План - конспект урока по русскому языку с применением ИКТ ( 11 класс).
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Тема: «Не прячьте память о войне, не оскверняйте лик Победы…» (подготовка к сочинению - рассуждению по исходному тексту - 25 задание ЕГЭ).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_2_uroka_po_russkomu_yazyku.doc501 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока по русскому языку с применением ИКТ ( 11 класс).

Тема: «Не прячьте память о войне, не оскверняйте лик Победы…» (подготовка к сочинению - рассуждению по исходному тексту - 25 задание ЕГЭ).
Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.

Образовательные: научить анализировать текст публицистического стиля, подготовить к написанию сочинения - рассуждения.

Развивающие:  формировать умение извлекать нужную информацию из исходного текста и электронных источников (поиск необходимой информации в Интернете): определять основную проблему, комментировать, определять авторскую позицию, создавать систему аргументов, делать выводы.

Воспитательные: формировать активную жизненную позицию, воспитать чувство сопричастности и ответственности за мир вокруг нас, воспитывать мир вокруг нас, воспитывать чувство патриотизма, чувство национального достоинства.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Методы:

чтение исходного текста;

анализ исходного текста;

информационно - поисковая деятельность учащихся (Интернет);

изучение дополнительного материала (Интернет);

исследование актуальности проблемы текста.

Оборудование:  мультимедийная презентация, ПК, проектор, мобильный компьютерный класс,  документ - камера, текст, рабочие листы.

Программное обеспечение:

  • Windows XP
  • Microsoft Office XP
  • Power Point
  • Notebook (12 шт)
  • Документ  - камера

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Объявление темы и цели урока. 

Учитель:

Тема сегодняшнего урока: «Не прячьте память о войне, не оскверняйте лик Победы…» (подготовка к сочинению - рассуждению по исходному тексту - 25 задание ЕГЭ). Слайд № 1

 Запишите  в тетрадь.
Задание:
Определите ключевые слова темы урока.
 Слайд № 2

Ученики:

Память и осквернение.

Учитель:

Слайды № 3 - 4

Цель сегодняшнего урока научиться писать сочинение - рассуждение по исходному тексту.

Задачи:

- научиться анализировать текст публицистического стиля;

- научиться извлекать нужную информацию из исходного текста и электронных источников научиться (научиться находить необходимую  информацию в Интернете): определять основную проблему, комментировать, определять авторскую позицию, создавать систему аргументов, делать выводы.

II. Подготовка к сочинению - рассуждению по тексту О.Павлова.

Учитель:

    С каждым годом тема осквернения памяти о Великой Отечественной войне  становится все более актуальной. Мы часто слышим о практике осквернения могил и памятников, торговли орденами и медалями, неуважительном отношении к ветеранам войны, неонацистских молодежных движениях, фальсификации истории – и это только некоторые примеры, которые говорят о том, что с каждым годом происходит стирание из памяти людей таких судьбоносных для народа событий, как Великая Отечественная война. Об этом писали и пишут многие публицисты. Олег Павлов  - один из них.

Учитель:

- Кто такой Олег Олегович Павлов?   Слайд № 5

Найдите в Интернете материал об Олеге Олеговиче Павлове.

Ученики ищут в Интернете информацию об  Олеге Олеговиче Павлове.

Ученик  читает найденный материал об Олеге Олеговиче Павлове.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Павлов,_Олег_Олегович 

Учитель.

Слайд № -5

Откройте на рабочем столе компьютера  папку  «Подготовка к сочинению - рассуждению». Найдите текст Олега Олеговича Павлова.

Ученик громко и выразительно читает.

Ученик выразительно читает текст.

В доме моего деда была большая военная библиотека с мемуарами командующих армиями, учебниками и другими книгами о войне. Среди этих книг выделялись несколько одинаковых красных томов, каждый толщиной как два, а то и три кирпича. Назывался весь этот тяжкий бумажный груз «История второй мировой войны». Когда я однажды подростком пролистал только одну из книг, то был поражён, найдя в ней отдельные карты сражений за маленький остров в Тихом океане и за вовсе ничтожный оазис где-то в африканской пустыне. Всё время, сколько смотрел, военные фильмы и слушал уроки истории в школе, война казалась только нашей — ведь и названа Великой Отечественной, всё равно, что родная, — но разодран был войной на куски, выходило, весь мир, даже неизвестные острова.

Вторая мировая война — своя у каждого народа. Но чуждое и родное в отношении Великой Отечественной войны именно теперь, в новом времени смешалось. Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века ощущением исторического поражения.

... Мой дед, Колодин Иван Яковлевич, участвовал в боях на Кавказе и в уничтожении на Украине бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем. Награждён боевыми орденами за мужество и отвагу. Служил. А уже ветераном был окружён уважением, как и всё люди его поколения, обретшие себя на войне в служении Родине. Похоронен в Киеве на военном кладбище Лукьяновском со всеми почестями, но не дожил до того времени, когда Семён Бандера стал на Украине национальным героем, а флаг с трезубцем — национальным флагом этой страны. Два года назад в квартиру в Киеве, где одна живёт теперь бабушка, пришли якобы музейные работники и попросили награды деда для музея. Так как о деде давно никто не вспоминал, то она растрогалась, поверила и отдала весь его генеральский иконостас. После засомневалась, что ордена взяли, а орденские книжки даже не спросили. Вот так был обворован мой дед уже после смерти, как и многие другие, чьи награды вдруг сделались настолько прибыльным товаром, что ради них рискуют идти даже на воровство.

Вернётся ли утраченное нами общественное состояние, когда люди были естественно честны, а зло подобное было невозможно? Когда станет снова ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую, без сомнения, осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне? Эти вопросы оставлены, как раны, ею самой, нашей священной войной, со злом сброшенной в конце века со многих пьедесталов и обкраденной тысячами  собственных нравственных уродов.

(О. Павлов)

Учитель.

На рабочем столе компьютера    в папке «Подготовка  к сочинению - рассуждению»  откройте рабочий лист. Прочитайте алгоритм сочинения - рассуждения. Анализируя исходный текст, записывайте ответы. Это будут материалы к вашей творческой работе. Слайд № 5

Определите  проблему текста. Слайды № 6  - 7

Проблема - это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него.

Ученики:

Проблема осквернения памяти о Великой Отечественной войне.

Учитель.

    Составьте  комментарий проблемы. Давайте вспомним, что такое комментарий. Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо. (Толковый словарь) Слайд № 8

         Комментарий обязательно должен опираться на текст  и на два примера из текста. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов:

- Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? Почему эта проблема привлекла внимание автора? Кого особенно интересует эта проблема?  На каком материале автор рассматривает проблему? Для чего он это делает? Как выражено отношение автора к проблеме?

Ученики:

     Проблема, поднятая Олегом Павловым актуальна и в наши дни.  Чаще всего она дает о себе знать в СМИ  и телевидении. Великая Отечественная война священна для русского народа. Любые попытки принизить ее значение воспринимаются как попытки унизить наше национальное достоинство. Павлов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни, чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, так как данная проблема коснулась и его лично. Он возмущен тем, что происходит,  и это чувствуется во взволнованной  манере письма. Автор старается привлечь внимание читателя к проблеме, используя ряд риторических вопросов. Его до глубины души возмущает то, что «его дед был обворован после смерти»  нравственными уродами.

Учитель.

Посмотрите видеоролик «Осквернение памяти о Великой Отечественной войне» и ответьте на вопрос:

- Какие чувства вы испытали после того, что увидели? Слайд № 9

Ученики: 

Все увиденное рождает чувство возмущения и обиды.

Учитель.

Сформулируйте авторскую позицию. Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. Слайды № 10- 11

Ученики:

   Автор возмущен тем, что в наше время оскорбляется память о войне, оскорбляется не только поведением стран бывшего СССР, которые делают национальных преступников героями, но и поведением некоторых людей, которые идут на преступления ради наживы. Авторская точка зрения выражена довольно чётко: священная война сброшена в конце века «со многих пьедесталов и обкраденной тысячами  собственных нравственных уродов». Олег Павлов пытается заставить  нас, своих современников задуматься: «Вернётся ли утраченное нами общественное состояние, когда люди были естественно честны, а зло подобное было невозможно? Когда станет снова ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую, без сомнения, осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?». Автор верит, что осквернение памятников и отношение к ветеранам Великой Отечественной войны нравственных уродов  будет осуждено.

Учитель.

- Согласны ли вы с позицией автора? Аргументируйте собственное мнение. Какие примеры из видеоролика «Осквернение памяти о Великой Отечественной войне»  могут стать яркой иллюстрацией к проблеме текста? Слайд № 12

Ученики:

    Иллюстрацией к проблеме могут стать следующие примеры: Латвия: в 1997 году  - взорван Монумент Победы.  Литва (Каунас) -  снесет памятник «Танк на пьедестале».Украина -  разрушено более 10 памятников партизанам на кургане Славы под Симферополем. В 2007 г. -   демонтирован  памятник Воину  освободителю  на  холме Тынисмяги. Эксгумированы  останки  советских воинов, захороненных у подножия памятника. В Новосибирске в ноябре 2010 из-за  медалей  убит 83-летний  ветеран   Великой Отечественной   войны   и  его  супруга . 12  апреля  2010  г.  в  Москве  в  собственной  квартире  убиты  пожилые  супруги, Ветераны  Великой  Отечественной войны  Евгений Пранцузов и Анна Бондаренко. В  декабре  2020 г. в  Ставрополе  был убит  83-летний  ветеран  Великой Отечественной  войны. Из его дома были  похищены  награды, мобильный  телефон  и  500 рублей.

Учитель:

  Ребята, никто и никогда не сможет стереть из памяти тех, кто ковал Победу в годы Великой Отечественной  войны. Доказательством может стать возникновение в нашей стране, а потом и за рубежом  общественной акции «Бессмертный полк». Сотни тысяч людей в последние годы приняли в этом участие. Слайд № 13 - 14

Задание:

Найдите в Интернете информации об акции «Бессмертный полк». Найдите видеоролик.

Ученики ищут в Интернете информацию об акции «Бессмертный полк»

Ученик читает.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA

Все находят и смотрят видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=D0PV56MFexc

Учитель:

У нас в Сургуте  в последние годы тоже в День Победы проходит акция  «Бессмертный полк».

Задание:

Найдите в Интернете видеоролик «Бессмертный полк» в Сургуте».

Ученики ищут видеоролик «Бессмертный полк» в Сургуте»  и смотрят.

https://www.youtube.com/watch?v=41fHxpi9Khg 

Учитель:

    «Бессмертный полк» сегодня для нас, наследников Великой Победы, не просто патриотическая акция, это символ непобедимости человеческого духа, беззаветной отваги, мужества, немеркнущей славы, великой любви к Отечеству и к своему народу. Долг каждого гражданина нашей страны в День Победы отдать дань памяти родными и  близким людям, защитникам нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Некоторые учащиеся 11 класса тоже были участниками этой акции в Сургуте.

Задание:

Расскажите о своих дедах, прадедах, участниках Великой Отечественной войны.

Слайд № 15

Ученики:

Несколько учеников, используя документ - камеру, показывают портреты своих родных, участников Великой Отечественной войны, и дают о них небольшую информацию.

Учитель:

Общественная акция «Бессмертный полк» -  яркий пример, подтверждающий, что память  о нашей Победе и наших защитниках Отечества нельзя ничем уничтожить. И как бы ни глумились над ней «нравственные  уроды», наказание неотвратимо.

II.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слайд № 16

Учитель:

   Вы поработали над текстом известного публициста О.Павлова. Прочитайте материал, собранный вами в рабочих листах.

    Тема, озвученная  в начале урока «Не прячьте память о войне, не оскверняйте лик Победы…»,  - призыв к действию: бороться с теми, кто оскверняет самую священную память - память о Великой Отечественной войне. Дома должны самостоятельно поработать над заключением  и написать сочинение - рассуждение по тексту Олега Олеговича Павлова. 

Рефлексия. Слайд № 16

Спасибо вам, ребята, за сегодняшний урок, за вашу активную работу. Заполните таблицу

П

М

И

В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо могут быть полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая оказалась не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной теме , вопросы к учителю.

Обсуждение оценок.

Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение по  тексту Олега Павлова.

Слайд № 17

Использованные ресурсы:

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Павлов,_Олег_Олегович 

2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA 

3. https://www.youtube.com/watch?v=D0PV56MFexc 

4. https://www.youtube.com/watch?v=41fHxpi9Khg 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс

План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе с применением игровой технологии

Здесь представлен конспект урока русского языка  в 5 классе по теме: "О-ё после шипящих"...

План- конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Категория состояния как часть речи"

План-конспект урока по русскому языку в 7 классе с применением ЭОР и ЦОР...

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Правописание гласных в приставках –пре и -при»

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Правописание гласных в приставках –пре и -при»...

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Местоимение как часть речи»

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Местоимение как часть речи»...

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Повелительное наклонение глагола»

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Повелительное наклонение глагола»...