Конспект урока по русскому языку "Семь цветов деепричастия". 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Акмарова Марина Леонидовна

Тема: "Семь цветов деепричастия".

Цель: • познакомить учащихся с понятием о деепричастии;

• подготовить учащихся к восприятию орфограмм и пунктограмм по теме.

Оборудование: музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года», бумага, краски, кисти.

Все задания к уроку учитель готовит с учащимися, разбитыми на группы. Каждая группа готовит самостоятельно или с помощью учителя данное (или на выбор) ей задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Семь цветов деепричастия.

Цель:

  • познакомить учащихся с понятием о деепричастии;
  • подготовить учащихся к восприятию орфограмм и пунктограмм по теме.

Оборудование: музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года», бумага, краски, кисти.

Все задания к уроку учитель готовит с учащимися, разбитыми на группы. Каждая группа готовит самостоятельно или с помощью учителя данное (или на выбор) ей задание.

Ход урока.

(На фоне музыки звучит вступительное слово учителя).

Сегодня мы познакомимся с особой формой глагола – деепричастием, научимся запоминать орфограммы и пунктограммы по теме. Наш урок будет состоять из страниц, которые постепенно создадут  журнал. Об этом вам расскажут мои помощники (заранее подготовленные учащиеся).

1 ученик. (Показывает красочно украшенную страницу, рассказывает о родословной деепричастия).

Историческая страничка.

История возникновения слов редко кого может оставить равнодушным.

Слово деепричастие возникло в результате двух слов – дее (от «деяти» в значении делать) и причастие (ср. со словом «причастность»). Этот термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII века (1619 г.). Деепричастия пережили сложную историю. В прошлом они были краткими формами причастий, изменялись по падежам, в предложении выступали как определения. Постепенно эти свойства утратились, а с ними – способность к изменению; деепричастия стали походить на наречия, оказавшись в полной зависимости от сказуемого.

2 ученик. (Показывает следующую страницу).

Этимологическая страничка.

Форма деепричастия несовершенного вида от глагола быть – будучи является архаическим образованием в современном языке. Происходит она от именительного падежа, единственного числа кратких причастий женского рода, и её можно обнаружить в фольклоре и литературных произведениях, близких по стилю к устному народному творчеству.

3 ученик.

Лето он жил работаючи,

Зиму не видел детей,

Ночи онём помышляючи,

Я не смыкала очей.

(Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»).

2 ученик. Сравните также: жить припеваючи, работать играючи, говорить жалеючи.

 Деепричастия также используются в устойчивых сочетаниях, пополняя фразеологический актив языка: засучив рукава, не покладая рук, спустя рукава, сложа руки, сломя голову, положа руку на сердце, разиня рот и т.д.

3 ученик. Одет в кафтан с загнутыми рукавами.

Например, устойчивое сочетание засучив рукава живёт в современном языке, существенно изменив своё лексическое значение в процессе исторического развития общества. Глагол засучить образован с помощью суффикса – ить – от основы «сук» (как и слово сукно). В древнерусском языке было слово сукман, что означало «суконный кафтан». Поэтому буквально засучить рукава значило бы «отвернуть сукно на рукавах кафтана». Однако, в результате сложной эволюции, глагол засучить и деепричастие засучив резко разошлись в значениях; глагол и его особая форма перестали быть тождественны друг другу в смысловом отношении.

Учитель. Правописание деепричастий не отличается особой лёгкостью. Усвоить его нам поможет «Цветовая таблица орфограмм и пунктограмм деепричастий».

4 ученик. Следующая страничка нашего журнала «Занимательная».

(На листе бумаги – таблица)

Учитель поясняет учащимся её применение.

Проверь себя.

                                                  – это одиночное деепричастие (например, спеша).

  1.                                          Не с деепричастиями

                             Слитно                                  Раздельно

                      Без НЕ не употребляются              С НЕ пишутся раздельно    

                                    (негодуя)                                      (не зная)

                                     +               =              

                             одиночное           зависимые                деепричастный

                                  деепричастие             слова                            оборот

  1.                                                                                                        а

                     Деепричастия несовершенного вида – пиши                                                                                                                                 

                                                                                           я

Основа глагола несовершенного вида + -а;  -я  = деепричастие несовершенного вида.

Например: замирать – замира + -я  = замирая.

                                                                                          в

           Деепричастия совершенного вида – пиши  

                                                                                                                       вши

          Основа инфинитива совершенного вида + -в;  -вши = деепричастие совершенного вида.

          Например: растаять – растая + -в = растаяв.

  1.                                                    ЗАПОМНИ!

                       Одиночные деепричастия и деепричастные обороты могут стоять в начале, в середине и в конце предложения:

            од

1.Потрескивая, горел костёр.

                         од

2.Горел, потрескивая, костёр.

                                     од

3.Костёр горел, потрескивая.  

  1.                                                    ЗАПОМНИ!

                     

                        Одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются на письме запятыми, в устной речи – интонацией.

  1.                                                    ЗАПОМНИ!

                     

                       Одиночные деепричастия и деепричастные обороты в предложении играют роль обстоятельства.

Например: Он, скрипнув зубами, молча,

                    Отёр рукавом глаза.        (К. Симонов).

4 ученик. Как вы думаете, почему в таблице семь цветов и что они вам напоминают?

(Это цвета радуги, их семь. И запомнить их последовательность можно, выучив предложение, где первая буква каждого слова указывает на цвет радуги:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)

р                р                ё             е           о      и          и

а                а                л             л           л      н          о

с                н                т             ё           у      и          л

н               ж                ы            н           б      й          е

ы               е                й             ы          о                   т

й               в                               й           й                   о

                 ы        в

                 й        ы

                                                    й

Учитель. Запишите таблицу в тетради, дома дополните её собственными примерами.

5 ученик. Четвёртая страничка «Практическая».

(Учащийся заранее составляет словарный диктант, в классе диктует. Ребятам разрешается пользоваться таблицей).

Словарный диктант.

        Подчёркивая, выполняя, изогнув, разложив, слыша, не узнав, не замечая, ненавидя, зацепившись, запевая, увидев, наклонившись, замирая, положив, преследуя.

Учитель. Последняя страничка «Творческая».

        А сейчас мы будем рисовать музыку, используя все цвета радуги. Это поможет нам прочно запомнить семь основных правил деепричастия. Нам понадобятся краски, кисти, бумага и ваша фантазия.

(На фоне музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года» ребята рисуют. Музыка способствует творческому настрою. В конце урока – выставка и защита работ).

        Ваше творчество закрывает последнюю страничку нашего журнала «Семь цветов деепричастия». Мы все плодотворно потрудились. 

Повторение. Итоги урока.

  1. Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется …
  1. Деепричастие отвечает на вопросы …
  1. Деепричастие образуется от … с помощью …
  2. Деепричастие имеет признаки … и признаки …
  3. Подчеркивается в предложении …
  4. Вопрос к деепричастию задается от …

Рефлексия.

1. На уроке я работал …                                               активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я …                                   доволен / недоволен

3. Урок для меня показался …                                    коротким / длинным

4. За урок я …                                                                   устал / не устал

5. Моё настроение  …                                                  стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был …                                   понятен / непонятен

                                                                                      полезен / бесполезен

                                                                                        интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется …                            лёгким / трудным

                                                                                    понятным / непонятным   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Понятие о деепричастии"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Понятие о деепричастии" . Цель урока: формирование знаний о грамматических признаках деепричастий, месте и роли деепричастий и деепричастных оборотов в реч...

конспект урока по русскому языку в 10 классе" Синтаксические нормы современного русского языка"

Урок пригодится всем, кто готовит учащихся адаптироваться в социумеи правильно выражать свои мысли...

Конспект урока по русскому языку "Употребление деепричастий в речи"

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи»  Вид урока:  беседа, практическая работаЦели урока: Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;Совершенствовать умение анали...

конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастие"

практический материал для отработки знаний, умений и навыков учащихся по распознаванию деепричастия среди других частей речи...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Морфологический разбор деепричастия"

Данная разработка урока поможет Вам обобщить знания по теме "Деепрчастие". Используются инновпционные формы и методы"...