Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»
методическая разработка

Жакина Юлия Сергеевна

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является совместное обучение и воспитание всех детей в социальных учреждениях и, особенно, в учреждениях дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока38.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.И. ГЛИНКИ

Г. ЕЛЬНИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБУ ДО ДМШ г. ЕЛЬНИ)

216330 Смоленская область, г. Ельня, ул. Пролетарская, дом 46а

   Тел/ факс: 8-481-46 - 4-27-49

_____________________________________________________________________________________________

Методическая разработка открытого урока

тема:

«Педагогическая поддержка обучения и развития

творческих способностей обучающихся с ОВЗ

через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»

Жакина Юлия Сергеевна

преподаватель хорового пения и вокала

 

г.Ельня.

2022г.

Актуальность.

По данным Всемирной организации здравоохранения, дети-инвалиды

составляют 2-3% всемирной детской популяции.

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является совместное обучение и воспитание всех детей в социальных учреждениях и, особенно, в учреждениях дополнительного образования.

Вот уже несколько лет я работаю с ребёнком-инвалидом, у которого ДЦП от рождения. При работе с ним мною особое внимание было уделено разработке индивидуального образовательного маршрута, направленного на самореализацию ребенка-инвалида в процессе общения и коллективной творческой деятельности со здоровыми детьми, что, безусловно, позволяет овладевать широким комплексом социальных ролей, норм и правил поведения.

Во время проведения занятий с особенным  ребенком я соблюдаю следующие условия:

- замедленный, в отличие от здоровых детей, темп обучения;

- оптимальное привлечение ребенка к предметно-практической деятельности;

-  опора на наиболее развитые положительные качества ребенка.

На занятиях с особенным ребенком,  в отличие от занятий с обычными детьми, много отступлений, связанных с жизнью, окружающей средой, внешней обстановкой, обществом. Мне приходится чутко реагировать на все события, волнующие ребёнка.

Особое внимание я придаю проверке домашнего задания (если оно задавалось). Для ребенка очень важна оценка его труда! Он готовился, он старался (а дети–инвалиды и их родители, как правило, очень ответственно подходят к выполнению домашний заданий)! За домашнюю работу я всегда хвалю ребенка, даже если исполнение «оставляет желать лучшего». Что касается поощрения, похвалы и подчеркивания успехов непосредственно в работе на уроке – я избегаю заниженных и завышенных требований, стараюсь быть честной с учеником. Если он поёт или работает на уроке недостаточно хорошо или совсем плохо, не стесняюсь об этом ему сказать (естественно, в тактичной форме). Постоянное «захваливание» ученика приводит к появлению завышенной самооценки, небрежному отношению и снижению мотивации к учебе, отсутствию самокритики и, как следствие–к неудачным выступлениям на концертах, фестивалях и конкурсах, к непониманию и неприятию объективной оценки своего выступления другими людьми и всплеску негативных эмоций.

На своих занятиях я стараюсь приобщить обучающегося  к духовной традиции русского народа, формирую нравственные ориентиры и ценностные установки через специальный подбор репертуара.

Арсений  постоянно приобретает социальный опыт в творческой деятельности через выступления не только на сцене районного ДК, но и городских площадках.  Он принимает участие в концертах, посвящённых «Дню матери», «Дня инвалида»,  «День защитника Отечества», «Дню 8 марта».

Воспитанник постоянно принимает участие в различных конкурсах и фестивалях. Он является дипломантом и лауреатом конкурсов различных уровней.

Занятие вокалом сыграли важную роль и в становлении личности обучающегося. За время обучения Арсений из замкнутого и неуверенного ребенка, изменился в более уверенную, общительную и  саморазвивающуюся личность.

Работать с ребёнком инвалидом очень трудно. Собирая по крупицам

малые успехи ребенка, мы с родителями от души радуемся им, как большим

невероятным достижениям. Обучая ребенка с ОВЗ, я сама учусь у него силе воли, состраданию, переосмысливаю свои жизненные позиции.

Но самое главное - повышается степень свободы ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои силы, и таким образом происходит его адаптация в обществе.

Мне, как преподавателю, работа с ребёнком ОВЗ показала, что при грамотно поставленной работе эти дети могут достигать высоких результатов и быть социально-адаптированными в современном обществе.

Цель: Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность.

Задачи:

Обучающие:

- формирование  исполнительских вокально-хоровых умений и навыков (имеются в виду устойчивое певческого дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильная артикуляция);

-  обучение   звуковедению,  фразировке,  звукообразованию;

-  обучение правильному дыханию, фразировке;  

Задачи коррекционные:  (решение которых, способствует коррекции сфер личности ребенка с ОВЗ)

- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;

- помогать самовыражению детей с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью;

- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.

Задачи развивающие:  (направленные на развитие и совершенствование музыкально-исполнительских навыков, творческих способностей)

- совершенствовать певческие навыки;

- развивать  эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;

- активизировать творческие способности.

Задачи воспитательные:  

-  воспитывать общую и музыкальную культуру обучающегося;

- прививать навыки дисциплинированности, организованности, трудолюбия,    самостоятельности,  коммуникативности;

-обучать (учить) организации свободного времени как условия профилактики асоциального поведения;

- воспитывать ответственность за общее дело, толерантность.

Направленность: художественно-эстетическая

Методы вокального обучения:

-концентрический метод;

-фонетический метод;

-объяснительно-иллюстративный метод;

-метод показа;

-метод мысленного или внутреннего пения;

-метод сравнительного анализа, наглядный метод;

-словесный метод;  

-метод повторения.

Принципы работы:

1Принцип добровольности.

2. Принцип опоры на интерес.

3. Принцип личностного подхода.

4. Принцип доступности материала.

5. Принцип последовательности (изложение материала, как практического, так и теоретического характера должно иметь логическую последовательность).

6. Принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному.

 7.  Принцип успешности.

  8. Принцип соразмерности  нагрузки уровню и состоянию здоровья.

  9.  Сохранение  здоровья ребенка.

 10. Принцип  творческого  развития.

Оборудование: фортепиано, ноутбук, микрофон, фонограммы минус, плюсовое исполнение композиций.

Этапы и хронометраж занятия:

-продолжительность занятия – 30 мин

I.Организационный этап:

-поверка готовности к занятию.

-правильная певческая позиция.

Продолжительность– 1мин.

II. Подготовительный этап

-дыхательная гимнастика, гимнастика артикуляционного аппарата, фонетические упражнения, вокально – интонационные упражнения.

Продолжительность — 4 мин.

III. Основной этап: 

- работа над репертуаром (работа над    звукообразованием, звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением).

1.  Пропевание песен в сопровождении   композиций с фонограммой плюс. 2.   Пропевание песен под фонограмму «минус».

Продолжительность- 20 минут

 IV. Заключительный этап: задание на дом, сообщение о следующем занятии.

   Продолжительность  — 5 мин.

Содержание учебного занятия:

 

I. Организационный этап :

- тщательная подготовка помещения (класса, зала), настройка звуковой аппаратуры, создание условий для свободного перемещения ребёнка в определённом пространстве. Дети с ОЗВ (и особенно дети с нарушением зрения) очень чувствительны к пыли, резким и неприятным для каждого конкретного ребенка запахам (запаху пищи, духов и т.д.), громким внезапным звукам музыкальной аппаратуры («свистящий» микрофон, «фонирующие» колонки, громкая фонограмма); яркому, «бьющему в глаза» свету.

- встреча обучающегося;

- отработка правильной певческой позиции: сидеть прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на  обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковывает гортань. Лицо должно быть свободно от гримас. Улыбка на лице  создаёт ощущение приподнятости,  необходимое для занятия.

      II. Подготовительный этап:  

Перед началом пения надо подготовить  голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть.)

                                          Артикуляционная гимнастика

                                             Гимнастика  языка

- четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка. Высунуть язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка,

 - покусать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как  бы жуя его,

- сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении,

- упереться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Гимнастика губ:

- покусать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Интонационно-фонетические упражнения.

1. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.

3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая  восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного — в грудной  с характерным переломом голоса.

У~у, у~о, о~а.

                                                   Скороговорки:

  1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  2. Расскажите про покупки, про какие про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки мои.

 Упражнения на дыхание:

- с чего начинается процесс пения? (с вдоха),

- куда направляем воздух при вдохе? (в живот). Корпус свободный, плечи опущены.

1.      Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепил дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)

2.     Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш»,   «тишь».

3.     Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох — кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).

4.      Упражнение на активизацию работы передней стенки живота на звуки «к», и «г». 

Внимание педагога должно быть направлено на:

- свободу мышц;

- правильность осанки;

- активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;

- умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

- работу резонаторной системы;

- внятность речи.

                          Вокально-интонационные упражнения.

 Цели вокально-интонационных упражнений:

- сформировать навык выдерживать тон на одной высоте одинаковым по громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание,

- формировать правильную артикуляцию того или иного гласного звука,

- добиться определенности в атаке звука,

-уточнить интонацию в момент атаки звука,

- выстроить унисон,

-разогрев голосового аппарата.

Все упражнения исполняются по восходящей и нисходящей хроматической секвенции ( в диапазоне ляб-фа1 )  

1.    Пение с закрытым ртом способствует  выравниванию тембрового звучания, слуховой настройки. Упражнение  поётся со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт),  высоким небом,  ощущением звука в верхнем резонаторе, на сонорный согласный звук «М». (пр.1) При ощущается  легкая вибрация и легкое щекотание губ. 

    2.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет

способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте.

    3.Упражнение, основанное на звуках трезвучия.  Опора на дыхание.         

Цель: расширение звукового диапазона с целью выравнивания   регистрового звучания голосов и на активизацию работы передней   стенки живота.

5.    Упражнение на развитие подвижности голоса и работа над дикцией.

Следить за четким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.

 III.Основная часть.

Работа над репертуаром. Работа над песнями.

1.Песня: «Фронтовые подруги», муз. Стелла Джанна, сл.Илья Резник.

Для начала - пропевание мелодии песни под фортепиано. Далее работа над чистотой интонации, четким произношением слов, окончаний, работа над правильным звуковедением и звукоизвлечением.

 1.В песне  очень много текста. Основа любого пения — гласные звуки. От правильного звукообразования гласных зависит красота тембра. Надо обратить внимание на пропевание узких гласных, избегать плоского звука. Ровность звучания достигается через сохранение высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазона. Нужно приучать обучающегося ясно произносить согласные в конце слов, следить над четким произношением согласных в середине слов. Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук.

2.Особое внимание уделяется большим певческим фразам, которые нужно держать на одном дыхание, а это очень сложно для особенного ребенка. Для начала  нужно постараться проговорить эти фразы на одном дыхании, а затем пробовать их  пропевать. В основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

3.После проигрыша сделать кульминационное развитие всей песни. Должен получиться ровный, нефорсиованный звук (тоже зависит от опоры на дыхание).

4. На последних фразах текста – «Никто не забыт, и ни что… не забыто…» показать весь смысл песни.

 1 минута отдыха. Массаж лица.

 - пройти по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось»,

 - помассировать пальцами челюстно-височные суставы.    Сделать нижней челюстью круговое движение вперед-вниз. Сделать нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед .

2.Песня «Россия», музыка и слова Петр Ангелов.

Аналогичная работа, что и в предыдущей песне.

IV.Заключительный этап.

  Подводится итог  урока. Анализируется активизация внимания ученика, включение памяти, воображения, корректировка знаний. Ведется обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, самостоятельная трактовка выполнения домашнего задания, эмоциональный настрой на разучивание той или иной песни. После анализа урока преподаватель   корректирует  план следующего занятия. В дневник записывается задание на дом.

Список используемой литературы.

1. Андреева В.А. Строение голосового аппарата и принципы его деятельности в певческом процессе. Методическая разработка.-Жирновск, 1989.

2. Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001

3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. —

Ростов-на-Дону, 2006

4. Данилова Р.К. Воспитание голоса начинающего певца.

Методическая  разработка. Самара, 1997

5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.

6. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг С-П, 2003

7. Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999

8. И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»

9. Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. — СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.

10. Сэт Риггс Как стать звездой. -М, 2004.

11. Юдин С.П. формирование голоса певца.-М.:Музыка,1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья и разработка диагностической карты по теме "Педагогическая поддержка личностного становления и развития обучающихся в условиях реализации ФГОС"

Материал включает статью, раскрывающую понятие "Педагогическая поддержка" и диагностическую карту для выявления уровня применения учителем педагогической поддержки...

Методическая разработка открытого занятия "Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала"

Методическая разработка открытого занятияТема: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала. для учащихся и педагогов музыкального направления образовательных учрежде...

Методическая разработка открытого занятия для обучающихся изостудии "Эскиз" первого года обучения "Зимняя сказка"

Методическая разработка открытого занятия для обучающихся первого года обучения в изостудии "Эскиз" по предмету Изобразительное искусство....

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе....

Методическая разработка по теме : "Педагогическая деятельность учителя биологии по развитию интеллектуальных и креативных способностей обучающихся"

Методические рекомендации для учителей биологии на тему: педагогическая деятельность учителя биологии по развитию интеллектуальных и креативных спсобностей обучающихся...

Методическая разработка открытого урока «Воспитание физических качеств и двигательных способностей»

Материал методической разработки «Воспитание физических качеств и двигательных способностей» предназначен для организации и проведения уроков «Физической культуры» по разделу ...

Презентация Методическая разработка "Открытый урок по классу вокала. Ансамблевое (дуэтное) музицирование"

Методическая разработка с кратким описанием основных важных этапах работы с вокальным дуэтом  на примере нескольких высокохудожественных произведений....