Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему:
    Конспект урока по русскому языку ( для учащихся 7 - 9 классов) Тема урока: « Слова – «приятели»

    Софронова Елена Васильевна

    Конспект урока по русскому языку "Слова-приятели" для 7-9 классов. Тип урока: проверка знаний, умений, навыков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_2.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока  по русскому языку

    ( для учащихся 7 - 9 классов)

    Тема урока:  « Слова – «приятели»

    Тип урока: проверка знаний, умений, навыков

    Цели:

    -  проверка знаний, умений, навыков по теме;

    -  расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь синонимов,    

         активизация словарного запаса;

    -  развитие языкового чутья, памяти, связной речи;

    -  воспитание любви к русской речи.

    Оснащение:

    - презентация (экран, проектор, указка, стол, компьютер)

    - таблицы, тексты

    - степлер

    - доски с магнитами

    - карточки с буквами из пластилина

    - платки для завязывания глаз

    - артисты в роли волка, лисы, медведя, зайца.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Речь и действия учителя

    Речь и действия учащихся

                 

                  - Каждый день – всегда, везде:

                    На занятиях, в игре

                    Смело, чётко говорим

                    И тихонечко сидим.

    - Все ли готовы? Проверьте, включены ли ваши слуховые аппараты.

    1. Речевая разминка

    ( на экран выводится стихотворение)

                             Бураны, вьюги, метели…

                             Как много с ними канители.

                             Как много шума, толкотни,

                             Как надоели мне они.

    -  Прочитайте это стихотворения про себя.

         Теперь прочитайте его все вместе, выразительно.

         Прочитайте первую строчку.

    - Похожи ли эти слова внешне?

     

    - Правильно, в этих словах мы наблюдаем разный набор букв. Что такое метель? Что такое вьюга? Что такое буран?

    ( на экран выводятся слова   метель, вьюга, буран)

    - Все эти слова имеют одно и то же значение. А называть мы их будем слова –

    « приятели»

    ( на экране появляется таблица СЛОВА –    « ПРИЯТЕЛИ»)

    - Скажите, на какой вопрос отвечают слова «буран», «метель», «вьюга»?

    - Что они обозначают?

    - Верно, слова- «приятели» могут обозначать предметы.

    - Слова, обозначающие предметы как называются?

    2. Проводится игра « Почувствуй букву».

    ( на карточках из картона из пластилина помещены буквы, детям завязывают глаза и просят почувствовать и угадать букву)

    - А сейчас послушайте сказку.

         Рос дуб. Дуб был большой, огромный, громадный, гигантский.

    (на экран проецируются  слова -  дуб, большой, огромный, громадный, гигантский)

        Возле дуба любили собираться звери. Трусливый, боязливый, несмелый – заяц.

    (на экран проецируются слова -   заяц, трусливый, боязливый, несмелый)

    Хитрая, лукавая, плутоватая – лиса

    (на экран проецируются слова -   лиса, хитрая, лукавая, плутоватая)

    Злой, сердитый, коварный – волк.

    (на экран проецируются слова – волк, злой, сердитый, коварный)

    Неуклюжий, неловкий, косолапый медведь.

    (на экран проецируются слова – медведь, неуклюжий, неловкий, косолапый)

    -  Они были разные, но дружили. И вот однажды они решили посадить около дуба цветы. Но у них ничего не получилось, ведь они не знали слов – «приятелей». Давайте им поможем.

    ( трое из зверей держат сердцевины цветов, на который написаны слова:

      Маленький        Смелый                Морозная

    (учащимся раздаются лепестки, на который написаны слова):

    крошечный            ледяная             небольшой                    

               храбрый            мужественный                              

    холодная            неустрашимый                    

         отважный               карликовый              

    бесстрашный                    мерзлая                      

                             ледяная

    - Поляна получилась красивая, прекрасная, живописная.

    ( на экране появляются слова –

    поляна, красивая, чудесная, прекрасная, живописная).

    - На какой вопрос отвечают эти слова?

    - Что обозначают слова, отвечающие на эти вопросы?

    - Слова- «приятели» могут обозначать признаки предмета.

    - Как называются слова, обозначающие признаки предмета?

    3. Работа с текстом

    - Зверям очень понравилась поляна, и они стали радоваться.

    ( на экране появляется текст:

    Звери радовались. Радовался заяц. Радовалась лиса. Волк радовался. Медведь радовался. Все были рады.)

    - Прочитайте текст. Заменим выделенные слова на синонимы, пользуясь словами для справок.

    ( на экране появляются слова – ликовал, торжествовала, веселился, восхищался, на седьмом небе)

    -  Прочитаем получившийся рассказ:

    Звери радовались. Ликовал заяц. Торжествовала лиса. Волк веселился. Медведь восхищался. Все были на седьмом небе.

    - На какой вопрос отвечают слова «радовался», «ликовал», « торжествовала», «веселился»?

    - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Что делал? Что делает?

    - Значит слова- «приятели» могут обозначать действия предмета.

    - Как называются слова, обозначающие действие предмета?

    4. Проводится игра «Найди пару»

    (на экран выводятся две колонки со словами)

                        Воин                       печальный

                    Грустный                   аккуратный

                       Чистый                           боец

     

                       Прыгать                       сказать

                       Говорить                      скакать

    - Подберите к словам из левой колонки синонимы из правой колонки.  

    - Мы готовы.

    ( учащиеся последовательно выполняют каждое задание)  

    - Нет, не похожи.

    ( Учащиеся последовательно отвечают на каждый вопрос устно, дактильно.  В особо трудных случаях учащиеся могут помогать себе жестами).

    - Эти слова отвечают на вопрос «что»?

    - Предметы.

    - Слова, обозначающие предметы, называются существительными.

    (учащимся необходимо правильно приложить лепестки к сердцевине цветка, т.е.правильно подобрать синонимы, а звери закрепляют лепестки степлером).

    - Какая? Какое? Какой?

    - Эти слова обозначают признаки.

    - Слова, обозначающие признаки предмета, называются прилагательными.

    (идет поиск и замена слов)

    Учащиеся читают:

    - Звери радовались. Ликовал заяц. Торжествовала лиса. Волк веселился. Медведь восхищался. Все были на седьмом небе.

    - Эти слова отвечают на вопрос:  Что делал? Что делала?

    - Они обозначают действие предмета.

    - Слова, обозначающие действие предмета, называются глаголами.

    Учащиеся выполняют задание.

    2. Итог занятия.

    - С какими словами мы познакомились?

    - На какие вопросы могут отвечать эти слова?

    - Какими членами предложения могут быть «слова-приятели»?

    - Спасибо, ребята! Вы хорошо сегодня поработали.

    Учащиеся отвечают на вопросы.

    3. Домашнее задание.

    - Вы получили карточки со словосочетаниями. Впишите в другой столбик «слова-приятели».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса на тему "Порядок слов в предложении"

    Данный конспект урока предназначен для учащихся с умственной отсталостью легкой степени...

    Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов «Лингвистический кросс»

    Ход викторины: Вступительное слово учителя.Друзья! Я знаю, что многие из вас любят спорт – задор, соревнование, хорошее настроение, радость. Сегодня мы собрались на викторине, где будут свои стар...

    Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов «ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС»

    ЦЕЛИ: Обобщить, закрепить сведения по разделам русского языка и литературы.Выявить уровень знаний учащихся.Развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку и литературе, сообразительность, ч...

    Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов БРЕЙН – РИНГ

    Цели:Привлечь внимание учащихся к русскому языку как одному из самых сложных и интересных явлений действительности, имеющему длительную историю, существующему по определённым законам, изменчивому и ра...

    Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

                   ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

    Конспект урока по физической культуре по разделу программы «Баскетбол» для учащихся 7-го класса Тема урока: «Ведение мяча с изменением скорости и направления движения »

    Тема урока:  «Ведение мяча с изменением скорости и направления движения ».Задачи  урока:1. Закрепить навык выполнения ведения мяча с различной скоростью и направлением.2. Восстан...