Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.
материал по музыке на тему

Ганоцкая Наталья Андреевна

Методическая разработка открытого урока

 

Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета

 «Музицирование» в фортепианном классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichkaya_razrabotka_otkrytogo_uroka.doc55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым и «Керченский учебно-воспитательный комплекс – интернат лицей искусств».

Методическая разработка открытого урока

Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета

 «Музицирование» в фортепианном классе.

Разработана преподавателем

по классу фортепиано

Ганоцкой Натальей Андреевной

Керчь 2017 г


Тема урока: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.

Преподаватель: Ганоцкая Наталья Андреевна, преподаватель по классу фортепиано.

Ученицы: Хорунжая Катя 4 кл.; Вислоушкина Настя 6 кл.

Цель урока: Развивать музыкально-творческие и пианистические способности у обучающихся в процессе творческого музицирования.

Задачи урока:

Приобщение учениц к различным видам музыкального творчества.

Образовательные:

        - развитие элементарных навыков транспонирования, подбора по слуху, сочинение, импровизация;

        - развитие ладогармонического мышления;

        - развитие внутреннего слуха, как фундамента творческой деятельности;

        - развитие метроритмического чувства;

        - развитие навыков самостоятельной творческой работы.

        Воспитательные:

        - увлечь, заинтересовать ребёнка, сделать занятия творческим музицированием ярким, эмоциональным моментом эстетического воспитания;

        - воспитывать настойчивость и целеустремлённость в процессе практической деятельности.

        Развивающие:

        - развитие аналитического мышления, пианистических и технических навыков;

        -развитие памяти, воображения, артистизма, музыкальности, индивидуальности. Творческого самовыражения, уверенности в своих силах.

        

        Методические приёмы:

        - словесный, наглядный, исполнительский;

        - вариативность музыкального мышления;

        - прямая и наводящая формы общения.

        Здоровьесберегающая технология:

        - развивать мышцы пальцев правильно организуя пианистический аппарат, снимать мышечные зажимы, положительно влияющие на память, интенсивно её развивая;

         - чередование различных видов деятельности.

Вид урока: урок-практикум.

Оборудование:

- два инструмента фортепиано для ученицы и учителя;

- нотные пособия, нотные тетради, компьютер, планшет.

Используемая литература:

- Булаева О.  Геталова О. «Учусь импровизировать и сочинять» творческие тетради I-V «Композитор» С-Пб 2002 г;

- Смирнова Т. «Фортепиано. Интенсивный курс». Методическое пособие, МЦСДК 1997 г.

- Сиротина Т., «Подбираем аккомпанемент» М. Музыка 2004 г;

- Ядова И. «Пособие для развития навыков подбора по слуху в классе фортепиано» С-Пб «Композитор» 2005 г. Вып. 1, 2.

- Анисимов В. «Школа импровизации» изд. Эоловы струны «Краснодар» 2001 г.

Предварительная подготовка:

1. Игра гармонических оборотов в тональностях до двух знаков (Т-S; Т-Д-Т; Т- S-Д-Т).

2. Подбор гармонической сетки аккомпанемента к песне Е. Крылатова «Ласточка».

3. Составление гармонической последовательности для вальсика (8 тактов) и транспортирование её  в 2 тональности.

4. Игра гармонических последовательностей с хроматическим и терцовым ходами в басу в тональностях до четырёх знаков.

5. Составление гармонического сопровождения для музыкальных зарисовок в минорной и мажорной тональностях.

Репертуарный план:

1. Игра гармонических оборотов «раскрашивание» их в процессе совместного музицирования с педагогом.

2. Е. Крылатов «Ласточка».

3. Сочинение вальсика, транспонирование в две тональности.

4. Игра гармонических оборотов с хроматическим, терцовыми ходами в басу, импровизация с педагогом.

5. Сочинение и импровизация музыкальных зарисовок в минорной и мажорной тональностях.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Пояснительная записка.
  3. Работа над различными видами музыкального творчества.
  4. Заключение.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Организация начала урока, сообщение темы и  цели урока. Постановка образовательных, воспитательных и развивающих задач (см. стр. 1-2).

Представление учениц, участвующих в уроке.

II. Пояснительная записка на тему «Значение предмета «Музицирование» в процессе обучения пианистов».

Опираясь на методику комплексного интенсивного музыкального воспитания предмет «Музицирование» предполагает освоение различных видов музыкального творчества, таких как подбор по слуху  и транспонирование, чтение с листа, гармонизация мелодий, умение аккомпанировать и петь под собственный аккомпанемент, игра в ансамбле, элементарное сочинение и импровизация. Без этих видов музыкального творчества невозможно воспитать «полноценного» музыканта, настоящего профессионала и просто хорошего любителя музыки. Занимаясь музицированием, ученицы имеют возможность самореализоваться. В процессе собственной творческой деятельности у обучающихся активно развивается самостоятельность, вариативность, гибкость музыкального мышления, а так же слух, ритм, память. Появляется свободное владение клавиатурой. Формируется комплекс исполнительских приёмов и навыков у обучающихся. Именно в процессе собственного творчества, опираясь на полученные знания и умения обучающиеся  познают из чего складывается музыкальный образ, какими средствами и приёмами он создаётся. Всё это помогает детям быстрее и лучше разобраться и освоить интерпретацию изучаемых классических произведений. Занятия предметом «Музицирование» способствует ускорению процесса обучения, повышению его качества.

III. Работа над различными видами музыкального творчества.

Ученица Хорунжая Катя 4 класс, по программе предмета «Музицирование» занимается два года. За этот период освоила начальные навыки подбора и транспонирования аккомпанемента на основе полного гармонического оборота, успешно учиться петь под собственный аккомпанемент, начала сочинять и импровизировать применяя полученные знания и умения.

а)  - ученица играет полный гармонический оборот (Т- S-Д-Т) начиная  с основного тона, затем с терцового и квинтового тона, тонического трезвучия, соединяя с остальными аккордами в тесном расположении.

- на длинный аккорд (целой длительностью) в левой руке ученица накладывает мелодические обороты, как бы «раскрашивает» его с помощью проходящих, вспомогательных звуков, ходов на интервалы звучащего аккорда.

- первую половину периода играет педагог, а вторую часть ученица, заканчивая его.

- меняясь очередностью, учитель и ученица музицируют, переходя из тональности до мажор в фа мажор, меняя мелодические обороты, ритмический рисунок, штрихи, регистры.

 б) – мелодию песни Е. Крылатова «Ласточка» играет и поёт ученица, а аккомпанемент – педагог.

- опираясь на предварительную работу, но характер исполнения песни, на трёхдольность размера 6/8, ученица с педагогом подбирают два варианта фактур сопровождения (вальсовая, на основе арпеджио);

- ученица исполняет вальсовую фактуру изложения аккомпанемента (в л.р. – бас, в пр.р. – аккорды) под собственное пение. Педаль так же «вальсовая».

- на материале мелодии ученица подобрала небольшое вступление и заключение.

- ученица исполнила два куплета с припевом под собственным аккомпанемент, применяя вальсовую фактуру сопровождения и педаль вступление и заключение в тональности ми минор.

- ученица исполнила куплет песни в тональности ре минор, а затем в до миноре показав своё умение транспонировать.

в) – на предварительно составленную гармоническую сетку сопровождения вальсика, которую играет педагог, ученица накладывает мелодические обороты, варьируя их, определяется с ритмическим рисунком мелодии.

- ученица исполняет выбранный более удачный вариант вальсика в ля миноре в л.р. – вальсовый аккомпанемент, в пр.р – мелодия) и транспортирует его в соль и си минор.

г) Ученица Вислоушкина Настя 6 класс.

Ученица занимается по программе «Музицирование» три года. Ученица обладает высоким интеллектом, работоспособностью, природным артистизмом и заниматься этим предметом она начала с более высоким уровнем фортепианной подготовки и теоретических знаний. Ученица достаточно свободно научилась владеть клавиатурой, играть и  транспонировать различные гармонические последовательности, а так же играть и импровизировать в джазовых стилях рок-н-ролл, буги-вуги. Всё это послужило развитию вариативности, самостоятельности, гибкости музыкального мышления, умение создавать осмысленные художественные зарисовки, образы.

д) – ученица с педагогом поочерёдно музицируют, используя гармонические последовательности с хроматическим, терцовым, фригийским ходами в басу. Во время исполнения варьируются мелодические обороты, штрихи, ритмический рисунок, меняется регистровая окраска.

- результатом творческого музицирования явилось сочинение – импровизация музыкальных зарисовок.

- для первой зарисовки ученица выбрала минорную тональность (соль мин), спокойный темп, хроматический и терцовый ход в басу, построенный из четырёхзвучных арпеджио в крайних частях, а в мелодии применила принцип повторности, строения мелодии, варьируя  разных регистрах. Средняя часть прозвучала как хорал с соответствующей фактурой изложения.

Зарисовка прозвучала нежно, поэтично и ученица назвала её «Вечерний бриз». При повторном исполнении зарисовки в другой тональности (ми минор) мелодическая линия менялась, варьировалась, прежним остался характер, образ;

- вторую зарисовку ученица исполнила в мажоре (ля мажор), подвижна, динамична. Фактура сопровождения в крайних частях была аккордовая, как бы активно пульсирующая. Средина – напевная исполнила в субдоминантовой тональности. Гармоническая сетка сопровождения осталась такой же как и  в первой зарисовке, но смена тональности, темпа, характера, динамики, позволили ученице создать совершенно новый музыкальный образ, эскиз. Ученица назвала его «Солнечный день».

Обе зарисовки прозвучали эмоционально, образно, осмысленно и при повторном исполнении в других тональностях мелодическая линия всё время варьировалась, но это не мешало осмысленному раскрытию музыкальных образов.

IV. На проведённом открытом уроке поставленная цель достигнута полностью. Поставленные задачи способствовали её достижению. Структура урока выдержана в соответствии с планом. На уроке использовались словесный, наглядный, исполнительский, практический методы обучения. Урок был построен на речевом и исполнительском диалоге педагога и учениц. Хороший контакт педагога с ученицами способствовал созданию творческой атмосферы на уроке. Ученицы смогли показать свои развивающиеся способности, музыкальное мышление, фантазию, образность, вариативность, навыки самостоятельной творческой деятельности. Со всеми видами работы на уроке ученицы справились очень хорошо. Они с удовольствием занимаются творческим музицированием и это позволит им стать прежде всего хорошими любителями музыки, а так же настоящими музыкантами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление и развитие способностей обучающихся к научной творческой деятельности

В данном материале представлены: 1. Справка  ГБПОУ СахПЦ№1 о реализации программы кружка Сахалинец, 2. Копии приказов, 3. Копии грамот...

Методическая разработка Работа над развитием вокально – ансамблевых навыков в ансамбле, как составляющая часть в формировании профессиональной компетентности юного вокалиста

Работа с вокальным ансамблем, как с творческим коллективом, строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики. По мере развития музыкальной культуры и возросш...