«Историческая правда и художественный вымысел в героической повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» через сравнение с историческим прошлым своего края»
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (8 класс)


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока   литературы  7 класс УМК В.Я.Коровиной

Учитель: СарыгларЧодурааЧамааевна – учитель русского языка и литературы.

Тема. «Историческая правда и художественный вымысел в героической повести  Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» через сравнение с историческим прошлым своего края»

         Цель: Дать представление о различии между исторической правдой и художественным вымыслом писателя, выявляя основную идею повести и ее героический пафос.

Задачи: 1.  деятельностная: создание условий для усвоения темы; создание ситуации успеха; развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов  деятельности; обучение индивидуальной рефлексии достижения цели;  развитие навыков самоконтроля;        развитие схематичного мышления.

                       2. содержательная:    формировать умение анализировать текст художественного произведения;

развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев – обобщать, делать выводы;                 показать роль Запорожской Сечи в становлении личности, проводя аналитическую работу, сопоставительный анализ;                учить работать с текстом повести и дополнительной литературой.        учить сжато излагать повествовательный текст.

Оборудование:

  • текст повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»;
  • репродукция картины И.Репина
  • Презентации обучающихся
  • Фрагмент фильма «Тарас Бульба»
  • Словарь Ожегова

Проблема:

  • История страны изучается через чтение художественных произведений.
  • Художественный вымысел помогает понять исторические события, происшедшие много веков назад.

Тип урока.  Урок открытия нового знания

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация познавательной деятельности

Приветствие. Проверяет готовность учеников к уроку

Ученики  проверяют  свою готовность к уроку.

Слушают учителя.

Рассматривают портрет Н.В.Гоголя

П-2

2.Актуализациянеобходимых знаний

Проверка домашнего задания.

А) Фронтальный опрос

Какие  исторические произведения создаются писателями 20-30 г.г.19 века? Назовите их.( А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Полтавский бой», М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

- Как вы думаете, почему у писателей такое пристальный интерес к историческим повестям?

-Актуализация

Какие исторически достоверные сведения можно узнать, прочитав героическую повесть «Тарас Бульба»?

Можно ли считать главного героя сыном своей эпохи?

Какие поступки восхищают, а какие шокируют, приводят нас в тупик, непонимание?

Кто же такой Тарас Бульба?  Обобщенный образ козака,  действительно жившего в те исторические времена? Или художественный вымысел писателя.

Наша задача на уроке- рассмотреть это и ответить на этот вопрос.

  1.  Обсуждают проблему, отвечают на вопросы в форме дебатов.
  2. Слушают ответы одноклассников.

Л- 3, 4

К -1, 2

П-2

Р-1

ПР-2

3.Мотивация познавательной деятельности. Технология критического мышления. Информационная технология(презентация); (объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога, личностно-ориентированный подход в обучении, метод проблемного обучения).

- Мотивация

Беседа учителя: Любая эпоха, в которой появляются герои своего времени, богата разнообразием характеров. Чаще всего характеры соответствуют духу времени. Так, Гоголь, изображая военные события, выдвигает соответствующих личностей- сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, привыкших к сражениям, битвам и готовых защитить свое Отечество от врага. Главной ценностью в человеческих отношениях было чувство веры и патриотизма. Чаще всего это чувство обострялось после жестоких схваток с врагом.

Приобретается навык работы с информацией через чтение и письмо.

Слушают сообщение, смотрят презентацию, отвечают на вопрос

П- 1, 2,3

Л-2

4.Открытие нового знания

 Комментированное чтение Организация познавательной деятельности.

 Технология мастерской – работа в группе, обобщение, рефлексия. (особенности технологии- внимание к деталям «деталь» - «вопрос» - «проблема»).

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Тарас Бульба

…Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый xvвек.Тарас был из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу это было не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно ходил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам со своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал, во всяком случае позволительным, поднять оружие во славу христианства.

Сыновья Тараса Бульба . Образы Остапа и Андрия.

Отъезд с сыновьями в Запорожскую Сечь.Вспомните этот эпизод.

Сцены казни Остапа и Тараса Бульба. Вспомните эти эпизоды.

Сравнительная параллель между историческими событиями.

    Обсуждение

    Для того, чтобы понять исторические события, происходящие в повести,давайте проведем параллель с восстанием 60 богатырей, которые произошли на территории нашего Сут-Хольскогокожууна.

Каков конец освободительной борьбы ?

Исторические события в повести

Восстание 60-и богатырей

Запорожские козаки

60 богатырей

Запорожская Сечь

Кара-Даг

Освободительная борьба против польских оккупантов

Восстание против китайских оккупантов, собственных богатеев

Казнь Остапа, Тараса Бульба как зеркальное отражение тех страшных событий

Жестокая казнь восставшихся

При работе особое внимание обращается на художественную деталь, способную выделить проблему.

Исследуя средства языковой художественной выразительности, ученики делают вывод об отношении автора к степи , о важной роли детали, о роли языковых особенностей для правильного восприятия, глубокого эмоционального воздействия на читателя.

- Освободительная борьба украинского народа против польских оккупантов.

- Освободительная война тувинского народа против несправедливости

Запорожская Сечь-историческая местность, которая действительно существовала.

- Местечко Кара-Даг Сут-Хольскогокожууна

Козаки в Запорожской Сечи.

Тувинские пастухи простой народ

Л-1, 3

 П-1, 2

К- 1,2

Р-4

ПР-4, 5

5.Работа с иллюстративным материалом к повести.

Закрепление

C:\Users\КТСШ3\Documents\img8.jpg

Эта картина нарисованная учениками школы. В нем ребята изобразили простых тувинских парней, которые восстали против китайских, монгольских оккупантов и против местных богачей.C:\Users\КТСШ3\Documents\img10.jpg

Тема героического, могучего плотью и духом народа стала определяющей и в творчестве великого русского художника Ильи Репина, автора картины создающей яркие, живые впечатления о казачьей вольнице, славных, удалых людях.

http://ershovat16.edusite.ru/images/p246_bul-ba.jpg

Что хотел сказать художник, изображая казаков на этой картине? Каким настроением пронизана картина?

Слушают выступление  смотрят презентацию.

Отвечают на вопрос, делают вывод

Л-2

П– 1,2,3

ПР-2

6.  Работа с текстом повести. Составить синквейн.

Составить синквейн.

Параллель между козаком и тувинскими богатырями

- Работают над синквейном, как с текстом – описанием.

П -2

К -2,3

Р -2,4

ПР-2

Козак

1.мужественный, свободный

2.защищает, дружит, убивает

3. Защитник веры, своего народа

4. Богатырь

Тувинец

1.Простой, смелый

2. Защищает, бережет, восстает

3. Защитник чести своей семьи.

4. Богатырь

Вывод по теме урока.

-Почему Гоголь обращается к историческому прошлому?

( Н.В.Гоголь патриот своей страны, для него историческое прошлое самое главное.Он гордится прошлым.)

Какие темы получили свое развитие в повести «Тарас Бульба»? ( тема борьбы украинского народа над польскими оккупантами, мечта о справедливом общественном устройстве, изображение народной жизни, тема вольности и свободы)

Что общего у запорожских козаков и 60 богатырей? (яркие, сильные, гордые, свободолюбивые, преданные отчизне, любящие родину)

Что их объединяет?

( мечта о вольной и свободной жизни, борьба с оккупантами, борьба с несправедливостью общества)

- Отвечают на вопросы учителя,

Проводят анализ текста, высказывают свое мнение

Рефлексия:

Домашнее задание:

Что мы узнали из этого урока?

Что мы поняли для себя?

 Прочитать неоконченный роман С.Сарыг-оола «60 дургун» и провести параллель  с повестью «Тарас Бульба»

Каждый высказывает своё мнение. Делают вывод по уроку. (Технология личностно-ориентированного подхода) Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что в повести поднимаются проблемы милосердия, любви, верности, преданности.

Совместная развивающая деятельность учителя и учащихся, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом произведения.

Приложение № 1 Никто не знает, откуда пошло слово «козак». Многие ученые считают, что оно тюркского происхождения и означает «свободный человек». Другие полагают, что слово берет свое начало в монгольском языке, где «ко» означает «броня», «панцирь», а слово «зак» – «предел», «граница», «рубеж», то есть «козак» – защитник границ. Первое упоминание этого слова датируется 1444 годом. Появление свободногокозачества ученые относят к XVкозак – это свободный человек, защитник границ. Именно козаки создали Запорожскую Сечь

Приложение №2Исторический комментарийРебята, мы уже говорили, что события, изображённые Н.В.Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине 15-17 веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви (в то время Украина входила в состав Польско-Литовского государства, где была католическая вера).

Приложение №3  Работа  со словарями. Объяснить значение слов

Обычай                                                                                                        Нрав-

Атаман – предводитель войска

Брань – битва, сражение

Гетман – главнокомандующий казацким войском

Курень – шалаш, подразделение войска

Кошевой – предводитель стана                         Козак – вольный поселенец

Рада- военный совет- Почему старый Тарас отправляет своих сыновей в Запорожье? (Он считает Запорожье школой возмужания.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Лермонтова "Бородино"

Разработка урока по литературе в 6 классе  по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" с использованием презентации....

Интегрированный урок (литература-история) "Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Урок является итоговым (7-8) по изучению произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это...

Историческое прошлое в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Пакет материалов к проведению урока по данной теме...

Историческая правда и художественный вымысел в романе А. С. Пушкина ˮКапитанская дочкаˮ

Открытый (интегрированный) урок по литературе в 8 «А» классеГБОУ СОШ № 263 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга«Историческая правда и художественный вымыселв романе А. С. Пушкина ˮКапитанская дочка...

Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)

Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»(интегрированный  урок (литература + история) в 8 классе)...