Методическая разработка межпредметного урока "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Тема раскола - одна из центральных тем в истории России XVII века. Церковный раскол стал расколом и социальным, и нравственным, нанес глубокую травму русскому обществу, стал началом целого ряда трагических событий. Изучение этой темы помогает школьникам наглядно представить, как борьба человеческих страстей, авторитетов приводит к катастрофическим последствиям для общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raskol.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка межпредметного урока

"Тема раскола (противоборство светской и духовной власти)

в литературе и искусстве

Цели урока:

образовательная: обеспечить усвоение учащимися основных понятий по теме, сформировать представления об эпохе раскола в истории России, познакомить с деятельностью выдающихся личностей периода;

развивающая: формировать коммуникативные умения, умения анализировать тексты, аргументировать точку зрения с опорой на изучаемый материал;

воспитательная: сформировать личностное отношение учащихся к изучаемым событиям, умение давать ценностную оценку событиям.

Методы, используемые на уроке: беседа, анализ исторических источников, технология сотрудничества

Тип урока: комбинированный

Основные понятия урока: патриарх, протопоп, церковный собор, кружок ревнителей древлего благочестия, никониане, старообрядцы, раскол.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя. XVII век был для России тяжелым и драматичным. Это связано не только с частыми народными волнениями, но и с другой большой бедой в жизни русского государства, последствия которой окончательно не преодолены и сегодня. Имя этой беде - раскол в православной церкви.

3. Актуализация ранее полученных знаний. Беседа по вопросам.

а) Вспомните, какую роль играла церковь в жизни русского населения. Как вы можете объяснить эту роль?

б) Какое значение церковь играла в государстве? Как строились отношения церкви и русских правителей? Почему?

4. Изучение новой темы.

1) Раскол как историческое явление.

К середине XVII в. в Москве сложился кружок "ревнителей древлего благочестия", который настаивал на необходимости церковной реформы. В него вошли наиболее влиятельные представители русского духовенства той поры: царский духовник Стефан Вонифатьев, Фёдор Ртищев, архимандрит Новоспасского монастыря Никон (позднее — патриарх), епископ Коломенский Павел, настоятель Казанского собора Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил.  Все сходились на том, что реформа необходима. Главной причиной называлась необходимость вернуть русское общество на путь истинного благочестия.

В 1652 г. патриархом стал Никон. Он и выступил главным зачинателем церковной реформы. Никона поддержал и Алексей Михайлович. Однако для Никона благочестие заключалось прежде всего в точном следовании обычаям, поэтому церковная реформа свелась к исправлению русских богослужебных книг по греческим образцам.

Работа с картиной А.Д. Кившенко "Церковный Собор 1654 года". Задание. Рассмотрите картину. Кто и как изображен на ней? Какие художественные приемы использует художник, чтобы показать противостояние сторонников и противников реформы? С чьей стороны находится царь? О чем это говорит?

В результате церковной реформы были сделаны всего лишь незначительные исправления и усовершенствования. Вводилось трехперстное крестное знамение, поясные поклоны взамен земных, одногласие вместо многогласия. Русские книги были исправлены по греческим образцам. Несмотря на то , что изменения не были глобальны, реформа имела для русского общества катастрофический характер.

Общество "треснуло" пополам: возник раскол не только как церковное, но и как социальное явление. Последователей раскола стали называть старообрядцами, раскольниками, староверами, а приверженцев реформы - никонианами. Возглавил борьбу против церковной реформы протопоп Аввакум.

Выступление учащегося с сообщением о жизни и личности Аввакума.

Трагическая история Раскола - это и история двух несгибаемых, фанатичных личностей. С одной стороны, это был Аввакум, с другой - патриарх Никон.

Выступление учащегося с сообщением о жизни и личности Никона. Какие черты характера можно назвать общими для Никона и Аввакума? Почему, как вы думаете, царь поддержал Никона, а потом сам превратился в его гонителя?

2) Знакомство со страницами из романа Д. Мордовцева  «Великий раскол».  Работа в группе. Размноженные страницы романа раздаются по группам. Задача группе - на основе работы с текстом предложить свою характеристику или деталь раскола.

3) Последствия раскола как социальное явление. В 1666 г. церковный собор  заклеймил старообрядчество как ересь.  Последователей старообрядчества стали преследовать по всей стране. Среди старообрядцев оказались представители дворянства, духовенства, горожан, крестьян. Каждый из них сопротивлялся богопротивной, с их точки зрения, реформе, по-своему.  Гари, запощевания, вооруженное сопротивление или просто уход в глушь - все это познало русское общество в XVII в.

Работа с картиной С. Милорадовича "Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году". Задание. Рассмотрите картину. Кто изображен на ней? Предположите, что обсуждают монахи. Всмотритесь в лица монахов. Какие чувства и эмоции они передают? Как вы думаете, какое решение будет ими принято?

1668 -1676 гг. - Соловецкое восстание. Подавлено царскими войсками.

Работа с картиной В. Сурикова "Боярыня Морозова". Рассмотрите картину. Опишите ее главных героев - протопопа Аввакума и его духовную дочь, боярыню Морозову. Какие чувства владеют героями? Какое впечатление произвела картина и ее герои на вас? Можно ли утверждать, что этой картиной В. Суриков воспевает средневековый фанатизм (В.Г.Короленко)?

Боярыня Морозова закончила свою жизнь в земляной тюрьме. Протопоп Аввакум был сожжен на костре в 1682 г. Множество старообрядцев по всей России лишились жизни.

Обсуждение проблемы. Кто же победил в результате церковной реформы и последовавшего за ней раскола? Можно ли утверждать, что верх одержали никониане? Можно ли утверждать, что победа осталась за светской властью? Выскажите свою точку зрения и приведите аргументы в ее поддержку.

5. Подведение итогов урока. Итак, мы выяснили, что победителей и проигравших в борьбе противников и сторонников церковной реформы не было. Царь поддержал реформу и тем обеспечил ее проведение, но не допустил усиления влияния Никона в государстве. Последствия реформы - Великий Раскол  с помощью силы тоже удалось заглушить. Но преодолеть эту травму общества  светской власти тоже не удалось. Мы продолжим изучение раскола в русском обществе на следующем уроке. До свидания!

6. Домашнее задание. Прочитать параграф, вспомнить основное содержание "Жития" протопопа Аввакума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки межпредметных уроков

Данная статья посвящена методам преподавания межпредметных уроков. Указаны дидактические требования к межпредметным урокам и показан фрагмент урока физики  с межпредметным содержанием....

«Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве».– 2 часа.Межпредметная контрольная работа. - 1 час.

«Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве».   7 класс – 2 часа.Тип занятия: комбинированный, т.к. на первом уроке идет изучение нового материала, на ...

Интегрированный урок литература+история+мхк "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"

Данный урок предназначен для учащихся8-10 классов с углубленным изучением литературы. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе русской церкви. Урок предваряется огромной поисковой и ис...

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе....

Методическая разработка открытого урока по дисциплине История ОГСЭ.02 "Духовные ориентиры современной молодёжи"

Открытый урок в форме круглого стола направлен на духовно-нравственное развитие личности студента. Разработка содержит методические рекомендации и сценарий круглого стола....

Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...

Методическая разработка дистанционного урока Тема: «Безопасность в сети Интернет» (в рамках проведения Единого урока безопасного Интернета) Класс: 8

Технологическая карта дистанционного урока по теме «Безопасность в сети Интернет» предмета информатика среди обучающихся 8-ых классов....