Конспект урока по литературе " Образ матери-вечная тема в искусстве"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Тема урока: Образ матери – вечная тема в искусстве

Цели урока:

1)Взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений искусства разных эпох, воспевающих образ матери.

2) Проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображён образ матери.

3)Воспитывать у детей чувство уважения и любви к матери.

4)Развивать духовно-нравственный мир учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Образ матери – вечная тема в искусстве

Цели урока:

1)Взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений искусства разных эпох, воспевающих образ матери.

2) Проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображён образ матери.

3)Воспитывать у детей чувство уважения и любви к матери.

4)Развивать духовно-нравственный мир учащихся.

Ход урока:

-Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок! Он посвящается самому родному для каждого человеку. Человеку, о котором можно говорить в любое время бесконечно долго. Человеку, которому художники, поэты, писатели, композиторы во все времена посвящали свои лучшие произведения. Женщина- мать выполняет самую главную функцию на земле. Она дарит нам жизнь

Образ матери - первый человеческий образ, возникающий у маленького ребёнка. Её лицо он начинает узнавать прежде всех остальных лиц, а прикосновение рук отличает даже во сне. Ещё не умея говорить и тем более связно выражать мысли, малыш знает о маме поразительно много: её характер, нравы, вкусы, привычки.

Слово « мама» одно из самых древних на земле. Это - особенное слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в зрелые годы, с ним мы уходим из жизни…Мы взрослеем, мужаем, но место матери в нашей жизни остаётся совершенно особым, исключительным.

Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с этим связано и само понятие жизнь

 Тема нашего урока

«Образ матери – вечная тема в искусстве». Нет более возвышенного образа, чем мать с ребёнком на руках. Этот образ издавна волновал, вдохновлял на творчество.

-Какие ещё темы можно назвать вечными?

-Тему любви, Родины, героических подвигов, природы, взаимоотношений между людьми

Учитель: Сегодня на уроке мы увидим, как разные виды искусств дополняют друг друга и делают произведения, воспевающие образ матери, ещё более выразительными и яркими

 Есть три святыни,
Три имени в мире.
Нам голову вечно
Пред ними склонять:
Великое – Хлеб,
Дорогое – Отчизна
И третье-
Бессмертью подобное –
Мать!
 

 Какие понятия мы связываем с понятием мать?

Женщина-мать!

Божья матерь!

Мать-земля!

Родина-мать

Матерь городов !( Киев, Москва)

У каждого народа есть произведения искусства, посвящённые образу матери Мордовский народ всегда с почтением относился к женщине-матери. Это повелось издревле. В мордовском фольклоре многие божества, являются матерями различных стихий природы.

Также этой теме посвящены произведения Сычкова и Эрзи

-Что такое искусство?( творческая деятельность  человека)

-Назовите виды искусства

-Литература, живопись, музыка, скульптура, кино

- Как вы считаете, эти виды искусства связаны друг с другом или существуют независимо, самостоятельной жизнью? Приведите примеры

Ученики: Эти виды искусств связаны друг с другом

Учитель:

Образ матери в живописи и духовном искусстве - это, прежде всего Мадонна, Богоматерь. В древности свой идеал женственности и материнства люди выражали в иконах, в образе Богородицы. Именно с ней сравнивают матерей, если хотят выразиться возвышенно-поэтически.

-Вот уже 2000 лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульптуры, поэты, композиторы. В православной музыке посвящены многочисленные песнопения. Давайте представим, что мы в соборе. Послушаем фрагмент произведения С.Рахманинова  «Богородице Дево ,радуйся»

Когда художник пишет Деву Марию, то чаще у него получается не картина, а икона ( образ, а не конкретное лицо) Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской . Эта икона- величайшая святыня Руси.

 

-Всмотритесь в глаза матери: что вы видите?

Ученик:Лик её печален, она чувствует, какие испытания готовит жизнь её ребёнку. Лики матери и младенца прекрасны, полны добрых чувств.

-Эту икону называют «древнейшей песнью материнства». Богородица, прежде всего мать, страдающая мать, поэтому и чтят её образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Всё обращённое к ней несёт характер великой и светлой печали, скорби, умиления,..прошения о самом дорогом.

В католическом искусстве образ Пресвятой Девы запечатлён в многочисленных вариантах молитвы « АВЕ Мария». Какое величественное, умиротворённое, глубоко проникновенное настроение во всех этих произведениях. Этому произведению созвучна картина Рафаэля  «Сикстинская Мадонна»

Учитель :Картина написана более 500 лет назад, но люди до сих пор не могут без волнения смотреть на простой, очень нежный и в тоже время возвышенный образ матери с младенцем на руках. нас поражает взгляд матери- в  нём необыкновенная доброта, нежность и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идёт к людям.

- Эти же чувства мы видим и на картинах одного из самых выдающихся художников 20 века Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.( не было 15 лет детей, жене было 37 лет, за дочкой ухаживал отец.

-- Что же общего в этих произведениях?

-(Мать, желающая уберечь детей от невзгод)

-Эти картины передают заботу, вечную тревогу матери за судьбу своих детей.

Трагедийность образа матери в произведениях о Великой Отечественной войне.

Слово учителя:

Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Об этом книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Любови Тимофеевны Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
 (М, Исаковский). 

Она теряла на фронте своих сыновей, она пережила оккупацию, блокаду, оставалась с малыми детьми на руках без хлеба и крова, она до изнеможения работала в цехах и полях, и всеми силами помогая Отчизне выстоять, делилась с фронтом последним куском.

Во время Вов жителям Ленинграда выпала страшная доля. Они 900 дней жили в условиях вражеской блокады. Более 500000 человек умерли во время блокады от голода и холода.

В музее блокадного Ленинграда до сих пор лежит маленький твёрдокаменный брусочек хлеба того времени. Из отрубей,  опилок, добавок и трошечки муки.

Но мать есть мать. Один из многих случаев того времени, который показывает силу материнской любви. 125 граммов

Матери закрывают нас грудью, даже ценой собственного существования от всякого зла.

Но не могут матери защитить своих детей от войны, и, пожалуй, войны больше всего направлены против матерей.

Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев.

Дети – самое дорогое в жизни матери .Счастье матери- это счастье её детей

 И она готова на всё, когда её детям угрожает опасность. Особенно во время войны, потому что война несёт смерть всему живому.

27 января 2014 года отмечалось 70-летие снятия блокады Ленинграда. Это из самых трагических страниц нашей истории.( слайды)

Никогда мы не должны забывать об этом.

Ученик:

«Матерь человеческая» Виталия Закруткина - героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери.

Рассказ о повседневной жизни, нечеловеческих тяготах и невзгодах молодой женщины в глубоком тылу у немцев вырастает в повествование о матери и материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о выносливости, стойкости, долготерпении, вере в неизбежную победу добра над злом.

В. Закруткиным описана исключительная ситуация, но в ней автор увидел и сумел передать проявление типичных черт характера женщины-матери. Рассказывая о злоключениях и переживаниях героини, писатель постоянно стремится выявить в частном общенародное. Мария понимала, что «её горе только невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя людского, чёрной, озарённой пожарами в реке, которая, затапливая, руша берега, разливалась всё шире и шире и всё быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем она жила на этом свете все свои недолгие двадцать девять лет…

Последняя сцена повести – когда командир полка наступающей Советской Армии, узнав историю героини, при всём эскадроне «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жёсткой руке…» - придаёт почти символический смысл судьбе и подвигу героини.

Обобщение достигается введением в произведение символического образа материнства – образа Мадонны с младенцем на руках, воплощённого в мраморе безвестным художником.

«Я всматривался в её лицо, - пишет В. Закруткин, - вспоминая историю простой русской женщины Марии и думал: «Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придёт время – люди воздадут им должное…

Да, такое время придёт. Исчезнут на земле войны… люди станут людьми-братьями… они обретут радость, счастье и мир.

Так будет. «И может, тогда не выдуманной Мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине-труженице земли. Соберут белые, чёрные и жёлтые люди-братья всё золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земных, и, сотворённый гением новых неведомых творцов, засияет над землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви».

Ученик:

Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах, и писатель создаёт яркие, пронзительные картины той угрозы, которую оно несёт для жизни.

Ученица читает письмо матери физика Штрума Анны Семёновны, написанное ею накануне гибели обитателей еврейского гетто.

Впечатления учащихся от услышанного (примерные ответы)

Ученик 1 - Его нельзя читать без содрогания и слёз. Ужас, чувство страха охватывают меня. Как могли люди вынести эти нечеловеческие испытания, выпавшие на их долю. И особенно страшно, становится не по себе, когда плохо матери, самому святому существу на земле.

Ученик 2 - А мать – мученица, страдалица, она всегда думает о детях, даже в последние минуты жизни: «Как закончить мне письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твои глаза, твой лоб, твои волосы.

Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, её никто не в силах убить.

Живи, живи, живи вечно!»

Ученик 3 - Мать способна на любую жертву ради детей! Велика сила материнской любви!

Слово учителя:

Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей.

В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя.

«Когда я умру, ты будешь жить в книге, которую я посвятил тебе и судьба которой схожа с твоей судьбой» (В. Гроссман)

И та горячая слеза, пролитая писателем по его старой матери и по еврейскому народу обжигает наши сердца и оставляет на них рубец памяти.

Слово учителя

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине… И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров.

 Произведения о матери  - святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу

С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове.

По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку…

. Образ матери в печатной литературе

В печатной литературе, которая по известным причинам поначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло, в конечном счёте, не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».

Ученик:

Мать в творчестве великого русского поэта Н.А. Некрасова

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.

По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(Из стихотворения «Мать»)

Вопрос классу:

-Каким же образом «спасла душу» поэта его мать?

Выступления учащихся (чтение и анализ произведений).

Ученик 1 - Прежде всего, будучи женщиной высокообразованной, она приобщала своих детей к умственным, в частности литературным, интересам. В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным.

Ученик 2 - Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях «В полном разгаре страда деревенская», « Орина, мать солдатская»

Ученик 3 - Стихотворение «Внимая ужасам войны»

Ученик 4 - Поэма «Кому на Руси жить хорошо»…

Слово учителя. « Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений.

Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаменим, но велик!

Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери - крестьянки в лирике С.А. Есенина

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.

Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…»

Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.

«Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

« Письмо матери»- одно из самых известных и трогательных стихотворений поэта.

Неважно, что олицетворял Сергей Есенин в образе матери. Главное состоит в том, что он учит нас любить и ценить то, что действительно имеет наибольшую ценность в жизни каждого человека : мать, Родину, родной дом.

Очень часто мы не уделяем должного внимания своим матерям, так как поглощены ежедневными заботами, но всегда следует помнить о том, что всегда может настать тот роковой момент, когда мы попросту опоздаем сказать слова любви своему близкому и такому родному человеку. Стих Женщина с ребёнком на руках

Склониться  б пред тобой-

И ноги целовать!

На свете нет достойней и священней,

Чем жизнь, дающая родная мать!

Мать-это свет, создавший всё живое.

Прекрасней слова мне не отыскать

Чем слово всеобъемлющее –МАТЬ!

Не опоздайте! Говорите слова любви каждый день, в любое время года, не заставляйте печалиться глаза ваших мам! Посмотрите, как прекрасны ваши мамы, берегите их!!!

И сколько бы вам не было лет, 7 или 70 , пока живы ваши мамы, вы остаётесь детьми. Помните об этом!!!

Песня: «Мамины глаза»

VI. Домашнее задание (дифференцированное):

  1. подготовить выразительное чтение (наизусть) стихотворения или прозы о матери
  2. сочинение «Я хочу рассказать Вам о маме…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе в 10 классе. Тема: Теория Раскольникова"

Урок является продолжением в изучении романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Цель урока - познакомить учащихся с теорией Раскольникова. Урок имеет важное мировоззренческое значение, так ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока музыки в 6 классе на тему: «Народное искусство Древней Руси»

Раскрытие "души русской немеркнущего света" через народное искусство Древней Руси....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ Тема урока: «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕТема урока:  «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».Тип урока: изучение нового матери...

Конспект урока по ИЗО "Образ человека - главная тема искусства"

Конспект урока для 6 класса по изобразительному искусству "Образ человека - главная тема искусства"...

Конспект урока по литературе. Образ Катерины. "Луч света" или "Привлекательная иллюзия"? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Деловая игра. Суд над Катериной. "Луч света" или привлекательная иллюзия"? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза")....