Главные вкладки

    Методическая разработка по истории (8 класс) на тему:
    Историческая правда и художественный вымысел в романе А. С. Пушкина ˮКапитанская дочкаˮ

    Рыдлевская Ольга Анатольевна

    Открытый (интегрированный) урок по литературе в 8 «А» классе

    ГБОУ СОШ № 263 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

    «Историческая правда и художественный вымысел

    в романе А. С. Пушкина ˮКапитанская дочкаˮ».

    Дата проведения:

    Учителя: Смирнова Алиаида Ивановна (литература), Рыдлевская Ольга Анатольевна (история).

      В центре нашего внимания оказался жанр рыцарского романа, поэтому естественно было обращение к историческому роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе.

     Отражая исторические катаклизмы, жанр исторического романа обнаруживает единство национальной традиции «мира русских людей». Этим и продиктована заявленная тема интегрированного урока с его проектной направленностью.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kapitanskaya_dochka.docx21.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый (интегрированный) урок по литературе в 8 «А» классе

    ГБОУ СОШ № 263 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

    «Историческая правда и художественный вымысел

    в романе А. С. Пушкина ˮКапитанская дочкаˮ».

    Дата проведения:

    Учителя: Смирнова Алиаида Ивановна (литература), Рыдлевская Ольга Анатольевна (история).

    Пояснительная записка.

            Интегрированные уроки заинтересовали учеников данного класса ещё в 7 классе при обращении к роману В. Скотта «Айвенго» (урок готовился совместно с учителями английского языка). В центре нашего внимания оказался жанр рыцарского романа, поэтому естественно было обращение к историческому роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе.

            Отражая исторические катаклизмы, жанр исторического романа обнаруживает единство национальной традиции «мира русских людей». Этим и продиктована заявленная тема интегрированного урока с его проектной направленностью.

            Данная технология опирается на дидактические принципы:

    1. Индивидуальный подход к каждому учащемуся, позволяющий ученикам использовать собственные возможности, развивать групповое суждение.

    2. Вариативность. Опора на исторический, этнографический, литературный материал.

    3. Восприятие учащихся направлено на поиск информации, сопоставление «правды» и «вымысла», умение работать с информацией.

    4. Активность обучения обеспечивается непосредственным вовлечением учащихся в решение проблемных задач.

            Цели урока:

    1. Личностные: формирование чувства гражданского долга, честности, толерантности, патриотизма, чести и достоинства личности, понимание семьи как основы «самостоятельного человека».

    2. Коммуникативные: формирование умений слушать и слышать собеседников, умение комментировать прочитанное и выстраивать речевые высказывания.

    3. Познавательные: воспитание читательской культуры, использование различных источников информации, умение анализировать прочитанное и сопоставлять текст художественный и исторический, выявление ассоциативных связей, автор-историк и прозаик-писатель.

    4. Регулятивные: развитие модели творческого мышления и принятия личностных решений, поиск средств практической задачи исследуемого проекта.

            Виды деятельности для реализации цели:

    – аналитическое и творческое чтение эпизодов романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»;

    – сопоставление материалов «Истории Пугачёва» и этнографического материала, художественного вымысла;

    – выразительное чтение отрывков из романа;

    – умение работать индивидуально и в группах;

    – самостоятельный поиск материала по проблеме;

    – самостоятельная подготовка выступлений на уроке;

    – написание сочинения-размышления как результат совместной работы учителя и учащихся.

    Ход урока.

            I. Учитель литературы.

    Сегодня нам предстоит решить, как в жанре исторического романа совмещается историческая правда и художественный вымысел. Мы должны увидеть в Пушкине историка и писателя-прозаика. На предыдущих уроках мы говорили о жанре исторического романа, его особенностях, об интересе Пушкина к отечественной истории, к историческим личностям России.

    Вспомним произведения автора этого жанра.

            Ответы учащихся.

    – поэмы «Полтава» и «Медный всадник» (петровская эпоха);

    – драма «Борис Годунов» (годы «многих мятежей»);

    – песни о Степане Разине («беспокойные» периоды);

    –исторический труд «История Пугачёва» и роман «Капитанская дочка».

            Учитель истории. Беседа с учащимися.

    В. Назовите причины бунта.

    Прослеживают ход событий пугачёвской войны по карте, находят основные места действий.

    Знакомство с отзывом о Пушкине и его исторических работах в воспоминаниях Ишимовой.

    Учащимся предлагается проблемный вопрос (на экране):

    В. Как относится Пушкин к Пугачёву-бунтовщику и художественному образу в романе? Как определяет автор сюжет в романе? (Хроника дворянской семьи). Кто повествователь? (Издатель).

    Ученик подготовил историческую справку о создании и публикации исторического труда и романа, о путешествии автора по Оренбургскому краю для сбора материала (официально) к биографии А. В. Суворова).

    На экране выводятся портреты Пугачёва, Суворова, виды оренбургских степей.

    II. «Правда» и «вымысел».

    Проблемная учебная ситуация представлена групповыми поисками информации, постановкой практической задачи.

    Метод исследования и сопоставления в группах

    Историческая действительность

    Художественный вымысел

    1. Рассказ учащихся о поездках автора по правому берегу река Урала, о битве Пугачёва с правительственными войсками в окрестностях Татищевой пристани, о «белых горах».

    Чтение отрывка из II главы «Истории Пугачёва» о крепостях в оренбургских степях.

    Из главы III романа пересказ описания Белогорской крепости, о впечатлениях Гринёва от увиденного.

    И вывод – соответствует ли вымысел действительности?

    2. Рассказ казачки Бунтовой о взятии крепости, о трагической судьбе коменданта Нижнеозёрной крепости Харлова и его жены. Материал из II главы «Истории Пугачёва» о зверствах пугачёвцев.

    Сцена казни из гл. «Приступ». Поведение Савельича, Гринёва. Реакция народа. Жестокость Пугачёва.

    Вывод – чем вызвана жестокость «народного царя» и отношение простого народа.

    3. Военный совет.

    Рассказ старух, помнящих Пугачёва, пение песни, любимой мятежниками. (Материал из монографии «Писатели-классики в Оренбургском крае»).

    Звучит музыка – песня-реальность «Не шуми, мати-зелёная дубравушка».

    Пересказ эпизода совета гл. VIII. Чтение песни наизусть. Анализ чувств Гринёва. Разговор с Гринёвым после песни.

    Вывод – почему Пушкин обращается к народному фольклору? Значение этой песни в идейном содержании романа.

    4. Мятежная слобода.

    Воспоминания Блиновой о «золотых палатах» Пугачёва. Рассказ старухи Бунтовой о действиях Пугачёва в Бердской слободе. («История Пугачёва»). Гл. III. Пушкин услышал калмыцкую сказку.

    Из гл. IX – пересказ эпизода «во дворце». Выразительное чтение калмыцкой сказки. Разговор Пугачёва с Гринёвым, впечатление юноши о смысле сказки.

    Вывод – зачем Пушкин включил сказку?

    5. Встреча Марии Мироновой с императрицей.

    Пушкин в описании Екатерины II опирался на известные портреты императрицы, в частности, Боровиковского.

    Сообщение ученика, презентация портрета.

    Пересказ эпизода в дворцовом саду. Гл. XIV.

    Анализ диалога «дамы» с Машей. Оценка поступка юноши – «безнравственный и вредный негодяй». Последняя сцена – «Я убеждена в невиновности вашего жениха».

    Вывод – портрет Боровиковского и великодушие императрицы. Чем вызвано это решение?

    III. Поведение итогов, оценка итогов исследования и сопоставления.

            Учитель литературы.

            В. Чем послужили исторические материалы в романе? (основой сюжета, фоном хроники).

            Учитель истории.

            В. Каково отношение Пушкина к изображённому народному движению, пугачёвскому бунту? Цель написания «Истории пугачёвского бунта»?

            Учитель литературы.

            В. Какие чувства вызывает Пугачёв у вас, читателей? (личностные суждения учащихся).

            Обратимся к записям Гринёва из пропущенной главы…

            Выводим на экран эту запись:

    «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужда головушка полушка, да и своя шейка копейка».

            Учитель истории.

            В. Как понять это высказывание автора-историка и писателя? Чем страшен для Пушкина этот бунт? (жестокость бунта, стихийность восстания, анархия действий).

            Учитель литературы.

            В. В чём видел Пушкин причины жестокости борьбы с обеих сторон? (ответ на угнетение, бесправие народа).

            Домашнее задание: сочинение «Кто в романе великодушнее по отношению к героям – Пугачёв или Екатерина II?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок (литература-история) "Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

    Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Урок является итоговым (7-8) по изучению произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это...

    Емельян Пугачев в исторических источниках и в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

    проект "Как изображен Емельян Пугачев в исторических источниках и в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"?" В работе показано, как под пером Пушкина личность разбойника, преступника и государственно...

    Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией

    Урок литературы в  8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...

    Ролевая игра для учащихся 8 класса по литературе "Пугачев – историческая личность и литературный персонаж в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

    В конспекте представлена ролевая игра для 9 класса по литературе к урокам по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...

    Разработка урока литературы в 8 классе на тему «Проблема долга, чести и человеческого достоинства в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

    Цель урока - Подвести итог изучения романа через осмысление сюжета, композиции и героев произведения, раскрытие проблемы чести и достоинства человека...