Межпредметный урок по истории и литературе по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Интегрированный урок по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности".Урок по длительности - 2 урока.Он включает сообщения и презентацию, сделанные учащимися в качестве опережающего задания. На уроке учащиеся решают стоящую перед ними проблему:"В чём истинный подвиг декабристов?" Урок насыщен разнообразными видами деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhpredmetnyy_urok.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметный урок по истории и литературе по теме: «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве».

Цель: Активизировать познавательную деятельность учащихся путём интегрированного изучения материала на совместном уроке истории и литературы.

Задачи:

  • Образовательные: обеспечить создание у школьников образного представления о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории; познакомить с поэтическим творчеством поэтов – декабристов.
  • Воспитательные: с целью нравственного воспитания учащихся  ярко показать проявление декабристами таких моральных качеств, как мужество, стойкость, любовь к Родине. Подвести учащихся к самостоятельному осмыслению истинного подвига декабристов и их роли в просвещении Сибири.
  • Развивающие: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы, создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательной деятельности; развивать умение анализировать стихотворения.

Оборудование: презентация и иллюстрации, дополнительная литература, сообщения учащихся (опережающие задания).

Эпиграфы:

«Отчизне посвятим души прекрасные порывы». (А.С.Пушкин)

«Это какие-то богатыри, кованые воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия». (А.И.Герцен)

План урока.

  1. Вступительное слово учителя истории и постановка проблемы урока:            « В чём жизненный подвиг декабристов? Только ли в выступлении на Сенатской площади?».
  2. Презентация о том, кто они декабристы,  о  выступлении декабристов, их аресте и расправе над ними.
  3. К.Ф.Рылеев – поэт-декабрист. Его стихотворения «К временщику»(1820г.), исторические думы: «Иван Сусанин», «Ермак»; Стихотворение «Гражданин».
  4. Сибирская ссылка. Творчество ссыльных декабристов.
  5. Братья Бестужевы, их жизнь и творчество.
  6. Просветительская деятельность декабристов в ссылке.
  7. Итоговая беседа по проблеме урока.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя истории.

Декабристы – уникальное явление русской истории. Молодые дворяне хорошо образованные, с блестящей военной карьерой и статской службой, имеющие уважение и почести в аристократическом свете не захотели мириться с гнётом крепостного права. Беспокойство за народ, стыд за свое благополучие, неприятие пустой великосветской жизни звали «первенцев свободы» к борьбе.

Мы изучили с вами их программные документы: « Конституцию» Н.М.Муравьёва и «Русскую правду» П.И.Пестеля. Сегодня нам предстоит познакомиться  с декабристами и ответить на вопрос «В чём их жизненный подвиг?». Вот почему эпиграфом к уроку я выбрала слова А.И.Герцена и А.С.Пушкина.

2. Презентация. (Восстание на Сенатской площади, портреты участников, суд и расправа над декабристами) - опережающее задание для учащихся.

3.Учитель истории. Одним из организаторов и руководителей Северного общества был Кондратий Федорович Рылеев.

 Учитель зачитывает воспоминание о Рылееве Бестужева из книги А.И.Гессена

«Во глубине сибирских руд».

Учитель истории. После подавления восстания Рылеева арестовали, он был заключён в Петропавловскую крепость. Здесь в могильной тишине одиночной камеры провёл он все шесть месяцев следствия. В эти трагические дни он не потерял чувства собственного достоинства, всю ответственность брал на себя, стараясь отвести беду от товарищей. От последнего свидания с женой Рылеев отказался, не хотел подвергать её такому жестокому испытанию, а себя лишить сил, необходимых, чтобы встретить казнь спокойно.

Учитель литературы. Казнь оборвала жизнь не только выдающегося революционера, но и поэта, которому предстояло большое будущее. Портрет Рылеева будет неполным, если мы не поговорим о нём как о поэте.
Уже в первом произведении, под которым поэт поставил свою полную подпись, в стихотворении “ К временщику” (1820год), проявились мужество и гражданственность Рылеева, ведь это было политическим выступлением против всесильного Аракчеева.
Кто же этот Аракчеев?

Сообщение ученика об Аракчееве (опережающее задание)

Чтение стихотворения “К временщику”

Учитель литературы. Как характеризует К.Ф. Рылеев Аракчеева? (Коварство, надменность, подлость души, льстивость, лживость в дружбе, пресмыкательство, отсутствие чести и совести.)

– О чём Рылеев предупреждает тирана? (Гнев народа не пощадит тирана.)

Учитель литературы. Аракчеев затеял злобу на молодого поэта, сделал вид, что не узнал себя в сатире, но журнал “Невский зритель”, где было напечатано стихотворение, был закрыт.
В 1821–1823 годах Рылеев пишет цикл исторических дум – небольших стихотворных рассказов, в которых отразилась русская история от 10 до начала19 веков. Всего К.Ф.Рылеев написал 31 думу. В них воспеваются люди смелые, сильные, готовые всем пожертвовать ради счастья родного края. Это– Олег Вещий, Дмитрий Донской, покоритель Сибири Ермак.
Дума о Ермаке стала народной песней
(прослушивание песни в записи)
Особенно нравилась современникам Рылеева дума “ Иван Сусанин”, в ней рассказывается о простом крестьянине, который гибнет за Родину (знакомство с думой).

Беседа по содержанию произведения.

1. Каким показан в думе крестьянин Иван Сусанин? (Как герой)

2. В каких словах выражает он свою готовность умереть за Родину и царя? (И сыну, и врагам Сусанин говорит о том, что он гибнет за “русское племя”. В словах его звучат глубокая любовь к народу, чувство достоинства.)

3. Что значит для Сусанина умереть за царя? (Умереть за царя – значит умереть за Родину.)

4. Как ведут себя поляки, когда поняли, что им грозит смерть? А Иван Сусанин? В чём его сила? (В любви к Родине).

Учитель литературы. Знаменательно, что А.С.Пушкин выделил думу “Иван Сусанин” среди других, она позволила, по его словам, подозревать в Рылееве “ истинный талант”.
За год с небольшим до трагической гибели Рылеев, уже признанный глава Северного общества, написал стихотворение, которое получило широкую известность. Его приобщили к следственным материалам, и оно было уничтожено по личному приказанию Николая I. Лишь случайно в бумагах Бестужева сохранилась копия, которая была опубликована в “ Полярной звезде” с заглавием “Гражданин”.

Ученик читает стихотворение.

Беседа по содержанию стихотворения.

1. К чему призывает поэт перед восстанием? (К борьбе за угнетённую свободу.)

2. В чём упрекает дворянскую молодёжь? (В изнеженности, постыдной праздности, в равнодушии к бедствиям Отчизны.)

Вывод: Этот обобщённый образ молодого человека контрастирует с образом самого поэта, борца и гражданина. Отсюда вырастает формула Рылеева “ Я не поэт, а гражданин”, предвосхитившая знаменитые слова Н.А. Некрасова: “ Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”.
 Учитель. Рылеев оставался верен себе, своим убеждениям и в казематах Петропавловской крепости, за каменными стенами и железными решётками. Один из декабристов рассказывал, что переведённый в другую камеру, он нашёл в ней тарелку. На обратной стороне которой прочитал стихи Рылеева:

Тюрьма мне в честь, не в укоризну:
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,                                                                                                Коли ношу их за Отчизну.

4. Учитель. - Бросается в глаза тот факт, - с удивлением замечали современники, – что большинство участников русской революции “обладало поэтическим даром”.

 Вместе с Рылеевым на Сенатскую площадь вышли Александр Бестужев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Одоевский – известные поэты. На каторгу позже были осуждены более 10 поэтов,  всего 120 человек, из них более половины занимались литературной деятельностью.

Учащийся 1 (опережающее задание) Декабристы были очень образованными людьми, одаренными и очень талантливыми. Они владели не только иностранными языками, но и виртуозно играли на музыкальных инструментах. А знаете ли вы,  кто автор слов известной народной песни? (звучит запись)

Вот мчится тройка удалая.                                                                                                    В Казань дорогой столбовой
И колокольчик дар Валдая…                                                                     Звенит уныло под дугой.
Ямщик лихой – он встал с полночи
Ему взгрустнулося в тиши,
И он запел про ясны очи,
Про очи девицы – души:
“Вы, очи, очи голубые,
Вы сокрушили молодца,
Зачем, о люди, люди злые!
Вы их разрознили сердца?
Теперь я горький сиротина!”
И махнул по всем, по трем,
И тройкой тешился детина –
И заливался соловьем.

 Оказывается, автор этих слов Николай Глинка – активнейший деятель раннего этапа декабристов. В своих воспоминаниях Михаил Лунин писал: “….в числе осужденных были истинные музыканты и исполнители: Свистунов, Ивашев, Юшневский, Вадковский. Федор Вадковский превосходно играл на скрипке. Свистунов – на виолончели, Александр Юшневский – на рояле. Верными себе остались они и в далекой Сибири, куда были сосланы после подавления восстания на Сенатской площади. Деятельность декабристов в области музыки адресовалась не только передовой части русского общества, но и более широким кругам. С концертами они выступали перед своими товарищами, местными жителями. Песни Шуберта и Мендельсона исполнял Александр Юшневский. В Петровске они создали хор, который пел и светскую и духовную музыку. В Минусинске хором руководил декабрист Свистунов.

Учащийся 2 (опережающее задание) Высоко гуманным характером отличалась деятельность декабриста Михаила Карловича Кюхельбекера, поселенного в Баргузине. Он устроил в своем доме больницу и с успехом лечил всех обратившихся к нему местных жителей. Эта бескорыстная и самоотверженная работа снискала ему огромную популярность, любовь и уважение со стороны всего населения, так как медицинской помощи сибирскому населению совершенно не было.

Учащийся 3 (опережающее задание) Из декабристов особенно выделялись своею хозяйственной деятельностью братья Бестужевы. Михаил изобрёл особый вид экипажа, приспособленный для езды по горным дорогам – «бестужевку». Желая, чтобы это изобретение сделалось полезным для всего края, он организовал мастерскую для их изготовления.

 Работавшие под его руководством около 30 человек из русской и бурятской молодёжи обучились столярному, кузнечному и другим ремёслам.

Но особенной талантливостью почти во всех областях технической и умственной деятельности отличался Николай Бестужев, который был одинаково искусным механиком, портным, сапожником, литейщиком, художником и писателем. Он изобрёл печь нового устройства, много работал по усовершенствованию хронометров, вёл образцовое огородничество, изучал местный край, исследовал Гусиное озеро и нашёл месторождение каменного угля, производил наблюдения над землетрясениями. Благодаря его таланту художника до нас дошли портреты многих декабристов их жен и детей, городских жителей (115портретов), виды Читы и Петровского Завода.

Учащийся 4 (опережающее задание) В местах своего поселения декабристы занимались педагогической деятельностью, создавали школы, в том числе и музыкальные. В Тобольске, например, школу посещали 90 человек.  Ещё в 1842г. Якушкин организовал в Ялуторовске мужскую школу, а в 1846г. в память о своей жене женскую школу. Занятия велись при непосредственном участии Якушкина и по учебникам им составленным. Эта женская школа была образцовой и единственной в Западной Сибири. Декабристы основали школы и в других местах: братья Беляевы в Минусинске, братья Бестужевы в Селенгинске, Якубович в селе Назимове, Раевский в Олонках. Они первыми приступили к созданию публичных библиотек и библиотек при начальных училищах, где их раньше не существовало. Многое из того, что вводили в своей учебно-воспитательной работе декабристы, нашло отраженье и дальнейшее развитие в советской, а затем и российской педагогической практике.

Учитель истории. 30 лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на поселении был днём борьбы, днём работы, они утверждали в сознании людей идеалы служения своей Отчизне, они предвидели её будущее.

Заслушивание ответов учащихся по проблеме урока.

Учитель истории. Исследователь и писатель Вл. Гирченко  так характеризует влияние декабристов на Сибирь: « Не пренебрегая никаким физическим трудом, никаким ремеслом, декабристы на этой трудовой основе строили рациональную хозяйственную деятельность, неизвестную ранее сибирскому населению. Они стремились поднять уровень окружающей их жизни и распространить свет знания на заброшенной далёкой окраине России.»

Декабристы сделали бы значительно больше для развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, даёт основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни края.

Задание на дом: по литературе  - написать эссе «Мои мысли о декабристах»,                    по истории – подготовить сообщения по одной из тем по выбору:                        «Декабристы на Сенатской площади», « Декабристы в Сибири».

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в путешествиях В.Я.Ерошенко"

Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в произведениях В.Я.Ерошенко" представляет собой синтез научно-исследовательского компонента с обучающими видами деятельности. ...

межпредметная контрольная работа (история и литература)по теме"Декабристы"

Данная контрольная работа позволяет проверить не только знания, но и умения работатьс историческими документами и литературными источниками.Разработаны конкретные критерии оценки данной работы, привед...

Интегрированный урок по истории и литературе по теме: "Коллективизация в СССР"

Интегрированный урок по истории и литературе с элементами регионального компонента по теме: «Коллективизация в СССР» (Планируемый урок в 11 классе)   ...

Методическая разработка урока по истории России в 9 классе по теме: "Оттепель духовная жизнь, наука и культура"

Подробная методическая разработка, которая охватывает не только сам ход урока, но и дает обоснование урока , которое содержит анализ учебно-методического комплекса, структурно-функциональный анализ уч...

Межпредметный урок по истории и географии «Наш Крым».

Межпредметный  урок по истории и географии «Наш  Крым»....

Конспект интегрированного урока по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачева в истории и литературе"

В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оц...

План-конспект интегрированного урока по истории и литературе в 9 классе по теме «История отечественной культуры. Акмеизм».

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры Серебряного века на примере литературного течения акмеизма....