межпредметная контрольная работа (история и литература)по теме"Декабристы"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Данная контрольная работа позволяет проверить не только знания, но и умения работатьс историческими документами и литературными источниками.

Разработаны конкретные критерии оценки данной работы, приведены приблизительные результаты заполнения сравнительной таблицы.

Рекомендую проводить её после проведения межпредметного урока по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhpred._kontrolnaya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметная контрольная работа (история и литература)  по теме: «Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их «мятежной лирики».

Задание 1. Заполнить таблицу, сравнив содержание программных документов декабристов с идеями и мотивами их «мятежной лирики».

Основные идеи декабристов

«Конституция»

 Н. Муравьёва

«Русская Правда»

П.И.Пестеля

Поэтическое воплощение их идей

1.О Родине и русском народе

.

2. Гражданин России

3. Крепостное право

4.Борьба с самодержавием

 Методические рекомендации: а) учащиеся получают таблицу с заполненным первым столбцом; б) извлечения из документов П.Пестеля; в) стихотворения поэтов – декабристов; г) «Конституция» Н.Муравьёва.

Задание 2.Ответьте на вопрос: «Как вы думаете, были ли взгляды будущих декабристов связаны с настроением русского общества в целом?»

Критерии оценки контрольной работы:

Задание 1.

а) умение правильно выбрать информацию из источника,

б) умение выделять главные мысли,

в) определять в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов,

г) связать информацию, найденную в предлагаемом тексте, с информацией, полученной из других источников ( исторических и литературных),

д) умение в сжатой форме отразить весь объём информации,

Задание2.

а) умение выразить и обосновать собственную позицию по данному вопросу,

б) умение вести поиск информации во всевозможных источниках:

в самом вопросе, в своих знаниях, в своих рассуждениях,

в) умение грамотно оформить свои суждения.

Приложение1.

Пример заполненной таблицы:

Основные идеи декабристов

«Конституция»

 Н. Муравьёва

«Русская Правда»

П.И.Пестеля

Поэтическое воплощение их идей

1.О Родине и русском народе

Федеративное государство.

Все русские равны перед законом.

Россия  есть государство единое и неразделимое.

..все люди в государстве должны быть перед законом равны.

«Что значит Родину любить?»

/А. Межиров/

Отрывок из поэмы «Мстислав Мстиславович» /П.Катенин/

2. Гражданин России

Разделение на сословия отменяются и заменяются названием гражданин.

Весь российский народ составляет одно сословие – гражданское…

« Что есть гражданственность?»  /Н Рыленков/

« Я ль буду в роковое время…»/К.Рылеев/

3. Крепостное право

Крепостное состояние и рабство отменяются.

Рабство должно быть решительно уничтожено

Отрывок из стихотворения «К Временщику»/К.Рылеев/

«Рука свободного сильнее…»/Н.Языков/  

4.Борьба с самодержавием

Император есть верховный чиновник Российского правительства.

Вся власть передаётся народу.

«Отечество наше страдает/П.Катенин/

«На смерть Чернова» /В.Кюхельбекер/

Приложение 2.

Стихи поэтов начала XIXвека.

Н. Рыленков.

           Что есть гражданственность?
Не надо вопрошать, а надо ею жить,
Как воздухом дышать.
Гражданственность всё то,
В чём разум века светит,
Чем совесть зову времени ответит,
Чему даётся власть и в бедах возвышать.
Что есть гражданственность?
Не надо вопрошать.

А. Межиров.

 Что значит Родину любить?
Во-первых, отовсюду к ней тянуться,
Не прерывать связующую нить.
А во-вторых, так делать, чтобы всем
на ней живущим было жить привольно,
Не холодно, не голодно, не больно.
А в-третьих, надо говорить о ней
Как можно меньше слов, звучащих громко….
Ну и в-последних, чтоб в последний бой
Шагнуть, если потребуется это.
Как в то незабываемое лето,
Без разговора жертвуя собой.

К.Рылеев

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

 Нет, не способен я в объятьях сладострастья,

 В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья,

 Пусть юноши, своей не разгадав судьбы.

 Постигнуть не хотят предназначенье века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетенную свободу человека.

 Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия своей отчизны

И не читают в них грядущий свой позор

 И справедливые потомков укоризны.

 Они раскаются, когда народ, восстав,

 Застанет их в объятьях праздной неги

 И, в бурном мятеже ища свободных прав,

  В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

                                1824г.

К.Рылеев

Всё трепещи, тиран! За зло и вероломство

Тебе свой приговор произнесёт потомство!

                «К временщику» 1820г.

П.Катенин

            Отечество наше страдает                                                                                                      Под  игом твоим, о злодей!                                                                                           Коль нас деспотизм угнетает,                                                                    То свергнем мы трон и царей.                                                            Свобода! Свобода! Ты царствуй навеки над нами;                                        Тиран, трепещи! Уж близок падения час!                                                          Ах! Лучше смерть, чем жить рабами,-                                                         Вот клятва каждого из нас…       1816-1820г.

В.Кюхельбекер

           Клянёмся честью и Черновым:                                                                                            Вражда и смерть временщикам,                                                                                  Царя трепещущим рабам                                                                         Тиранам, нас угнесть готовым!

                                  «На смерть Чернова»1825г.

Н.Языков

                                                     

Рука свободного сильнее

Руки, измученной ярмом.

Так с неба падающий гром

Подземных грохотов звучнее,

Так песнь победная громчей

Глухого скрежета цепей!

П.Катенин

Но чем бы не решались битвы,                                                

Моя надежда всё крепка:

Услышит наши бог молитвы

И нас спасёт его рука.

Он русским даст терпенья силу

Они дождутся красных дней;

У нас в земле найдут могилу

Враги, гордившиеся над ней.

«Мстислав Мстиславович» 1819г.-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметный урок по истории и литературе по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности"

Интегрированный урок по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности".Урок по длительности - 2 урока.Он включает сообщения и презентацию, сделанные учащимися в качестве опережающего зад...

«Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве».– 2 часа.Межпредметная контрольная работа. - 1 час.

«Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве».   7 класс – 2 часа.Тип занятия: комбинированный, т.к. на первом уроке идет изучение нового материала, на ...

Межпредметная контрольная работа 5 класс

Контрольная работа, включающая в себя выборочную проверку знаний по литературе, музыке и изобразительному искусству. Расчитана на 2 учебных часа (40 - 45 мин.)...

Урок истории в 8 классе. Тема "Декабристы".

Урок истории в 8 классе.Тема " Декабристы" .Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина....

Методическая разработка межпредметной контрольной работы "Отражение общественного сознания в языке и стиле "Жития протопопа Аввакума"

В контрольной работе предложен ряд заданий, направленных на проверку знаний учащихся по эпохе церковного раскола XVII в. Работа также позволит учащимся усовершенствовать свои навыки и обеспечит более ...

Интегрированный урок истории и литературы . Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.

Интегрированный урок – исследование с элементами анализа и сопоставления различных источников (исторических документов, литературных произведений)....