План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Повелительное наклонение глагола»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Шумарина Виктория Александровна

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме:

«Повелительное наклонение глагола»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povelitelnoe_naklonenie_glagola.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме:

«Повелительное наклонение глагола»

Урок подготовил учитель русского языка и литературы

Шумарина Виктория Александровна

Вид урока: урок освоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

- научиться находить в тексте глаголы,

- выработать навыки правописания глаголов в повелительном наклонении;

Развивающие:

  • развивать память, воображение, речь.
  • сформировать умение высказывать свои мысли.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

1. Вступительное слово учителя.

-Доброе утро/день, ребята! Сегодня нам предстоит с Вами изучить интересную и очень важную тему для грамотного правописания. Обратите внимание на доску, запишите в тетради дату и тему урока.

2. Актуализация знаний и постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 -  На  предыдущих  уроках  мы  с  вами  работали  над  усвоением  темы  «Наклонение  глагола», домашнее  задание тоже было связано с данной темой. Справились? Есть вопросы по домашнему заданию? (в случае необходимости-повторить материал, ответить на вопросы). Давайте вспомним, сколько наклонений имеет глагол? (три наклонения) - Как они называются? (изъявительное, условное (сослагательное), повелительное) -  Какое  действие  обозначают  глаголы  в  изъявительном  наклонении?  (действие,  которое происходило, происходит и будет происходить) Мы это изучали? Да. - Какое действие обозначают глаголы в условном наклонении? (действие, которое возможно при каком-либо условии) Мы это изучали? Да. -  Какое  действие  обозначают  глаголы  в  повелительном  наклонении?  (наверное,  действие, которое просят или  приказывают  выполнить) Мы это  изучали? Нет.  Как образуются формы повелительного наклонения глаголов, как они пишутся? Не знаете? А мы можем узнать? Как же будет  звучать  тема  нашего  урока?  (Повелительное  наклонение  глагола). Давайте  попробуем поставить цели нашего сегодняшнего урока:   - так  как  это  урок  по  новой  теме,  то  мы  должны узнать…да,  да,  что  обозначает  повелительное наклонение,  как образуются глаголы повелительного наклонения,  как они изменяются, когда мы употребляем их в речи,  -  так  как  мы  поделились  на  команды,  то  мы  должны  воспитывать  в  себе  такие  качества,  как….называем – да, коллективизм,  инициатива,  умение слушать собеседника.

3. Основные правила.

Ребята, давайте вспомним, что глагол – это часть речи, обозначающая действие или состояние и изменяющаяся по временам, лицам, числам. Спряжение – изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам. Наклонение глагола – это грамматический признак. Наклонение глагола указывает, как действие, названное глаголом, соотносится с действительностью, то есть происходит ли оно на самом деле или только предположительно. У глагола три наклонения: изъявительное, повелительное и условное.

Обратите внимание, что повелительное наклонение не имеет форм времени. Формы глагола в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (просьбу, совет, приказ, призыв, предупреждение, запрет).

Формы 2-го лица ед.ч. повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса - и - или нулевого суффикса:

установят - установи,играют - играй.

Формы 2-го лица мн.ч. повелительного наклонения образуются от форм 2-го лица ед.ч. повелительного наклонения с помощью окончания - те:

установи - установите, читай-читайте.

Если форма повелительного наклонения оканчивается на согласный, то после него пишется мягкий знак:

брось, режь, оставь.

  Мягкий знак сохраняется перед -ся и -те:

бросьте, режьте, оставьте.

Исключение: ляг, лягте.

4. Тренировочные задания.

1) Вставьте в текст рецепта подходящие по смыслу глаголы в форме повелительного наклонения.

Пирог с яблоками.

________ три яблока. ______ их и нарежьте дольками. _______ тесто для пирога. Для этого три яйца ______ венчиком, ______ стакан муки и всё ________. Яблоки смешайте с тестом и полученную массу ____________ в форму для выпекания. ___________ пирог в разогретой духовке до 180 градусов в течение 30 минут. Приятного аппетита!

(приготовьте, запекайте, возьмите, взбейте, добавьте, почистите, перемешайте, залейте)

Правильный ответ: (Пирог с яблоками. Возьмите три яблока. Почистите их и нарежьте дольками. Приготовьте тесто для пирога. Для этого три яйца взбейте венчиком, добавьте стакан муки и всё перемешайте. Яблоки смешайте с тестом и полученную массу залейте в форму для выпекания. Запекайте пирог в разогретой духовке до 180 градусов в течение 30 минут. Приятного аппетита!)

2) Распределите глаголы по группам: инфинитив, глаголы в изъявительном наклонении, глаголы в условном наклонении, глаголы в повелительном наклонении.

Придёшь, отнеси, прийти, сделало, смотреть, написать, сделать, увлечь, приготовит, получи, смотрит, увидит, поешь, взяли, подойди, прочитал бы, действовать, заслушал бы, станут, начнут, сбегай, собрала бы, достал, сберёг бы.

Правильный ответ: (Инфинитив: прийти, смотреть, написать, сделать, увлечь, действовать. Глаголы в изъявительном наклонении: придёшь, сделало, приготовит, смотрит, увидит, взяли, станут, начнут, достал. Глаголы в условном наклонении: прочитал бы, заслушал бы, собрала бы, сберег бы. Глаголы в повелительном наклонении: подойди, отнеси, поешь, сбегай, получи).

Групповое задание (группа из 4 человек)

Игра «4-лишнее» (карточки). Найти 4-лишнее, доказать.

Карточка № 1.

1.Запряч.. (подарок)

2.Познаком.. (с сестрой)

3.Ляг.. (на диван) +

4.Обеспеч..те (явку)

Карточка № 2.

1.Взять пилу

2.Принести дров

3.Заниматься воспитанием +

4.Не распилил досок

Карточка № 3.

1.Гордитесь друзьями +

2.Чувствуешь усталость

3.Видел картину

4.Выучишь уроки

«Заглянем мы, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь».

Словарная работа: ровесник, сверстник.

-Объясните лексическое значение слов? ( Ровесник – ровный, одинаковый, родившийся в одно время с кем-либо. Древний суффикс -ес- встречается в словах небесный, чудеса, словесник. Сверстник – «сверстанный» в одно время с кем-либо. Однокоренные слова – верстать, верстак.)

-Составьте с одним из них распространённое предложение.

6. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- В каких случаях в глаголах пишется –ите, а в каких –ете?

7. Домашнее задание:

Подготовиться к диктанту: повторить словарные слова, орфограммы, составить 5 предложений с использованием глаголов повелительного наклонения.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений"

Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме. Задачи урока: • образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употр...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...