Межпредметный урок (история + литература, 2 часа) Тема: « Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Медцкер Елена Ивановна

Урок в 8 классе рассчитан на 2часа.Цели урока:

·         учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской площади, его историческое значение; особое внимание уделить причинам поражения восстания.

·         ознакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Ф. Рылеева,

·         развивать навыки и умения учащихся: внимание, память, воображение, умение слушать и оценивать ответ товарища, анализировать, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи.

·         отработать навыки анализа художественного текста и выразительного чтения,

·         воспитывать такие нравственные качества, как гражданственность, патриотизм.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon межпредметный урок72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметный урок (история + литература, 2 часа)

Тема: « Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»

Цели: 

  • учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской площади, его историческое значение; особое внимание уделить причинам поражения восстания.
  • ознакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Ф. Рылеева,
  • Развивать навыки и умения учащихся: внимание, память, воображение, умение слушать и оценивать ответ товарища, анализировать, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи.
  • отработать навыки анализа художественного текста и выразительного чтения,
  • воспитывать такие нравственные качества, как гражданственность, патриотизм.

Оборудование: портрет К.Ф. Рылеева, видеокассета с фильмом “ Звезда пленительного счастья”, магнитофон, выставка книг, портреты декабристов.

ХОД УРОКА

 Вводное слово учителя истории:

Восстание декабристов – трагическая и славная страница русской истории! Восстание декабристов вспыхнуло и погасло, как звезда. Оно имело большое значение в истории революционного движения России. Это было первое открытое выступление против царизма с оружием в руках – до этого Россия знала лишь стихийные выступления крестьян. “Пушки Исакиевской площади разбудили целое поколение”, - скажет А.И.Герцен.

Было ли поражение восстания объективно предопределено? К.Ф.Рылеев – один из лидеров декабристов незадолго до восстания написал:

Известно мне погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа, -
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?


Эти стихи оказались пророческими. Сегодня на нашем уроке нам предстоит ответить на проблемный вопрос: почему восстание декабристов потерпело поражение и каковы причины этого поражения?

На протяжении нашего урока во время изучения нового материала вы будете должны ответить на этот вопрос и выписать в тетрадь причины поражения восстания, а в конце урока мы подведем итог вашей работы.

Учитель литературы:

Наш сегодняшний урок  также посвящается К.Ф. Рылееву – поэту-декабристу. “Твоё названье в мире этом мне стало доблестным заветом и путеводною звездой”, – писал Огарёв о К.Ф. Рылееве.
Эпиграфом к уроку послужат его же слова:

Мы стих твой вырвем из забвенья
И в первый русский вольный день,
В виду младого поколенья,
Восстановим для поклоненья
Твою страдальческую тень.

14 декабря 1825 года офицеры-дворяне, презрев собственное благополучие во имя борьбы за счастье народа, организовали первое в России вооружённое революционное восстание. Позже про декабристов скажут, что страшно далеки были они от народа, за что и поплатились.
Как же это было?

Сообщение ученика о восстании декабристов:

 19 ноября 1825 года во время поездки по стране в Таганроге неожиданно скончался император Александр1. Члены Тайного общества считали, что наступил “час пробуждения спящих россиян”, что можно наконец совершить то, к чему они стремились много лет. Вся боль и обида заговорщиков за судьбу русского народа, кажется, выразились в стихотворении К.Ф.Рылеева:

Ах, тошно мне
И в родной стороне:
Все в неволе,
В тяжкой доле,
Видно век вековать.

Долго ль русский народ
Будет рухлядью гостпод.
И людями.
Как скотами,
Долго ль будут торговать?

Кто же нас кабалил,
Кто им барство присудил.
И над нами,
Бедняками
Будто с плетью посадил?

По две шкуры с нас дерут
Мы посеем – они жнут,
И свобода
У народа
Силой бар задушена.

А что силой отнято,
Силой выручим мы то,
И в приволье,
На раздолье
Стариною заживем.

А теперь господа
Грабят нас без стыда
И обманом
Их карманом
Стала наша мошна.

Нас поборами царь
Иссушил, как сухарь:
То дороги
То налоги
Разорили нас вконец.

А под царским орлом
Ядом потчуют с вином
И народу
Лишь за воду
Велят вчетверо платить.

А до бога высоко,
До царя далеко,
Да мы сами
Ведь с усами
Так мотай себе на ус.

Момент для восстания был подходящий. У Александра I не было детей, царем должен был стать его брат Константин, но он был женат на особе нецарской крови, на польской графине Иоанне Грудзинской, что по закону о престолонаследии лишало его права стать царем. Занимая должность главнокомандующего польской армией, он фактически был наместником царя в Польше, жил в Варшаве и давно отрекся от престола.

В запечатанных конвертах в Сенате и Синоде, в Государственном совете в Петербурге и в Москве – в Кремлевском Успенском соборе хранились документы отречения Константина. На пакете, находившемся в Государственном совете, имелась надпись, сделанная Александром I: “Хранить в Государственном совете до моего востребования, а в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия в чрезвычайном собрании”.

Отречение Константина держалось в глубокой тайне, о нем знал лишь ограниченный круг придворных. Страна присягнула Константину. Были отчеканены монеты с его профилем, в магазине продавались его портреты. Но фактически страна жила без царя, создалось междуцарствие и это продолжалось 17 дней до 14 декабря.

При таких условиях Николай решил больше не считаться с формальностями. 12 декабря вечером он приказал изготовить манифест о его восшествии на престол; 13 декабря, утром подписал манифест и приказал Сенату 14 декабря, в 7 часов утра присягнуть ему, новому императору Николаю I.

Декабристы Батенков и Н. Бестужев в тот же день 13 декабря узнали о новом манифесте и назначении новой присяги – “переприсяги”, как ее называли в народе. Ситуация, кажется, складывается благоприятно для восстания. Переприсяга при живом царе была совершенно не в русском обычае. “Царь от Бога” - это понятие укоренилось в народе еще с допетровских времен. Хороший царь – живи и радуйся, плохой – терпи. Менять одного царя на другого, по своему хотению - не по Божьей воле. И вот живого и здорового Константина собираются менять теперь на Николая.

Члены Северного общества знали, что они могут подтолкнуть бессловесных солдат, чтобы они потребовали объяснений. Под именем Константина, законного царя, декабристы надеялись скрыть свои стремления к Конституции, выборам, гласности, аграрной реформе, ко всему, что с их точки зрения невозможно было объяснить солдатам.

Гораздо больше членов Северного общества волновало отсутствие у них четкого плана действий. Его приходилось изобретать на ходу, сшивать на живую нитку. После жарких споров, которые продолжались несколько дней, было принято следующее решение: Рано утром 14 декабря, в день присяги Николаю, вывести войска к Сенату и сорвать ее. Вместо того, чтобы присягнуть царю, Сенат под давлением восставших должен был принять манифест к русскому народу и опубликовать его во всенародное сведение.

Сообщение нового материала в виде компьютерной презентации: (учащиеся самостоятельно выполняют опережающее задние в виде компьютерной презентации) 

Сопроводительный текст:

В этом манифесте царское правительство объявлялось низложенным, уничтожалось крепостное право, устанавливалось равенство всех сословий перед законом, объявлялась свобода печати, совести и занятий, обеспечивалась гласность судов, чиновники заменялись выборными лицами, сокращалась 25-летняя военная служба, уничтожалось рекрутство и военные поселения, вводилась всеобщая воинская повинность и учреждалась внутренняя народная стража, отменялась подушная подать, уничтожалась правительственная монополия на соль, водку. Для решения о будущем политическом строе России – республике или конституционной монархии – предлагалось созвать Великий Собор.

Предполагалось еще захватить Зимний дворец и Петропавловскую крепость, арестовать царскую семью, не исключалось и цареубийство.

Рано утром, затемно, декабристы-офицеры отправились в казармы поднимать полки на восстание. Они рассчитывали вывести к Сенату значительную часть войск, расквартированных в Петербурге. Однако реальные результаты усилий оказались скромнее.

Под сенью овеянных славою 1812 года знамен вышли первыми на Сенатскую площадь 800 человек Московского полка. Во главе их шел Александр Бестужев (Марлинский).

Прибывшие выстроились у подножия памятника Петру I в каре – боевым четырехугольником, - что давало возможность отражать нападения со всех сторон. Было не очень холодно, около 8 градусов мороза, с моря дул ледяной ветер. Стоять было нелегко. Но настроение у всех было бодрое.

Между тем Рылеев был озабочен. Уже на рассвете он получил два тяжелых известия. Надламывались основные звенья намеченного декабристами плана восстания. Якубович отказался вести гвардейский экипаж в Зимний дворец для захвата царской резиденции и ареста царской семьи; Каховский отказался совершить цареубийство, чтобы открыть путь восстанию.

Позже выяснилось, что выбранный диктатором Трубецкой вовсе не явился на Сенатскую площадь, оставив восставших на произвол судьбы.

Выяснилось еще одно непредвиденное обстоятельство. Николай, предупрежденный доносами унтер-офицера Шервуда, капитана Майбороды, поручика Ростовцева и агента Бошняка о готовящемся восстании, предложил Сенату собраться необычно рано, в 7 часов утра, до того, как восставшие войска придут на площадь.

Уже в 7 часов 20 минут утра сенаторы принесли присягу и разошлись. Первые явившиеся на Сенатскую площадь войска стояли перед пустым зданием Сената.

Застав Сенат опустевшим, декабристы заняли позицию пассивной обороны вокруг Медного всадника. Но и Николай I поначалу был столь же пассивен: получив первые известия о неповиновении Московского полка, царь занялся чтением манифеста о своем восшествии на престол перед толпой народа, собравшегося у Зимнего дворца.

Но, как показали события, у Николая был сильный союзный союзник – время. 14 декабря оно работало на царя. Большинство войск, расквартированных в Петербурге, поддержали Николая. Декабристы же эффект внезапности, который давал им серьезные преимущества, упустили безнадежно.

Противостояние на Сенатской площади продолжалось около 5-ти часов: с 11 до начала 5-го. Пожалуй, самым ярким и трагическим событием за эти долгие часы являлся рейд на сенатскую площадь генерал-губернатора Милорадовича, пытавшегося убедить рядовых участников восстания в том, что их обманывают. Он был смертельно ранен Каховским.

В такой ситуации Николай после некоторых колебаний решил прибегнуть к крайнему средству. Жестокому и беспроигрышному: залпу картечью никому в упор не выдержать. Уже после второго выстрела восставшие дрогнули и побежали число жертв с обеих сторон составляло по разным подсчетам от 200 до 300 человек. В срочно пробитые поруби в Неву сбрасывали не только убитых. Но и раненых участников восстания.

Позже один из рядовых участников восстания Петр Фатеев, ставший участником восстания по приказу офицера-декабриста в составе Московского полка и отправленный за это царем в действующую армию на Кавказ в своем письме родителям так отзывался о событиях на Сенатской площади: “За седьмицу до праздника Рождества Господа Нашего Иисуса Христа великое деяние совершилось в стольном граде С.-Петербурге. Полк, где я верою и правдою служу, не хотел принять святую присягу, а вышел в обмундировании на улицу Сенатской площади и стал стрелять, как на войне все равно, есть и убитые, а присягу святую приняли на верность служить новому Императору Николаю Павловичу. За стрельбу много арестовали начальников разных, офицеров. Я стоял первым на левом фланге и стрелял. Много стреляли. Холодно дюже было, но руки не зябли, ружье было горячо и рукам тепло. Офицера, коих арестовали, все хорошие господа”

Учитель истории:

После получения известия о разгроме выступления в Петербурге члены южного общества организовали восстание Черниговского полка на Украине (29 декабря 1825 года – 3 января 1826 года), которое было быстро разгромлено. К следствию и суду над декабристами было привлечено 579 человек, из которых 80 процентов были военными. Процесс проходил тайно и в быстрые сроки. Работу следственной комиссии направлял сам император. Из всех подследственных Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский и Рылеев были поставлены “вне разрядов” и приговорены к четвертованию. Однако боязнь прослыть дикарем в просвещенной Европе привела к тому, что Николай заменил эту средневековую казнь повешанием. 13 июля 1826 года пять декабристов были казнены в Петропавловской крепости. Свыше ста декабристов были сосланы не каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали и отправили на Кавказ, где шла война с горцами. Туда же был отправлен и весь Черниговкий полк.

Учитель литературы:

 А теперь посмотрите внимательно на портрет К.Ф.Рылеева. Каким вы представляете этого человека? (Мужественный, с твёрдым характером.)

– Об этих качествах характера Рылеева писали его современники, отмечая необыкновенное обаяние, внутреннюю цельность Кондратия Фёдоровича, целеустремлённость.

Учитель зачитывает воспоминание о Рылееве Бестужева из книги А.И.Гессена “Во глубине сибирских руд.

– Какова же биография этого замечательного человека?

Ученица рассказывает биографию Рылеева.

Учитель. Чтобы мы более зримо представили себе К.Ф. Рылеева, ребята подготовили небольшую инсценировку.

Инсценируется эпизод разговора Рылеева с матерью перед арестом из книги А.И.Гессена “Во глубине сибирских руд”.

Учитель. После подавления восстания Рылеева арестовали, он был заключён в Петропавловскую крепость. Здесь в могильной тишине одиночной камеры провёл он все шесть месяцев следствия. В эти трагические дни он не потерял чувства собственного достоинства, всю ответственность брал на себя, стараясь отвести беду от товарищей. От последнего свидания с женой Рылеев отказался, не хотел подвергать её такому жестокому испытанию, а себя лишить сил, необходимых, чтобы встретить казнь спокойно.

Читается предсмертное письмо Рылеева.

Просмотр эпизода казни из кинофильма “Звезда пленительного счастья”. Роль К.Ф.Рылеева исполняет артист Олег Янковский.

Учитель. Казнь оборвала жизнь не только выдающегося революционера, но и поэта, которому предстояло большое будущее. Портрет Рылеева будет неполным, если мы не поговорим о нём как о поэте.
Уже в первом произведении, под которым поэт поставил свою полную подпись, в стихотворении “ К временщику” (1820год), проявились мужество и гражданственность Рылеева, ведь это было политическим выступлением против всесильного Аракчеева.
Кто же этот Аракчеев?

Сообщение ученика об Аракчееве.

Чтение стихотворения “К временщику”

Учитель. Как характеризует К.Ф. Рылеев Аракчеева? (Коварство, надменность, подлость души, льстивость, лживость в дружбе, пресмыкательство, отсутствие чести и совести.)

– О чём Рылеев предупреждает тирана? (Гнев народа не пощадит тирана.)

Учитель. Аракчеев затеял злобу на молодого поэта, сделал вид, что не узнал себя в сатире, но журнал “Невский зритель”, где было напечатано стихотворение, был закрыт.
В 1821–1823 годах Рылеев пишет цикл исторических дум – небольших стихотворных рассказов, в которых отразилась русская история от 10 до начала19 веков. Всего К.Ф.Рылеев написал 31 думу. В них воспеваются люди смелые, сильные, готовые всем пожертвовать ради счастья родного края. Это– Олег Вещий, Дмитрий Донской, покоритель Сибири Ермак.
Дума о Ермаке стала народной песней.
Особенно нравилась современникам Рылеева дума “ Иван Сусанин”, в ней рассказывается о простом крестьянине, который гибнет за Родину.

Беседа по содержанию произведения.

1. Каким показан в думе крестьянин Иван Сусанин? (Как герой)

2. В каких словах выражает он свою готовность умереть за Родину и царя? (И сыну, и врагам Сусанин говорит о том, что он гибнет за “русское племя”. В словах его звучат глубокая любовь к народу, чувство достоинства.)

3. Что значит для Сусанина умереть за царя? (Умереть за царя – значит умереть за Родину.)

4. Как ведут себя поляки, когда поняли, что им грозит смерть? А Иван Сусанин? В чём его сила? (В любви к Родине).

Учитель. Знаменательно, что А.С.Пушкин выделил думу “Иван Сусанин” среди других, она позволила, по его словам, подозревать в Рылееве “ истинный талант”.
За год с небольшим до трагической гибели Рылеев, уже признанный глава Северного общества, написал стихотворение, которое получило широкую известность. Его приобщили к следственным материалам, и оно было уничтожено по личному приказанию Николая I. Лишь случайно в бумагах Бестужева сохранилась копия, которая была опубликована в “ Полярной звезде” с заглавием “Гражданин”.

Ученик читает стихотворение.

Беседа по содержанию стихотворения.

1. К чему призывает поэт перед восстанием? (К борьбе за угнетённую свободу.)

2. В чём упрекает дворянскую молодёжь? (В изнеженности, постыдной праздности, в равнодушии к бедствиям Отчизны.)

Вывод:

Этот обобщённый образ молодого человека контрастирует с образом самого поэта, борца и гражданина. Отсюда вырастает формула Рылеева “ Я не поэт, а гражданин”, предвосхитившая знаменитые слова Н.А. Некрасова: “ Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”.
Созвучны со стихотворением Рылеева и стихи поэтов 20 века.

Чтение стихотворений Н. Рыленкова и А. Межирова.

Н. Рыленков.

Что есть гражданственность?
Не надо вопрошать, а надо ею жить,
Как воздухом дышать.
Гражданственность всё то,
В чём разум века светит,
Чем совесть зову времени ответит,
Чему даётся власть и в бедах возвышать.
Что есть гражданственность?Ъ
Не надо вопрошать.

А. Межиров.

Что значит Родину любить?
Во-первых, отовсюду к ней тянуться,
Не прерывать связующую нить.
А во-вторых, так делать, чтобы всем
на ней живущим было жить привольно,
Не холодно, не голодно, не больно.
А в-третьих, надо говорить о нейЪ
Как можно меньше слов, звучащих громко….
Ну и в-последних, чтоб в последний бой
Шагнуть, если потребуется это.
Как в то незабываемое лето,
Без разговора жертвуя собой.

Учитель. Рылеев оставался верен себе, своим убеждениям и в казематах Петропавловской крепости, за каменными стенами и железными решётками. Один из декабристов рассказывал, что переведённый в другую камеру, он нашёл в ней тарелку. На обратной стороне которой прочитал стихи Рылеева:

Тюрьма мне в честь, не в укоризну:
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Коли ношу их за Отчизну.

Эти строки – словно сжатый итог творчества Рылеева. Читая их, вспоминаешь другого поэта и гражданина, нашего земляка, погибшего в застенках фашистского лагеря. Кто это? (Татарский поэт – Муса Джалиль)

Муса Джалиль.

Пускай мои минуты сочтены,
Пусть ждёт меня палач и вырыта могила.
Я ко всему готов. Но мне ещё нужны
Бумага белая и чёрные чернила….

* * *

Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.

Учитель. Давайте ещё раз посмотрим на портрет К.Ф. Рылеева, послушаем музыку и поразмышляем о смысле жизни, о гражданском долге, о нравственной чистоте, звучащих в стихах поэта – декабриста Рылеева, о жизни настоящего человека-гражданина ( звучит музыка из фильма «Звезда пленительного счастья»)
Скоро мы будем изучать творчество А.С. Пушкина. Он был потрясён гибелью декабристов, на рукописях появляются портреты друзей и рисунок виселицы с надписью “И я бы мог”. Декабристам, сосланным в Сибирь на каторгу, он пишет послание “ Во глубине сибирских руд”.

Чтение стихотворения “Во глубине сибирских руд” А.С. Пушкина.

 Учитель истории:

Перед тем, как подвести итог нашего урока я предлагаю посмотреть фрагмент фильма.

(отрывок из фильма “Звезда пленительного счастья”)

На протяжении урока вы отвечали на проблемный вопрос: каковы причины поражения восстания декабристов, давайте подведем итог.

Примерные ответы учащихся:

1. срыв первоначального плана восстания

2. оторванность от народа

3. поведение Трубецкого и Якубовича в момент восстания

4. численное превосходство и лучшее вооружение царских войск

5. недостатки в подготовке восстания

6. выжидательная тактика, нерешительность восставших

Учитель истории:

В своем предсмертном письме родным руководитель Южного общества Павел Иванович Пестель написал слова, созвучные, на мой взгляд, сердцам всех декабристов: “…я страстно люблю мое отечество, я желал его счастья с энтузиазмом, я искал этого счастья…”

Звучит песня “Офицерам 1812 года”.

Домашнее задание: написать эссе «Мои мысли о декабристах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметный урок по истории и литературе по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности"

Интегрированный урок по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности".Урок по длительности - 2 урока.Он включает сообщения и презентацию, сделанные учащимися в качестве опережающего зад...

Методическая разработка урока "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Этот блок уроков может использоваться и для 8  и для 10-го классов. Декабристы, заслуживают большего внимания не только специалистов,но и учащихся, ещё только открывающих для себя родную историю....

Межпредметный урок "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"(для 9-10 кл.)

Тип учебного занятия: урок  обобщения изученного материала.Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего, пробле...

Интегрированный урок «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве» (история и литература)

Данный урок проводился в 8 классе при изучении курса истории России в конце учебного года. Значимость урока состоит в том, что в этом году отмечается 90-летие Республики Бурятия. Наша малая Родина име...

Интегрированный урок истории и литературы . Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.

Интегрированный урок – исследование с элементами анализа и сопоставления различных источников (исторических документов, литературных произведений)....

"Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Интегрированный урок (история, литература). В разработке урока отражена работа с текстом на основе системно-деятельностного подхода....

Подвиг декабристов в их деятельности и творчестве

Интегрированный урок (литература и история) для 9 класса....