МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ИСТОРИИ-ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Отражение военно-политических событий в России 1914-1920 годов в творчестве В.В. Маяковского»
методическая разработка по истории по теме

Ширяева Ольга Борисовна

        Бинарный урок- это одна из форм реализации межпредметных связей. Как одна из форм проекта, бинарные уроки  служат средством повышения мотивации изучения предмета, так как создают условия для практического применения знаний, развивают аналитические способности и изобретательность, обладают огромным воспитательным потенциалом.     Проведение бинарных уроков требуют тщательной подготовки  педагога и студентов, способствует совершенствованию профессиональных компетенций преподавателей, формированию адекватной оценки студентов значимости изучаемых дисциплин. Чаще всего такие уроки ведут два преподавателя. Важную роль в подготовке и проведении бинарного урока играет психологическая и методическая совместимость педагогов.

       Идея проведения бинарного урока возникла на уроке литературы при изучении творчества В.Маяковского. Студенты задавали вопросы, которые были связаны с историческими  событиями, например, почему В.Маяковский призывал революционных матросов на бой с Британией, ведь страны Антанты были союзниками России? Учитывая тот факт, что оба преподавателя ведут занятия в одной группе, мы сочли возможным проведение совместного урока.

       Этот  краткосрочный проект был проведён в целях систематизации знаний учащихся, формирования убеждения в связности предметов и целостности мира, развития их мышления. Преподаватели, чередуясь в изложении материала, привлекали в помощь студентов, которые подготовили презентацию о творчестве В.Маяковского указанного периода,  доклад о  военно-политических событиях в России, используя фрагменты документального сериала и художественного фильма. В результате занятие  прошло эмоционально, в творческой и доброжелательной атмосфере.

       На урок была приглашена экспертная группа. Написан положительный отзыв от внешнего эксперта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon binarnyy_urok_istoriya_-literatura.doc102 КБ
Office presentation icon mayakovskiy.ppt1.7 МБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

БИНАРНОГО УРОКА ИСТОРИИ-ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ:

«Отражение военно-политических событий

в России 1914-1920 годов в творчестве В.В. Маяковского»

Дата:

21.03.2012

Продолжительность урока

90 минут

Учебная дисциплина:        

История-литература

Преподаватель истории:

Преподаватель литературы:

Ширяева О.Б.

Кульгавий Л.П.

Группа:

9КС-11

Количество студентов

25 человек

I.        Цели занятия:

Обучающие:

  • Показать исторические события в России 1914-1920 г.г. на примере творчества В.Маяковского.
  • Объяснить сущность отношений России и стран Антанты до и после революции 1917 года.
  • Способствовать осознанию студентами многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений отечественной истории указанного периода, а также причин неоднозначности их восприятия обществом в прошлом и настоящем.

Развивающие:

  • Развивать умение работать с историческими фактами, анализировать, обобщать их и  делать выводы.
  • Развивать умение понимать разницу   между фактами истории и художественными произведениями, отображающими эти исторические события.
  • Развивать умение различать интерпретации исторических  фактов разными авторами.

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, толерантность, уважительное отношение к историческому прошлому своего народа.

II.        Оборудование:

1.Технические средства: ноутбук, проектор, просветный экран, плазма; презентация по теме: «Творчество В.Маяковского периода 1915-1918г.г.»; отрывки из фильма «Интервенция», отрывки из документального сериала «Первая мировая война. Битва в окопах 1914-1918»

2.Дидактические материалы: карта «Гражданская война и иностранная интервенция»

3.Литература: текст стихотворения В.Маяковского «Левый марш»

III.        Ход урока

Организационный момент. Вступительное слово преподавателя, создание обстановки доверия и доброжелательности.

Основная часть занятия проводится в форме лекции с элементами беседы.

Основные понятия: Антанта, Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война, интервенция, «белое» и «красное» движение», В.Маяковский и футуризм, эстетика «самовитого слова», ритмика и язык В.Маяковского.

Преподаватель литературы Кульгавий Л.П.

Вся наша жизнь сопровождалась, сопровождается и будет сопровождаться историческими событиями, мы живем в истории.

И каждое поколение воспринимает свое время как самое важное, необычное, яркое. Естественно, вдумчивые, рассуждающие и талантливые люди не могли не откликнуться на события своего времени и оставили для потомков яркие вспышки запечатленных мгновений истории, выраженных в литературных произведениях. Приведу примеры.

И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети» в 60-х годах XIX века пришёл к выводу, что распад дворянских гнезд в обозримом будущем неизбежен. А уже в начале XX века А.П.Чехов запечатлел «предсказание» Тургенева в пьесе «Вишневый сад».

Результаты первой русской революции 1905 г были осмыслены М.Горьким в романе «Мать», где писатель показал, что прежде, чем вооружать руки, надо «вооружить голову» и что простой, далекий от политики человек, такой как Пелагея Ниловна, может стать революционером-профессионалом (кстати, чувствуется перекличка с героем Н.Г.Чернышевского Рахметовым).

Первую мировую войну ярко и проникновенно отобразил К.Федин в романе «Города и годы». Приводится пример размена военнопленными, над которыми производились опыты.

Модель построения счастливого справедливого общества, показанного Н.Г.Чернышевским в романе «Что делать?» еще в 1863 г, была реализована в 1917 году, через 54 года после написания романа (приводятся примеры).

Сегодня мы постараемся разобраться в том, как В.Маяковский сумел вписаться в переломные и неоднозначные события начала XX века, которые заставили содрогнуться весь мир.

Преподаватель истории Ширяева О.Б.

         Годы революционного движения, Гражданской войны и интервенции показали всю глубину трагедии российского народа, ввергнутого в братоубийственную войну. Известный русский философ Н.А.Бердяев считал одним из самых отрицательных последствий Гражданской войны появление в России «милитаристского типа» человека.

Преподаватель литературы Кульгавий Л.П.

Но не все писатели воспринимали одни и те же исторические события одинаково, в литературе мы могли наблюдать субъективность взглядов. Например, С.Есенин принял революцию «с крестьянским уклоном», А.Блок возлагал большие надежды на интеллигенцию,

Леонид Андреев писал так: «Многих напугал социализм, но не все еще поняли, насколько он страшен», а для В.Маяковского не было дилеммы – принимать или не принимать революцию. «Моя революция», - говорил оратор-трибун и «всю свою звонкую силу поэта» отдавал без остатка атакующему классу - пролетариату.

Выступление студентов с подготовленной ими презентацией «Творчество В.Маяковского периода 1915 – 1918гг»

Вместе со студентами рассматриваем переход в философском осмыслении времени Маяковского от «Я» к «Мы» на примере стихотворений «Вам», «Нате», «Вот так я сделался собакой», «Скрипка и немножко нервно», «Сказка о красной шапочке», «Левый марш». Ребята, не до конца разобравшись в исторических событиях этого периода, недоумевают, как это Маяковский призывает революционных матросов на бой с Британией в водах Балтийского моря, ведь страны Антанты были союзниками России. Почему «оскалясь короной, вздымает британский лев вой»? Почему «России не быть под Антантой»?

Шёл 1918 год, это был один из самых сложных годов в жизни нового советского государства, которого не признавала ни одна страна, поэтому о заключении мирного соглашения не могло быть и речи. Оставалось только одно – с оружием в руках отстаивать независимость России. Именно в эти дни В.Маяковский пишет стихотворение «Левый марш», задачей которого ставит укрепление духа разбегающейся по домам русской армии.

Поэт рассказывал, что это стихотворение было написано за полчаса, пока он ехал в автопролётке на встречу с матросами в Кронштадт. Нужно было укрепить боевой дух солдат, которые устали от войны и надеялись, что после революции она закончится. После победы пролетариата в 1917 году никто не хотел воевать, так как солдаты и матросы, набираемые в армию из простых крестьян, мечтали вернуться домой и получить обещанную землю. Убедить их вернуться на фронт и биться с «бульдожьей Британией» и являлось задачей В.Маяковского.

Преподаватель истории Ширяева О.Б.

В 1918 году между большевиками и Германией был заключён Брестский мир. Советская Россия вышла из Первой мировой войны. За год до этого события на специальной конференции с участием США, Англии, Франции и союзных им стран было принято решение о разграничении зон интересов на территориях бывшей Российской империи и установлении контактов с национально-демократическими правительствами. Зоной влияния Англии были назначены Кавказ и казачьи области, Франции — Украина и Крым. 1 января 1918 года Япония ввела во Владивостокский порт свои военные корабли под предлогом защиты своих подданных. 8 января 1918 года президент США Вильсон в своём послании к конгрессу заявил о необходимости вывода германских войск с российских территорий, о признании независимости прибалтийских государств и Украины с возможностью дальнейшего их объединения с Великороссией на федеративных началах.

Доклад студента. Используется карта «Гражданская война и иностранная интервенция».

          1 марта 1918 года Мурманский Cовет направил запрос в Совнарком, запрашивая, в какой форме возможно принятие военной помощи от союзников, предложенной британским контр-адмиралом Кемпом: высадить в Мурманске британские войска для защиты города и железной дороги от возможных атак немцев и белофиннов из Финляндии. В ответ на это Троцкий, занимавший пост наркома иностранных дел, отправил телеграмму: «Вы обязаны незамедлительно принять всякое содействие союзных миссий». Директива Троцкого была подтверждена Лениным и Сталиным на телефонных переговорах с председателем Мурманского краевого совета Юрьевым 9-10 апреля 1918 года.

В результате, сразу после заключения с Германией  Брестского мирного договора Мурманский совдеп заключил соглашение с союзниками об их помощи большевистскому руководству в городе. 6 марта 1918 в Мурманске отряд английских морских пехотинцев в количестве 170 человек с двумя орудиями высадился с английского линейного корабля «Глори». Это стало началом интервенции. На следующий день на Мурманском рейде появился английский крейсер «Кокрен», 18 марта — французский крейсер «Адмирал Об», а 27 мая — американский крейсер «Олимпия». Стремясь восстановить Восточный фронт против Германии в условиях только что подписанного  Брестского мира, страны Антанты силами флотов установили блокаду советской России и приступили к высадке десантов в портах по её окраинам. В марте 1918 года в Мурманске высадились также французы. В апреле во Владивостоке — англичане и японцы.

 В своей внешнеполитической деятельности А. И. ДеникинА. В. Колчак  и другие вожди Белого движения делали ставку на построение союзнических взаимоотношений с Англией, Францией, позднее — с США и Японией. Представители императорского генералитета стремились к выполнению обязательств, принятых русским правительством перед Антантой ещё в годы Первой Мировой войны.

Позже Ленин признавал:        «В продолжении трёх лет на территории России были армии английская, французская, японская. Нет сомнения, что самого ничтожного напряжения сил этих трёх держав было бы вполне достаточно, чтобы в несколько месяцев, если не несколько недель, одержать победу над нами».

Преподаватель истории Ширяева О.Б.

Почему же представители ведущих стран мира не помогли «белым» уничтожить большевизм?

Президент США Вильсон говорил: «Всякая попытка настоящей интервенции без согласия советского правительства превратится в движение для реставрации царизма. Никто из нас не имел ни малейшего желания реставрировать в России царизм».

Интервенты не хотели помогать Белому движению как «реставраторам царизма». Иностранцам не нравился лозунг борьбы за единую и неделимую Россию (независимо от формы правления). Политика Англии, Франции и других стран в отношении России (и «белой», и «красной») определялась не моральными обязательствами, симпатиями или антипатиями к той или иной стороне русских баррикад, а своими национальными интересами в России: ослабить страну как экономического и политического конкурента путём расчленения на ряд самостоятельных государственных образований. Только  таким образом можно было распоряжаться российским сырьём и рынками. 

Курс союзников, прежде всего Англии, свёлся к отсечению от России молодых государственных образований в Прибалтике и Закавказье под флагом образования так называемого «санитарного кордона» вокруг РСФСР. Действуя в заданном направлении, страны Антанты поддержали национальные элиты окраинных народов Российской империи в создании ими независимых государств, а лидеров Белого движения — в борьбе против большевиков. Но ровно настолько, чтобы белым не хватило сил для полной победы над красными. Зарубежные страны оказывали существенную военно-техническую, экономическую и политическую поддержку то одним, то другим группам, ведущим борьбу в России.

27 июня в Мурманске высадился британский десант уже в количестве 2 тыс. человек. В августе же американцы, англичане и французы заняли Архангельск. Интервенты объявили военное положение, ввели военно-полевые суды, за время оккупации они вывезли 2686 тысяч пудов разных грузов на общую сумму свыше 950 миллионов рублей золотом. Добычей интервентов стал весь военный, торговый и промысловый флот Севера. Американские войска выполняли функции карателей. Свыше 50 тысяч советских граждан (более 10 % всего подконтрольного населения) были брошены в тюрьмы Архангельска, Мурманска, Печенги, Йоканьги. Только в Архангельской губернской тюрьме было расстреляно 8 тысяч человек, 1020 умерли от голода, холода и эпидемий. Из-за нехватки тюремных мест в плавучую тюрьму был превращён разграбленный англичанами линкор «Чесма». Все силы интервентов на Севере находились под британским командованием.

На протяжении всей интервенции и Гражданской войны интервенты избегали прямых боевых столкновений с регулярной Красной армией. Наиболее ожесточённые столкновения происходили в Балтийском море, где британская эскадра пыталась уничтожить Балтийский флот. В конце 1918 года британцами были захвачены два новейших эсминца типа «Новик» — «Автроил» и «Спартак». Британские торпедные катера дважды нападали на главную морскую базу — Кронштадт. После поражения Германии в Первой мировой войне интерес союзников к участию во внутрироссийском конфликте быстро сошёл на нет. В январе 1919 года на Парижской мирной конференции союзники решили отказаться от планов интервенции (и сконцентрировать усилия на поставках вооружения белым армиям). Большую роль в этом сыграло то, что советский представитель Литвинов на встрече с американским дипломатом Бакетом, состоявшейся в январе 1919 года в Стокгольме, заявил о готовности советского правительства в случае прекращения интервенции выплатить дореволюционные долги, предоставить странам Антанты концессии в советской России и предоставить независимость Финляндии, Польше и странам Закавказья. Такое же предложение Ленин и Чичерин передали американскому представителю Буллиту, когда он приехал в Москву.

Летом 1919 года 12 тысяч британских, американских и французских войск, находившихся в Архангельске и Мурманске, были эвакуированы. К 1920 году большая часть интервентов покинула территорию РСФСР. На Дальнем Востоке они продержались до1922 года. Последними освобождёнными от интервентов районами СССР стали остров Врангеля (1924) и Северный Сахалин (1925).

Рассказ преподавателя сопровождается  фрагментами из фильмов.

Преподаватель литературы Кульгавий Л.П. 

Теперь вам стало понятно, почему Антанта превратилась из союзника во врага и почему В. Маяковский в стихотворении «Левый марш» провозгласил, что России не быть под Антантой. При этом Маяковский понимает, что воевать придется не только с внешними, но с внутренними врагами. Поэтому в стихотворении он саркастически указывает на многочисленные политические течения, выступающие против революции.

Поэт убежден, что разногласия среди солдат и моряков в этот непростой период могут оказаться даже более опасными, чем всевозможные происки Антанты. И оказывается прав, так как после окончания Первой мировой войны в России еще несколько лет продолжается война гражданская. Конечно, в 1918 году Маяковский все еще идеализирует революцию, хотя и понимает, что она превращается в кровавую бойню. Однако автор убежден, что человеческие жертвы – это неизбежная дань, которую следует уплатить ради того, чтобы дать жизнь другим людям, свободную и счастливую.

Далее преподаватель литературы Кульгавий Л.П. студентам раздаются тексты стихотворения «Левый марш».

Вопросы для обсуждения:

  1. 1.Какие обстоятельства жизни и особенности характера привели В.Маяковского к приятию революции?
  2. Какой взгляд на исторический текущий момент отразил Маяковский в стихотворении? Какова позиция автора?
  3. Маяковский понимает, что воевать придётся не только с внешними, но и с внутренними врагами. Какие строки указывают на многочисленные  политические течения, выступающие против революции. Почему это опаснее, чем происки Антанты?
  4. Доказать, что стихотворение «Левый марш» является ярким примером агитационной поэзии того времени?

Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение В.Маяковского на тему революции и прочитать это стихотворение в духе того времени.
  2. Как отразились военно-политические события в России на концепции В.Маяковского?
  3. Назовите основные причины интервенции; проанализируйте отношение интервентов к «белым» и «красным».
  4. Почему ведущие страны мира не ставили своей целью уничтожение большевизма?

Подведение итогов работы на уроке

При подведении итогов урока преподаватель истории Ширяева О.Б. делает выводы, систематизируя знания учащихся, полученные в ходе занятия.

1.        Развиваясь по своим внутренним законам, мир культуры отражал все проблемы и процессы, которые переживало общество. На творчество многих известных писателей и поэтов первой половины ХХ века, в том числе В.Маяковского, существенное влияние оказали Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война и интервенция.

2.        В годы войны был упущен шанс по созданию в России полноценного гражданского общества. Невозможность мирного разрешения острых социальных противоречий и конфликтов между обществом и государством привело страну к глубоким изменениям, многие из которых таили особую опасность для будущего страны.

3.        Интервенция изменила соотношение сил во время Гражданской войны в России не в пользу большевиков, затянула вооруженное противостояние. Без поддержки иностранных союзников, оказанной в 1919 г., Белое движение не смогло бы продержаться столь долго. Усиление сопротивления толкало советский режим на усиление репрессий и террора, т.е. интервенция способствовала эскалации насилия с обеих сторон. Экономическая блокада, ставшая неотъемлемой частью интервенции, также способствовала увеличению числа жертв среди мирного населения.

4.        В результате иностранной интервенции Россия понесла огромные экономические потери: убытки оценивались в 39 млрд. рублей золотом. Именно эта сумма была выставлена советской делегацией на Генуэзской конференции в ответ на требование европейских держав  к  СССР признать долги Российской империи и Временного правительства. В качестве "компенсации" за оказанную помощь силам Белого движения интервенты получили часть российского золотого запаса (им правительство А.В. Колчака оплачивало военные поставки). Кроме того, союзники вывезли из оккупированных областей свыше 3 млн. пудов зерна, леса на сумму более 1 млн. фунтов стерлингов, 30 млн. пудов нефти, 26 млн. тонн марганца и других ценных ископаемых. Интервенты эксплуатировали прииски, горные разработки, рыбные промыслы. В результате действий военных контингентов Антанты серьезно пострадал железнодорожный и водный транспорт, многочисленные суда Дальневосточного и Черноморского флота были уведены в иностранные порты. Экономике ряда областей России был нанесен огромный ущерб.

5.        Вмешательство стран Антанты отразилась и на становлении дипломатических и торговых контактов СССР со странами, принимавшими участие в интервенции. Долгое время налаживанию нормальных отношений мешали взаимные претензии государств, которые не могли быть сразу разрешены за столом переговоров. Интервенция наложила отпечаток на весь процесс врастания Советского государства в систему международных отношений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимир Маяковский (1893-1930) «Я – ваш поэт» Маяковский своим даром выразил пафос эпохи, сутью которой явились мировая и гражданская войны. Его революционность – уловленный его талантом дух нового времени.

Слайд 2

«Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу» Владимир Маяковский «Первое непосредственное впечатление от чтение раннего Маяковского – безусловная исключительная одаренность автора… Перед нами совершенно новый поэт, даже теперь… ничего не утративший от своей новизны и оригинальности…» Ю. Карабчиевский

Слайд 3

Маяковский Владимир Владимирович Первые публикации Маяковского (стихотворения «Ночь», «Утро») появились в конце 1912 года. Большинство произведений Маяковского «свободно меняет размер от строфы к строфе», а «четыре типа стиха» — ямб, хорей, дольник и акцентный стих — «составляли основной метрический репертуар Маяковского…». Родился 7 (19) июля 1893г., в селе Багдади, Кутаисская губернии в семье лесничего. Отец Маяковского происходил из дворянской семьи.

Слайд 4

Отзываясь на начало Первой мировой войны, Владимир, которому было отказано во вступлении в действующую армию, пишет ряд «антивоенных» произведений. Однако крупнейшим произведением Маяковского того времени является поэма «Облако в штанах» ((1914-1915), первоначальное название — «Тринадцатый апостол»). В предисловии ко 2-му изданию в 1918 автор так определял содержание поэмы: «долой вашу любовь, долой ваше искусство, долой ваш строй, долой вашу религию». Такие как: «Война и мир» «Мама и убитый немцами вечер» «Я и Наполеон»

Слайд 5

Изначально она называлась «Тринадцатый апостол», но по требованию царской цензуры название было изменено поэтом на «Облако в штанах». Поэма была названа Владимиром Маяковским «трагедией». «ОБЛАКО В ШТАНАХ» В предисловии к первому полному изданию поэмы Владимир Маяковский написал: « „Облако в штанах“ …считаю катехизисом сегодняшнего искусства; Катехизис – религиозная книга, изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов. По свидетельству друзей Владимира Маяковского на написание первой главы поэмы поэта вдохновил романтический эпизод во время поездки футуристов по России. Поэма отразила растущую силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и осознающих свой путь в борьбе.

Слайд 6

Основным пафосом дооктябрьских поэм Маяковского - «Флейта-позвоночник» (1916 г.), «Война и мир» (отдельное издание - 1917 г.), «Человек»(1916-17 гг., опубликована в 1918 г.) - был протест против буржуазных отношений, калечивших подлинную натуру Человека. К Маяковскому добавляется новый аспект — безнадежная любовь к женщине, наделенной именем и узнаваемыми чертами внешности Л. Брик, которая предпочитает лирическому герою-поэту человека, способного обеспечить ей бытовое благополучие.

Слайд 7

Февральская революция, а впоследствии — октябрьская революция были первоначально восприняты Маяковским скорее как выплеск стихийных сил. Поэт приветствует не просто социальный переворот, а обновление всей тверди, мироздания в целом, а значит, и искусства. Революция в творчестве Маяковского Пьеса «Мистерия-Буфф» была написана в 1917-1918 и поставлена к первой годовщине октябрьского переворота самим автором. В ней вновь используются библейские сюжеты, довольно прозрачно соотнесенные с современными событиями. (Всемирный потоп - революция, Земля обетованная — осуществленный коммунизм). Утверждая величие и героизм простых людей, Маяковский разоблачал творческое бессилие буржуазии; строить «ковчег» нового мира под силу только «нечистым» с их нравственной чистотой и классовой солидарностью

Слайд 8

К 1918 относятся опыты Маяковского в области кино (всего снято три фильма) Маяковский выступил в роли сценариста, режиссера и актера. Впоследствии Маяковский неоднократно писал киносценарии, часть которых была реализована. В «Левом марше» (1918 г.), своеобразном гимне пролетарской мощи и целеустремлённости, поэт призывал к борьбе с врагами революции. Но эстетическая палитра Маяковского была многоцветной: в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» (1918 г.) он выступал за богатство эмоций нового человека, которому должно быть доступно сочувствие всему живому, всему беззащитному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гроза 12 года. Интегрированный урок ( история, литература)

На основе анализа исторических фактов и литературных текстов первой четверти 19 века учащиеся имеют возможность осознать связь между событиями Отечественной войны 1812 года и их отражением в литератур...

Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы».

Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы»....

Межпредметный урок (история + литература, 2 часа) Тема: « Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»

Урок в 8 классе рассчитан на 2часа.Цели урока:·         учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской...

Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) по теме «Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Методической целью данного урока является показ методики проведения бинарного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин....

План урока 8А класс (Четверг) Тема "Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало."

В свзи с необходимостью дистанционного обучения будет помещен план урока по теме "Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало". Файл содержит план урока и ссылки на видио  РЭШ, п...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...