«Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве».– 2 часа.Межпредметная контрольная работа. - 1 час.
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

светлана николаевна ковалева

«Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве».   7 класс – 2 часа.

Тип занятия: комбинированный, т.к. на первом уроке идет изучение нового материала, на втором уроке - закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Применяемые методы:

  • Формирования сознания и личностных смыслов (словесные, работа с информацией, метод примера);
  • Организация познавательной деятельности (самостоятельная работа, взаимообучение);
  • Методы эмоционального воздействия, стимулирование личностной значимости учения.

 

Форма:  работа в группах.

Технологии -  технология сотрудничества.

Межпредметная контрольная работа для 7 класса  по теме: «Отражение общественного сознания в языке и стиле «Житие протопопа Аввакума». - 1 час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_7_kl._tema_raskola_v_literature_i_iskusstve.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве».   7 класс – 2 часа.

Тип занятия: комбинированный, т.к. на первом уроке идет изучение нового материала, на втором уроке - закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Цели:            Образовательные:

  1. Ознакомление с событиями всеобщей истории, основными процессами развития человеческого общества;
  2. Выработка исторических представлений;
  3. Развитие умений обосновывать своё отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории.

                       Развивающие:

  1. Развитие познавательных качеств;
  2. Развитие умений сотрудничества, работы в группе  работы;
  3. Развитие навыка самообучения и самоконтроля;
  4. Формирование креативных (творческих) качеств.

                      Воспитательные:

  1. Формирование коммуникативных качеств;
  2. Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.

Задачи:

  1.  организовать познавательную деятельность  учащихся;
  2. Формировать у учащихся систему ценностей и убеждений, основанных на нравственных и культурных достижениях человечества.

Применяемые методы:

  1. Формирования сознания и личностных смыслов (словесные, работа с информацией, метод примера);
  2. Организация познавательной деятельности (самостоятельная работа, взаимообучение);
  3. Методы эмоционального воздействия, стимулирование личностной значимости учения.

Форма:  работа в группах.

Технологии -  технология сотрудничества.

Основные понятия:

Патриарх – высшее звание в церковной иерархии, глава Церкви, высший духовный сан, избирается Церковным собором.

Протопоп – старший православный священник.

Инок – монах.

Рукоположение – возведение священника в сан.

Соборное уложение  - свод законов.

Сторонники реформ – «никониане».

Противники реформ  - «раскольники», сами раскольники называли себя «верными», «старолюбцами», «старообрядцами».

 Урок 1.       Изучение нового материала.

Основные даты выписаны на доске, по ходу объяснения материала учитель обращается к ним, учащиеся фиксируют  их в тетради:

1645- начало царствования Алексея Михайловича,

1649- издано «Соборное уложение»,

1653 – 1655 – церковно-обрядовая реформа патриарха Никона,

1668-1676- осада царскими войсками Соловецкого монастыря, отвергнувшего реформу.

       Ход   урока.

1.Рассказ учителя о  церковно-обрядовых новшествах, цели реформы, возникновении «церковного раскола», гонениях на раскольников, движении староверов на Север и в Сибирь, самосожжениях старообрядцев, гонениях и на приближённых царя, которые отстаивали «старую веру», среди которых был протопоп Аввакум.  

В процессе объяснения ученики  делают записи в тетради:

Цель реформы патриарха Никона -  унификация богослужения по всей стране, централизация церковного управления, увеличение налогов, взимаемых с низшего духовенства, укрепление власти патриарха.

Сторонники реформ – «никониане».

Противники реформ  - «раскольники», сами раскольники называли себя «верными», «старолюбцами», «старообрядцами».

2. Аввакум – «неистовый протопоп»: непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма  - сообщение ученика о личности и биографии Аввакума, его заключении и смерти.

3. слово учителя.   Протопоп Аввакум – глава раскольников, отстаивавший свои убеждения, погибнет за них на костре. Ему принадлежат несколько произведений: «Житие…», «Книга бесед», «Книга  толкований…», послания и челобитные. Житие было написано в 1672-1673 гг. во время его ссылки в Пустозёрске и является  первым в истории древнерусской литературы произведением, построенным на основе биографии.

Учащиеся делают записи в тетради:

Житие было написано в 1672-1673 гг. во время его ссылки в Пустозёрске и является  первым в истории древнерусской литературы произведением, построенным на основе биографии.

Учитель объясняет домашнее задание:

Прочитать параграф учебника, отрывки из «Жития…», ответить на вопросы к отрывкам.

Каждый учащийся получает копию текста, в котором содержится 3 отрывка из «Жития…»:

Эпизод № 1. О путешествии  в Сибирь.

« Таже с Нерчи – реки назад возвратилися к Русе. Пять недель  по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячи, а сам и протопопица брели пешком, убивающееся о лёд. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедми итти не поспеем, голодные и томные люди. В ыную пору протопопица, бедная, брела, брела,  да и  повалилася, и встать не сможет. А иной томной тут же взвалился:оба карамкаются, а встать не могут. Опосле на меня, бедная, пеняет: «Долго ль-де, протопоп, сего мучения будет?» И я ей сказал: «Марковна, до самыя до смерти». Она же против тово: «Добро, Петрович. Ино ещё побредём».

Эпизод № 2.  О чёрной курочке.

«Курочка у нас чёрненькая была, по два яичка приносила робяти на пищу Божиим  повелением, нужде нашей помагая, Бог так строил. На нарте везучи в то время удавили  по грехом. А нынеча мне жаль курочки той, как на разум придет. Ни курочка, ни што чюдо была: во весь год по два яичка в день давала, сто рублёв при ней плюново дело, железо! А та птичка одушевлена, Боие творение, нас кормила, а сама с нами кашку соснову ис котла тут же клевала, или рыбки прилучится, и рыбку клевала, а нам против тово по два яичка на день давала. Слава Богу, вся строившему благая! А не просто нам она и досталася. У боярыни куры все переспели и мереть стали, так она, собравшее в короб, ко мне прислала, чтоб – де батко пожаловал, помолился о курах. И я-су подумал: кормилица то наша, детки у нея, надобно ей курки. Молеюен пил, воду святил, куров кропил и кадил. Потом в лес збродил – корыто им зделал, ис чево есть, и водой покропил, да к ней всё отослал. Куры Божиим мановением исцелели и исправилися по вере ея. То тово-то племяни и наша курочка была».

             Домашнее задание к отрывкам:

  1. Благодаря каким особенностям язык Аввакума кажется живым, в чём особенности стиля?
  2. Что делает язык автора эмоциональным?

                  Урок № 2.

  1. Фронтальный опрос учащихся по понятиям, датам, изученным на прошлом уроке.
  2. Проверка домашнего задания - работа с текстами «Житие…». Учитель обращает внимание на тексты, выданные на дом каждому ученику.  
  3. Ученики делятся на группы. Каждая из 2 групп подготавливает ответы на вопросы домашнего задания.

        После подготовки учащиеся отвечают на вопросы к данным отрывкам. Участники второй группы следят за выступлением, дополняют ответы.

Выслушав учеников учитель, при необходимости,  дополняет, обобщает.

Предполагаемые комментарии учителя: все вы отметили  живость языка Аввакума. Стиль его эмоционален, по утверждению самого Аввакума представляет собой «беседу», «вяканье».                   Он не пишет своё житие, а разговаривает с нами о своей жизни, своих сподвижниках, дословно передаёт многие разговоры, использует просторечные выражения, слова, а также прибавляет к словам частицы «су», «де», которые тоже придают речи живость, помогают услышать особенности некоторых поволжских говоров.

Характер слова – проповеднический, а тон – доверительный, задушевный. Особенность стиля – сочетание торжественных интонаций, доходящих порой до обличительных, с искренними, проникнутыми юмором. Чувство юмора сохраняет автор в самые трудные, трагические минуты, что лишний раз подчёркивает силу личности Аввакума, его мощь, но в то же время кротость, безграничную силу веры. Некоторые истории носят притчевый характер (эпизод с курочкой), призывая нас подумать над своими поступками.

Надо отметить образность рисуемых картин, портретов, деталей, применяются пословицы, поговорки, образные сравнения. А в результате мы сопереживаем автору.

По ходу слов учителя ученики делают краткие записи в тетради об особенностях стиля протопопа Аввакума.

4. Рассказ учителя о последователях  протопопа Аввакума.  Используется мультимедийное пособие « Русская живопись». Учитель рассказывает о картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова».

Боярыня Морозова – духовная дочь Аввакума. Сила её протеста и приверженности «старой» вере потрясают зрителя. См. газета «История» ИД «Первое сентября». 2004.№ 26. Статья Л. Чёрной         «Лицо раскола».

Вопрос группам – как художник средствами и приёмами живописи передал мотив раскола?

Ученики должны отметить  (в случае их затруднений,  это делает учитель) особые композиционные решения:

А) Дровни будто рассекают толпу пополам;

Б) двоеперстие юродивого как бы соединяются в одну линию с двоеперстием Морозовой;

В) цветовые решения (черная фигура Морозовой против пёстрых одежд толпы, скорбящие, плачущие, сочувствующие изображены в светлых одеждах, озлобленные – в тёмных);

Г) маковка церкви в конце линии дровней (её благословенный путь в будущее, «в заветное») и др.

После краткого сообщения учителя или подготовленного ученика о действиях царя против «непокорной барыни» надо отметить напряжённый взгляд героини Сурикова, решительность её жеста, силу воли, которые чувствуются в её фигуре, позе.

В результате ученики должны прийти к мысли о том, что  главная мысль картины – идея жертвенности, что в переломные моменты истории всегда есть добровольные жертвы во имя идеи, а общество по - разному к этому относится, кто-то с уважением, а кто-то как к непокорным безумцам.

Анализ картины  завершает урок.  Учитель озвучивает обобщение о стезе Аввакума и его сподвижником. Их жизнь – подвиг, но они так не считали, чем заслуживают ещё более высокую оценку у потомков.

5.Выставление оценок учащимся.

Задание № 2.    Разработать межпредметную контрольную работу для 7 класса  по теме:

 «Отражение общественного сознания в языке и стиле «Житие протопопа Аввакума».

  1. Дайте определения понятиям:

Патриарх  - ?

Протопоп  - ?

Инок  - ?

Рукоположение - ?

Соборное уложение - ?

Сторонники реформ Никона - ?

Противники реформ Никона -?

  1. Укажите годы: принятия Соборного Уложения, церковно-обрядовой реформы Никона.

  1. Перечислите основные положения церковно-обрядовой реформы Никона. Её цель.

  1. В. Распутин сказал о протопопе Аввакуме «Печальник земли русской и собиратель её единого духа».  Передаёт ли это высказывание сущность и значение личности протопопа Аввакума?  Можно ли Аввакума назвать фанатиком веры, чем  можно оправдать фанатизм сторонников и противников реформы. Аргументируйте свою точку зрения.

  1. Перечислите особенности  «Житие протопопа Аввакума» как литературного произведения.

  1. Какие художественные приёмы (тропы) использует автор «Житие протопопа Аввакума»?