Главные вкладки

    Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
    план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

    Савельева Татьяна Ивановна

    Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Нравственные уроки  рассказа В. Распутина «Уроки французского»

    Цели урока: познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, прояснить мотивы поведения героев рассказа, выяснить его нравственный смысл.

    Задачи урока: учащиеся должны знать некоторые факты из жизни и творчества В.Г.Распутина; понимать отраженные в рассказе трудности послевоенного времени, мотивы поведения героя.

    Оборудование: портрет В.Г.Распутина, иллюстрации к рассказу.

    Учитель. Добрый день, ребята. Начнём урок. Я предлагаю вашему вниманию небольшой клип, посмотрите его и подумайте, как  связан он с рассказом Валентина Распутина «Уроки французского», которому посвящён наш сегодняшний урок.  

    Озвучка клипа. – 1 мин.

    • 1945 год
    • Советский народ празднует победу в Великой Отечественной войне.
    • Война принесла много горя.
    • Она отняла у детей отцов и матерей.
    • Лишила их детства
    • Разрушила города и сёла
    • Оставила трагический отзвук в произведениях русских писателей
    • И ещё долго напоминала о себе в послевоенные годы

     Итак, ваши размышления о том, как связано содержание клипа с изучаемым произведением?

    Предполагаемый ответ. В клипе показаны последствия войны. И действие рассказа Распутина происходит в послевоенные годы – в 1948 году.

    Что мы узнаём о трудностях этого времени из рассказа?

    Предполагаемый ответ.  Страна была разорена войной. Многие семьи остались без отцов. Рассказчик вспоминает: «Жили мы без отца, жили совсем плохо». Денег колхозникам не платили – зарплату выдавали зерном, мукой, другой сельскохозяйственной продукцией.  Но самым страшным был голод. В рассказе мы читаем:  «Голод в тот год …»

     К зачитанному  фрагменту рассказа  я просила нарисовать иллюстрацию. Попросим автора прокомментировать основную мысль его рисунка.

    Учитель. Спасибо. Обо всех названных  трудностях Валентин Распутин знал не из книг и не понаслышке, всё это он испытал на себе – вы знаете, что рассказ «Уроки французского» автобиографический. Давайте подробней познакомимся  с детством писателя и историей создания рассказа  – презентация ученика.

    Текст для презентации. Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году, за 4 года до начала Великой Отечественной войны, в трехстах километрах от Иркутска, в деревне Аталанке,  что на Ангаре. «Так что я - коренной сибиряк.  Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал... Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, - ей забот, сколько помню, всегда хватало."

    В суровых сибирских краях прошло детство и юность Распутина. Он жил в небольшой деревне Аталанке на берегу Ангары. Когда началось строительство Братской ГЭС, деревня была перенесена на берег Братского моря, а место, где была деревня, оказалось затоплено.

    Писатель  часто вспоминал о своей малой родине, оказавшейся на дне Братского водохранилища. Много лет спустя Распутин напишет повесть"Прощание с Матерой",наполненную горькими размышлениями о судьбе мира, о столкновении научно-технического прогресса с традиционной крестьянской культурой.

    В молодости Распутин готовился стать учителем, но начал сотрудничать в газетах, писать статьи, рассказы. Особенно были известны его очерки о молодых участниках великих строек Сибири.

    Постепенно главной темой произведений Распутина становится судьба родной земли и людей, живущих на этой земле. В1973 году Распутин пишет один из лучших своих рассказов -"Уроки французского". "Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. - Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня".

    Как вы поняли из презентации, с какой целью автор взялся за создание  рассказа «Уроки французского»?

    Предполагаемый ответ. Ему хотелось вернуть  добро – отблагодарить людей, с которыми сводила его судьба.

    Как вы думаете, кого в первую очередь имеет в виду автор? – Лидию Михайловну Молокову, «неправильную учительницу», как назвала она сама себя в интервью 2007 года, уже после того  как,  прочитав рассказ, откликнулась на него письмом, а потом и приехала к писателю. Таким образом,  их дружба нашла продолжение.  

    Правда, Лидия Михайловна отказывалась признать себя единственным прототипом героини и утверждала, что это собирательный образ. Как вы думаете, почему? (Говоря словами Лидии Михайловны, ей не хотелось отблесков славы писателя и она не видела в своём поведении ничего особенного)

    Вам не кажется, что через много лет Лидия Михайловна, отказываясь принять благодарность писателя,  повела себя так же, как её ученик когда-то в детстве? Какой поступок героя я имею в виду?

    Предполагаемый ответ. Подразумевается  возвращение мальчиком  посылки с макаронами.

    О чём, по-вашему, говорит сходство поступков ученика и учительницы? – О сходстве характеров, которое проявляется в их скромности и независимости.  

    Сегодня на уроке мы будем анализировать характеры героев рассказа,  их поступки. Как вы думаете, какова основная цель этого анализа?

     Предполагаемый ответ. Цель анализа – глубже понять то, что хотел сказать автор своим произведением.  То есть, говоря словами Распутина, извлечение духовного опыта, который вынес сам автор из описанных событий и которым он стремился поделиться с читателями.

    Как вы понимаете смысл словосочетания «духовный опыт»?

    Предполагаемый ответ. Духовный опыт – это  жизненный и моральный вывод, урок, «то главное и высшее, что мы выносим из событий нашей жизни» (В. Распутин)  

    Исходя из этой цели, тему урока я сформулировала так: Нравственные уроки рассказа В. Распутина «Уроки французского». А эпиграфом к уроку взяла слова  Распутина о главной задаче писателя: «Хоть в малой степени способствовать правильному строительству человеческой души…»  Из интервью В. Распутина.

    Эвристическая беседа (работа с текстом)

    От чьего имени ведётся повествование в рассказе и почему?

    Предполагаемый ответ. Повествование ведётся от лица героя, то есть от первого лица.  Конечно, в какой-то степени это объясняется тем, что рассказ автобиографический. Но не только. Повествование от первого лица помогает автору глубже раскрыть характер героя, показать его изнутри.  

    Каким же  предстаёт перед нами герой  в экспозиции рассказа и какое отношение сложилось у вас к нему?

    Наводящие вопросы.

    1. Что тяжелее всего было переносить мальчику в начале самостоятельной жизни? – голод и одиночество.

    2. Какие качества характера он проявляет в борьбе с жизненными трудностями? – силу и упорство.

    3. Как он относится к учёбе? – ответственно.

    4. Как ответственность героя проявляется в отношении к матери?

    5. Можно ли сказать, что он сам воспитывает себя? Примеры? – преодолевает слабость при встрече с мамой и остаётся, когда мама уже готова была забрать его домой.

     Сделаем вывод: каковы же главные качества героя? -  сила характера, нравственная стойкость, ответственность за свои поступки, стремление учиться.  

    Обратимся к  сюжету произведения. Какое событие вы считаете завязкой действия?

    Предполагаемый ответ. Завязкой действия является эпизод знакомства мальчика с Вадиком и Птахой. С него начинаются события, которые приводят к конфликту: чтобы заработать себе деньги на молоко, герой начинает играть в чику и выигрывать. Этого ему не прощают.  

    Проанализируем образы Вадика и Птахи. Почему  мальчик не смог подружиться со своими новыми знакомыми?  Можно ли отношения Вадика и Птахи назвать дружбой? Что связывает мальчиков?  

    Вывод.  Распутин показывает суровые законы улицы, где нет места честности, где правит  сила и сильный использует слабого в корыстных целях.  Олицетворением этих законов являются Вадик и Птаха.

    А теперь подумаем,  с  какой целью автор вводит в повествование образы  Федьки и Тишкина?

    Вывод.  Эти мальчики противопоставляются главному герою, так как они принимают законы улицы и подчиняются им, а главный герой вступает в борьбу.

    Сейчас мы с вами посмотрим  отрывок из экранизации рассказа, где изображается кульминационный эпизод этой борьбы – драка. Ваша задача – охарактеризовать поведение героя и определить, какие новые черты его личности раскрываются в данном эпизоде.   Предполагаемый ответ. В данном эпизоде раскрываются честность, принципиальность, готовность героя  отстаивать свою правоту в открытом бою.

    Учитель. Обратим внимание на то, что вступая в конфликт с Вадиком, герой ставит себя в трудное положение: он лишается источника денег и за игру на деньги его  могли в два счёта выгнать из школы. Кто же приходит на помощь мальчику?

    Вывод. Лидия Михайловна – главная героиня рассказа, её образ занимает центральное место в произведении – это авторский идеал учителя, но  складывается он,  как мы видим из рассказа,  в результате полной переоценки  первоначальных представлений мальчика об учителе.

    Каковы же черты этого идеала? Личность учителя лучше всего раскрывается в отношении его к ученикам. Сравним отношение к ученикам Лидии Михайловны и Василия Андреевича, директора школы, образ которого Распутин не случайно вводит в произведение. – С какой целью он это делает?  

    Вывод. Распутин показывает два разных типа учителей, потому что всё познаётся в сравнении.

    Рассмотрим два эпизода, раскрывающих отношение Василия Андреевича и Лидии Михайловны к ученикам, и попытаемся определить, чем оно различается.

    1 эпизод – «Лидия Михайловна на уроке»

    2 эпизод – «Василий Андреевич на линейке»

    Инсценировки с последующим обсуждением - сопоставлением образов  Василия Андреевича и Лидии Михайловны.

    Отмечаем, что В. А выстраивает между собой и учениками непреодолимую стену.  Какая деталь литературного портрета В. А. является символом этой стены? – наглухо застёгнутый тёмный френч, который «двигался самостоятельно, чуть наперёд директора». Эта деталь портрета придаёт всему образу директора что-то неживое,  безликое.

     Итак, внимательное и чуткое отношение к ученикам позволило Л. М.  разглядеть в герое не только способного ученика, но и человека с характером, который без помощи взрослых старался справиться со  своими  недетскими  проблемами. И это определяет все  дальнейшие поступки учительницы. Какие это поступки? Расскажите о них, объясните их смысл. Почему Л. М. пришлось прибегнуть к ряду хитростей?  - РАССУЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.  

     Как же изменяется представление героя об учителе под влиянием общения С Л. М.  – Выступление заранее подготовленного ученика.

    Как изменился герой под влиянием учительницы? – Выступление заранее подготовленного ученика.

    Вывод.  Лидия Михайловна помогла герою  стать уверенней, смелее, поверить в свои силы, занятия французским стали доставлять ему удовольствие.

    Как же объясняется  поведение Л. М. её представлением  о  профессии учителя? 

     Лидия Михайловна понимает, что знание предмета, которое дает учитель, - это ещё не всё. Самое главное – это нравственные качества. А научить нравственным качествам нельзя – можно лишь помочь им развиться,  но для этого необходим талант человечности, который и отличает настоящего педагога.

    На мой взгляд, в рассказе есть предметный образ, который служит символом душевной щедрости Лидии Михайловны. Перечитайте  концовку рассказа – два последних абзаца -  и назовите этот образ. – Это яблоки, присланные герою  учительницей.  - Защита иллюстрации.         

    Итак, возвращаемся к цели урока.  Какие же уроки вынес герой из уроков Лидии Михайловны?

    Вывод. Это уроки доброты, душевной щедрости, истинной человечности.

    Домашнее задание. Напишите небольшое размышление на тему: «Какие качества объединяют Лидию Михайловну и Марию Никифоровну из рассказа Платонова «Песчаная учительница»?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

    Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

    Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского

    В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...

    Разработка урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского"

    Разговор о том, что делает человека Человеком с большой буквы, сильной личностью, неотъемлемой частью которой является: доброта, милосердие, совесть....

    презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского

    презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского...