Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Лермонтова "Бородино"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Масловская Марина Александровна

Разработка урока по литературе в 6 классе  по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodino-urok.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

М.Ю.Лермонтов. «Бородино». История создания, особенности повествования.

Цели: познакомить учеников с историей создания стихотворения; прививать интерес и уважение к героическому прошлому России; расширить словарный запас; развивать навыки монологической речи.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, репродукции картин П.Е.Заболоцкого «Ветеран 1812 года»,  Ф. А. Рубо  «Бородинская битва».

  1. Организация класса.
  2. Слово учителя.  

Сообщение темы урока.

Мы познакомились со стихотворениями русских поэтов, в которых создан поэтический образ нашей Родины. Сегодня мы будем говорить о великом чувстве любви к Родине, о гордости за её славное прошлое. Мы познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино», с  историей его создания. Для Лермонтова недавнее прошлое – Отечественная война 1812 года. К этой теме автор обращается снова и снова. «Бородино» названо по имени главного сражения – битвы под Бородином. Стих. было создано в год 25-летнего юбилея этой битвы.

В основу стих-я легло раннее романтическое стих-е «Поле Бородина».

Каково же значение того давнего сражения под Бородином, деревней в 124 км к западу от Москвы?

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

12 июня 1812г. Огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812г. Под Бородином произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона,  который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В Русской армии , которой командовал М.И.Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся  чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.

Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцеплялись  друг с другом, раздирали себе рты, душили один другого и вместе падали замертво. Кавалерия скакала по трупам, как по мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые пушки не выдерживали и лопались с треском».

Потери русских составили около  46000 человек, французы потеряли от 50 до 58 тысяч человек. В резерве у русских сохранилось не более 5000 человек, у французов – вся гвардия-19 тыс. Сломить русское войско не  удалось, но оно было обескровлено.

Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе. Не сбылось пророчество Наполеона. Он говорил: « Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её…» Позже ему пришлось признать: «Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские заслужили право быть непобедимыми.»

Ну, а мы вслед за генералом А.П.Ермоловым можем с гордостью повторить: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».

Славным событиям сражения под Бородином, героизму русских воинов посвящено грандиозное полотно Ф.А.Рубо «Бородинская битва».

Соотнесите информацию с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выберите в стихотворении нужные части, подберите цитаты.

Историческая справка

Строчки из стихотворения

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска.

 Наконец главнокомандующий русской армией Кутузов принимает решение дать сражение под Москвой у деревни Бородино.

Соотнесите информацию с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выберите в стихотворении нужные части, подберите цитаты.

Историческая справка

Строчки из стихотворения

Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа – день затишья.

 Все готовились к тяжёлому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.

Соотнесите информацию с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выберите в стихотворении нужные части, подберите цитаты.

Историческая справка

Строчки из стихотворения

 Бородинская битва состоялась 26 августа 1812 года. И русские, и французы сражались до конца. Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.

   С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции.

   Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию. 

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Правда  истории.

Вымысел.


М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Правда  истории.

Вымысел.

___________________________________________________________________________________

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Правда  истории.

Вымысел.

__________________________________________________________________________________

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Правда  истории.

Вымысел.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Правда  истории.

Вымысел.

________________________________________________________________________________

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Правда  истории.

Вымысел.

______________________________________________________________________________

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Правда  истории.

Вымысел.

Михаил Юрьевич Лермонтов.

    Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году.

Нерадостным было его детство: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.

  Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Михаил охотно. Много читал, свободно говорил по-французски, по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке.

  Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Ещё более ранним его увлечением было рисование.

М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал её, особо привлекало Бородинское сражение. Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении. Лермонтов восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью.

  М.Ю.Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.

  За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К  числу самых знаменитых его стихотворений относится и «Бородино».

___________________________________________________________________

   

Михаил Юрьевич Лермонтов.

   Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году.

Нерадостным было его детство: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.

  Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Михаил охотно. Много читал, свободно говорил по-французски, по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке.

  Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Ещё более ранним его увлечением было рисование.

М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал её, особо привлекало Бородинское сражение. Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении. Лермонтов восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью.

    М.Ю.Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.

   За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К  числу самых знаменитых его стихотворений относится и «Бородино».

________________________________________________________________________

  Михаил Юрьевич Лермонтов.

   Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году.

Нерадостным было его детство: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.

  Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Михаил охотно. Много читал, свободно говорил по-французски, по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке.

  Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Ещё более ранним его увлечением было рисование.

М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал её, особо привлекало Бородинское сражение. Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении. Лермонтов восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью.

  М.Ю.Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.

  За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К  числу самых знаменитых его стихотворений относится и «Бородино».    

Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий.



45 -50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад.


Седые волосы, усы, может, шрамы на лице.


Спокойно, с достоинством, гордится прошлым.


Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит местоимения « я» , «мы».


Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (литература-история) "Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Урок является итоговым (7-8) по изучению произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это...

Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино".

Цель урока: формирование представления о том, как исторические события отражаются в искусстве; развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитание гордости за сво...

Урок литературы в 5-м классе по теме: "Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Урок литературы в 5-м классе по теме:  "Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино".Тема  урока – правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино”....

Историческая правда и художественный вымысел в романе А. С. Пушкина ˮКапитанская дочкаˮ

Открытый (интегрированный) урок по литературе в 8 «А» классеГБОУ СОШ № 263 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга«Историческая правда и художественный вымыселв романе А. С. Пушкина ˮКапитанская дочка...

Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)

Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»(интегрированный  урок (литература + история) в 8 классе)...