Интегрированный урок литература+история+мхк "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Демина Светлана Владимировна

Данный урок предназначен для учащихся8-10 классов с углубленным изучением литературы. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе русской церкви. Урок предваряется огромной поисковой и исследовательской работой  обучающихся. Поэтому целесообразно разбить класс на группы, каждой из которых дано определенное задание по работе с первоисточниками. Урок проводится в форме коммуникативного диалога между группами. 

Применены технологии: исследовательская, "ажурная пила". Урок имеет элементы этно-культурного компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhitie_avvakuma.docx40.48 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия                             Демина

Имя                                     Светлана

Отчество                             Владимировна

Место работы                     МОУ «СОШ №3»

Занимаемая должность      учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж         17 лет

В данном учреждении       9 лет

Урок «Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве»

Урок «Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве»  

Цели:            

Образовательные:

  • Ознакомление с событиями русской истории, основными процессами развития русского общества;
  • Выработка исторических представлений о расколе русской церкви в XVII в.;
  • Развитие умений обосновывать своё отношение к наиболее значительным событиям отечественной  истории

Развивающие:

  • Развивать у обучающихся умение работать с дополнительными источниками; научить  осмысливанию изучаемого материала
  • Развитие умений сотрудничества, работы в группе  работы;
  • Развитие навыка самообучения и самоконтроля;
  • Формирование креативных (творческих) качеств.

Воспитательные:

  • Формирование коммуникативных качеств;
  • Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
  • Воспитание  и развитие российских духовно-нравственных традиций 

Задачи:

  • Уметь рассматривать произведение культуры в историческом, нравственном, духовном, эстетическом, народном аспектах;
  • организовать познавательную деятельность  учащихся;
  • Совершенствовать умение учащихся выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, аргументировать собственное мнение; 
  • Развивать умение сравнительного анализа и обобщения, путем ведения диалога с использованием межпредметных связей; 
  • Продолжить развитие навыка работы в группах посредством творческого мышления  обучающихся. 

Применяемые методы:

Формирования сознания и личностных смыслов (словесные, работа с информацией, метод примера);

Организация познавательной деятельности (самостоятельная работа, взаимообучение).

Форма:  работа в группах, «ажурная пила».

Технологии:  технология сотрудничества.

Оборудование: медиапроектор.

Понятийный аппарат:

Автобиография - последовательное описание человеком событий собственной жизни.

Икона - изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания у православных

Инок – монах.

Никониане – сторонники реформ Патриарха Никона.

Раскольничество, старообрядчество – совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650-1661гг. патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего – с Церковью Константинопольской.

Рукоположение – возведение священника в сан.

Патриарх – высшее звание в церковной иерархии, глава Церкви, высший духовный сан, избирается Церковным собором.

Протопоп – старший православный священник.

Священство – в общехристианском использовании — посвящение человека, наделяющее его дарами и правом совершать таинства и обряды. Власть  церкви.

Соборное уложение  - свод законов.

Царство – 1. Государство во главе с царём (устар. и спец.). 2. Правление какого-нибудь царя, царствование. Избрать на царство кого-нибудь. Венчаться на царство. 3. Власть государства.

Деятельность учащихся:

изучение источников (исследовательская)

работа в группах и между группами (коммуникативный диалог)

обобщение (рефлексия и саморефлексия)

Этапы работы:

1 этап: Предварительная домашняя подготовка, в ходе которой обучающиеся активизируют различные виды чтения ознакомительное (просматривают тексты), поисковое (в связи с заданием), аналитическое (сопоставление и анализ отбранных отрывков)).

Обучающиеся оформляют результаты поиска в виде таблиц, кластеров и др.

1 группа «историки»: изучить и проанализировать источники: В.Ключевский «Курс русской истории», ч. 3, лекция 54; В. Бахтин «Рассказы старообрядцев» - основные тезисы, факты, аргументы, приводимые автором, собсвенный комментарий по основной теме источника.

2 группа «Искусствоведы»: с помощью картин В.И. Сурикова «Боярыня Морозова», Г.Г. Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума», С. Милорадовича «Ссылка Аввакума в Сибирь» определить особенности изображения картин русской жизни в период раскола.

3 группа «Литературоведы»: изучить и проанализировать источники: «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим», М. Осоргин «Повесть о некой девице» («Соловей», «Аввакум») - основные тезисы, факты, аргументы, приводимые автором, собственный комментарий по основной теме источника.

4 группа «Краеведы»: изучить историю старообрядчества у коми зырян, сравнить с историей раскольничества в других регионах Русского Севера.

2 этап: на основе домашних заданий группы выступают, отвечая на вопросы урока, выделяя главное в отобранном материале.  Оценивается самостоятельность выводов, грамотная устная речь, а также умение задавать друг другу продуктивные вопросы по ходу выступления. Ответы должны быть краткими, точными, логичными.

3 этап: подготовка к дискуссии, дискуссия (учителем раздаются проблемные вопросы для каждой из групп). Оценивается умение ссылаться на разные источники и дать обоснованное суждение по данному вопросу.

4 этап: обобщение информации в виде схем, опорных конспектов и др.

5 этап: письменный контроль (домашнее задание) в форме развернутого ответа на проблемный вопрос. Оценивается умение выявить суть предлагаемого вопроса, проводить межпредметные аналогии, правильно выражать  собственную точку зрения, соблюдение грамотного письма.

Вопросы для групп:

1 группа.  В чем заключалось противоречие между царством и священством?

2 группа. Как художники средствами и приёмами живописи передали мотив раскола в своих картинах?

3 группа. Благодаря каким особенностям язык жития Аввакума кажется живым, в чём особенности стиля? Что делает язык автора эмоциональным?

4 группа. Как настроения раскола отразились на ситуации в Коми крае?

Вопросы для дискуссии:

  1. Какие требования никониан и раскольников оказались исторически оправданы?
  2. Какие выводы могли сделать из создавшегося противостояния современники Никона и Аввакума? а потомки из XXI века?
  3. Почему академик Д.С. Лихачев назвал Аввакума пророком, борцом, мучеником и страдальцем?
  4. В. Распутин сказал о протопопе Аввакуме «Печальник земли русской и собиратель её единого духа».  Передаёт ли это высказывание сущность и значение личности протопопа Аввакума?  

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Вступают в диалог с учителем.

Коммуникативные

2. Актуализация знаний.

Организует работу над отрывком фильма Н. Досталя.

Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

Познавательные Личностные

3. Формирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.

 В позиции консультанта побуждает учащихся к принятию темы, организует диалог, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока.

Формулируют самостоятельно цель урока. Записывают тему в тетрадях, отвечают на вопросы учителя, определяющие тему. Составляют план урока.

Регулятивные

Личностные

4. Развитие умений – применение знания.

Организует работу группах согласно заданиям.

Формируют цель группы, организуют работу  с текстом согласно заданию, вступают в диалог друг с другом внутри группы.

Познавательные

Коммуникативные

5. Дискуссия.

Организует диалог между группами.

Отчитываются о проделанной работе. Оценивают свою работу.

Регулятивные

Познавательные

6. Рефлексия деятельности (итог урока)

Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии.

Высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

Регулятивные

Ход урока

  1. Организационный момент.

Просмотр отрывка из фильма Николая Досталя «Раскол» (2011) (20-серийный фильм рассказывает о времени правления царя Алексея Михайловича. Раскол – одна из печальных страниц русской истории, церкви, культуры. Раскол и патриарх Никон, противники реформ – не самая лучшая возможность оставаться людьми. Из аннотации к фильму.)

- О каком явлении русской жизни говорят герои фильма? (ответ: реформа Никона, раскольничество)

Учитель: Мы сегодня будем говорить о расколе в русской церкви и русской жизни.

Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» говорил о нем как о «самом крупном явлении русской жизни и самом лучшем залоге на лучшее будущее». Как вы думаете, почему так оценил русский классик явление раскола в русской истории?

Цель занятия формулируется обучающимися: - узнать, какова была расстановка сил в ситуации, возникшей в 1650-1661гг. в России и как эта расстановка повлияла на развитие русской истории и культуры в дальнейшем?

  1. Проверка домашнего задания (выступления групп в связи с заданием).
  2. Дискуссия.

Перед началом урока учителем раздаются разного цвета жетоны (синий, красный, желтый, зеленый), о цели заранее не рассказывается. Перед началом дискуссии обучающиеся объединяются в новые группы согласно распределению по цвету жетона. После работы в новых группах обучающиеся возвращаются в свои группы.

  1. Обобщение. Итоги урока.

- Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

- Какие вопросы у меня остались?   (Что осталось непонятным и поэтому беспокоит меня?) 
Каждой группе предлагается задать один или два  вопроса  по тематике  занятия ко всей аудитории.
Учитель читает стихотворение Н.П. Кончаловской:

Мы отчизне верно служим,

Ты — один из сыновей,

Так расти, чтоб ты был нужен, 

Дорог родине своей!

Ждет тебя за труд награда - 

Цель прекрасная вдали, 

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли. 

Ничего нет лучше, краше 

Милой родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней…

Домашнее задание. Ответ на вопрос: почему фигуры Никона и Аввакума можно считать одними из центральных в русской истории и культуре XVII века, а их противостояние – пророческим в ходе развития русской общественной мысли последующих поколений?

Контрольная работа

«Отражение общественного сознания в языке и стиле «Жития протопопа Аввакума»

  1. Почему раскол в русской церкви стал трагической страницей русской истории?
  2. «Большое видится на расстоянии»: насколько церковная реформа в середине ХVII века была необходима и как сегодня выстраиваются взаимоотношения Русской Патриархальной Церкви со старообрядцами?
  3. Почему «Житие протопопа Аввакума» можно считать первой литературной автобиографией?
  4. Приведите аргументы в пользу того, что старообрядчество сформировалось как всесословное явление.
  5. Укажите основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы 17 века. 

Демина Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №3» г. Ухты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок. ИЗО-Музыка. Тема: "Героическое прошлое нашего народа в произведениях музыки и изобразительного искусства"

Данный урок позволяет на примере произведений музыки, живописи раскрыть нравственные понятия, связанные с любовью к Родине....

интегрированный урок музыка и изо :«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства».

интегрированный урок музыка и изо :«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства»....

«Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве».– 2 часа.Межпредметная контрольная работа. - 1 час.

«Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве».   7 класс – 2 часа.Тип занятия: комбинированный, т.к. на первом уроке идет изучение нового материала, на ...

Интегрированный урок по музыке для 5 класса по теме "Образ матери - вечная тема в искусстве."

Конспект интегрированного урока музыки для 5 класса в III четверти....

Методическая разработка межпредметного урока "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"

Тема раскола - одна из центральных тем в истории России XVII века. Церковный раскол стал расколом и социальным, и нравственным, нанес глубокую травму русскому обществу, стал началом целого ряда трагич...