Конспект урока по русскому языку ( для учащихся 7 - 9 классов) Тема урока: « Слова – «приятели»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Софронова Елена Васильевна

Конспект урока по русскому языку "Слова-приятели" для 7-9 классов. Тип урока: проверка знаний, умений, навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_2.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по русскому языку

( для учащихся 7 - 9 классов)

Тема урока:  « Слова – «приятели»

Тип урока: проверка знаний, умений, навыков

Цели:

-  проверка знаний, умений, навыков по теме;

-  расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь синонимов,    

     активизация словарного запаса;

-  развитие языкового чутья, памяти, связной речи;

-  воспитание любви к русской речи.

Оснащение:

- презентация (экран, проектор, указка, стол, компьютер)

- таблицы, тексты

- степлер

- доски с магнитами

- карточки с буквами из пластилина

- платки для завязывания глаз

- артисты в роли волка, лисы, медведя, зайца.

Ход урока

1. Организационный момент.

Речь и действия учителя

Речь и действия учащихся

             

              - Каждый день – всегда, везде:

                На занятиях, в игре

                Смело, чётко говорим

                И тихонечко сидим.

- Все ли готовы? Проверьте, включены ли ваши слуховые аппараты.

1. Речевая разминка

( на экран выводится стихотворение)

                         Бураны, вьюги, метели…

                         Как много с ними канители.

                         Как много шума, толкотни,

                         Как надоели мне они.

-  Прочитайте это стихотворения про себя.

     Теперь прочитайте его все вместе, выразительно.

     Прочитайте первую строчку.

- Похожи ли эти слова внешне?

 

- Правильно, в этих словах мы наблюдаем разный набор букв. Что такое метель? Что такое вьюга? Что такое буран?

( на экран выводятся слова   метель, вьюга, буран)

- Все эти слова имеют одно и то же значение. А называть мы их будем слова –

« приятели»

( на экране появляется таблица СЛОВА –    « ПРИЯТЕЛИ»)

- Скажите, на какой вопрос отвечают слова «буран», «метель», «вьюга»?

- Что они обозначают?

- Верно, слова- «приятели» могут обозначать предметы.

- Слова, обозначающие предметы как называются?

2. Проводится игра « Почувствуй букву».

( на карточках из картона из пластилина помещены буквы, детям завязывают глаза и просят почувствовать и угадать букву)

- А сейчас послушайте сказку.

     Рос дуб. Дуб был большой, огромный, громадный, гигантский.

(на экран проецируются  слова -  дуб, большой, огромный, громадный, гигантский)

    Возле дуба любили собираться звери. Трусливый, боязливый, несмелый – заяц.

(на экран проецируются слова -   заяц, трусливый, боязливый, несмелый)

Хитрая, лукавая, плутоватая – лиса

(на экран проецируются слова -   лиса, хитрая, лукавая, плутоватая)

Злой, сердитый, коварный – волк.

(на экран проецируются слова – волк, злой, сердитый, коварный)

Неуклюжий, неловкий, косолапый медведь.

(на экран проецируются слова – медведь, неуклюжий, неловкий, косолапый)

-  Они были разные, но дружили. И вот однажды они решили посадить около дуба цветы. Но у них ничего не получилось, ведь они не знали слов – «приятелей». Давайте им поможем.

( трое из зверей держат сердцевины цветов, на который написаны слова:

  Маленький        Смелый                Морозная

(учащимся раздаются лепестки, на который написаны слова):

крошечный            ледяная             небольшой                    

           храбрый            мужественный                              

холодная            неустрашимый                    

     отважный               карликовый              

бесстрашный                    мерзлая                      

                         ледяная

- Поляна получилась красивая, прекрасная, живописная.

( на экране появляются слова –

поляна, красивая, чудесная, прекрасная, живописная).

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Что обозначают слова, отвечающие на эти вопросы?

- Слова- «приятели» могут обозначать признаки предмета.

- Как называются слова, обозначающие признаки предмета?

3. Работа с текстом

- Зверям очень понравилась поляна, и они стали радоваться.

( на экране появляется текст:

Звери радовались. Радовался заяц. Радовалась лиса. Волк радовался. Медведь радовался. Все были рады.)

- Прочитайте текст. Заменим выделенные слова на синонимы, пользуясь словами для справок.

( на экране появляются слова – ликовал, торжествовала, веселился, восхищался, на седьмом небе)

-  Прочитаем получившийся рассказ:

Звери радовались. Ликовал заяц. Торжествовала лиса. Волк веселился. Медведь восхищался. Все были на седьмом небе.

- На какой вопрос отвечают слова «радовался», «ликовал», « торжествовала», «веселился»?

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Что делал? Что делает?

- Значит слова- «приятели» могут обозначать действия предмета.

- Как называются слова, обозначающие действие предмета?

4. Проводится игра «Найди пару»

(на экран выводятся две колонки со словами)

                    Воин                       печальный

                Грустный                   аккуратный

                   Чистый                           боец

 

                   Прыгать                       сказать

                   Говорить                      скакать

- Подберите к словам из левой колонки синонимы из правой колонки.  

- Мы готовы.

( учащиеся последовательно выполняют каждое задание)  

- Нет, не похожи.

( Учащиеся последовательно отвечают на каждый вопрос устно, дактильно.  В особо трудных случаях учащиеся могут помогать себе жестами).

- Эти слова отвечают на вопрос «что»?

- Предметы.

- Слова, обозначающие предметы, называются существительными.

(учащимся необходимо правильно приложить лепестки к сердцевине цветка, т.е.правильно подобрать синонимы, а звери закрепляют лепестки степлером).

- Какая? Какое? Какой?

- Эти слова обозначают признаки.

- Слова, обозначающие признаки предмета, называются прилагательными.

(идет поиск и замена слов)

Учащиеся читают:

- Звери радовались. Ликовал заяц. Торжествовала лиса. Волк веселился. Медведь восхищался. Все были на седьмом небе.

- Эти слова отвечают на вопрос:  Что делал? Что делала?

- Они обозначают действие предмета.

- Слова, обозначающие действие предмета, называются глаголами.

Учащиеся выполняют задание.

2. Итог занятия.

- С какими словами мы познакомились?

- На какие вопросы могут отвечать эти слова?

- Какими членами предложения могут быть «слова-приятели»?

- Спасибо, ребята! Вы хорошо сегодня поработали.

Учащиеся отвечают на вопросы.

3. Домашнее задание.

- Вы получили карточки со словосочетаниями. Впишите в другой столбик «слова-приятели».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Лексическое значение слова"

«Существует несколько способов объяснения лексического значения слова:1). Рисунок.2). Подбор синонимов.3). Краткое толкование....

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".

Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твер­дым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельно...

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема урока: Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.

Конспект урока русского языка в 8 классе . Тема урока: Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры....

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема урока: Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.

Конспект урока русского языка в 8 классе . Тема урока: Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры....

Урок русского языка в 5 классе Тема: «Морфемика. Корень слова»

Данный урок предполагает дать учащимся возможность систематизировать знания по теме "Морфемика", проверить прочность знаний данной темы, убедить в необходимости понимания изученного материал...

План - конспект урока русского языка в 8 классе. Тема урока: "Части слова и орфограммы в них".

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «состав слова» в рамках изученного материала 8 класса коррекционной школы 8 вида.Способствовать развитию орфографической зоркости через...

Урок по русскому языку в 5 классе. Тема: Морфемный разбор слова.

Урок «открытия» нового знания расширяет представления обучающихся о морфемном разборе слова....