Историческая правда и художественный вымысел в романе А. С. Пушкина ˮКапитанская дочкаˮ
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Рыдлевская Ольга Анатольевна

Открытый (интегрированный) урок по литературе в 8 «А» классе

ГБОУ СОШ № 263 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

«Историческая правда и художественный вымысел

в романе А. С. Пушкина ˮКапитанская дочкаˮ».

Дата проведения:

Учителя: Смирнова Алиаида Ивановна (литература), Рыдлевская Ольга Анатольевна (история).

  В центре нашего внимания оказался жанр рыцарского романа, поэтому естественно было обращение к историческому роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе.

 Отражая исторические катаклизмы, жанр исторического романа обнаруживает единство национальной традиции «мира русских людей». Этим и продиктована заявленная тема интегрированного урока с его проектной направленностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapitanskaya_dochka.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый (интегрированный) урок по литературе в 8 «А» классе

ГБОУ СОШ № 263 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

«Историческая правда и художественный вымысел

в романе А. С. Пушкина ˮКапитанская дочкаˮ».

Дата проведения:

Учителя: Смирнова Алиаида Ивановна (литература), Рыдлевская Ольга Анатольевна (история).

Пояснительная записка.

        Интегрированные уроки заинтересовали учеников данного класса ещё в 7 классе при обращении к роману В. Скотта «Айвенго» (урок готовился совместно с учителями английского языка). В центре нашего внимания оказался жанр рыцарского романа, поэтому естественно было обращение к историческому роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе.

        Отражая исторические катаклизмы, жанр исторического романа обнаруживает единство национальной традиции «мира русских людей». Этим и продиктована заявленная тема интегрированного урока с его проектной направленностью.

        Данная технология опирается на дидактические принципы:

1. Индивидуальный подход к каждому учащемуся, позволяющий ученикам использовать собственные возможности, развивать групповое суждение.

2. Вариативность. Опора на исторический, этнографический, литературный материал.

3. Восприятие учащихся направлено на поиск информации, сопоставление «правды» и «вымысла», умение работать с информацией.

4. Активность обучения обеспечивается непосредственным вовлечением учащихся в решение проблемных задач.

        Цели урока:

1. Личностные: формирование чувства гражданского долга, честности, толерантности, патриотизма, чести и достоинства личности, понимание семьи как основы «самостоятельного человека».

2. Коммуникативные: формирование умений слушать и слышать собеседников, умение комментировать прочитанное и выстраивать речевые высказывания.

3. Познавательные: воспитание читательской культуры, использование различных источников информации, умение анализировать прочитанное и сопоставлять текст художественный и исторический, выявление ассоциативных связей, автор-историк и прозаик-писатель.

4. Регулятивные: развитие модели творческого мышления и принятия личностных решений, поиск средств практической задачи исследуемого проекта.

        Виды деятельности для реализации цели:

– аналитическое и творческое чтение эпизодов романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»;

– сопоставление материалов «Истории Пугачёва» и этнографического материала, художественного вымысла;

– выразительное чтение отрывков из романа;

– умение работать индивидуально и в группах;

– самостоятельный поиск материала по проблеме;

– самостоятельная подготовка выступлений на уроке;

– написание сочинения-размышления как результат совместной работы учителя и учащихся.

Ход урока.

        I. Учитель литературы.

Сегодня нам предстоит решить, как в жанре исторического романа совмещается историческая правда и художественный вымысел. Мы должны увидеть в Пушкине историка и писателя-прозаика. На предыдущих уроках мы говорили о жанре исторического романа, его особенностях, об интересе Пушкина к отечественной истории, к историческим личностям России.

Вспомним произведения автора этого жанра.

        Ответы учащихся.

– поэмы «Полтава» и «Медный всадник» (петровская эпоха);

– драма «Борис Годунов» (годы «многих мятежей»);

– песни о Степане Разине («беспокойные» периоды);

–исторический труд «История Пугачёва» и роман «Капитанская дочка».

        Учитель истории. Беседа с учащимися.

В. Назовите причины бунта.

Прослеживают ход событий пугачёвской войны по карте, находят основные места действий.

Знакомство с отзывом о Пушкине и его исторических работах в воспоминаниях Ишимовой.

Учащимся предлагается проблемный вопрос (на экране):

В. Как относится Пушкин к Пугачёву-бунтовщику и художественному образу в романе? Как определяет автор сюжет в романе? (Хроника дворянской семьи). Кто повествователь? (Издатель).

Ученик подготовил историческую справку о создании и публикации исторического труда и романа, о путешествии автора по Оренбургскому краю для сбора материала (официально) к биографии А. В. Суворова).

На экране выводятся портреты Пугачёва, Суворова, виды оренбургских степей.

II. «Правда» и «вымысел».

Проблемная учебная ситуация представлена групповыми поисками информации, постановкой практической задачи.

Метод исследования и сопоставления в группах

Историческая действительность

Художественный вымысел

1. Рассказ учащихся о поездках автора по правому берегу река Урала, о битве Пугачёва с правительственными войсками в окрестностях Татищевой пристани, о «белых горах».

Чтение отрывка из II главы «Истории Пугачёва» о крепостях в оренбургских степях.

Из главы III романа пересказ описания Белогорской крепости, о впечатлениях Гринёва от увиденного.

И вывод – соответствует ли вымысел действительности?

2. Рассказ казачки Бунтовой о взятии крепости, о трагической судьбе коменданта Нижнеозёрной крепости Харлова и его жены. Материал из II главы «Истории Пугачёва» о зверствах пугачёвцев.

Сцена казни из гл. «Приступ». Поведение Савельича, Гринёва. Реакция народа. Жестокость Пугачёва.

Вывод – чем вызвана жестокость «народного царя» и отношение простого народа.

3. Военный совет.

Рассказ старух, помнящих Пугачёва, пение песни, любимой мятежниками. (Материал из монографии «Писатели-классики в Оренбургском крае»).

Звучит музыка – песня-реальность «Не шуми, мати-зелёная дубравушка».

Пересказ эпизода совета гл. VIII. Чтение песни наизусть. Анализ чувств Гринёва. Разговор с Гринёвым после песни.

Вывод – почему Пушкин обращается к народному фольклору? Значение этой песни в идейном содержании романа.

4. Мятежная слобода.

Воспоминания Блиновой о «золотых палатах» Пугачёва. Рассказ старухи Бунтовой о действиях Пугачёва в Бердской слободе. («История Пугачёва»). Гл. III. Пушкин услышал калмыцкую сказку.

Из гл. IX – пересказ эпизода «во дворце». Выразительное чтение калмыцкой сказки. Разговор Пугачёва с Гринёвым, впечатление юноши о смысле сказки.

Вывод – зачем Пушкин включил сказку?

5. Встреча Марии Мироновой с императрицей.

Пушкин в описании Екатерины II опирался на известные портреты императрицы, в частности, Боровиковского.

Сообщение ученика, презентация портрета.

Пересказ эпизода в дворцовом саду. Гл. XIV.

Анализ диалога «дамы» с Машей. Оценка поступка юноши – «безнравственный и вредный негодяй». Последняя сцена – «Я убеждена в невиновности вашего жениха».

Вывод – портрет Боровиковского и великодушие императрицы. Чем вызвано это решение?

III. Поведение итогов, оценка итогов исследования и сопоставления.

        Учитель литературы.

        В. Чем послужили исторические материалы в романе? (основой сюжета, фоном хроники).

        Учитель истории.

        В. Каково отношение Пушкина к изображённому народному движению, пугачёвскому бунту? Цель написания «Истории пугачёвского бунта»?

        Учитель литературы.

        В. Какие чувства вызывает Пугачёв у вас, читателей? (личностные суждения учащихся).

        Обратимся к записям Гринёва из пропущенной главы…

        Выводим на экран эту запись:

«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужда головушка полушка, да и своя шейка копейка».

        Учитель истории.

        В. Как понять это высказывание автора-историка и писателя? Чем страшен для Пушкина этот бунт? (жестокость бунта, стихийность восстания, анархия действий).

        Учитель литературы.

        В. В чём видел Пушкин причины жестокости борьбы с обеих сторон? (ответ на угнетение, бесправие народа).

        Домашнее задание: сочинение «Кто в романе великодушнее по отношению к героям – Пугачёв или Екатерина II?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Лермонтова "Бородино"

Разработка урока по литературе в 6 классе  по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" с использованием презентации....

Интегрированный урок (литература-история) "Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Урок является итоговым (7-8) по изучению произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это...

Емельян Пугачев в исторических источниках и в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

проект "Как изображен Емельян Пугачев в исторических источниках и в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"?" В работе показано, как под пером Пушкина личность разбойника, преступника и государственно...

"В гости к капитанской дочке"(игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Эта игра может быть проведена как заключительный урок после изучения произведения...

Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)

Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»(интегрированный  урок (литература + история) в 8 классе)...

Урок литературы «Е. Пугачев в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в историческом труде «История Пугачёвского бунта».

(4 урок из 5 запланированных по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Темы предыдущих  уроков: «История создания произведения «Капитанская дочка. Герои и их...