конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Барсукова Светлана Юрьевна

практический материал для отработки знаний, умений и навыков учащихся по распознаванию деепричастия среди других частей речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_7kl._deeprichastie.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  № 146

Калининского  района

Санкт-Петербурга

Конспект урока русского языка

в 7 классе

по теме «Деепричастие»

Учитель:  Барсукова

Светлана Юрьевна

Санкт-Петербург

2013

ТЕМА: Систематизация знаний по теме «Деепричастие»

(урок-игра с использованием элементов здоровьесберегающих технологий)

ЦЕЛЬ: обобщение и систематизация знаний по пройденной теме,

проверка усвоения материала.

ЗАДАЧИ:

образовательная:

- закрепить полученные знания;

- развивать умение работать с языковым материалом ;

- совершенствовать полученные навыки при изучении данной темы;

развивающая:

- продолжить работу по формированию навыка правильного употребления деепричастий, выделения их знаками препинания, практического умения употреблять правило написания НЕ с деепричастиями;

- расширить словарный запас обучающихся за счет включения в речь деепричастий;

воспитательная:

- привить навыки работы в группе;

- способствовать становлению чувства ответственности в ходе

совместной работы.

Предметными результатами освоения учащимися 7 класса темы

 « Деепричастие» являются:

- опознавание, анализ и характеристика общекатегориального значения, морфологических признаков деепричастия, определение его синтаксических функций;

- умение распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида;

- проведение морфологического анализа слова, анализа текста с точки зрения его основных признаков, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления;

- умение правильно употреблять предложения с деепричастными оборотами;

- наблюдение за особенностями употребления деепричастий в текстах различных функциональных стилей и языке художественной литературы и анализировать их.

Метапредметными  результатами освоения учащимися 7 класса темы «Деепричастие» являются:

- адекватное понимание информации  устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли);

- способность извлекать информацию из различных источников , включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передачи информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности ( индивидуальной и коллективной), оценивать достигнутые результаты;

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- владение различными видами диалога ( диалог- обмен мнениями и др.);

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.


ФОРМА УРОКА
: урок-игра

ТИП УРОКА: комбинированный

ПРИЕМЫ: наблюдение, сопоставление, сравнение, слово учителя,

 работа со схемами, развитие речи

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент. Распределение по группам.

II. Подготовка учащихся к работе по теме урока.

 Когда-то вы, конечно же, читали книгу Гераскиной «В стране невыученных уроков», в которой говорится о приключениях мальчика, не любившего русский язык.

Мы с вами сегодня тоже отправимся на поиски приключений, но уже как любители русского языка. Наше путешествие будет происходить по сказочной стране, которая называется Морфология.  Но вначале я хочу, чтобы вы отгадали загадку:

ЗАГАДКУ ЭТУ ОТГАДАТЬ СОВСЕМ НЕСЛОЖНО !

МЕНЯ С НАРЕЧИЕМ ПОРОЮ СПУТАТЬ МОЖНО.

НО ПОМНИТЕ, ЧТОБЫ ВОПРОС ВАС НЕ ПОДВЁЛ,

Я ПО ЗНАЧЕНИЮ ПОХОЖЕ НА ГЛАГОЛ !

                                                                     (П. ЧЕСНОКОВ)

III. Повторение и обобщение изученного материала

Повторение и обобщение общих сведений о деепричастии.

- Я познакомлю вас с уникальным по своей форме и содержанию стихотворением английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад» в переводе В.Жуковского.

Кипя,

Шипя,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Свиваясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, круша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре.

- В чем особенность стихотворения?

( Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.)

- Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия (работа по группам):

  1.  группа – по слуховым впечатлениям ( журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);
  2.  группа – зрительным впечатлениям ( пенясь, блистая, мелькая, меняясь);
  3.  группа -  движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробя, сплетаясь);
  4.  группа – аналогии с человеческими качествами ( ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

IV. «Кто быстрее?»

Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие

не исключение. Самая близкая её родня — Глагол и Наречие.

Деепричастие унаследовало признаки и Глагола и Наречия. Что же конкретно есть у деепричастия от глагола и наречия? Покажите эти признаки, дополнив схему:

Деепричастие имеет признаки

глагола     наречия

…                 …

V. Вы получаете карточки со строчками букв.

Задание: из каждой строчки исключите те буквы, которые повторяются. Запишите правильно получившиеся слова, выделите суффиксы.

К Н А Е У Ю Б А И К В Ю

Н Ж Э Э К Е Ж Ф Г О Д И К У Ф Я И

Н Й Е Д У З В И Г Й А Я З С Ь У

С Н Ю Е В З И Ю Р А П П Я С

(не убив, негодуя, не двигаясь, невзирая)

VI. Найдите пару и восстановите пословицы.

 не суйся в воду

(не)садись за стол.

 не умоешься

Спотыкаясь,…

 (не)усвоив        предыдущего

Не зная броду, …

не всегда брани дорогу

плавать не научишься

Пирога ждать,…

потерявши, плачем.

(Не)осуждайте другого,…

(Не)берись за последующее,…

(Не)вымыв руки,…

не евши, спать

Что имеем, не храним,…

Береги время,…

(Не)погрузившись в воду,…

Не замочив рук, …

оно (не)возвращается

(не)зная его жизни

VII. Заменить выделенные слова однокоренными деепричастиями с не.

Чайки кричали без умолку . (не умолкая)

Всю неделю беспрестанно на море бушевал шторм.( не переставая)

Грузчики  без устали работали в порту. (не уставая)

Он шел без оглядки. (не оглядываясь)
Работал
без остановки. (не останавливаясь)

Вошел без стука (не стучась, не постучавшись)

Действовал безбоязненно (не боясь)

Вёл себя бесцеремонно (не церемонясь)

Находился безотлучно (не отлучаясь)

Спал без просыпу (не просыпаясь)

Взял без спросу (не спросив)

Уничтожил беспощадно (не щадя, не пощадив))

VIII. Расставьте знаки препинания, выделяя графически деепричастные обороты.

Красная карточка с заданиями повышенного уровня сложности.

Спиши текст, заменяя глаголы  деепричастиями ; найди в полученном тексте деепричастные обороты, расставь запятые.

С тупым удивлением и не без страха, точно (видеть) перед собой выходцев с того света, он (не мигать) и (разинуть) рот оглядывал кумачовую рубаху Егорушки и бричку…(Помолчать) еще немного и (не отрывать) глаз от Егорушки таинственный Пит задрал вверх ногу, нащупал пятой точкой опору и взобрался на камень; отсюда он (пятиться) назад и (глядеть) в упор на Егорушку, точно (бояться), чтобы тот не ударил его сзади, поднялся на следующий камень… (Проводить) его глазами Егорушка обнял колени руками и склонил голову…

А.П, Чехов. «Степь».

Синяя карточка с заданиями высокого уровня сложности.

Спиши текст, вставь пропущенные буквы, расставь запятые при деепричастных оборотах.

    Предчу..ствуя  непр..ятную  встречу  ворча  и  оглядываясь  Каштанка  вошла  в маленькую  комнату  и  в  страхе  п..пятилась  назад. Она  увид..ла  н..что неожиданное и странное. Пр..гнув  шею  к  земле  ра..топырив  крылья  и  шипя  на  неё  шёл  серый  гусь. В ст..роне  от  него  лежал  белый  кот. Увид..в  Каштанку  он  вск..чил  выгнул  спину  и  заш..пел. Собака  и..пугалась  но  не  ж..лая  выдавать  своего  страха  громко  зала..ла. Кто  ещё  сильнее  выгнул  спину  заш..пел  и  ударил  Каштанку  лапой  по  голове. Каштанка  отск..чила  и  накл..няя  морду  залилась  в..згливым  лаем. Гусь подош..л  сзади  и  больно  ударил  её  клювом  в  спину.

Желтая карточка с заданиями среднего уровня сложности.

Спиши текст; найди деепричастные обороты, расставь запятые.

Горбач нащупывает пяткой корягу и крепко ухватившись сразу за несколько веток становится на нее… Совладавши с равновесием и укрепившись на новой позиции он изгибается и стараясь не набрать в рот воды начинает правой рукой шарить между корягами. Путаясь в водорослях скользя по мху покрывающему коряги рука его наскакивает на колючие клешни рака…

-Тебя еще тут, черта, не видали! - говорит Любим и со злобой выбрасывает на берег рака.

Наконец рука его нащупывает руку Герасима и спускаясь по ней доходит до чего-то склизкого, холодного.

А.П.Чехов. «Налим».

Зеленая карточка с заданиями низкого уровня сложности.

Выпиши из текста  деепричастия .

Мужчина поднялся во весь рост и сорвал с себя маску. Открыв свое пьяное лицо и поглядев на всех, любуясь произведенным эффектом, он упал в кресло и радостно захохотал. А впечатление, действительно, произвел он необыкновенное. Все интеллигенты растерянно переглянулись и побледнели, некоторые почесали затылки…

Интеллигенты молча, не говоря ни слова, вышли на цыпочках из читальни, а Пятигоров запер за ними дверь.

- Ты же ведь знал, что это Пятигоров! - хрипел через минуту Евстрат Спиридоныч вполголоса, тряся за плечи лакея, вносившего в читальню вино. Интеллигенты заходили в клуб унылые, потерянные, виноватые, шепчась и точно предчувствуя что-то недоброе… Жены и дочери их, узнав, что Пятигоров «обижен» и сердится, притихли и стали расходиться по домам. Танцы прекратились.

В два часа из читальни вышел Пятигоров, он был пьян и пошатывался. Войдя в залу, он сел около оркестра и задремал под музыку, потом склонил голову и захрапел.

А.П.Чехов. «Маска».

IX. Объясните значение фразеологизмов.

Засучив рукава

Спустя рукава

Сломя голову

Скрепя сердце

Не мудрствуя лукаво

Жить припеваючи.

Работать не покладая рук.

Бежать не чувствуя под собой ног.

X. Игра «Исправь ошибки»

( карточки с заданием раздаются каждой команде).

Учитель: Мне случайно в руки попала объяснительная записка.

Начальнику отдела «Грамотность»

                                                      от бригадира грузчиков

                                              Недосмотрова И.И.

Объяснительная записка.

При транспортировке ящика «Предложения с деепричастными оборотами»  грузчиками Расхлябовым П.П. и Лентяйкиным Г.И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно.

Резолюция на этом документе была такова: «Принять меры по приведению содержимого ящика в исходное состояние».

Задание: исправьте ошибки грузчиков, восстановите предложения, соединив правильно их части.

Не помня себя от восторга, гуси шумно опускаются на воду.

Медленно, ровно качаясь, рыбак идет на дальний лов.

Тяжелый парус поднимая, художник использовал масляные краски.

Прилетев на место, крестьяне учитывали рельеф местности.

Создавая живописное полотно, римляне научили коренных жителей играть в футбол.

Обращайтесь к словарю, пользуясь автомобильными справочниками.

Разбивая виноградники, в гавани спят корабли.

Завоевав Британские острова, я побежал домой.

Всегда думаешь о доме, определяя значение непонятных слов.

Вы можете самостоятельно отремонтировать машину, находясь в пути.

Правильные варианты:

Не помня себя от восторга, я побежал домой.

Медленно, ровно качаясь, в гавани спят корабли.

Тяжелый парус поднимая, рыбак идет на дальний лов.

Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду.

Создавая живописное полотно, художник использовал масляные краски.

Обращайтесь к словарю, определяя значение непонятных слов.

Разбивая виноградники, крестьяне учитывали рельеф местности.

Завоевав Британские острова, римляне научили коренных жителей играть в футбол.

Всегда думаешь о доме, находясь в пути.

Вы можете самостоятельно отремонтировать машину, пользуясь автомобильными справочниками.

Раскройте скобки:

(Не)занимаясь гимнастикой, нельзя сделать тело уравновешенным. (Сократ)

Мы смотрим на красоту и изящество, (не)отделяя их друг от друга. (Цицерон)

(Не)встряхивая себя физически, нельзя быть здоровым нравственно.
(
Толстой Л. Н.)

Находясь среди дзюдоистов, я (не)чувствую себя чужим, я как будто среди близких родственников. (Путин В.В.)

 Дождь барабанил по крыше, точно сердясь и (не)годуя на кого-то. (А. Чехов)

 (Не)спорьте, не узнав, как следует, в чем дело.

Стремитесь всегда вперед, (не)останавливаясь на достигнутом.

Выполняй работу внимательно, (не)отвлекаясь (ни)чем.

 «Поделись рецептом»

 Все вы знаете, что на наше здоровье влияет множество факторов. К одним из самых важных относится здоровая пища.  Используя слова, называющие «правильные» продукты питания и как можно больше деепричастий, составьте рецепт «здорового салата».

ГАВАНЬ «ШКОЛЬНАЯ»

Подведение итогов.

Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете любое начало фразы из списка и выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. сегодня я узнал…

2 было интересно…

3. было трудно…

4. я теперь могу…

5 я научился…

6. у меня получилось…

7. мне захотелось…

8. я попробую…

9. я смог …

10.урок дал мне для жизни..!

Конкурс капитанов: «СВОЯ  ИГРА»

- Перед вами экран, разбитый на сектора по определённым темам. Каждая тема включает пять вопросов различной степени трудности. Самый лёгкий «стоит» 10 умов, а самый трудный – 50 умов. Если сможете ответить, то умы ваши. Если нет – умы снимаются. Команды вопросы выбирают по очереди. Время на обсуждение вопросов ограничено – 30 секунд.

- В игре вам могут встретиться сектора:

«сюрприз» - вы получаете приз. При неправильном ответе умы не снимаются.
«своя игра» - команда, выбравшая этот сектор, сама оценивает стоимость вопроса, и сама отвечает на него. Если правильно, то названное количество присуждается команде, если не правильно, то отнимается, а на вопрос отвечает другая команда.



Синтаксис.

Вопрос 10: Определите синтаксическую роль деепричастия в предложении:
Звонко чирикая, воробьи купались в луже.

Ответ: Синтаксическая роль деепричастия «чирикая» в предложении – обстоятельство.

Вопрос 20: Объясните допущенные в предложении ошибки и исправьте их:
Петька бежал, сломя голову.

Ответ: Сломя голову – фразеологический оборот и запятой не выделяется.

Вопрос 30:Расставьте знаки препинания в предложении:
Волны несутся гремя и сверкая чуткие звезды глядят с высоты.

Ответ: Волны несутся, гремя и сверкая, чуткие звезды глядят с высоты.

Вопрос 40: Музыкальная пауза

Вопрос 50: Почему в этих предложениях возникли речевые ошибки?
1. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
2. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
3. Возвратясь домой, шёл дождь.

Ответ: Помните, что действие и глагол в предложении должны относиться к одному лицу, а не к разным. Если этого не учитывать, то в предложении возникает смешная ситуация.

Всякая всячина.

Вопрос 10: О какой части речи эта загадка?
Загадку эту отгадать совсем несложно!

Меня с наречием порою спутать можно.

Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,

Я по значению похоже на глагол!

Ответ: Деепричастие.

Вопрос 20: Составьте деепричастие из букв:
БАСЬЯУЛЫ

Ответ: Улыбаясь.

Вопрос 30: Восстанови пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие.
Дружба как стекло, … не сложишь.

Ответ: Дружба как стекло, разбивши, не сложишь.

Вопрос 40: Что общего в этих предложениях?

По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается.

(М. Лермонтов).
Набегают тучки на небо, гонит их метелица, распеваючи. (М. Лермонтов).

А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаючи. (А.Чехов).

Ответ: В этих художественных текстах мы обнаруживаем устаревшие формы деепричастий, образованные при помощи суффикса -учи (-ючи), которые в современном русском языке уже не употребляются.

Вопрос 50:  Послушайте стихотворение Р. Саути “Лодурский водопад”, сколько здесь деепричастий?

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Ответ: 48

Морфология.

Вопрос 10: Что называют деепричастием?

Ответ: Деепричастие – особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (вид, возвратность и др.) и наречия (неизменяемость).

Вопрос 20: Какое слово является деепричастием?
1. Дерзок  3. Построенный
2. Летает  4. Подпрыгивая

Ответ:Подпрыгивая – деепричастие, т.к. обозначает действие, сопутствующее основному действию (добавочное)
например, бежал (как?) подпрыгивая.

Вопрос 40: Какими признаками наречия обладает деепричастие?

Ответ: Не изменяется, в предложении зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством.

Вопрос 50: «Сюрприз». Дополни правило.
Деепричастия … вида обозначают незаконченное добавочное действие, а деепричастия … вида обозначают законченное добавочное действие.

Ответ: Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие, а деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие.

Вопрос 10: Назовите способ словообразования деепричастий.

Ответ: Деепричастия образуются суффиксальным способом словообразования. 

Кипя,

Шипя,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Свиваясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, круша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре.

- Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по слуховым впечатлениям

К Н А Е У Ю Б А И К В Ю

Н Ж Э Э К Е Ж Ф Г О Д И К У Ф Я И

Н Й Е Д У З В И Г Й А Я З С Ь У

С Н Ю Е В З И Ю Р А П П Я С

Кипя,

Шипя,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Свиваясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, круша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре.

- Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по зрительным впечатлениям

К Н А Е У Ю Б А И К В Ю

Н Ж Э Э К Е Ж Ф Г О Д И К У Ф Я И

Н Й Е Д У З В И Г Й А Я З С Ь У

С Н Ю Е В З И Ю Р А П П Я С

Кипя,

Шипя,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Свиваясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, круша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре.

- Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по движению

К Н А Е У Ю Б А И К В Ю

Н Ж Э Э К Е Ж Ф Г О Д И К У Ф Я И

Н Й Е Д У З В И Г Й А Я З С Ь У

С Н Ю Е В З И Ю Р А П П Я С

Кипя,

Шипя,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Свиваясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, круша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре.

- Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по аналогии с человеческими качествами

К Н А Е У Ю Б А И К В Ю

Н Ж Э Э К Е Ж Ф Г О Д И К У Ф Я И

Н Й Е Д У З В И Г Й А Я З С Ь У

С Н Ю Е В З И Ю Р А П П Я С

Найдите пару и восстановите пословицы.    

                                 

 не суйся в воду

(не)садись за стол.

 не умоешься

Спотыкаясь,…

 (не)усвоив        предыдущего

Не зная броду, …

не всегда брани дорогу

плавать не научишься

Пирога ждать,…

потерявши, плачем.

(Не)осуждайте другого,…

(Не)берись за последующее,…

(Не)вымыв руки,…

не евши, спать

Что имеем, не храним,…

Береги время,…

(Не)погрузившись в воду,…

Не замочив рук, …

оно (не)возвращается

(не)зная его жизни

Найдите пару и восстановите пословицы.

 не суйся в воду

(не)садись за стол.

 не умоешься

Спотыкаясь,…

 (не)усвоив        предыдущего

Не зная броду, …

не всегда брани дорогу

плавать не научишься

Пирога ждать,…

потерявши, плачем.

(Не)осуждайте другого,…

(Не)берись за последующее,…

(Не)вымыв руки,…

не евши, спать

Что имеем, не храним,…

Береги время,…

(Не)погрузившись в воду,…

Не замочив рук, …

оно (не)возвращается

(не)зная его жизни

Найдите пару и восстановите пословицы.

 не суйся в воду

(не)садись за стол.

 не умоешься

Спотыкаясь,…

 (не)усвоив        предыдущего

Не зная броду, …

не всегда брани дорогу

плавать не научишься

Пирога ждать,…

потерявши, плачем.

(Не)осуждайте другого,…

(Не)берись за последующее,…

(Не)вымыв руки,…

не евши, спать

Что имеем, не храним,…

Береги время,…

(Не)погрузившись в воду,…

Не замочив рук, …

оно (не)возвращается

(не)зная его жизни

Найдите пару и восстановите пословицы.

 не суйся в воду

(не)садись за стол.

 не умоешься

Спотыкаясь,…

 (не)усвоив        предыдущего

Не зная броду, …

не всегда брани дорогу

плавать не научишься

Пирога ждать,…

потерявши, плачем.

(Не)осуждайте другого,…

(Не)берись за последующее,…

(Не)вымыв руки,…

не евши, спать

Что имеем, не храним,…

Береги время,…

(Не)погрузившись в воду,…

Не замочив рук, …

оно (не)возвращается

(не)зная его жизни

Красная карточка с заданиями повышенного уровня сложности.

Отредактируйте текст, заменяя глаголы  деепричастиями; найдите в полученном тексте деепричастные обороты, расставьте запятые.

     С  тупым  удивлением  и  не  без  страха, точно  (видеть) __________  перед собой  выходцев  с  того  света, он  (не мигать)_____________  и (разинуть)______________  рот  оглядывал  кумачовую  рубаху  Егорушки  и бричку…(Помолчать)___________  еще  немного  и  (не отрывать)____________ глаз  от  Егорушки  таинственный  Пит  задрал  вверх  ногу, нащупал  пяткой точку опоры  и  взобрался  на  камень; отсюда  он  (попятиться)______________ назад  и  (глядеть)____________  в  упор  на  Егорушку, точно (бояться)________, чтобы  тот  не  ударил  его  сзади, поднялся  на  следующий  камень… (Проводить)____________  его  глазами  Егорушка  обнял  колени  руками  и склонил  голову…

А.П. Чехов. «Степь».

Синяя карточка с заданиями высокого уровня сложности.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые при деепричастных оборотах.

    Предчу..ствуя  непр..ятную  встречу  ворча  и  оглядываясь  Каштанка  вошла  в маленькую  комнату  и  в  страхе  п..пятилась  назад. Она  увид..ла  н..что неожиданное и странное. Пр..гнув  шею  к  земле  ра..топырив  крылья  и  шипя  на  неё  шёл  серый  гусь. В ст..роне  от  него  лежал  белый  кот. Увид..в  Каштанку  он  вск..чил  выгнул  спину  и  заш..пел. Собака  и..пугалась  но  не  ж..лая  выдавать  своего  страха  громко  зала..ла. Кто  ещё  сильнее  выгнул  спину  заш..пел  и  ударил  Каштанку  лапой  по  голове. Каштанка  отск..чила  и  накл..няя  морду  залилась  в..згливым  лаем. Гусь подош..л  сзади  и  больно  ударил  её  клювом  в  спину.

А.П.Чехов. «Каштанка».

Желтая карточка с заданиями среднего уровня сложности.

Найдите деепричастные обороты, расставьте запятые.

    Горбач  нащупывает  пяткой  корягу  и  крепко  ухватившись  сразу  за несколько  веток  становится  на  нее… Совладавши  с  равновесием  и укрепившись  на  новой  позиции  он  изгибается  и  стараясь  не  набрать  

в  рот  воды  начинает  правой  рукой  шарить  между  корягами. Путаясь

в  водорослях  скользя  по  мху  покрывающему  коряги  рука  его  наскакивает

на  колючие  клешни  рака…

-Тебя  еще  тут, черта, не  видали! - говорит  Любим  и  со  злобой  выбрасывает на  берег  рака.

Наконец  рука  его  нащупывает  руку  Герасима  и  спускаясь  по  ней  доходит

до  чего-то  склизкого, холодного.

А.П.Чехов. «Налим».

Зеленая карточка с заданиями низкого уровня сложности.

Выпишите из текста  все деепричастия .

     Мужчина  поднялся  во  весь  рост  и  сорвал  с  себя  маску. Открыв  свое пьяное  лицо  и  поглядев  на  всех, любуясь  произведенным  эффектом, он  упал в  кресло  и  радостно  захохотал. А  впечатление, действительно, произвел  он необыкновенное. Все  интеллигенты  растерянно  переглянулись  и  побледнели, некоторые  почесали  затылки…

     Интеллигенты  молча, не  говоря  ни  слова, вышли  на  цыпочках  из  читальни, а  Пятигоров  запер  за  ними  дверь.

- Ты  же  ведь  знал, что  это  Пятигоров! – хрипел  через  минуту  Евстрат Спиридоныч  вполголоса, тряся  за  плечи  лакея, вносившего  в  читальню  вино. Интеллигенты  заходили  в  клуб унылые, потерянные, виноватые, шепчась  и точно  предчувствуя  что-то  недоброе… Жены  и  дочери  их, узнав, что Пятигоров  «обижен»  и  сердится, притихли  и  стали  расходиться  по  домам. Танцы  прекратились.

А.П.Чехов. «Маска».

Заменить выделенные слова однокоренными деепричастиями с не.

Чайки кричали без умолку .

Всю неделю беспрестанно на море бушевал шторм.

Грузчики  без устали работали в порту.

Он шел без оглядки.

Работал без остановки.

Вошел без стука. 

Действовал безбоязненно. 

Вёл себя бесцеремонно.

Находился безотлучно.

Спал без просыпу. 

Взял без спросу. 

Уничтожил беспощадно. 

Заменить выделенные слова однокоренными деепричастиями с не.

Чайки кричали без умолку .

Всю неделю беспрестанно на море бушевал шторм.

Грузчики  без устали работали в порту.

Он шел без оглядки.

Работал без остановки.

Вошел без стука. 

Действовал безбоязненно. 

Вёл себя бесцеремонно.

Находился безотлучно.

Спал без просыпу. 

Взял без спросу. 

Уничтожил беспощадно. 

Заменить выделенные слова однокоренными деепричастиями с не.

Чайки кричали без умолку .

Всю неделю беспрестанно на море бушевал шторм.

Грузчики  без устали работали в порту.

Он шел без оглядки.

Работал без остановки.

Вошел без стука. 

Действовал безбоязненно. 

Вёл себя бесцеремонно.

Находился безотлучно.

Спал без просыпу. 

Взял без спросу. 

Уничтожил беспощадно. 

Заменить выделенные слова однокоренными деепричастиями с не.

Чайки кричали без умолку .

Всю неделю беспрестанно на море бушевал шторм.

Грузчики  без устали работали в порту.

Он шел без оглядки.

Работал без остановки.

Вошел без стука. 

Действовал безбоязненно. 

Вёл себя бесцеремонно.

Находился безотлучно.

Спал без просыпу. 

Взял без спросу. 

Уничтожил беспощадно. 

Задание: исправьте ошибки грузчиков, восстановите предложения, соединив правильно их части.

Не помня себя от восторга, гуси шумно опускаются на воду.

Медленно, ровно качаясь, рыбак идет на дальний лов.

Тяжелый парус поднимая, художник использовал масляные краски.

Прилетев на место, крестьяне учитывали рельеф местности.

Создавая живописное полотно, римляне научили коренных жителей играть в футбол.

Обращайтесь к словарю, пользуясь автомобильными справочниками.

Разбивая виноградники, в гавани спят корабли.

Завоевав Британские острова, я побежал домой.

Всегда думаешь о доме, определяя значение непонятных слов.

Вы можете самостоятельно отремонтировать машину, находясь в пути.

Задание: исправьте ошибки грузчиков, восстановите предложения, соединив правильно их части.

Не помня себя от восторга, гуси шумно опускаются на воду.

Медленно, ровно качаясь, рыбак идет на дальний лов.

Тяжелый парус поднимая, художник использовал масляные краски.

Прилетев на место, крестьяне учитывали рельеф местности.

Создавая живописное полотно, римляне научили коренных жителей играть в футбол.

Обращайтесь к словарю, пользуясь автомобильными справочниками.

Разбивая виноградники, в гавани спят корабли.

Завоевав Британские острова, я побежал домой.

Всегда думаешь о доме, определяя значение непонятных слов.

Вы можете самостоятельно отремонтировать машину, находясь в пути.

Задание: исправьте ошибки грузчиков, восстановите предложения, соединив правильно их части.

Не помня себя от восторга, гуси шумно опускаются на воду.

Медленно, ровно качаясь, рыбак идет на дальний лов.

Тяжелый парус поднимая, художник использовал масляные краски.

Прилетев на место, крестьяне учитывали рельеф местности.

Создавая живописное полотно, римляне научили коренных жителей играть в футбол.

Обращайтесь к словарю, пользуясь автомобильными справочниками.

Разбивая виноградники, в гавани спят корабли.

Завоевав Британские острова, я побежал домой.

Всегда думаешь о доме, определяя значение непонятных слов.

Вы можете самостоятельно отремонтировать машину, находясь в пути.

Задание: исправьте ошибки грузчиков, восстановите предложения, соединив правильно их части.

Не помня себя от восторга, гуси шумно опускаются на воду.

Медленно, ровно качаясь, рыбак идет на дальний лов.

Тяжелый парус поднимая, художник использовал масляные краски.

Прилетев на место, крестьяне учитывали рельеф местности.

Создавая живописное полотно, римляне научили коренных жителей играть в футбол.

Обращайтесь к словарю, пользуясь автомобильными справочниками.

Разбивая виноградники, в гавани спят корабли.

Завоевав Британские острова, я побежал домой.

Всегда думаешь о доме, определяя значение непонятных слов.

Вы можете самостоятельно отремонтировать машину, находясь в пути.

«Поделись рецептом»

 Все вы знаете, что на наше здоровье влияет множество факторов. К одним из самых важных относится здоровая пища.  Используя слова, называющие «правильные» продукты питания и как можно больше деепричастий, составьте рецепт «здорового салата».

«Поделись рецептом»

 Все вы знаете, что на наше здоровье влияет множество факторов. К одним из самых важных относится здоровая пища.  Используя слова, называющие «правильные» продукты питания и как можно больше деепричастий, составьте рецепт «здорового салата».

«Поделись рецептом»

 Все вы знаете, что на наше здоровье влияет множество факторов. К одним из самых важных относится здоровая пища.  Используя слова, называющие «правильные» продукты питания и как можно больше деепричастий, составьте рецепт «здорового салата».

«Поделись рецептом»

 Все вы знаете, что на наше здоровье влияет множество факторов. К одним из самых важных относится здоровая пища.  Используя слова, называющие «правильные» продукты питания и как можно больше деепричастий, составьте рецепт «здорового салата».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...