Главные вкладки

    межпредметная контрольная работа (история и литература)по теме"Декабристы"
    методическая разработка по истории (8 класс) по теме

    Данная контрольная работа позволяет проверить не только знания, но и умения работатьс историческими документами и литературными источниками.

    Разработаны конкретные критерии оценки данной работы, приведены приблизительные результаты заполнения сравнительной таблицы.

    Рекомендую проводить её после проведения межпредметного урока по данной теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mezhpred._kontrolnaya.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Межпредметная контрольная работа (история и литература)  по теме: «Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их «мятежной лирики».

    Задание 1. Заполнить таблицу, сравнив содержание программных документов декабристов с идеями и мотивами их «мятежной лирики».

    Основные идеи декабристов

    «Конституция»

     Н. Муравьёва

    «Русская Правда»

    П.И.Пестеля

    Поэтическое воплощение их идей

    1.О Родине и русском народе

    .

    2. Гражданин России

    3. Крепостное право

    4.Борьба с самодержавием

     Методические рекомендации: а) учащиеся получают таблицу с заполненным первым столбцом; б) извлечения из документов П.Пестеля; в) стихотворения поэтов – декабристов; г) «Конституция» Н.Муравьёва.

    Задание 2.Ответьте на вопрос: «Как вы думаете, были ли взгляды будущих декабристов связаны с настроением русского общества в целом?»

    Критерии оценки контрольной работы:

    Задание 1.

    а) умение правильно выбрать информацию из источника,

    б) умение выделять главные мысли,

    в) определять в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов,

    г) связать информацию, найденную в предлагаемом тексте, с информацией, полученной из других источников ( исторических и литературных),

    д) умение в сжатой форме отразить весь объём информации,

    Задание2.

    а) умение выразить и обосновать собственную позицию по данному вопросу,

    б) умение вести поиск информации во всевозможных источниках:

    в самом вопросе, в своих знаниях, в своих рассуждениях,

    в) умение грамотно оформить свои суждения.

    Приложение1.

    Пример заполненной таблицы:

    Основные идеи декабристов

    «Конституция»

     Н. Муравьёва

    «Русская Правда»

    П.И.Пестеля

    Поэтическое воплощение их идей

    1.О Родине и русском народе

    Федеративное государство.

    Все русские равны перед законом.

    Россия  есть государство единое и неразделимое.

    ..все люди в государстве должны быть перед законом равны.

    «Что значит Родину любить?»

    /А. Межиров/

    Отрывок из поэмы «Мстислав Мстиславович» /П.Катенин/

    2. Гражданин России

    Разделение на сословия отменяются и заменяются названием гражданин.

    Весь российский народ составляет одно сословие – гражданское…

    « Что есть гражданственность?»  /Н Рыленков/

    « Я ль буду в роковое время…»/К.Рылеев/

    3. Крепостное право

    Крепостное состояние и рабство отменяются.

    Рабство должно быть решительно уничтожено

    Отрывок из стихотворения «К Временщику»/К.Рылеев/

    «Рука свободного сильнее…»/Н.Языков/  

    4.Борьба с самодержавием

    Император есть верховный чиновник Российского правительства.

    Вся власть передаётся народу.

    «Отечество наше страдает/П.Катенин/

    «На смерть Чернова» /В.Кюхельбекер/

    Приложение 2.

    Стихи поэтов начала XIXвека.

    Н. Рыленков.

               Что есть гражданственность?
    Не надо вопрошать, а надо ею жить,
    Как воздухом дышать.
    Гражданственность всё то,
    В чём разум века светит,
    Чем совесть зову времени ответит,
    Чему даётся власть и в бедах возвышать.
    Что есть гражданственность?
    Не надо вопрошать.

    А. Межиров.

     Что значит Родину любить?
    Во-первых, отовсюду к ней тянуться,
    Не прерывать связующую нить.
    А во-вторых, так делать, чтобы всем
    на ней живущим было жить привольно,
    Не холодно, не голодно, не больно.
    А в-третьих, надо говорить о ней
    Как можно меньше слов, звучащих громко….
    Ну и в-последних, чтоб в последний бой
    Шагнуть, если потребуется это.
    Как в то незабываемое лето,
    Без разговора жертвуя собой.

    К.Рылеев

    Я ль буду в роковое время

    Позорить гражданина сан

    И подражать тебе, изнеженное племя

    Переродившихся славян?

     Нет, не способен я в объятьях сладострастья,

     В постыдной праздности влачить свой век младой

    И изнывать кипящею душой

    Под тяжким игом самовластья,

     Пусть юноши, своей не разгадав судьбы.

     Постигнуть не хотят предназначенье века

    И не готовятся для будущей борьбы

    За угнетенную свободу человека.

     Пусть с хладною душой бросают хладный взор

    На бедствия своей отчизны

    И не читают в них грядущий свой позор

     И справедливые потомков укоризны.

     Они раскаются, когда народ, восстав,

     Застанет их в объятьях праздной неги

     И, в бурном мятеже ища свободных прав,

      В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

                                    1824г.

    К.Рылеев

    Всё трепещи, тиран! За зло и вероломство

    Тебе свой приговор произнесёт потомство!

                    «К временщику» 1820г.

    П.Катенин

                Отечество наше страдает                                                                                                      Под  игом твоим, о злодей!                                                                                           Коль нас деспотизм угнетает,                                                                    То свергнем мы трон и царей.                                                            Свобода! Свобода! Ты царствуй навеки над нами;                                        Тиран, трепещи! Уж близок падения час!                                                          Ах! Лучше смерть, чем жить рабами,-                                                         Вот клятва каждого из нас…       1816-1820г.

    В.Кюхельбекер

               Клянёмся честью и Черновым:                                                                                            Вражда и смерть временщикам,                                                                                  Царя трепещущим рабам                                                                         Тиранам, нас угнесть готовым!

                                      «На смерть Чернова»1825г.

    Н.Языков

                                                         

    Рука свободного сильнее

    Руки, измученной ярмом.

    Так с неба падающий гром

    Подземных грохотов звучнее,

    Так песнь победная громчей

    Глухого скрежета цепей!

    П.Катенин

    Но чем бы не решались битвы,                                                

    Моя надежда всё крепка:

    Услышит наши бог молитвы

    И нас спасёт его рука.

    Он русским даст терпенья силу

    Они дождутся красных дней;

    У нас в земле найдут могилу

    Враги, гордившиеся над ней.

    «Мстислав Мстиславович» 1819г.-


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Межпредметный урок по истории и литературе по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности"

    Интегрированный урок по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности".Урок по длительности - 2 урока.Он включает сообщения и презентацию, сделанные учащимися в качестве опережающего зад...

    «Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве».– 2 часа.Межпредметная контрольная работа. - 1 час.

    «Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве».   7 класс – 2 часа.Тип занятия: комбинированный, т.к. на первом уроке идет изучение нового материала, на ...

    Межпредметная контрольная работа 5 класс

    Контрольная работа, включающая в себя выборочную проверку знаний по литературе, музыке и изобразительному искусству. Расчитана на 2 учебных часа (40 - 45 мин.)...

    Урок истории в 8 классе. Тема "Декабристы".

    Урок истории в 8 классе.Тема " Декабристы" .Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина....

    Методическая разработка межпредметной контрольной работы "Отражение общественного сознания в языке и стиле "Жития протопопа Аввакума"

    В контрольной работе предложен ряд заданий, направленных на проверку знаний учащихся по эпохе церковного раскола XVII в. Работа также позволит учащимся усовершенствовать свои навыки и обеспечит более ...

    Интегрированный урок истории и литературы . Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.

    Интегрированный урок – исследование с элементами анализа и сопоставления различных источников (исторических документов, литературных произведений)....