Конспект урока по русскому языку "НЕ с деепричастиями". 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Акмарова Марина Леонидовна

Тема: «НЕ с деепричастиями».

Цель: • Ознакомление с правилом написания НЕ с деепричастиями;

• Обозначение условий слитного и раздельного написания НЕ с различными формами глагола.

Оборудование: весёлые человечки, карточки с дежурными словами, конверт с письмом, почтовый ящик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «НЕ с деепричастиями».

Цель:

  • Ознакомление с правилом написания НЕ с деепричастиями;
  • Обозначение условий слитного и раздельного написания НЕ с различными формами глагола.

Оборудование: весёлые человечки, карточки с дежурными словами, конверт с  письмом, почтовый ящик.

Ход урока.

  1. Речевая разминка. Работа с дежурными словами.

Каждая пара учащихся получает карточки с дежурными словами. Задание: выразительное чтение слов, особенности произношения, правописание.

Что    шт    

                                  Чтобы, что бы   шт  

                 Конечно  шн  

                                       Потому что   шт  

             Для того чтобы   шт  

                                        Ильинична   шн

Кузминична   шн  

  1. Новая тема.

Учитель достаёт из почтового ящика конверт с письмом. Читает вслух.

Учитель. Ребята, на наш адрес пришло письмо от жителей королевства Глаголии. Вот его содержание:

        «Дорогие ребята! Пишут Вам жители Глаголии. В нашем королевстве творятся чудеса.

        У короля Глагола есть дочь со странным именем НЕ. Принцесса и красива, и умна, но очень капризна и ленива.

        Всем жителям нашей страны жилось очень весело: мы трудились, учились. Всё бы шло своим чередом, как вдруг в королевство проникла злая волшебница Клякса, выдавая себя за добрую фею. Она решила поссорить жителей. Но страшнее всего, она похитила дочь короля НЕ за её капризы и лень.

Многие отправлялись на поиски принцессы, и некоторым даже удавалось найти её, но Клякса была очень коварна. Она задавала такие трудные задания, что никто не смог справиться с ними.

Помогите нам, пожалуйста. Ведь с исчезновением НЕ, в стране всё идёт кувырком:

Все ответы всегда положительные. Многие слова не могут  выйти на улицу, т. к. не употребляются без НЕ, и заливаются горькими слезами, сидя в своих домиках.

В наше королевство снова вернётся счастье, если Вы поможете нам выполнить эти сложные задачки. Желаем Вам удачи! Надеемся на Вашу помощь.

                                                                                        Жители Глаголии».

Учитель. Ну что, ребята, поможем?

(Дети соглашаются выполнить задания Кляксы, чтобы помочь жителям Глаголии).

                

  1. Практическая часть.

Задание 1: раскрыть скобки, объясняя правописание НЕ с глаголами и деепричастиями. У доски работает ученик (см. таблицу уроков №№ 1; 2).

На доске: 1. (Не) замочив рук, (не) умоешься. 2. Отворотясь – (не) насмотришься. 3. (Не) взявши топор, избы (не) срубишь.

В это же время остальные выполняют аналогичное задание на карточках (в группах или парах).

Карточка – 1.

1. (Не) учась, и лаптя (не) сплетёшь. 2. (Не) поклонясь до земли, и грибка (не) подымешь. 3. (Не) работая, сыт (не) будешь.

Карточка – 2.

1. (Не) поужинавши – легче, а поужинавши – лучше. 2. Что поп, что кот – (не) поворча, (не) съест. 3. Дождь барабанит по крыше точно сердясь и (не) годуя на кого-то.

                                                       

                                                      Карточка -3

1. Гром грохотал, (не) переставая. 2. (Не) евши, (не) пивши и поп помрет. 3. (Не) спросясь броду, (не) суйся в воду (и т. д.).

Капитан группы ведет учёт ответов, записей каждого члена группы (задания выполняются по таблице.)

   

3 задание. Игра «Стоп!»

Учитель произносит глаголы и деепричастия с НЕ, а учащиеся поочерёдно (по группам) должны правильно определить их написание. При наличии ошибок группа теряет право ответа, продолжает та группа, которая дружно и организованно отреагировала на ошибку, ответив «Стоп!»

Эта же группа получает жетон за правильный ответ и т д.

Выигрывает та группа, которая набирает наибольшее количество жетонов.

Не чувствуя, недоумевая, не сожалея, не исчез, невзирая, не завися, не чувствовал, не удивляясь, не думал, не зная, ненавидел и т д.

Правильные ответы записываются в тетради.

4 задание (самостоятельная работа). Слитно или раздельно:

1. Ничуть (НЕ) шевелясь

2. (НЕ) годуя на ненастье

3. (НЕ) торопясь прочитать

4. Совсем (НЕ) растерявшись

5. (НЕ) вымыв руки

6. (НЕ) навидя

7. Шел (НЕ) спеша  

8. (НЕ) сверкая

9. (НЕ) стуча

Учитель. Правильные ответы помогут королевству Глаголии. Ваши работы мы поместим в конверт (заранее делается большой конверт) и отправим по почте.

Учащиеся сдают тетради, учитель помещает работы в конверт и кладёт его в ящик.

5. Игра «Исправь ошибки».

Учитель. Мне случайно в руки попала объяснительная записка.

Начальнику отдела «Грамотность»

Бригадира грузчиков

Недосмотрова И. И.

                                   Объяснительная записка.

При транспортировке ящика «Предложения с деепричастными оборотами» грузчиками Расхлябовым П.П. и Лентяйкиным Г.И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно.

Резолюция на этом документе была такова: «принять меры по приведению содержимого ящика в исходное состояние».

Задание: исправьте ошибки грузчиков, восстановите предложения, соединив правильно их части.

Не помня себя от восторга, в гавани спят корабли.

Медленно, ровно качаясь, гуси шумно опускаются на воду.

Тяжелый парус поднимая, я побежал домой.

Прилетев на место, рыбак идет на дальний лов.

Правильный вариант: Не помня себя от восторга, я побежал домой. Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду. Медленно, ровно качаясь, в гавани спят корабли. Тяжелый парус поднимая, рыбак идет на дальний лов. 

6. Итоги урока.

Рефлексия.

Мне было интересно…

Новым для меня оказалось…

Я научился…

Я понял….    

7. Д/з.  Работа в группах, парах или индивидуальная.

1. Грамматические сочинения:

  • Как ты представляешь себе Деепричастие, его биографию и внешность.
  • Что было бы, если бы Деепричастия исчезли из речи.

2. Песенка Деепричастия.

3. Внешность Деепричастия:

  • Герб  Деепричастия.
  • Портрет  Деепричастия.

4. Кроссворды.

5. Составить вопросы по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Понятие о деепричастии"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Понятие о деепричастии" . Цель урока: формирование знаний о грамматических признаках деепричастий, месте и роли деепричастий и деепричастных оборотов в реч...

конспект урока по русскому языку в 10 классе" Синтаксические нормы современного русского языка"

Урок пригодится всем, кто готовит учащихся адаптироваться в социумеи правильно выражать свои мысли...

Конспект урока по русскому языку "Употребление деепричастий в речи"

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи»  Вид урока:  беседа, практическая работаЦели урока: Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;Совершенствовать умение анали...

конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастие"

практический материал для отработки знаний, умений и навыков учащихся по распознаванию деепричастия среди других частей речи...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Морфологический разбор деепричастия"

Данная разработка урока поможет Вам обобщить знания по теме "Деепрчастие". Используются инновпционные формы и методы"...