План-конспект интегрированного урока по истории и литературе в 9 классе по теме «История отечественной культуры. Акмеизм».
план-конспект урока по истории

Закурина Елена Владимировна

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры Серебряного века на примере литературного течения акмеизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект интегрированного урока по истории и литературе

в 9 классе по теме «История отечественной культуры. Акмеизм».

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры Серебряного века на примере литературного течения акмеизма.

Задачи:

образовательные

развивающие

воспитательные

познакомить с историей возникновения акмеизма

продолжить развитие  общекультурной эрудиции

сформировать эмоционально-чувственное отношение к художественным произведениям

выделить его основные художественные черты

продолжить работу по развитию устной и письменной речи учащихся, их логического и аналитического мышления

воспитывать у учащихся чувство уважения к истории, стремление к глубокому ее изучению, побудить к знакомству с достижениями культуры

продолжить формирование умений учащихся работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы и отстаивать их в ходе дискуссии, использовать приобретенные знания и умения при написании творческих работ

посредствам анализа  

взаимосвязи между автором и героем произведения подвести обучающихся

 к пониманию необходимости вдумчивого чтения

Тип урока:двух предметный интегрированный урок по истории и литературе, изучение нового материала.

Использование технологий:технология межпредметной интеграции, иллюстративно-репродуктивный.

Материально-техническое сопровождение урока: план-конспект урока, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Виды организации деятельности учащихся:лекция учителя; беседа; создание педагогических ситуаций для решения познавательных заданий и проблемных вопросов; организация работы учащихся с документами; дискуссия; аналитическая беседа по содержанию стихотворения (коллективная форма деятельности); устные сообщения учащихся (индивидуальная форма деятельности, использование дифференцированного подхода, создание ситуации успеха); работа с документами, с текстом; задания, обобщающие полученные знания и осуществляющие контроль; дифференцированное творческое задание.

Ход урока:

I. Организационный момент (2–3 мин.).

Вступительное слово учителей истории и литературы: приветствие обучающихся, сообщение темы урока, плана урока, постановка проблемной задачи.(Слайд 1)

II. Изложение нового материала (30–32 мин.).

Звучит музыка С. Рахманинова «Элегия ор. 3 № 1».(Слайд 2)

Учитель истории:Ход событий истории неравномерен. Одни столетия практически не ознаменованы значительными событиями, а порой ход времени, как будто наверстывая упущенное, ускоряется. И тогда, буквально в несколько десятилетий, происходит столько важного и судьбоносного, сколько в спокойные времена хватило бы на целый век.(Слайд 3)

Начало ХХ века – переломныйпериод не только в политической и социально-экономической сферах жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и жизненные принципы,  разрушающие устоявшиеся ценности и представления людей. В обществе наблюдались растерянность и тревожность.(Слайд 4)

В истории отечественной культуры наступил «Серебряный век».  (Слайд 5)

Вопрос: Какие мысли и ассоциации вызывает у вас словосочетание «Серебряный век»? Какой период назван был так? (Ответы детей)

Вопрос: Какие события в жизни России характеризуют период истории на рубеже ХIХ века – начала ХХ века? (Ответы обучающихся)

Учитель литературы: Конец ХIХ – начало ХХ века был насыщен не только событиями в социально-политической и экономическойсферах жизни российского общества. Данный период – время значительного творческого подъема  в русскомискусстве.(Слайд 6)

Культураданного периода подарила миру целую плеяду блистательных имен. В это время подлинного расцветаискусства сочиняли свои музыкальные произведения такие композиторы, как И. Стравинский, С. Рахманинов, А. Скрябин, Д. Шостакович; творили замечательные художники: М. Врубель,И.Репин, Н. Рерих, К. Малевич, Б. Кустодиев и др. На рубеже веков появляется множество поэтов и поэтических течений, проповедовавших отличную от прежних идеалов эстетику. Данный период впоследствии получит название «Поэзия Серебряного века».

Творчество поэтов Серебряного века многогранно и неоднозначно. Их объединяет стремление спасти человечество, возродить его с помощью красоты, исцелить по средствам искусства. Человек -объект истинного интереса писателей.

(Ученик читаетотрывок стихотворения А. Ахматовой на фоне музыки С.Рахманиного«Вокализ»). (Слайд 7)

Учитель литературы: Врусской литературе рубежа веков определяющим творческим методом становится модернизм, а реализм приобретает новые черты под его влиянием. В поэзии данного периода принято выделять такие направлениякак символизм, акмеизм, футуризм.

Учитель истории:Акмеизм (от греч. «асmе» – «высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие») сформировался в 1910-е гг. Название выбрано не случайно: оно указывало на то, что поэты стремятся к вершинам поэтического мастерства.(Слайд 8)

Акмеизм тесно связанный с символизмом, возник как реакция на его крайности. Поэты-символисты стремились к «сверхреальному», демонстрировалитекучесть и многоплановостьобразов, усложненную метафоричность, а поэты-акмеисты стремились к ясности образа и точности, лаконичности поэтического слова. В отличие от символизма, акмеизм был аполитичен, полностью отстранен от злободневных тем.

Акмеизмне имел четко сформированной философско-эстетической программы, что отличало его от других литературных течений Серебряного века. Например, в символизме главными были мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна и т.д. Акмеизму же был присущреалистический взгляд на вещи.

Считая,что культура, должна сохранять общечеловеческую память, акмеисты часто обращались к историческим сюжетам и образам, в основном античным.

Обратимся к выдержкам из манифеста О. Мандельштама «Утро акмеизма».(Слайд 9)

Работа с документом по группам.(Слайд 10)

Вопрос к документу

Из манифеста О. Мандельштама "Утро акмеизма".

Какое значение акмеисты придавали слову?

В чем, по мнению автора, острие акмеизма?

Отношение акмеистов к закону тождества.

Учитель истории:Акмеистов помимо поэтического таланта объединяла дружба. Такого не наблюдалось ни у символистов, ни у футуристов. Творческое объединение акмеистов носило название «Цех поэтов». (Слайд 11)

Он возник осенью 1911 г. Возникновению «Цеха поэтов» предшествовал конфликт на Заседании Общества ревнителей художественного слова. Резкой критике было подвергнуто Стихотворение Н.С. Гумилёва «Блудный сын». Возникли дебаты о пределах той свободы, с которой поэт может затрагивать традиционные темы. В знак протеста несколько поэтов демонстративно покинули заседание Общества и в противовес организовали «Цех поэтов».Само название указывало, что его руководители относятся к поэзии как к профессиональной сфере деятельности.

Первое собрание акмеистов состоялось 20 октября 1911 г. на квартире одного из идейных руководителей течения – С.М. Городецкого. Первоначально собирались три раза в месяц. Н.С. Гумилёв и С.М. Городецкий были «синдиками» (руководителями) и по очереди председательствовали. А.А. Ахматова была секретарем. Новых членов «Цеха» выбирали тайным голосованием, только после того, как вслух зачитывали его стихи. После прочтения стихи обсуждались, как по существу, так и в частностях.

Первоначально «Цех» провозгласил своей задачей совместную работу поэтов разных направлений над усовершенствованием стихотворного слога.

Учитель литературы:Н.С. Гумилёв всех авторов разделял на «поэтов» и «не поэтов». Стихи «не поэтов» подробно не разбирали: ограничивались ироническим цитированием худших строк и выводом.

Поэты подразделялись на «способных», «одаренных» и «талантливых». В «Цехе поэтов» начинающие писатели выслушивали квалифицированное мнение о своих произведениях, учились грамотно сулить о чужих работах.

Учитель истории:Осенью 1912 г. Н.С. Гумилёв и С.М. Городецкий предприняли попытку оформить рождение новой поэтической школы, – акмеизма. При этом «Цех поэтов» сохранился.

В январском номере журнала «Аполлон» за 1913 г. были опубликованы статьи Н.С. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм» и С.М. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии». В них говорилось о том, что на смену символизма приходитдругое направление, которое требует«большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом»[1].(Слайд 12)

Учитель литературы:В данных статьях сформированы основные принципы акмеизма.(Слайд 13)

Учитель истории:На слайде представлена таблица, где необходимо соотнести произведение поэзии и его автора (задание не сложное – 3 мин., так как поэзия акмеистов уже рассматривалась в школьной программе 9класса).(Слайд 14)

Произведение

Автор

«Налегла и дышать не даёт

Эта злобная, тёмная ночь...»

Сергей Городецкий

«Жираф»

Николай Гумилёв

«Встреча»

Владимир Нарбут

«Смятение»

Анна Ахматова

«На бледно-голубой эмали…»

Осип Мандельштам

Ноябрьский день

Михаил Зенкевич

Учитель литературы:Давайте с вами подробно познакомимся с биографией одного из руководителей акмеистов – Н.С. Гумилёва (сообщение обучающегося).(Слайд 15)

Поэзия Н.С. Гумилёва содержит необычные образы и сюжеты. Поэта вдохновляет путь первооткрывателя, «конквистадора». Творческий подъем Н.С.Гумилёв черпал из путешествий к неизвестным, но вполне реальным землям. Конкретные экспедиции в произведениях Н.С. Гумилёва перекликались со странствиями в «мирах иных», например, как в стихотворении «Жираф». Предлагаю вам послушать данное стихотворение и выполнить задания.

Индивидуальная работа со стихотворением.

Задания:

  1. Выписать сравнения, красочные эпитеты.
  2. Найти черты акмеистического почерка.
  3. Проявляется ли в этом стихотворении такие принципы акмеизма, как ясность, конкретность, четкость? Доказать примерами.(Слайд16)

Учитель литературы:Творчество супруги Н.С. Гумилёва, А.А. Ахматовой, было лишено тяготения к экзотическим сюжетам. Творческая манерапоэтессы своеобразно запечатлеет предметную одухотворенность. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй. Стихотворения Ахматовой часто запечатлевают важнейшие, а то и переломные моменты жизни, кульминацию душевного напряжения, связанного с чувством любви. (Слайд 17)

Прослушивание песни Давида Тухманова на стихи Анны Ахматовой из концептуального альбома Тухманова Д.Ф. «По волне моей памяти» (1976)[2].(Слайд 17)

Учитель истории:Акмеизм просуществовал недолго – около двух лет. В феврале 1914 г. «Цех поэтов» был закрыт. Начало Первой мировой войны помешало воссоединению течения –Н.С. Гумилёв и С.М. Городецкий отправились на фронт.

Тем не менее, предпринимались попытки возобновить деятельность творческого объединения. Второй «Цех поэтов», основанный Г.В. Ивановым и  Г.В. Адамовичем летом 1916 г. просуществовал до осени 1917 г. (Слайд18)

В 1920 г. появился третий «Цех поэтов», который был последней попыткой Н.С. Гумилёва организационно сохранить акмеистическую линию. Он действовал до середины 1922 г.

III. Закрепление изученного материала. Беседа по вопросам (1–2 мин.):

  1. Как вы думаете, почему в русском искусстве эпоха конца ХIХ –начала ХХ в. получила название «Серебряный век»? (Ответы детей).
  2. Какие основные отличительные черты поэзии акмеизма вы можете назвать?(Ответы учеников).
  3. Что нового вы узнали для себя на уроке?(Ответы учащихся). (Слайд19)

IV. Рефлексия (3 мин.).

Ответьте на следующие вопросы:

- мне было интересно/ не интересно на уроке;

- я доволен(а)/ не доволен(а) работой своей группы;

-я узнал(а) много нового на уроке;

- я ничего нового не узнал(а) на уроке;

-я хотел(а) бы узнать о…

V. Домашнее задание (3 мин.):

1. Прочитать конспект урока.

2. Прочитать и проанализировать одну из статей на выбор:

– Н.С. Гумилёв «Наследие символизма и акмеизм»;

–С.М. Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии».

3. Выучить одно их стихотворений поэтов-акмеистов.(Слайд 20).


Заключение

Серебряный век в отечественной культуре был периодом напряженных поисков, рождения новых направлений, великолепных талантов, произведения которых до сих пор доставляют глубокое эстетическое наслаждение. Не случайно многие исследователи называют этот период истории русским Ренессансом.

Серебряный век стал одним из самых плодотворных периодов в русском искусстве начала XX в. И дело не только в литературе и поэзии, он показал огромные возможности, скрывающиеся в русской живописи, освободившейся от влияния формального академизма и всяческого нормативизма. Искусство Серебряного века оказалось интернациональным. Оно имело тесные связи с французским, немецким, с английским искусством. И, тем не менее, оно сохраняло связи с русскими фольклорными, литературными, стилистическими и музыкальными традициями.

Искусство Серебряного века не было нормативным, его нельзя было свести к какому-то одному стилю или направлению. Оно было многоликим, многоцветным, ярким, порой шокирующим.

Несмотря на существование «Цеха поэтов», современные исследователи считают акмеизм слабо выраженным поэтическим направлением. Безусловно, «Цех» объединил многих талантливых поэтов, но со временем они, начиная с Н.С. Гумилёва, отошли от акмеизма, создав свой особенный, уникальный стиль. Литературное направление акмеизма, так или иначе, помогло их таланту раскрыться.

Поэтому изучение акмеизма вызывает интерес у обучающихся выпускных классов. При подготовке экспериментальных уроков учитывались возрастные особенности учащихся 11 классов средних общеобразовательных школ. Особенность восприятия и мышления их такова, что молодые люди практически готовы к выполнению всех видов умственной деятельности взрослого человека, но для активизации их внимания требуется найти такие приемы и средства, которые имеют эмоциональную окраску, позволят поразить их воображение.

В методической литературе решение этой проблемы связано с отбором содержания для уроков, с выбором эффективных приемов и методов, с разработкой заданий, учитывающих индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Проведенное исследование выявило методические сложности при рассмотрении вопросов культуры в школьном курсе истории:

        – в методической литературе существует несколько подходов к рассмотрению вопросов истории культуры, но отсутствует единый стандарт в преподавании;

        – недостаточное применение интерактивных технологий в учебном процессе;

  – недостаточное количество времени, которое отводится на изучение вопросов культуры;

        – сложности отбора исторического материала по теме «Отечественная культура Серебряного века. Акмеизм»;

–  ученики считают вопросы культуры малозначимыми для учебного процесса.

Серебряный век оказался кратким периодом русской культурной истории. Он просуществовал несколько десятилетий, после чего был вынужден уступить место другому типу культуры. Исходя из вышеприведенного анализа учебников для средних общеобразовательных учреждений, можно сделать вывод о том, что вопросам изучения отечественной культуры Серебряного века в целом, и акмеизма в частности не уделяется должного внимания. Поэтому одной из ключевых задач нашего исследования являлась комплексная методическая разработка урока по теме исследования с учетом возрастных и познавательных способностей старшеклассников.

Приложение 1

Презентация к уроку: «История отечественной культуры. Акмеизм»

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Приложение 2

Выдержки из манифеста О. Мандельштама «Утро акмеизма»

I

При огромном эмоциональном волнении, связанном с произведениями искусства, желательно, чтобы разговоры об искусстве отличались величайшей сдержанностью.

Существовать – высшее самолюбие художника. Он не хочет другого рая, кроме бытия, и когда ему говорят о действительности, он только горько усмехается, потому что знает бесконечно более убедительную действительность искусства.

Для акмеистов сознательный смысл слова, Логос, такая же прекрасная форма, как музыка для символистов.

И, если у футуристов слово как таковое еще ползает на четвереньках, в акмеизме оно впервые принимает более достойное вертикальное положение и вступает в каменный век своего существования.

II

Острие акмеизма – не стилет и не жало декадентства. Акмеизм – для тех, кто обуянный духом строительства, не отказывается малодушно от своей тяжести, а радостно принимает ее, чтобы разбудить и использовать архитектурно спящие в ней силы. Зодчий говорит: я строю – значит, я прав. Сознание своей правоты нам дороже всего в поэзии, и, с презрением отбрасывая бирюльки футуристов, для которых нет высшего наслаждения, как зацепить вязальной спицей трудное слово, мы вводим готику в отношения слов, подобно тому, как Себастьян Бах утвердил ее в музыке.

III

Символисты были плохими домоседами, они любили путешествия, но им было плохо, не по себе в клети своего организма и в той мировой клети, которую с помощью своих категорий построил Кант. Для того чтобы успешно строить, первое условие – искренний пиетет к трем измерениям пространства – смотреть на них не как на обузу и на несчастную случайность, а как на богом данный дворец. В самом деле: что вы скажете о неблагодарном госте, который живет за счет хозяина, пользуется его гостеприимством, а между тем в душе презирает его и только и думает о том, как бы его перехитрить. Строить можно только во имя «трех измеренией», так как они есть условие всякого зодчества. Вот почему архитектор должен быть хорошим домоседом, а символисты были плохими зодчими. Строить – значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство. Хорошая стрела готической колокольни – злая, потому что весь ее смысл – уколоть небо, попрекнуть его тем, что оно пусто.

IV

Своеобразие человека, то, что делает его особью, подразумевается нами и входит в гораздо более значительное понятие организма. Любовь к организму и организации акмеисты разделяют с физиологически-гениальным средневековьем. В погоне за утонченностью XIX век потерял секрет настоящей сложности. То, что в XIII веке казалось логическим развитием понятия организма – готический собор, – ныне эстетически действует как чудовищное. NotreDame есть праздник физиологии, ее дионисийский разгул. Мы не хотим развлекать себя прогулкой в «лесу символов», потому что у нас есть более девственный, более дремучий лес – божественная физиология, бесконечная сложность нашего темного организма.

V

А = А: какая прекрасная поэтическая тема. Символизм томился, скучал законом тождества, акмеизм делает его своим лозунгом и предлагает его вместо сомнительного a realibusad realiora1. Способность удивляться – главная добродетель поэта. Но как же не удивиться тогда плодотворнейшему из законов – закону тождества? Кто проникся благоговейным удивлением перед этим законом – тот несомненный поэт. Таким образом, признав суверенитет закона тождества, поэзия получает в пожизненное ленное обладание все сущее без условий и ограничений. Логика есть царство неожиданности. Мыслить логически значит непрерывно удивляться. Мы полюбили музыку доказательства. Логическая связь – для нас не песенка о чижике, а симфония с органом и пением, такая трудная и вдохновенная, что дирижеру приходится напрягать все свои способности, чтобы сдержать исполнителей в повиновении.

1912

Примечание:

1От реального к реальнейшему (латин.); лозунг, выдвинутый В. Ивановым в его книге «По звездам. Опыты философские, эстетические и критические» (СПб., 1909, с. 305).

Приложение 3

Стихотворение Н.С. Гумилева «Жираф»

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Приложение 4

Отрывок из  стихотворения А. А. Ахматовой «Поэма героя»

…Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью

По Неве или против теченья,

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком плыл…


[1]Гумиёв Н.С. Наследие символизма и акмеизм // Аполлон. 1913 №1. С. 42–45.

[2] Песни на стихи А.А. Ахматовой. URL: https: // songhouse.me/ q/lsa8xbTS5c6R _ 3qE25KHQ6vSgvK236nopN5XpdeJ35Ly6f2Z5uHEuIqU9Jbs/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

Разработка интегрированного урока математики и истории в 5 классе по теме: «История родного края и десятичные дроби»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: "Действия с десятичными дробями"; познакомить учашихся с историей родногокрая; показать связь истории и математики....

Открытый урок истории в 5 классе на тему "Достижения Древнегреческой культуры"

Урок содержит: конспект, презентацию, тест и наглядные пособия...

План - конспект открытого интегрированного урока по биологии на тему "Выбор есть всегда"

Открытый урок был проведен в рамках республиканского семинара "Опыт реализации интеригованного подхода в обучении и воспитании детей - сирот в условиях Волжской школы - интерната"....

Урок истории в 9 классе по теме "Великая Отечественная война"

Методическая разработка урока обобщения и повторения знаний по истории обучающихся 9 класса по теме "Великая Отечественная война". Учащиеся повторяют, обобщают, закрепляют и систематизируют знан...