Главные вкладки

    Урок истории в 8 классе. Тема "Декабристы".
    план-конспект урока (история, 5 класс) по теме

    Медведева Татьяна Васильевна

    Урок истории в 8 классе.Тема " Декабристы" .Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_istorii.8_klass.tema_._dekabristy.docx19.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок истории в 8 классе

    Тема. Декабристы.

    Цель: - на примере восстания декабристов показать наличие глубоких противоречий в российском обществе глубоких противоречий, порождённых отжившей феодально – крепостнической системой; отметить, что разрешение этих противоречий было возможно лишь по пути реформ;

    - разобрать ход восстания; уяснить причины поражения; оценить историческое значение восстания декабристов;

    - учить работать с историческими документами;

    -воспитывать уважительное отношение к прошлому нашей страны.

    Основные понятия: династический кризис; присяга; диктатор восстания; картечь.

    Основные даты: 14 декабря 1825 года – восстание на Сенатской площади.

    Персоналии: великий князь Константин Павлович; великий князь Николай Павлович; Н. С. Мордвинов; М. А. Милорадович; С. П. Трубецкой; П. П. Каховский.

    Оборудование: учебник  А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XIXвек. М.

    « Просвещение» 2012 год; школьные атласы; схема-карта; репродукция картины; портреты декабристов.

    Известно мне:

    погибель ждёт.

    Того, кто первый

    восстаёт

    На утеснителей народа,-

    Судьба меня уж обрекла

    Но где, скажи,

    когда была

    Без жертв

    искуплена свобода?

    /К. Ф. Рылеев./

                     

        За дело вольное народа и страны

                                                                   14 декабря     1825 года

    ЧТО

                                                                ЭТО

                                                                                                                           БЫЛО?

    Восстание ?                                      акт                                                « жертвы

                                                      гражданского                                           мысли

                                                     неповиновения ?                                безрассудной»?

                                                                             

                                                                       Ход урока.

    1.Организация класса.

    2.Сообщение темы, цели урока.

       Постановка  проблемы.

    - В конце урока ответить на вопрос : « Что же это было? Восстание? Акт гражданского неповиновения? « жертвы мысли безрассудной»?

    3. Сообщение ученика о династическом кризисе в России осенью 1825 года ( задание дано опережающее на предыдущем уроке). Учащиеся записывают в тетради понятия « династический кризис», « присяга»

    4. Объяснение нового материала.

    Руководители Северного общества воспользовались междуцарствием. Их план предусматривал захват Зимнего дворца и Петропавловской крепости, окружение Сената и принуждение его силой к опубликованию « Манифеста к русскому народу»  об уничтожении самодержавия и отмене крепостного права.

    5.Работа с историческим источником  « Манифест к русскому народу».

    -Что представлял собой « Манифест» восставших?

    -В чьих интересах были предложены в нём меры?

    -Какое положение  «Манифеста» вы считаете главным и почему?

    6.Продолжение объяснения нового материала, запись детьми в тетрадь плана восстания.

    - Накануне , 13 декабря, собравшись на квартире К. Рылеева составили план восстания:

    1. Выбрали диктатора ( руководителя) восстания- С. Трубецкого.

    2. Трубецкой должен вручить « Манифест» Сенату.

    3. Якубович должен арестовать царскую семью.

    Однако план восстания был нарушен.( Использование воспоминаний генерал-майора М. А. Фоноизина ( подготовил сообщение ученик.)

    Николая Iпредупредили о готовящемся выступлении ( Ростовцев) и он провёл присягу Сената, Синода , Госсовета ночью.

    - Что не успели сделать декабристы?

    Каховский отказался убить царя.

    Поспорив , декабристы пришли к выводу, что не все средства хороши, и отдали предпочтение мирным формам борьбы.

    6.Работа с картой – схемой. Работа над понятиями « каре», картечь».

    Рассказ учителя, ученики следят по схеме о передвижениях декабристов на Сенатской площади. С помощью карточек , на которых указано время, дети выясняют, что сроки были упущены из-за нерешительности восставших.

    9ч.            11ч.              12ч.50 мин.                     13ч.30мин.           14 ч. 30 мин.        16ч.

                 Моск.           Н. Бестужев,              рота лейб-                       поручик

                 Полк,           гвард.экипаж              гренад. Полка               Панов

                800чел.             1100 чел.

    ___________________________________________________________________

                                                                       3 000 человек

    ( Сообщить детям тот факт, что солдаты не знали истинных целей декабристов, они были скрыты восставшими)

    7.Оценка исторического значения восстания декабристов.

    - В чём вы видите главную причину поражения восставших?

    8.Дискуссия по проблемному заданию.

    9.Выставление оценок.

    10.Домашнее задание. Параграф 9прочитать, ответить на вопрос» В Чём состояло историческое значение восстания декабристов?»

    11. Итог урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок истории 6 класс. Тема урока. Взаимоотношения Церкви и государства в конце XV - начале XVI века

    Урок освящае события истории Росии конца 15 - начала 16 вв. В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства ру...

    Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

    1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

    Конспект урока истории. 5 класс. Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.

    Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.Тип урока: урок изложения нового материала по истории в 5 классе.Цели урока:1.      Сформировать у учащихся представление о х...

    Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

    Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

    Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

    Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

    Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

                Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...