Главные вкладки

    Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
    план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

    Фролова Светлана Викторовна

    Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Урок истории в 5 классе "Введение"37.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    План конспект урока  по истории по теме «Введение. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов»

    ФИО: Фролова Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ г. Иркутска СОШ № 42

     5 А класс

    Тип урока: урок «открытия» нового знания.

    Образовательные ресурсы:  ИКТ- презентация (http://easyen.ru/), учебник «История Древнего мира" 5 класс, Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. , М, 2015г, карта Древнего мира, Политическая карта мира , атласы , рабочая тетрадь №1, маркеры, стикеры, лист со словарем.

    Цель урока: Создание условий для формирования целостных представлений  об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества.

    Задачи:

    Образовательная :научить понимать, что, как и зачем  изучает история Древнего мира, сделать вывод о значимости исторической науки.

    Развивающая: научить применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников.

    Воспитательная:  формировать стартовую мотивацию к изучению нового.

    Планируемые образовательные результаты:

    Предметные: (знания, умения, представления)

    -овладевать целостным представлением о предмете История; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников, формулировать собственные гипотезы

    Личностные: (личностные УУД)

    Осознанное отношение к науке «История».

    Метапредметные:

    -познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления,

    - регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделят необходимую информацию

     коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствие с задачами и  условиями коммуникации.

    Формы и методы обучения: проблемного обучения, педагогика сотрудничества, активных методов обучения («Автобусная остановка»). Индивидуальная, фронтальная,  групповая  форма.

    Основные термины и понятия: - история, всеобщая история, исторические источники, археология, антропология,  хронология.

    Ход урока

    Организационная структура урока

     

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Организационный момент

    Учитель раздает листы с напечатанным словарем

    Приветствие учителя .

     Всем пожать друг другу руку

    Требование к урокам:  на уроках должны быть учебник, атласы,  дневник, тетрадь 48 листов,  в конце тетради –словарик, сдать тонкие тетради для письменных работ.

    Проверяют наличие школьных принадлежностей.

    В конце тетради пишут слово «словарь»

    Подписывают тетради для письменных работ.

    Быстрое включение в деловой ритм

    Создание проблемной ситуации

    (Формулирование темы урока). 

    С каждым из нас случалась какая-нибудь история. У всего на свете есть своя история. Например – компьютер, благодаря развитию науки и техники появился этот замечательный предмет. Или рубель – приспособление для глажения белья – история современного утюга.

    Слово «история» (описание) появилось в 5в. до н.э. (3 тыс. л.н.). Отец Истории – Геродот. Среди множества муз была Клио, покровительствующая истории .

    А что такое история?  

    Итак, история изучает прошлое человечества. Перед вами земной шар.

    (слайд1): на карте покажите континенты, где находятся страны и народы.

    Итак, мы изучаем всемирную историю.

    Рассмотрим хронологию всемирной истории. Время развития называется хронология («хронос»). (Древняя (4 млн.л.н.- 5 в, средние века (5 в. – 15 в.), новая история (16в-19 в.), новейшая (20-21в.).

    На  (слайд2)  рассмотрите диаграмму и распределите по хронологии этапы, после проверим правильный ответ

    ( слайд 3):

    Как видите, древний мир имеет самые большие временные границы. Вопрос «Что мы будем изучать в 5 классе?»

      Древнюю историю как часть Всемирной истории.  

    ( слайд4): Задание мини-группам (по 2 парты):Выберите   3 вопроса, которые   нужны для формулировки нашей темы  самого первого урока истории (что, где, когда, как, кому, зачем,) и глагол  (получает, прилагает,  восклицает, изучает, одолевает)

    Итак, наша тема одновременно и проблема, которую нам надо сегодня решить. (слайд5)

    1. Делают записи в тетрадь  (оставляя место для темы урока)

    Геродот –отец истории

    Муза истории -Клио

    2.Высказываются разные предположения, что такое история.

    Например:

    История - наука о развитии общества в прошлом и настоящим.

    История - рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано.

    Запись в словарь

    На карте показывают полушария

    Запись в словаре

    «всемирная история – история человечества (всего мира)»

    «хронология – наука о времени»

    Работают в тетради, один  у доски

    Варианты ответов.

    Версии: Что, как и зачем изучает история Древнего мира

    Запись темы в тетрадях

    Познавательные (П): 

    - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи

    - анализировать

    - определять понятия

    Коммуникативные (К):

    - излагают свое мнение, аргументируя его,

    - использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

    Регулятивные: (Р)

    - определять цель, проблему в учебной деятельности;

    - выдвигать версии

    Физкультминутка

    Нам поможет незаменимый помощник на каждом уроке –   карта.

    Физкультминутка «Роза ветров» (движения в разных направлениях, учитель называет эти направления)

    -Рисуют «розу ветров»

    Поиск решения проблемы (первичное усвоение новых знаний).

    «ЧТО?»изучает история

    (слайд 6)

    Сравните современную карту и карту Древнего мира. Какое отличие вы найдете? Что ответили бы древние, если бы у них спросили: Сколько на земле континентов? (обсуждение в мини-группах)

    Откройте содержание учебника и на установите последовательность изучения истории древних стран и народов.

    Запишите в словарь определение Истории древнего мира ( слайд 7)

    «Как?»- Подумайте, откуда мы можем узнать о жизни людей в Далеком Прошлом?

    Ученые ищут следы жизни древнего человека, т.е. информацию, которую анализируют, а затем раскрывают картины исторического прошлого. Эти следы истории называются ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ.

    Задание: на каждой парте листок с историческим источником. У доски сгруппируйтесь по видам источников

    Анализ  с детьми.

    Напишите по 2 примера в тетради

    -Итак, изучая источники, ученые по крупицам восстанавливают прошлое.

    История не будет существовать как наука, если у нее не будет помощников. Науки – помощницы, которые добывают исторические источники называют ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

    Задание: Работаем со словарем: определите по словарю и по иллюстрациям на слайде (слайд 8), какой источник какая наука изучает

    Главный вопрос – ЗАЧЕМ человечеству нужно знать  историю с Древнего мира? Может, достаточно того, что мы знаем о сегодняшних событиях?  

    Так зачем человечеству древняя история?

    -Находят отличие – древний мир- два континента (Африка, Евразия)

    Устанавливают последовательность

    Первобытность       Древний Восток       Древняя Греция            Древний Рим

    -Запись в словарьИстория Древнего мира – первая часть всемирной истории, изучающая первобытность, Древний Восток, Древнюю Грецию, Древний Рим

    -письма, отпечатки , оружие  

    Запись 

    – Исторические источники – следы (ИНФОРМАЦИЯ) жизни людей

    И.И.

    Веществен письменные  устные

    ные  

    Работа парами, взаимопроверка

    Ответы детей

    Ответ:

    Знать и гордиться достижениями (теорема Пифагора)

    Учитывать ошибки, сделанные человечеством

    Использовать знания, добытые в прошлом (республика, стекло, бумага, алфавит

    Р:

    -уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно,

    -проговаривать вслух последовательность производимых действий

    П:

    - строить логическую цепь рассуждений, используя знаково-символические средства для решения учебной задачи

    К:

    -высказывать свое мнение,

    -    прислушиваться к мнению других,

    - уметь работать в группах

    Выражение решения проблемы (первичная проверка понимания)

    ЧТО изучает история Древнего мира?

    КАК историки узнают о том, что происходило миллионы и сотни тысяч лет назад?

    Главный вопрос – ЗАЧЕМ человечеству нужно знать историю с Древнего мира?

    Устные фронтальные ответы

    П:

    - обобщать, делать выводы;

    - уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

    К:

    1.Излагать своё мнение, аргументируя его.

    2. Создавать устные и письменные тексты.

    3.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

    Первичное закрепление.

    1. Соотнести понятие и определение (слайд  9)

    2.Подчеркни в тексте вещественные исторические источники:

    Летописи, пословицы, предметы быта, одежда, песни, легенды, храмы, жилища, статуи, мемуары, монеты, оружие, украшения, мозаика, орудия труда, книжная миниатюра, хроники, законы, прикладное искусство

    3. Задание №1 в Рабочей тетради (если будет время, если нет, то в д\з)

    Индивидуальная работа, работа парами, взаимопроверка

    П:

    1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

    2.Анализировать (выделять главное).

    4. Обобщать, делать выводы.

    К:

    1.Излагать своё мнение, аргументируя его.

    2. Создавать устные и письменные тексты.

    3.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

    Домашнее задание

     

    (слайд10)

    Базовый уровень - выучить словарь,

    Повышенный уровень - выучить словарь + по желанию:

    ИЛИ - дополнить в словаре значения наук-помощниц из интернета;

    ИЛИ - небольшое сообщение «История одной вещи» по плану (вещь принести на урок или фото):

     1.Название,

    2. Описание вещи, сколько  ей лет,

    3. Какой это исторический источник,

    4. Науки –помощницы и почему.

    (5-6 предложений)

    Запись в дневниках

    Р:

    - принимать цель, содержание и способы выполнения дом. задания

    Рефлексия деятельности

    Выходя из кабинета приклеить стикеры:

    - Я активно добывал знания (зеленый)

    - Я мог бы и лучше применить знания (желтый)

    - На следующих уроках постараюсь активней действовать на уроке (белый)

    Р:

    - проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозируют способы саморегуляции  и сотрудничества

    Список используемой литературы:

    1. КТП к УМК А. А. Вигасина, М., «Просвещение»,2015г.;

    2. Учебник «История Древнего мира" 5 класс, Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. , М, 2015г.

    3.  Т.В. Ковригина  Поурочное планирование «История древнего мира» Технологические карты , Волгоград, «Учитель»;

    4. Романова Евгения Александровна  http://easyen.ru/load/istorija/5_klass/chto_izuchaet_istorija_vvedenie_v_predmet_istorija/89-1-0-1873,

     5. Эрик Анатольевич Ласточкин. Сайт Про школу


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

    Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

    Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

    Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

    Технологическая карта урока 7 класс история

    Используется при работе с ФГОСами, формируются УУД. Особо выделена работа учащихся и учителя на уроке....

    Разработка технологической карты урока на тему "Счет лет в истории" для 5 класса

    Данная технологическая карта представляет собой разработку конкретного урока в соответствии с требованиями ФГОС...

    Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

    Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

    Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

    Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

    Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

    технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...