Интегрированный урок по музыке для 5 класса по теме "Образ матери - вечная тема в искусстве."
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Рожнова Ольга Михайловна

Конспект интегрированного урока музыки для 5 класса в III четверти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_muzyke_dlya_5_klassa_po_teme.docx30.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Задание № 2.

Интегрированный урок по музыке для 5 класса по теме: «Образ матери – вечная тема искусства».

Цель урока: показать, что образ матери - вечная тема и искусстве, объединяющая различные виды искусства.

Задачи:

  1. Образовательная.

 Раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведении искусства разных эпох, воспевающих образ матери.

  1. Развивающая.

 Развивать образное и ассоциативное мышление, музыкальное восприятие и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, умение сравнивать, анализировать произведения художников, композиторов.

  1. Воспитательная.

 Воспитывать у детей чувства уважения, любви к матери.

Оборудование:

магнитофон;

музыкальный материал: «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова; «Ave Maria» Ф. Шуберта; «Мамины глаза» муз. Е Мартынова сл. М. Пляцковского;

мультимедийный проектор, (слайды с репродукциями известных картин);

ХОД УРОКА.

Учащиеся входят в класс под красивую спокойную музыку.

1. Организационный момент.

У - Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть ваши добрые лица. Давайте начнём наш урок с приветливой, светлой, как звучавшая музыка, улыбки.

Слайд № 1

Тема урока: “Образ матери в музыке и изобразительном искусстве”.

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если “любимая” - слово святое,

То трижды священное – “женщина – мать!”

Л. Рогожников

2. Введение в тему урока.

- Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:

 Я верю, что женщина – чудо такое,

 Какого на Млечном пути не сыскать,

 И если “любимая” - слово святое,

 То трижды священное – “женщина – мать!”

- Образ матери – вечная тема искусства. Она и является темой нашего урока.

3. Работа по теме урока.

Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к материнству средствами искусства. Проследим, как музыка, литература и живопись создают образ матери. Это великая и вечная тема в искусстве. Почему? Что означает слово "Мать"? (Ответы детей)

- МАТЬ - символ жизни, святости, вечности, тепла и всепобеждающей любви. Культ почитания матери, как главы рода и охранительницы, сохраняется во многих культурах до настоящего времени.

Самое дорогое, родное, святое связано с этим образом: для всех людей - это Матушка Земля, Родина-мать, Природа-матушка, и та, которая родила и живет во имя ребенка - мама.

Вот уже 2000 лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна - есть и такое обращение: Всепетая. Давайте представим, что мы в соборе. Послушаем музыку, воспевающую Богородицу.

Слайд №2.

На экране портрет Сергея Рахманинова и название произведения «Богородице Дево, радуйся»!

Звучит фрагмент произведения С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».

Слайд №3.

«Одной картины я желал быть вечный зритель,

 Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

 Пречистая и наш Божественный Спаситель –

 Она с величием, он с разумом в очах –

 Взирали, кроткие, во славе и лучах…»

– Это стихотворение А. С. Пушкина. О ком говорит поэт? Как вы думаете, о какой картине идёт речь? А как звучала музыка? Мешала ли она? (Ответы детей)

 – Нет. Конечно, она только усиливает эмоциональную и выразительную сторону стихотворения.

Слайд №4.

На экране появляется изображение иконы Богоматери Владимирской.

-Что вы видите на экране?

Ответы детей:

У - Когда художник пишет Деву Марию, то чаще у него получается не картина, а икона (образ, а не конкретное лицо). Икону пишут по особым церковным канонам. Слово «икона» греческого происхождения и означает «образ». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской. «Богоматерь Владимирская» создана во второй половине XII века. Эта икона - величайшая святыня Руси. Сейчас она находится в Московском Кремле, в Успенском соборе. Всмотритесь в глаза матери: что вы видите?

Ответы детей:

- Младенец Иисус склонил голову, нежно прижимаясь к её щеке.

У - Но лик ее печален, она чувствует, какие испытания готовит жизнь ее ребенку. Лики матери и младенца прекрасны, полны добрых чувств.

Слайд №5.

Владимирская Богоматерь

Не на троне - на Её руке, Левой

 Ручкой, обнимая шею, -

 Взор во взор, щекой припав к щеке,

 Неотступно требует... Немею -

 Нет ни сил, ни слов на языке...

 А Она в тревоге и в печали

 Через зыбь грядущего глядит...

 В мире нет слепительнее чуда

 Откровенья вечной Красоты!

Максимилиан Волошин

У - Эту икону называют! «древнейшей песнью материнства». Богородица, прежде всего, мать, страдающая мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Всё обращённое к ней несёт характер великой и светлой печали, скорби, умиления, прошения (а самое дорогое).

У - Подберите слова, передающие чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на икону, слушаете музыку, воспевающую Богоматерь? (Вновь звучит небольшой фрагмент С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся»).

Ответы детей:

- Доброта, душевность, любовь к людям, простота. Музыка тихая, печальная, близка к сердцу каждого человека.

У - Во многих домах имеются копии этой иконы. Их рисуют, выжигают, вырезают мастера, вышивают рукодельницы и вешают, ставя в «красный» угол комнаты, молятся, обращаются с просьбами зашиты, оберега. Царице Небесной посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы, только каждый по-своему: художник - с помощью красок, кисти и холста, поэт - стихами, композитор – музыкой.

У - У русского поэта А.А. Фета есть стихотворение «Ave Maria» («Радуйся. Мария» - так начинается молитва.)

Ученик читает стихотворение, которое проецируется на экране.

Слайд №6.

Ave Maria

Ave Maria – лампада тиха,

 В сердце готовы четыре стиха:

 Чистая дева, скорбящая мать,

 Душу проникла твоя благодать.

 Неба царила, не в блеске лучей,

 В тихом предстань сновидении ей!

 Ave Maria – лампада тиха,

 Я прошептал все четыре стиха….

Афанасий Фет

Слайд №7.

Портрет Ф.Шуберта.

У - Австрийский композитор Ф. Шуберт написал арию «Аvе, Maria», ставшую известной во всём мире. Давайте и мы познакомимся с этой прекрасной музыкой в исполнении итальянского мальчика Лобертино Лоретти.

Прослушивание произведения Ф. Шуберта «Ave, Maria».

У – А сейчас попробуем найти слова, передающие ваши чувства, когда вы слушаете эту музыку.

Какую музыку услышали вы, по динамике, темпу, ладу? (Ответы детей)

Смотрите на картины с изображением Богородицы, Мадонны, Девы Марии.

Слайды №8,9,10,11.

На экране открываются картины Рафаэля, Петрова-Водкина, Ренуара, Васнецова.

У – Как вы считаете, ребята, какая из картин созвучна этому музыкальному произведению?

Ответы детей: («Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля).

-  Ваше мнение совпадает с мнением гениального человека Ф.Шуберта. Кто это?

Ученик рассказывает о Ф. Шуберте.

Слайд № 12.

Франц Шуберт (1797 - 1828) - австрийский композитор, прожил всего 31 год, но написал огромное количество музыкальных произведений: симфонии, сонаты, оперы, хоры, около 400 танцев. Центральное место в творчестве Шуберта занимает вокально-песенная лирика. Свыше 600 песен написал Шуберт на слова поэтов Гёте, Шиллера, Гейне, Скотта. В песнях Шуберта господствует ясная, простая и очень задушевная мелодия.

Слайд №13.

Демонстрация компьютерной презентации «Мадонны».

У - Картина написана более 500 лет назад, но люди до сих нор не могут без волнения смотреть на простой, очень нежный и в то же время возвышенный образ матери с младенцем на руках. Нас поражает взгляд матери - в нем необыкновенная доброта, нежность и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям.

Слайд №14

Портрет Рафаэля Санти.

Рафаэль Санти (1483-1520)  - итальянский живописец и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории.

Слайд №15.

Демонстрация компьютерной презентации «Мадонны».

- В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).

В картине гениально воплощена идея материнства. Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына - маленького Иисуса на страдание и муку. Легко ступая по облакам, Мария спускается к людям, неся им самое дорогое - своё дитя. Она знает о грядущих страданиях, ожидающих её сына. В ней чистота и сила, удивительная простота. Эта самая человечная женщина - мать. Мария остановилась у границы двух миров - небесного и земного, в ее широко раскрытых глазах тревога. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче прижимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. На картине - мама. Мама, несущая ребенка и отдающая его миру. И у каждого, кто смотрит на нее, возникает ощущение, что Мария отдает Иисуса лично ему, и он в ответе за его жизнь. "Приветствую тебя, Мария! Приветствую вас, все матери мира!" - говорит нам художник. Картина "Сикстинская мадонна" самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства.

У. - итак ребята, мы сегодня на уроке познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта.

Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чём различие?

-В каком ладу написаны произведения?

-Какой темп и динамику использовали композиторы для своих произведений?

-Какой характер, настроение? (Ответы детей)

Вывод: у Рахманинова в музыке больше светлого торжества радости, то у шубертовской «Аве Марии» больше интонации просьбы и мольбы.

Оба произведения написаны в мажоре. Это придает музыке особую возвышенную радость приобщения к таинству молитвы. Церковная музыка не признает уныния, и даже скорбь в ней светлая.

 Темп и динамика – тоже схожие. Спокойная неторопливость тихой мелодии молитвы есть и у Рахманинова и у Шуберта.

 -Как интересно получается! Ведь эти произведения созданы не друг для друга, в разные эпохи, разными авторами, но какая удивительная схожесть! Насколько живописна музыка и музыкальна живопись воспевающие женские образы. Разные виды искусства используют одинаковые средства выразительности: спокойные, мягкие тона, краски, умеренный темп, плавность линий и звука.

Вы, конечно, не помните первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас! Как счастливо светились её глаза! На вашей руке был привязан номерок из клеёнки. На нём были написаны фамилия, число, год и время рождения, ваш вес. Вы были крошечными. Маме хотелось смотреть на вас долго-долго. И сейчас, и когда вы станете взрослыми, мамы будут любить вас больше всего на свете.

Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.

Слайд № 16 А. Дейнека “Мать”

- Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки. Она написана более семидесяти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.

Слайд № 17 К. Петров-Водкин “1918 год в Петрограде”

- И эта картина, тоже написанная русским художником Козьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным в 1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь. Ребята, скажите, похожа она на произведения изобразительного искусства, которые мы смотрели с вами до этого? Чем похожа? (обнимая и ласково сжимая руку ребёнка, мать так же оберегает своё дитя от жизненных невзгод).

- Как сам художник назвал свою картину? Читаем (“1918 год в Петрограде”).

- Можно ли дать другое название этой картине? (Да, например, “Петроградская мадонна”)

Слайд № 18 О. Ренуар “Мадам Шарпонтье с детьми”

- А сейчас перед вами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара.

Что изображено на ней? (Мать и её дети в непринуждённых позах. Наверно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними спокойно лежит собака. От картины исходит тепло, уют, любовь.)

- Ребята, а сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери.

Слайд № 19

ДОСТОИНСТВО        МИР        РАДОСТЬ

ВЕЛИЧИЕ        ПРОСТОТА        КРАСОТА

БЛАГОРОДСТВО        ТИШИНА        СПОКОЙСТВИЕ

ЛЮБОВЬ                  

(Ответы детей)

-Так устроена наша жизнь, что, только взрослея, человек начинает осознавать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью и бедой. А сейчас я предлагаю обратиться к маме через песню, и в ней выразить свою любовь.

Исполнение "Мамины глаза" муз. Е. Мартынова сл. М. Пляцковского (исполнение песни)

4. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний

Чему был посвящен наш урок?

 Какую тему называют в искусстве вечной? – образ матери.

 Что нового вы узнали? Что понравилось? – познакомились с картинами, композиторами, художниками, поэтами, что такое икона. Понравилась – музыка, картины

5.  Оценки за работу на уроке.

-Спасибо вам за урок, дети! Завершить нашу встречу мне хотелось бы словами русского поэта Сергея Островского.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет.

 Так она и будет жить в веках -

 Самая прекрасная из женщин -

 Женщина с ребёнком на руках!

У - Берегите своих мам, пусть их глаза всегда светятся радостью, счастьем!

Учащиеся выходят из класса под музыку Ф. Шуберта «Ave, Maria».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки "Любовь - вечная тема в искусстве" 8 класс

урок в 8 классе "любовь - вечная тема в искусстве". цели урока: обучать умению ориентироваться в различных областях музыки, раскрыть на примерах различной музыки тему любви....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 8 КЛАССЕ "ЛЮБОВЬ - ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ"

НА УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ОБЩИМ ТВОРЕНИЕМ ДВУХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ: М.И.ГЛИНКИ И А.С. ПУШКИНА -ИХ РОМАНС "Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНИЕ"; УЗНАЮТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОМАНСА: РАССУЖДАЮТ О С...

Презентация к уроку музыки "Мюзикл. Любовь- вечная тема в искусстве"

В презентации использованы материалы для иллюстрации урока музыки по теме "Мюзикл. Любовь- вечная тема в искусстве" на примере французского мюзикла "Нотр-Дам де Пари" Ричарда Коччанте и Люка Пламмонда...

«Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале 17 века». Интегрированный урок / история – музыка / 7 класс

Интегрированный урок / история – музыка / 7 класс                                          ...

Конспект урока по литературе " Образ матери-вечная тема в искусстве"

Тема урока: Образ матери – вечная тема в искусствеЦели урока:1)Взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений искусства разных эпох, воспевающих образ матери.2) Проследить, ка...

Интегрированный урок в 8 «в» классе (осетинский язык, английский язык) Тема: «Школа в нашей жизни»

Интегрированный урок в 8 «в» классе (осетинский язык, английский язык)Тема: «Школа в нашей жизни». Методический материал предназначен для учащихся, не владеющих осетинским...

Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс "Вечные темы искусства и жизни"

Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс."Вечные темы искусства и жизни"....