Урок литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова "Бородино" на тему "Бородинское сражение глазами историка и поэта"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Это урок литературы и истории в 5 классе  по стихотворению М.Л.Лермонтова "Бородинона тему "Бородинское сражение глазами историка и поэта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Бородино" М.Ю.Лермонтова25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

                           учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №14 г

Владимира Борисовской Елены Владимировны

Бородинское сражение глазами историка и поэта.

Цели:

  1. Учить анализировать произведение.
  2. Формировать у учащихся представление о Бородинском сражении, с этой целью использовать тексты стихотворения Лермонтова «Бородино» и учебника истории.
  3. Работать над образами стихотворения.
  4. Отрабатывать умение анализировать текст и делать соответствующие выводы.
  5. Развивать интерес к истории и литературе.
  6. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к чтению.
  7. Развивать навыки выразительного чтения.

Ход урока.

  1. У нас сегодня необычный урок, объединивший в себе литературу и историю. Почему возникла необходимость в таком уроке, вы поймёте, посмотрев на тему: Бородинское сражение.
  2. Бородинское сражение, так же, как Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская баталия, останется в исторической памяти нашей страны как символ победы и возрождения, как воплощение народного гнева против захватчиков, посягнувших на землю Русскую.

Сегодня, говоря о Бородинском сражении, нам предстоит посмотреть на него под разными углами зрения. С одной стороны, это исторический факт, а значит, нам нужно знать, что за сражение произошло у деревни Бородино 26 августа 1812 года, к каким результатам оно привело, т.е. определить его историческое значение. С другой стороны, Бородино - это символ победы, могущества, силы духа русского народа, передаваемый по наследству. Поэтому мы должны выяснить не только, какова идея произведения, но и с помощью каких приёмов автору удалось из исторического события создать гимн русскому народу.

  1. Повторение.
  • Мы отметили с вами, что русские воины летом 1812 года проявили удивительное мужество. И всё же французская армия оказалась на подступах к Москве.
  • Найдите в тексте стихотворения описание отступления.
  • Какие чувства владеют русскими? {утомление, досада и затем подъём - «боя ждали»)
  1. 1. - Вспомните, как встретили назначение Кутузова главнокомандующим в войсках .(«//de w Кутузов бить французов»).

Но и новый главнокомандующий не спешил дать французской армии крупное сражение. Он понимал, что в одной битве исход войны не решится. И всё-таки после долгих колебаний и размышлений он решается на сражение. Как вы думаете, почему Кутузов решается на сражение ? (Сражение должно поднять боевой дух армии).

  • Была у Кутузова ещё одна цель: нанести урон противнику.2.  Решение о сражении принято, надо найти удобное для него место. Самой удобной, по мнению Кутузова, была позиция в 120 км от Москвы, у деревни Бородино.

- Почему Кутузов считал эту позицию выгодной? (с. 145 схема в учебнике истории).

а)        дороги. (Русские войска оседлали обе Смоленские дороги, ведущие к Москве, следовательно, французам не пройти);

б)        удачный рельеф местности.

  • Левый фланг прикрыт Утицким лесом;
  • Центр и правый фланг - рекой Колочей, т.е. французы не могли обойти русские войска с флангов.
  1. А с точки зрения старого солдата, чем обусловлен выбор места?

«И вот нашли большое поле, есть разгуляться где на воле ». (Как два былинных богатыря).

«Построили редут» - только один? С точки зрения историка - это ошибка, что здесь важно поэту?

  • Бой дан глазами одного человека. Это для него большое поле, это его редут, это он - былинный богатырь, готовый, разгулявшись на воле, отстоять Москву.
  • Послушайте историка и определите, где находится этот солдат.
  1. Теперь давайте посмотрим, как Кутузов расположил войска.
  • В центре поля у русских войск была удобная позиция на высотах, преобладавших над местностью. Здесь, на Курганной высоте, расположились артиллеристы генерала Н.Н. Раевского (портрет). Правый фланг защищал М.Б.Барклай-де-Толли (удобно расположены войска под прикрытием реки). На левом же фланге наших естественных укреплений не было. Поэтому вполне закономерно было предположить, что французы нанесут главный удар. Поэтому здесь были выстроены специальные укрепления - флеши (полевые укрепления в виде рва, имеющие форму тупых углов, обращенных в сторону противника). Защищали флеши войска под командованием П.И.Багратиона.

7. - Давайте посмотрим, как готовились к бою русские и французы,

 «ликовал француз»        «кивер чистил»- готовился к смерти

«штык точил»- готовился к рукопашной

  • Что значит «ликовал»? Почему именно «ликовал», а не радовался, не веселился?
  • Для французов - это захват добычи        «Смертный бой не ради славы»

8. Сражение.

Ход: Наступило утро 26 августа (7 сентября) 1812 года (см. учебник с. 144.) Почему другая дата? (новый стиль).

  • Сражение началось в 6 утра. Как и предполагал Кутузов, основные силы противник обрушил на левый фланг, на Багратионовы флеши. В течение дня французы предприняли здесь 7 безуспешных атак. Очевидцы рассказывали, что многие солдаты, побросав оружие, шли врукопашную на врага. Артиллеристы, перевозившие пушки, были вынуждены ехать по телам убитых и раненых солдат, как по мостовой. Войска так перемешались, что с трудом можно было отличить неприятеля от своих. Чугун и железо отказывались служить, раскалённые пушки ломались с треском. А люди стояли насмерть.
  • Проиллюстрируйте это стихотворением.
  • Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Это к стихотворению или к историческому событию?
  • История и литература оказались очень близки. Попробуйте определить, где стоит солдат.
  • Историк называет имена офицеров, руководивших войсками. А Лермонтов не даёт в стихотворении ни имён, ни чинов, лишь «полковник» (не генерал). Здесь нет имён, потому что это война не генералов, а народов. Здесь нет чинов. Даже полковник это не чин, а связующее звено между народом и царём («слуга царю, отец - солдатам»). Он не приказывает, а высказывает то, к чему они готовы. Мы сказали, что они готовы к смертельной схватке. Но только полковник произносит это слово. Не приказал, а молвил он, сверкнув очами: не воины - «Ребята, не Москва ль за нами» и т.д.
  • Трижды звучит слово «умереть». Готовы трижды умереть за Родину.
  • Рассказчик выражает мысли каждого из людей своего времени. Докажите, что он говорит не только о себе.

а)        Почти нет местоимений «я» (Забил снаряд я, угощу я)

б)        «Я» сменяется «мы»(« Мы» пойдём, постоим мы

в)        Полковник гибнет в рукопашном бою (сражён булатом) 

Вывод:

Даты и имена уходят, Перед нами народ, сражающийся за свободу Родины. К вечеру французам всё же удалось взять Курганную высоту, но русские воины сумели откатить свои пушки на новые позиции. Таким образом, батарея Раевского продолжала сражаться. Отступивши с Багратионовых флешей, войска заняли новые позиции за Семёновским ручьём, а выбить их у французов сил уже не было.

9.- Давайте посмотрим, насколько тяжёл был бой. Прочитайте. Всё пропитано дымом - это сотни и тысячи людей и орудий: «Сквозь дым летучий», «как тучи», «как тени». Бой был стремительный. Докажите.

Уланы

Драгуны

Промелькнули

Мгновенное действие

                     Побывали

                  Мы видим:                               слышим:                                осязаем бой:

                  Огонь блестел                        звучал булат                            колоть устала

                                                                   картечь визжала

                     Ужас нарастает

Если в дыму огонь « блестел» - ещё красиво, то «звучал булат» - уже напряжённо, «картечь визжала» - уже неприятно, «рука бойцов колоть устала» - страшно, а «гора кровавых тел» - отвратительно.

Поэт использует и звукопись. Найдите резко звучащие строки. Звучал булат, картечь визжала.

- Само звучание слов напоминает визг.

  1. К исходу дня бой начал утихать. Потери с обеих сторон были огромными, с. 146- цифры потерь.
  2. -        Найдите параллели в тексте. Посмотрите, как сразу меняется строй стихотворения.

Дальше некуда... Они готовились к смерти и приняли её...

- Бой не закончен. «Отступили басурманы». Но мы не можем говорить о моральной победе русских воинов. «Французская армия разбилась о русскую» (Ермолов)

( «.. .были люди в наше время! Могучее, лихое племя. Богатыри...Москва... недаром отдана»,до конца стояли богатыри и передали своё мужество «как наши братья умирали» молодым воинам.

  1. Итог.

История помогла нам более конкретно представить картину Бородинского боя.

13 Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть отрывок;
  2. Сделать иллюстрации к стихотворению, назвать их строчками стихотворения.


Если в дыму огонь « блестел» - ещё красиво, то «звучал булат» - уже напряжённо, «картечь визжала» - уже неприятно, «рука бойцов колоть устала» - страшно, а «гора кровавых тел» - отвратительно.

Поэт использует и звукопись. Найдите резко звучащие строки. Звучал булат, картечь визжала. - Само звучание слов напоминает визг.

  1. К исходу дня бой начал утихать. Потери с обеих сторон были огромными, с. 146- цифры потерь.
  2. -        Найдите параллели в тексте. Посмотрите, как сразу меняется строй стихотворения. Дальше некуда... Они готовились к смерти и приняли её...

- Бой не закончен. «Отступили басурманы». Но мы не можем говорить о моральной победе русских воинов. «Французская армия разбилась о русскую» (Ермолов) ( «.. .были люди в наше время! Могучее, лихое племя. Богатыри...Москва... недаром отдана»,до конца стояли богатыри и передали своё мужество «как наши братья умирали» молодым воинам.

  1. Итог.

История помогла нам более конкретно представить картину Бородинского боя. 13 Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть отрывок;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».

Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

бинарный урок по истории и литературе "Полтавская битва. Петр I глазами историков и поэта"

конспект бинарного урока по истории и литературе в 7 классе...

Урок литературы. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть Поэта». 9 класс

Урок литературы в 9 классе.Замолкли звуки чудных песен,Не раздаваться им опять:Приют певца угрюм и тесен,И на устах его печать.Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой-то неве...

Конспект урока литературы ,11 класс по стихотворению Б.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать!"

Урок является творческой лабораторией, с ипользованием проблемной, проектной технологии....

Методическая разработка бинарного урока "Полтавская битва. Петр I глазами историков и поэта"

Методическая разработка бинарного урока (история + литература), 7 классТема: «Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историка»Цель: Познакомить учащихся с Полтавской битвой. Рассмотреть ...

Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"

Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...