Методическая разработка открытого урока «Воспитание физических качеств и двигательных способностей»
методическая разработка по физкультуре (9 класс)
Материал методической разработки «Воспитание физических качеств и двигательных способностей» предназначен для организации и проведения уроков «Физической культуры» по разделу «общая физическая подготовка». В методической разработке отображена сущность работы учителя на уроках физической культуры по разделу «общая физическая подготовка», способствующих воспитанию физических качеств, а именно: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, которые далее будут использоваться в рабочем процессе. Данный материал необходим для приобретения учениками новых навыков и занимает особое место при формировании устойчивых мотивов и потребностей к бережному отношению к своему здоровью, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры, организации здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Средняя Общеобразовательная школа № 3 имени В. К. Сурина г. Белорецк Муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Методическая разработка
открытого урока
«Воспитание физических качеств и
двигательных способностей»
Учитель физической культуры:
Сагарда А.А.
Белорецк 2020г.
Оглавление
1.Введение
2.Подготовительный этап
3.Учебно-методическая карта
4.Методика проведения
5.Заключение
6.Список использованной литературы
Введение
Материал методической разработки «Воспитание физических качеств и двигательных способностей» предназначен для организации и проведения уроков «Физической культуры» по разделу «общая физическая подготовка». В методической разработке отображена сущность работы учителя на уроках физической культуры по разделу «общая физическая подготовка», способствующих воспитанию физических качеств, а именно: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, которые далее будут использоваться в рабочем процессе. Данный материал необходим для приобретения учениками новых навыков и занимает особое место при формировании устойчивых мотивов и потребностей к бережному отношению к своему здоровью, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры, организации здорового образа жизни.
Посредством проведения уроков «общей физической подготовки» развиваются физические качества: скоростно-силовые, ловкость, выносливость, гибкость, координация и повышаются функциональные возможности организма. Занятия расширяют кругозор, формируют компетентность физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, творческий опыт в индивидуальных формах занятиях физическими упражнениями.
Изучение данного раздела позволяют знать требования безопасности на уроках ОФП, способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности, влияние занятий на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни.
В данной методической разработке описаны такие методы как словесно-наглядный: объяснение, наглядный показ упражнения учителем, демонстрационный показ с использованием доклада-сообщение освобождённым учеником, использование спортивного сайта интернета; практические методы: индивидуальный, групповой, командный.
Структура методической разработки включает в себя введение, подготовительный этап, учебно-методическую карту, методику проведения урока, заключение, список использованной литературы, приложения.
Подготовительный этап
Проведению комбинированного урока, который включает в себя несколько форм, в том числе и соревнования, предшествует большая подготовительная работа учителя и учеников.
Учителю необходимо разъяснить ученикам цель проведения урока, какими знаниями они должны владеть, какой учебный материал повторить к уроку освобождёнными учениками. Учитель заранее предлагает детям сформировать 2 спортивных отделения по 8 человек.
За несколько дней до урока учитель проводит консультации, зачитывает окончательный вариант план урока, объясняет правила. Заранее отделениям даётся возможность ознакомиться с более сложными специальными упражнениями и спортивными командами. Освобождённому от урока физической культуры ученику предлагается подготовить доклад об физическом качестве «выносливость».
Последним этапом подготовительной работы является подготовка спортивного зала и спортивного инвентаря.
Учебно-методическая карта
Раздел дисциплины: Общая физическая подготовка
Тема урока: Воспитание физических качеств и двигательных способностей
Цель: способствовать физическому совершенствованию
Задача:
Образовательная: обучить, обобщить, систематизировать и проконтролировать выполнение заданий
Воспитательная: способствовать воспитанию честного противоборства, чувства взаимоподдержки
Оздоровительная: способствовать укреплению здоровья и организации здорового образа жизни
Вид занятия: урок
Тип занятия: комбинированный
Методы обучения: словесно-наглядный, практические: индивидуальный, групповой, командный
Средства обучения:
Квалификационные требования: ученики должны
знать:
- место и значение общей физической подготовки в системе физической культуры;
- основы техники безопасности при выполнении упражнений для развития силы, быстроты, гибкости;
- распределение физической нагрузки и отдыха во время занятий ОФП.
уметь:
- овладеть практическими умениями и навыками, т.е выполнить правильно упражнения разной сложности;
- выполнить упражнения в несколько повторений;
- уметь распределять нагрузку соответственно своей физической подготовленности.
Наглядные пособия, раздаточный материал: рисунки, билетики.
Оборудование: секундомер, разметочные фишки, гимнастическая скакалка, гимнастическая скамейка, шведская стенка, гимнастический мат, свисток, гимнастические обручи, МР3плеер
Место проведения: спортивный зал
Время проведения: 90 минут
Участники: ученики 9а класса
Структура урока
№ п/п | Элементы занятия, изучаемые вопросы | Методы обучения | Планируемое время |
1 | 2 | 3 | 4 |
Подготовительная часть | 5 мин | ||
1. | Организационная часть | словесный | 2 мин |
2. | Вводный инструктаж | словесный | 3 мин |
Основная часть | 75 мин | ||
1. | Измерение пульса, разминка | наглядный | 10 мин |
2. | Закрепление прошедшего материала | словесно-нагляд., практический | 19 мин |
3. | Подведение итогов | словесный | 3 мин |
4. | Изучение нового материала | словесно-нагляд., практический | 15 мин |
5. | Игра-соревнование, измерение пульса | 25 мин | |
6. | Подведение итогов | словесный | 3 мин |
Заключительная часть | 10 мин | ||
1. | Упражнения для восстановления организма, измерение пульса | словесно-нагляд., практический | 3 мин |
2. | Выступление ученика с докладом | словесный | 3 мин |
3. | Рефлексия | словесный, практический | 2 мин |
4. | Подведение итогов всего урока | словесный | 2 мин |
Методика проведения
Организационная часть – один из важнейших элементов урока. Учитель в самом начале урока должен правильно организовать труд учеников.
В организационной части необходимо отметить отсутствующих учеников и правильность расположения их на рабочих местах.
В своей вступительной речи учитель рассказывает о целях проведения этого урока, о задачах, которые необходимо решить детям, для достижения поставленных целей. Учитель раздаёт всем ученикам красочные билеты, которые они должны сохранить до конца урока. Их назначение объясняется в заключительной части урока на этапе рефлексия. Затем учитель кратко информирует ученикам о ходе проведения урока, знакомит их с критериями оценки работы отделений.
Первый этап урока начинается с измерения пульса в состоянии покоя (данный метод целесообразен в применении, т.к. учитель должен знать пульс до начала урока, чтобы правильно распределить физическую нагрузку и не допустить утомление учеников), а затем выполняются разминочные упражнения для подготовки всех органов и систем органов к последующей физической нагрузке. В ходе разминки ученики выполняют упражнения под специальные команды учителя. При выполнении наиболее сложных, специальных упражнений вся группа останавливается и после показа упражнения учителем, продолжают выполнять задание. Наглядный метод, а именно: показ упражнений учителем, целесообразен в применении и необходим для того, чтобы ученики научились правильно выполнять специальные упражнения по технике их выполнения. После разминки измеряется пульс на данную физическую нагрузку, учитель делает вывод.
Второй этап урока:
закрепление уже изученного материала
1.Упражнения для развития силы. Данное задание ученики выполняют попарно в своих отделениях, а учитель корректирует, исправляя ошибки. 2.упражнения для развития быстроты. Данное задание выполняется отделениями. Учитель следит за техникой выполнения прыжков, челночного бега и техникой безопасности. 3.упражнения для развития гибкости и координации. Каждое отделение делится на две подгруппы для работы на гимнастической скамейке и гимнастической стенке, и затем выполняют упражнение под руководством учителя. По команде учителя происходит смена сторон, и закрепление элемента продолжается. Учитель постоянно следит за техникой выполнения упражнений. По необходимости выполнение приостанавливается, и исправляются ошибки, правильность элемента сопровождается наглядным показом. По окончанию подводятся итоги овладения техникой выполняемых упражнений, и вновь измеряется пульс.
Третий этап урока – это изучение нового материала, а именно: упражнения стретчинга. Учитель объясняет, а затем сам показывает его или это делает ученик, который владеет тем или иным приёмом стретчинга. Для овладения техникой данного приёма ученики выполняют несколько подводящих упражнений:
- удержание равновесия;
- упражнение «кошка».
И только после отработки данных упражнений следует приступить к выполнению приёмов стретчинга в целом. Учитель во всех упражнениях контролирует технику выполнения приёмов.
Следующим шагом в совершенствовании изученных элементов предоставляется использование совершенствование физических качеств в игровой и соревновательной форме. Игра повышает эмоциональный фон учеников, снимает напряжение и утомление, способствует в непринуждённой обстановке раскрыть свой потенциал, воспитывает чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимоподдержки. Применяются эстафеты.
По окончанию эстафет подводятся итоги совершенствования в овладении техникой выполнения упражнений для развития физических качеств, и измеряется пульс. Ученики в движении в колонне по кругу выполняют несколько упражнений для восстановления организма после физической нагрузки.
Освобождённый от физической культуры ученик делает сообщение на тему: «Значение ОФП в профессиональной деятельности и его влияние на работоспособность»
На этапе рефлексия учитель предлагает ученикам в выданных им в начале урока билетиках нарисовать картинку, отображающую их эмоциональное состояние в течение всего урока. Таким образом, устанавливается обратная связь «ученик-учитель».
Пред тем как выставить оценки за работу на уроке, учителю необходимо проанализировать работу учеников на уроке, объяснить со своей точки зрения победу одной команды и проигрыш другой, сделать выводы об активности членов команд. В конце своего выступления учитель высказывает свое мнение о том, достигнуты ли поставленные на уроке цели.
Заключение
Как показывает практика, проведения комбинированных уроков способствует приобретению новых навыков, ученики активны на них, с большой охотой выполняют все предложенные задания, переживают не только за свои оценки, но и за итоги команды в целом.
И ученики, и учитель получают удовлетворение от такой формы проведения урока. Комбинированный урок плюс соревнования наиболее подходит для обучения и закрепления пройденного материала по всей дисциплине. Дух соперничество и желание обучающихся внести свой вклад в победу команды помогают им сконцентрировать свою память, все свои знания и умения одной общей задачей. Они лишний раз убеждаются в том, что коллективная деятельность не может быть плодотворной без конкретного вклада каждого члена коллектива. А наличие «лидеров» в команде помогает правильно распределить обязанности, организовать и направить в нужное русло работу группы. Эффективность работы зависит не только от знаний и умений учеников, но и от рациональной организации их труда.
Уроку предшествовало большая подготовительная работа учителей и учеников были приготовлены: рисунки, схемы, сообщения. Учитель в течение всего урока должен делать заметки по ходу, отмечая работу отдельных учеников, направлять выполнение упражнений в нужном направлении.
При проведении подобных уроков у учителя есть возможность оценить работу каждого ученика и выставить оценки всем присутствующим на уроке.
Список литературы
- Бистрюков В.Г. Физическая культура – М.: « Высш.шк.», 2003. Леонов А.Д., Малый А.А.. Баскетбол. – Киев: Изд-во «Радяньска школа», 1999.
- Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. - Р-н-Д: Изд-во "Феникс", 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание физических качеств методом круговой тренировки
История развития круговой тренировки. Воспитание физических качеств методом круговой тренировки (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости). Примерные упражнения для развития двигательных качес...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/22/picture-459579-1403444075.jpg)
воспитание физических качеств
В статье идет речь о воспитании физических качеств личности школьника в школе...
Применение специальных упражнений для воспитания физических качеств у подростков 13-14 лет в секции по волейболу.
Повышение двигательной активности, развитие физических качеств детей может осуществляться за счет привлечения учащихся к систематическим занятиям волейболом во внеурочное время. В связи с ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/16/picture-1012607-1518773072.jpg)
Физические качества и способности,необходимые в танцах.
В статье предпринята попытка сформулировать требования к физическим качествам спортсмена-танцора....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/07/picture-1196860-1575734493.jpg)
Технологическая карта урока образовательно-обучающей направленности. Тема: "Совершенствование техники опорного прыжка через козла в ширину способом «ноги врозь». Комплексное воспитание физических качеств. 6 класс"
Технологическая карта урока образовательно-обучающей направленности. Тема: "Совершенствование техники опорного прыжка через козла в ширину спосом "ноги врозь". Комплексное воспитание фи...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/13/picture-1198869-1576212706.jpg)
Воспитание физических качеств методом круговой тренировки на уроках физической культуры
круговая тренировка на уроках физической культуры...