Урок истории в 9 классе по теме "Великая Отечественная война"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Коннова Наталья Борисовна

 Методическая разработка урока обобщения и повторения знаний по истории обучающихся 9 класса по теме "Великая Отечественная война". Учащиеся повторяют, обобщают, закрепляют и систематизируют знания о событиях, сражениях, понятиях, датах, явлениях, полученные при изучении данной темы, выполняя различные проблемно-познавательные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikaya_otechestvennaya-urok_istorii.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Великая Отечественная война

класс - 9 класс

урок -история России

Учитель -Коннова Н.Б.

Цели урока: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Великая Отечественная »;развивать у учащихся навыки  логического мышления;  умения аргументировать и  высказывать свою точку зрения, свое мнение,   развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся; воспитывать чувство патриотизма, национальной гордости за судьбу Отечества.

Оборудование урока: карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»,  проектор, компьютер,  дидактический материал: аббревиатуры, даты, понятия,  контрольные листы с заранее заготовленными заданиями, таблички с названиями стран и их флаги, портреты военно-политических лидеров и полководцев.

                                                                  ХОД УРОКА

1. Мотивация. Ученик читает стих под мелодию военных лет "Ах война, что ты сделала подлая..." Слово учителя. Прошу внимания! Дорогие ребята, сегодня на уроке мы вспомним,  повторим и обобщим тему «Великая  Отечественная война».  9 мая вся наша страна будут отмечать славную юбилейную дату -70-лет Великой Победы, победы со слезами на глазах, которая досталась нам дорогой ценой. На алтарь победы положены жизни 27 миллионов человек.  И хотя с момента ее окончания  прошло  уже почти 70 лет,  она не перестает волновать  струны души,  теребить старые раны ветеранов, память вновь и вновь обращает  нас к тем  годам "роковым-сороковым".

2. Давайте вспомним,  страшное начало Великой Отечественной.  Демонстрируются кадры кинохроники 22 июня 1941 года. /Сообщение учащихся о начале вероломного нападения фашистской Германии на СССР/ Когда Германия напала на СССР? Как назывался план нападения Германии на Советский Союз? Кто были союзниками фашистской Германии?  Как и где  предполагалось нанесение главных ударов ?

Работа с документами. На парте лежат распечатанные листы с документами. Внимание, задание! Определить, что это за документы. Восполнить текст.1.  Выступление по радио наркома иностранных дел В.М. Молотова 22 июня, 1941 года.2. Выступление И.В. Сталина 3 июля 1941 года. /Анализ документов, выводы/

3. Дискуссия по вопросам: Почему СССР оказался не готов к войне?  Зачем  СССР пошел на заключение с фашистской Германией   договора о ненападении 23 августа 1939 года?  Каков был итог внезапного нападения Германии на СССР ? Кто виноват в случившемся?  Что называют летней катастрофой 1941 года?  Каковы причины поражения Красной  Армии в начале войны? В чем причины провала плана "Барбаросса"?

4.А сейчас давайте вспомним основные сражения Великой Отечественной войны. На экране даются кадры из  документальной хроники, учащимся необходимо  записать на  своих контрольных листах название события,  битвы или сражения. /Битва под Москвой, Смоленское сражение, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, операция "Багратион",  Берлинская операция, Оборона Севастополя, Арденская и Висло-Одерская операция. Капитуляция  Третьего рейха/

Проблемно-познавательные   задания. О каком сражении (событии) идет речь?

-Группа армий "Центр" столкнулась с организованным полуторамесячным сопротивлением Красной Армии в этом сражении. Особое беспокойство советского командования вызывал  "ельнинский выступ"-возможный плацдарм наступления немцев в районе города Ельни. Войска под командование Г.К. Жукова вытеснили германскую группировку, понесшую большие потери.  Это был  большой успех советских войск.  Под Ельней КА впервые в Великой Отечественной войне нанесла поражение немецко-фашистским войскам .(Ельнинская операция/)

– «Нам надо пройти до Волги еще только 1 км, но мы его никак не можем пройти. Мы ведем борьбу за этот км дольше, чем войну за всю Францию, но русские стоят, как каменные глыбы. Неискушенному в боях человеку показалось бы, что в пылающем городе уже нет места для жизни, что там все разрушено, все сгорело. Но я знал: на том берегу продолжается бой»  (Сталинградская битва).

– «Время шло. Противник упорно молчал. Наше волнение нарастало… Но вот стрелки часов показали 4 часа 30 минут, и Модель наконец подал свой голос... Мы ответили  новой  30 минутной контрартподготовкой, а затем подали свой  голос наши  танки…» ( Курская  дуга.)

 – «Восстание вспыхнуло на оккупированной немцами территории 1 августа 1944 года, цель  его - свергнуть оккупационный режим фашистской Германии, оно длилось всего 63 дня, потерпело поражение, когда сила армии Крайова и русского удара уже иссякла.  2 октября армия Крайова была вынуждена подписать капитуляцию» ( Варшавское  восстание)

– «В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 м. Более 100 млрд. свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты Это была картина огромной впечатляющей силы и, пожалуй,  за всю свою жизнь я не видел ничего подобного. На первый день планировалось только для одной артиллерии 1 миллион 197  тысяч выстрелов. Фактически было произведено  1 миллион 236 тысяч выстрелов 2450 вагонов снарядов обрушилось на голову врага. Гитлеровцы были  буквально потоплены в сплошном море огня  и  металла...» (Берлинская операция).

 –Битва , в которой с обеих сторон участвовало почти 4 миллиона человек, 13 тысяч танков и самоходных орудий, 12 тысяч самолётов и десятки тысяч орудий и минометов, завершилась разгромом немецких войск. Это был коренной перелом в ходе войны. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки Красной армии. Теперь наши войска будут наступать и «гнать» противника до самого Берлина.

5. Работа учащихся: 1) по датам:  Назвать события по датам. 23 августа 1939, 22 июня 1941 г., 1941-1945 гг., 5-6 декабря 1941, 7 ноября 1941, 17 июля 1942- 2 февраля 1943, 8 сентября 1941- 27 января 1944, 1943,  12 июля 1943 , июль-август 1943, 28 ноября -1 декабря 1943, 1944, 4-11 02. 1945, 16 апреля 1945,  30 апреля 1945, 25 апреля 1945, 8 мая 1945, 9 мая 1945.

2)Аббревиатуры : ГКО, ООН, СВГК, ЦШПД, СНК, ЦК ВКП(б), НКВД, СГК, РОА, ГУЛАГ.3) Работа с понятийным аппаратом:1. репарации,2. реабилитация, 3.контрибуция,  4. репатриация, 5.коалиция, 6.демократизация, 7.демилитаризация, 8.декартелизация,9. денацификация, 10.мобилизация,11. эскалация, 12.эвакуация, 13.сателлиты, 14.фашизм,15. милитаризм.

 4.Кодированный диктант. Даны понятия под цифрами. Ученик дает комментарий понятий, определений, обучающиеся  должны на листе поставить только цифру, под которой записано определение. Например, ликвидация остатков нацизма -9,  возвращение на Родину военнопленных, перемещенных лиц, беженцев- 4, платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства победителя -

Учитель. А что такое антигитлеровская коалиция и "большая тройка"? Что явилось ключевым, переломным моментом в отношениях между СССР, Англией и США? /Переломным моментом в отношениях между союзниками по антигитлеровской коалиции явилась Тегеранская конференция / Сообщение ученицы о Тегеранской конференции. Она проходила  с 28 ноября 1943 года по 1 декабря в столице Ирана г. Тегеране .За столом переговоров встретились И.Сталин, Ф.Рузвельт и У.Черчилль, так называемая "большая тройка". Заранее выработанной повестки дня не существовало, хотя ее участники знали, о чем пойдет речь. Главный вопрос этой конференции – открытие второго фронта. Инициатором этой встречи был Сталин. На конференции удалось согласовать сроки открытия второго фронта в Западной Европе не позднее 1 мая 1944 года.

Звучит  мелодия военных лет "В землянке" . Угадай мелодию. Вопрос: какова роль музыки и литературы в годы войны? минибеседа с обучающимися.

6. «Узнай политического лидера».– «Родился 30 ноября 1874 года в родовом дворце герцогов Мальборо Бленхейм. С третьей попытки поступил в кавалерийское училище в военной школе Сендхерст. Получив звание лейтенанта, поступил на службу в 4-й гусарский полк. В июде1917 г. – пост министра военного снабжения. Его иногда называют «отцом танка». Сменил Чемберлена на посту премьер-министра в сентябре 1939 г.». (Уинстон Черчилль) Показываются портреты

– «Родился в 1883 г. в семье деревенского кузнеца в провинции Форли области Эмилия-Романья, в небольшой деревушке Довна. Управлял самолетом. Любил сравнивать себя с героями Древнего Рима, особенно с Юлием Цезарем. В марте 1919 г. собирает своих сторонников в «Союз борьбы». В 1936 году организует военно-фашистский мятеж в Испании». (Бенито Муссолини)

– «Родился 20 апреля 1889г. Хотел стать художником. С 20 лет проявлял интерес к политике. Он стал завсегдатаем собраний, проводившихся правыми партиями и все больше превращался в убежденного националиста. В августе 1914 г. вступил добровольцем в германскую армию. В боях на Западном фронте был награжден железным крестом первого класса – орденом, которого низшие чины удостаивались в самых исключительных случаях. 8 – 9 ноября  1923 г. он и его сторонники предприняли попытку государственного переворота. Путч был подавлен. Был помещен в тюрьму Ландсберг в Баварии, где написал 1-й том книги «Майн кампф»(«Моя борьба»). Умер 30 апреля 1945 г.» (Адольф Гитлер)

– «Выдающийся военачальник второй мировой войны и 34-й президент США, родился 14 октября 1890 г. в г. Денисон, штат Техас. В 1910 г. стал кадетом Общевойскового училища в Вест-Пойнте. В июне 1942 г. получает назначение на пост главнокомандующего всеми вооруженными силами США на европейском театре военных действий. С 1943 г. становится  главнокомандующим вооруженными силами союзников в Европе. В его задачу входила подготовка вторжения союзных войск во Францию. После капитуляции Германии был назначен главнокомандующим американскими оккупационными войсками в Германии, а в июне 1945 г. вернулся в США, затем стал президентом  США после Гари Трумэна».(Д Эйзенхауэр) Показываются портреты политических деятелей.

7. Числовая Викторина. Отгадать, что означают эти цифры:  1710, 70000, 31185, 427, 1670, 27 000 000, 1870, 70,250, 900, 65000, 1418, 270 000, 11000 000, 4, 20, 24, 6, 9, 360000.

Балаково в годы войны. Краткая  справочная информация ученицы. Цифровая викторина: 5,17, 14150, 12500, 70, 9, 87, 3, 13.

8. Что  означают эти названия? "Багратион", "Уран", "Цитадель", "Тайфун", "Барбаросса",  "Кольцо", "Ост", "Холокост",  "Рейх", "Концерт".

9. Отгадать  фамилии  командармов Красной Армии:

КНВ, ЖКВ, ЧКВ, РДМЦВ, РКСВСК, БРМН, ВТТН, ТЛБХН, МЛНВСК, ГВРВ, МРЦКВ.

10. Итак, подведем итог урока.  (Беседа по вопросам,  рефлексия). Мы с вами, ребята, вместе  повторили и закрепили  тему Великой Отечественной войны. Какие у кого остались невыясненными вопросы?

11. Домашнее задание. Выполнить тестовые задания по теме "Великая Отечественная война. Оценки будут выставлены после проверки контрольных листов с выполненными заданиями.  Спасибо за плодотворное сотрудничество, мы с вами хорошо и активно поработали. Всем спасибо! Всего доброго, до свидания!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока истории в 8 классе "Отечественная война 1812г."

Данный конспект урока разработан для учащихся 8 класса по теме "Отечественная война 1812г." Основные понятия: флеши, Бородинская битва, Тарутинский маневр, ополчение, инфантерия....

Урок истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"

Урок истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года" посвящен 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Материал представляет собой конспект урока и презентацию к нему, включающими ...

Урок истории по теме "Великая Отечественная война".

Урок истори по теме "Великая Отечественная война"....

Урок истории по теме "Великая Отечественная война".

Урок истории по теме "Великая Отечественная война"....

Конспект открытого урока истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"

Конспект открытого урока истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...

Конспект открытого урока истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"

Конспект открытого урока истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...