нами материал по теме «Лексика» , а теперь нам предстоит изучение новой темы.

2.Беседа

 – Сегодня на уроке мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава

нашего языка.

– Много ли вы знаете иностранных языков ? А вот и нет, на самом деле

каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот.

– Кто такой  полиглот? (Человек, знающий много языков)

– Не удивляйтесь моему утверждению. Лучше послушайте, что говорит по этому поводу

Лев Васильевич Успенский:

Слова, называющие наши любимые горячие напитки, – все знатные иностранцы. Говоря

«кофе», например, вы произносите арабское слово. Когда-то оно было именем области Кафа

в Эфиопии, родины кофейного дерева. Арабы сделали из этого свое «кахва», или «кава».

Завезенное в Европу арабское слово превратилось в Англии в «каффи», у французов – в

«кафэ», в Германии – в «каффе», в Нидерландах – в «коффие». Из Голландии оно прибыло к

нам. Наши прадеды превратили его в «кофей», подогнав его к уже привычному для них слову

«чай»: «чайку-кофейку попить».

– Итак, почему можно сказать, что мы знаем много языков. (Потому что многие слова

пришли к нам из других стран, сохранив свое произношение.)

- Значит на какие две группы по происхождению можно разделить слова нашего языка? (Исконно русские и заимствованные слова).

– Итак , какой способ пополнения русского языка вы можете назвать?( Способ пополнения лексического состава нашего языка – заимствование из  других языков.)

–Как вы думаете ,какова тема нашего сегодняшнего урока?(«Исконно русские и заимствованные слова».)

3.Работа с учебником

- Сейчас мы познакомимся с теоретическими сведениями об исконно русских и заимствованных словах на странице 67 учебника . Я попрошу одного прочитать вслух классу данный материал.

Один учащийся читает  классу теоретические сведения из учебника.

  1. Фронтальный опрос

- Из каких слов по происхождению состоит наш язык? (Исконно русские и заимствованные слова. )

- Какие слова называются исконно русскими? Приведите примеры.

- Какие слова называются заимствованными ? Приведите примеры .

  1. Закрепление изученного материала

1.Комментированное списывание

- Обратимся к упражнению 124. Вам нужно прочитать текст  ,выписать из него слова с пропущенными буквами ,объяснить орфограммы и отметить среди этих слов заимствованные.

Целеполагание :

- Как вы считаете ,для чего мы выполняем это упражнение ?( Для того ,чтобы научиться находить заимствованные слова в тексте.)

- Значит ,наша цель при выполнении данного упражнения -  научиться находить заимствованные слова в тексте .

Учащиеся работают устно ,  поочерёдно читают  несколько предложений классу , попутно объясняя пропущенные орфограммы ,записывая в тетрадь слова и обозначая орфограммы. Так же находят заимствованные слова и записывают их.

Вывод :

- Ребята, мы достигли поставленной нами цели при выполнении данного  упражнения ?(Да.)

- Итак ,теперь вы умеете находить заимствованные слова в тексте .

2.Групповая работа

- Сейчас вы поработаете в группах . Каждая группа получает карточку с заданием, первая группа – это учащиеся ,сидящие на первом ряду ,вторая группа – учащиеся второго ряда ,третья группа – третий ряд. Ваша задача – из перечня слов выбрать исконно русские слова и попытаться определить признаки заимствованных слов.

Целеполагание :

- Для чего нам нужно выполнить это задание ?( Для того ,чтобы научиться отличать заимствованные слова от исконно русских и выявить признаки ,по которым мы можем распознавать заимствованные слова .)

- Цель данного задания - научиться отличать заимствованные слова от исконно русских и выявить признаки ,по которым мы можем распознавать заимствованные слова.

- Теперь приступайте к выполнению вашего задания в группах, после того , как вы выполните это задание представитель каждой группы зачитает классу ,какое было задание у его группы , назовёт ,какие исконно русские слова встретились группе и представит признаки заимствованных слов .

Учащиеся в группах выполняют задания ,потом коллективно проверяют задания каждой из групп.

К а р т о ч к а 1.

– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не

начинаются с букв а, ф, ц, э:

арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.

К а р т о ч к а 2.

– Определите исконно русские слова, зная, что сочетания шт, хт, кс, мп, как правило,

встречаются в заимствованных словах:

самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ

К а р т о ч к а 3.

– Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют

общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.:

аквариум, воевода, география, телефон, спутник.

– Как отличить русское слово от заимствованного, если под рукой нет словаря? Давайте обобщим признаки заимствованных слов вам удалось найти .

- Запишите в тетрадь признаки заимствованных слов :

Признаки заимствованных слов записываются на доске:

1) начинаются с «а», «ф», «ц», «э»;

2) сочетания «шт», «хт», «кс», «мп».

3) общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.

- Подумайте и попытайтесь привести свои примеры по каждому из признаков заимствованных слов.

Вывод :

- Мы достигли поставленной цели ? (Да.)

- Итак , теперь вы научились отличать заимствованные слова от исконно русских и знаете признаки заимствованных слов.

3.Цифровой диктант

Запишите в тетрадь к каждой букве  цифру ,обозначающую «лишнее » слово, проанализировав слова с точки зрения происхождения.

Учащиеся пишут цифровой диктант.

Цифровой диктант :

а) 1)белка, 2)береза, 3)фауна, 4)осень;

б) 1)телевизор, 2)телеграф, 3)телефон, 4)приемник;

в) 1)автомобиль, 2)локомобиль, 3)локомотив, 4)паровоз.

г) 1) самовар ,2) сарафан ,3) кекс , 4) дом.

4. Устная работа.

– Какие слова лучше употреблять, если в языке существуют и заимствованные слова, и

синонимичные им исконно русские слова? (Исконно русские слова).

-  Сейчас я буду называть вам заимствованные слова ,а вы попробуете подобрать синонимичные им исконно русские слова.

Целеполагание :

- Какова наша цель при выполнении этого задания ( Научиться заменять заимствованные слова исконно русскими ,подбирая синонимы).

- Итак ,цель при выполнении данного задания : научиться заменять заимствованные слова исконно русскими ,подбирая синонимы .

Учитель называет заимствованное слово ,а учащиеся устно подбирают синонимичное ему исконно русское слово.

Шоу – …(зрелище), шоумен-…(организатор представления) , фиаско – …(неудача), сувенир -…(подарок) , обелиск -…(памятник) ,консенсус –…( согласие), презентация –  ..( представление), менталитет – …(обычаи-привычки),интегрировать –…( объединять), имидж – ..(облик), санкция …(разрешение-указание).

Вывод :

- Мы достигли поставленной цели при выполнении данного задания?(Да).

- Итак ,теперь вы умеете подобрать к заимствованному слову синонимичное ему исконно русское слово

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке ? Что было особенно интересным? Было ли что- то трудным для вас?

- Какие слова называются исконно русскими? Приведите примеры.

- Какие слова называются заимствованными? Приведите примеры.

- Какие признаки заимствованных слов вы знаете?

  1. Домашнее задание

- Дома вы выполните упражнение 127 ,в котором вам нужно будет заменить исконно русскими словами заимствования. Составьте с тремя любыми заимствованными словами по три словосочетания , обозначьте главное слово.

Упражнение 127 :

Презентация ,консенсус ,коммуникабельный , позитивный ,деструктивный ,интегрировать имидж , санкционировать

Слова для справок : представление , положительный , объединять ,облик ,общительный ,согласие, признавать законным ,разрушительный.

Тест по теме «Лексика».

1.Что изучает лексика?

а)слово

б)звуки речи

в)части слова

г)части речи

2.Слова, имеющие одно лексическое значение, называются:

а)многозначными

б)двузначными

в)однозначными

3.В каком варианте ответа есть синонимы?

а) чёрный – белый

б) бегемот – гиппопотам

в) поседеть к старости – посидеть рядом

г) высокий – низкий

4.Слова, противоположные по лексическому значению, это…

а)синонимы

б)антонимы

в)омонимы

5.Укажите необщеупотребительное слово

а)говорить

б)земля

в)яруга

г)птицы

6.В каком словосочетании есть профессионализмы?

а)лисий след

б)кухонный нож

в)корабельный кок

г)морская вода

7. Укажите диалектизм

а) гуашь

б)бурак

в) вода

г) терраса

К а р т о ч к а 1.

– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило,

начинаются с букв а, ф, ц, э:

арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.

К а р т о ч к а 2.

– Определите исконно русские слова, зная, что сочетания шт, хт, кс, мп, как правило,

встречаются в заимствованных словах:

самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ

К а р т о ч к а 3.

– Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют

общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.:

аквариум, воевода, география, телефон, спутник.

Признаки заимствованных слов записываются на доске:

1) начинаются с «а», «ф», «ц», «э»;

2) сочетания «шт», «хт», «кс», «мп».

3) общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.

4)Несклоняемые существительные (кино ,кофе ,пальто).

Цифровой диктант :

а) 1)белка, 2)береза, 3)фауна, 4)осень;

б) 1)телевизор, 2)телеграф, 3)телефон, 4)приемник;

в) 1)автомобиль, 2)локомобиль, 3)локомотив, 4)паровоз.

г) 1) самовар ,2) сарафан ,3) кекс , 4) дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

План-конспект урока по немецкому языку (6 класс) на тему: "Работа с лексикой по теме: «За окнами - листопад»"

Цель урока: Познакомить учащихся с новой лексикой по теме «За окнами – листопад» и тренировать в её употреблении, повторить ранее изученную лексику....

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ ( 5 КЛАСС ) НА ТЕМУ " У ГАБИ ДОМА "

КОНСПЕКТ УРОКА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ " У ГАБИ ДОМА " ( по ФГОС )УМК И.Л.Бим, Л.И.Рыжова " Немецкий язык "...

План-конспект урока по английскому языку (8 класс) на тему "Покупки и магазины"

Урок обобщения по теме "Сбалансированное питание"...

План-конспект урока по английскому языку (9 класс) на тему: Фестивали и празднования

Класс: 9УМК: Учебник  «Английский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /  Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е.» – 2. Изд., доп. и перераб. ...

План-конспект урока по английскому языку (9 класс) на тему: Праздники в России

Название предмета: Английский языкКласс: 9УМК Учебник  «Английский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /  Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е.» &nda...