Методическая разработка бинарного урока "Полтавская битва. Петр I глазами историков и поэта"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Наталья Николаевна Шурко

Методическая разработка бинарного урока (история + литература), 7 класс

Тема: «Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историка»

Цель: Познакомить учащихся с Полтавской битвой. Рассмотреть образ Петра I с исторической и художественной точек зрения. Показать мастерство А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы. 

Задачи:

Образовательные: выяснить, какие средства художественной изобразительности использует А. С. Пушкин, чтобы нарисовать картину Полтавского боя. Определить, какую роль в этом бою играл Петр I, и отношение автора к этому герою.

Развивающие: развивать навыки анализа текста художественного произведения, умения определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство уважения   к истории своей страны и чувство гордости за её героическое прошлое.

 

Предполагаемый результат урока:1) Выяснить - нужно ли знание истории человеку, читающему текст художественной литературы на историческую тему? 2) Определить - что дает личности прочтение художественного текста на историческую тему? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Разработчики урока: Безбородова Анна Николаевна, учитель истории МБОУ ОШ № 48 и Шурко Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ ОШ № 48

Методическая разработка бинарного урока (история + литература), 7 класс

Тема: «Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историка»

Цель: Познакомить учащихся с Полтавской битвой. Рассмотреть образ Петра I с исторической и художественной точек зрения. Показать мастерство А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы.  

Задачи:

Образовательные: выяснить, какие средства художественной изобразительности использует А. С. Пушкин, чтобы нарисовать картину Полтавского боя. Определить, какую роль в этом бою играл Петр I, и отношение автора к этому герою.

Развивающие: развивать навыки анализа текста художественного произведения, умения определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство уважения   к истории своей страны и чувство гордости за её героическое прошлое.

Предполагаемый результат урока:1) Выяснить - нужно ли знание истории человеку, читающему текст художественной литературы на историческую тему? 2) Определить - что дает личности прочтение художественного текста на историческую тему?

Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор

Предварительная работа обучающихся: чтение поэмы «Полтава» А.С. Пушкина, заучивание отрывков из поэмы

Этап учебного занятия

Содержательная деятельность педагога

Содержательная деятельность обучающихся

Примечание

1

Организационный момент. Вступительное слово учителя

Вступительное слово учителя литературы:

Ребята, русская литература и история тесно связанные между собою предметы. Изучая литературу, вы уже не раз обращали внимание на то, что русские писатели и поэты очень живо откликаются на ключевые моменты в отечественной истории, они анализируют исторические события, представляют свое видение проблем Российского государства, характеризуют исторические личности. Зачастую они не претендуют на достоверность приведенных фактов, но тем не менее многие художественные произведения могут служить настоящим историческим источником, при изучении того или иного события. Поэтому сегодня мы проводим несколько необычный урок, объединив историю и литературу.

Зачитывается эпиграф 

«В гражданстве северной державы,

В ее воинственной судьбе,

 Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

 Огромный памятник себе».

                                      («Полтава» А. С. Пушкин).

Вопрос: О каком человеке и каком событии, связанном с ним, мы сегодня поговорим на уроке?

Вопрос: Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Ответ: О Петре I и Полтавском сражении

Ответ: «Полтава. Петр I глазами историка и поэта»

Учитель и ученики совместно обозначают тему урока

Слайд 1 тема урока:  «Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историка

2

Целеполагание

Музыкальный фрагмент «Было дело под Полтавой»

Вопрос: Какие проблемные вопросы мы должны решить на уроке

Посмотрим на Полтавскую битву глазами поэта и историка и подумаем. О чем?

Прослушивание музыкального фрагмента

Учащиеся совместно с учителем формулируют проблемные вопросы:

- Нужно ли знание истории человеку, читающему текст художественной литературы на историческую тему?

- Что дает личности прочтение художественного текста на историческую тему?

Слайд 2. Проблемные вопросы

3

Анализ исторических событий

Учитель истории:

- На начало XVIII века приходится одна из наиболее продолжительных по времени войн в истории России – Северная война.

- Вспомните причины Северной войны.

- Назовите события начального периода войны

Историческая задача:

Когда в 1812г. Наполеон вторгся в Россию, к нему для переговоров о мире был направлен генерал Балашов. С едкой насмешкой французский император спросил Балашова, не может ли он указать самый подходящий путь на Москву. Балашов, как свидетельствует предание, ответил: «Есть много дорог на Москву, одна из них ведет через Полтаву».

- Как вы думаете, почему Балашов так ответил?

Анализ Полтавской битвы

Составление кластера

Выход к Балтийскому морю

Причины войны

Ход        Северная война        цели

Ответ: Полтавская битва – это переломное событие Северной войны.

Работа с картой

4

Анализ литературного произведения

Учитель литературы: Мы видим сухое, строго научное изложение фактов. Литературные произведения позволяют оживить картины истории.

- Скажите, какой автор в литературе писал о Полтавской битве?

- Как называется произведение Пушкина об этих событиях?

Яркая судьбоносная страница русской истории – Полтавская битва – привлекает внимание поэта. Заглянем и мы на страницы истории и перечитаем эпизоды поэмы «Полтавская битва».

Фрагмент фильма «Битва под Полтавой» (3 минуты)

{Фрагмент показывается без звука. Во время просмотра учащиеся озвучивают увиденное выдержками из поэмы}.

Анализ отрывка

 - Как изображается наступающий день? Какую метафору содержит строка: «Горит восток зарею новой»?

- Какова пространственная позиция автора? Является ли поэт участником событий? Чувствуется ли его духовная позиция, отношение к описываемому событию?

- «Картина Полтавской битвы начертана кистью широкою и смелою… живописец мог бы писать с нее, как с натуры». (В.Г.Белинский «Статьи о Пушкине».) Картина, представленная художником, динамична или статична? Чем достигается динамика? (Глаголы движения.)

- Каков результат начального этапа сражения?

- Какова палитра чувств данного отрывка?

- «Уж близок полдень…» Как поэт подчеркивает усталость воинов, передает затишье перед кульминацией боя?

- Как поэт воссоздает видимые и слышимые батальные сцены?

- Что важно поэту донести до сердца читателя?

- Кто командует русскими войсками во время битвы?

Учащиеся озвучивают фрагмент фильма отрывками из поэмы

Реальное утро и образ восходящего молодого государства; начало дня решающего для страны сражения.

(Автор «над» происходящим, дает панораму события и подчеркивает детали. Использует местоимения «мы» – «наш», значит, внимание поэта к истории продиктовано не только желанием раскрыть героическую страницу русской истории, но и подчеркнуть неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего. Мы должны знать свои корни и помнить уроки истории

Картина динамична. Это достигается глаголами движения.

«Темнеет слава», «тесним мы шведов».

Лексический ряд говорит о тревоге и радости.

Глаголы иного лексического значения, приемы антитезы, сравнения.

Лексический, морфологический, синтаксический ряды, звукопись, в основном мужская рифма на согласный, утяжеленная стопа, резкое смешение ударений. Язык и стих здесь не только рисуют картину сражения, но и помогают передать отношение к изображаемому, выразить напряженность, энергию, тревогу

Петр I

Фрагмент показывается без звука. Во время просмотра учащиеся озвучивают увиденное отрывками из поэмы.

5

Сравнительный анализ личности Петра I

Учитель истории: Попробуем увидеть личность Петра 1 глазами историков и глазами поэта. Группа историков будет работать с историческими документами.

 А группа литераторов с поэмой А.С. Пушкина «Полтава».

Взгляд историка

Взгляд поэта

Внешний облик Петра I

Личность царя, черты характера

Способности Петра, любимые занятия.

В чем Петр видел свое предназначение?

- Проследите в тексте, какими художественными средствами удается А.С. Пушкину создать образ Петра

Сравнения: «Петр весь как божия гроза» (сравнивается с ярким природным явлением,  поступки его угодны Богу)

«могущ и радостен как бой» (ярок, дерзок, быстр, решителен)

Метафоры: «глаза сияют» (излучают радость, ликование, близость победы)

Эпитеты: «Лик его ужасен»

Антонимы: «Выходит Петр.  Его глаза

                       Сияют. Лик его ужасен.

                      Движенья быстры. Он прекрасен,

                       

-Чем привлекает А.С. Пушкина Петр1? Почему рядом с образом Петра мы видим образ России?

(Пушкина привлекает полководческий дар Петра,  его желание укрепить границы России. Петр в поэме – олицетворение военного гения. Петр 1 неотделим от своих дружин. Его победы – это победы на благо Отечества.)

6.

Ответ на проблемные вопросы.

Учитель истории: Мы посмотрели на Полтавскую битву, одну из важнейших славных страниц истории России, глазами поэта и историка. Нужно ли знание истории читающему текст художественной литературы на историческую тему? Что дает личности прочтение художественного текст на историческую тему

Ответ: В поэтических строчках используются различные художественные приемы, которые дают нам возможность почувствовать накал сражения. Здесь необязательно придерживаться строгой исторической правды, достаточно создать образ, картину событий. Ученый-историк же не может обходиться без научного подхода, логики, точного изображения действительности.

7.

Рефлексия

Мы проанализировали личность Петра I  и его вклад в историю Российского государства. Выразите, пожалуйста, свое отношение к этой исторической личности и заполните императорскую корону Петра I, используя принцип синквейна.

Составление синквейна:

  1. Тема (одно существительное): Петр I
  2. Два прилагательных:
  3. Три глагола:
  4. Предложение из четырех слов:
  5. Суть темы (резюме, свое впечатление)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного урока "Влияние природных условий на быт человека в Западной Сибири"

Предлагаемый урок по теме "Влияние природных условий на быт человека в Западной Сибири" является интегративным уроком географии и истории.Испоьзование бинарного урока по данной теме я считаю наиболее ...

Методическая разработка бинарного урока по предметам "Материаловедение" и "Устройство автомобиля" "Автомобиль века".

   Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В многолетнем...

методическая разработка бинарного открытого урока по дисциплинам "оборудование пищевых предприятий" "Автоматизация производства"

Методическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарног...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ИСТОРИИ-ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Отражение военно-политических событий в России 1914-1920 годов в творчестве В.В. Маяковского»

      Бинарный урок- это одна из форм реализации межпредметных связей. Как одна из форм проекта, бинарные уроки  служат средством повышения мотивации изучения предмета, так ...

Урок литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова "Бородино" на тему "Бородинское сражение глазами историка и поэта"

Это урок литературы и истории в 5 классе  по стихотворению М.Л.Лермонтова "Бородинона тему "Бородинское сражение глазами историка и поэта"...

бинарный урок по истории и литературе "Полтавская битва. Петр I глазами историков и поэта"

конспект бинарного урока по истории и литературе в 7 классе...

Бинарный урок в 7 классе (русский язык и литература) "Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историков"

Бинарный урок в 7 классе (История и литература) "Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историков". Урок строится на историческом материале и тексте поэмы А.С. Пушкина "Полтава"...