Разработка урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Черныш Татьяна Владимировна

Разговор о том, что делает человека Человеком с большой буквы, сильной личностью, неотъемлемой частью которой является: доброта, милосердие, совесть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rasputin.ppt2.22 МБ
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc37 КБ
Office presentation icon razrabotka_uroka.ppt639 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Валентин Распутин Всё, что ни происходит, — к лучшему, к тому, чтобы жить было интересней и счастливей. Ну и живи: не оглядывайся, не задумывайся.

Слайд 3

Биография Валентин Григорьевич Распутин — русский прозаик, представитель т. н. «деревенской прозы».Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье 15 марта 1937 (село Усть-Уда, Иркутская область). Мать - Распутина Нина Ивановна, отец - Распутин Григорий Никитич. Детство Валентин провел в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1973).

Слайд 4

В 1954 поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В 1955 познакомился с А. Вампиловым, будущим драматургом, с которым его связывали близкие дружеские и творческие отношения. 30 марта 1957 в газете «Советская молодежь» появилась первая публикация Распутина —«Скучать совсем некогда». Несмотря на то что он, по его собственному признанию, не думал о литературном творчестве, а готовился стать учителем, занимается с увлечением журналистской работой. После окончания университета (1959) оставлен на работе в газете.

Слайд 5

Начало творчества В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961). Затем последовали рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976). В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи — век люби». Появление в 1985 г. повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

Слайд 6

Философско-публицистическая повесть Распутина «Пожар» (1985) сюжетно продолжает «Прощание с Матерой». Но герои живут в поселке после переселения из затопленной, подобно Матере, деревни. И жизнь эта покатилась под гору, по варварским, хищническим законам, проявляющимся в отношении к природе, месту своего обитания, друг к другу. Вспыхнувший в поселке пожар — своеобразное наказание людям за грех беспамятства, безверия, пьянства. «Перед глазами все смешалось, — писал Распутин, — пожар изнутри и пожар настоящий, те и другие огни наплывали и кипели вместе».

Слайд 7

Долгое время Распутин не обращается к художественному творчеству, работает как очеркист и публицист. В к. 80-х — н. 90-х появляются его очерки о Сибири («Байкал», «Вниз по Лене-реке»), размышления о «Слове о полку Игореве» («Диалог с Д. С. Лихачевым»), о Сергии Радонежском («Ближний свет издалека»), о религиозном расколе в России («Смысл давнего прошлого»), известное «Слово о патриотизме», статьи о творчестве В. Шукшина и А. Вампилова и др. В сер. 90-х в журналах «Москва» и «Наш современник» опубликованы новые рассказы писателя («В ту же землю», «Женский разговор», «По-соседски», «В больнице» и др.). Любимые герои Распутина — пожилые, совестливые люди — пытаются осмыслить новую жесткую реальность, которая представляется им страшной и трагической. Сквозь элементы церковной мистики, просвечивающей в этих произведениях, ощущается стремление писателя к Православию.

Слайд 8

Деятельность последних лет Писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 — рассказы «Поминный день»; в 1997— «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»). В 2004 г. опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана».В 2006 г. вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь» (предыдущие издания 1991, 2000).

Слайд 9

Экранизации 1969 — «Рудольфио», реж. Динара Асанова 1969 — «Рудольфио», реж. Валентин Куклев (студенческая работа во ВГИК) видео 1978 — «Уроки французского», реж. Евгений Ташков 1980 — «Прощание», реж. Лариса Шепитько и Элем Климов 1980 — «Продаётся медвежья шкура», реж. Александр Итыгилов 1981 — «Василий и Василиса», реж. Ирина Поплавская 2008 — «Живи и помни», реж. Александр Прошкин

Слайд 10

Общественно-политическая деятельность С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Распутин занимает последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечные письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18.01.1989), «Письмо писателей России» (1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение 43-х «Остановить реформы смерти» (2001). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза П. А. Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна». 2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России» .

Слайд 11

В 1989—1990 — Народный депутат СССР. Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР Валентин Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР. В 1990—1991 — член Президентского совета СССР при М. С. Горбачеве. Комментируя в позднейшей беседе с В. Бондаренко этот эпизод его жизни, В. Распутин заметил:«Моё хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным. […] Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди еще годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали».

Слайд 12

Жизнь в Иркутске В Иркутске Распутин содействует изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск». В 2007 году Распутин выступил в поддержку Зюганова. С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь). Валентин Распутин в старом Иркутске

Слайд 13

Награды Герой Социалистического Труда (1987), Два ордена Ленина (1984, 1987), Трудового Красного Знамени (1981), Знак Почета (1971). Орден За заслуги перед Отечеством III степени (8 марта 2007) Орден За заслуги перед Отечеством IV степени (28 октября 2002) Распутин — лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987), международной премии имени Фёдора Достоевского, премии Александра Солженицына (2000), Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005). Почётный гражданин Иркутска (1986).

Слайд 14

Смерть писателя 13 марта 2015 года Валентин Григорьевич был госпитализирован, находился в коме. Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летияПисатель в своем завещании просил похоронить его в Иркутске, «под скромным памятником», рядом с дочерью, погибшей в авиакатастрофе в 2006 году. Он был погребен в некрополе иркутского Знаменского монастыря Похороны писателя прошли 19 марта того же года в Иркутске.



Предварительный просмотр:

Тема: Уроки французского – уроки жизни (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»).

Цель: в результате анализа произведения донести до уч-ся мысль о том, что человек сам формирует свою личность, воспитывать в учениках чувства доброты, милосердия, совести, порядочности, достоинства.

Эпиграф: «Чтоб жить вечно, надо рваться, путаться, биться,

 ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать

и опять бросать, и вечно бороться и метаться.

А спокойствие – душевная подлость».

Л. Н. Толстой

Ход урока.

  1. Оргмомент, тема, цель.
  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о том, что делает человека Человеком с большой буквы, сильной личностью, неотъемлемой частью которой является: доброта, милосердие, совесть.

Начать разговор я хочу словами Валентина Распутина: «Жить по совести – это значит быть личностью духовной, поступки которой соотносились бы с вечным, передающимся из поколения в поколение представлением о назначении человека».

Жить по совести… В реальной жизни мы видим, что не всегда это получается. Как же жить и что делать по совести? Наверное, прежде всего мы должны знать те координаты. По которым должно происходить движение жизни.

В наше время произошло смещение нравственных понятий.

Нынешнее поколение молодых людей часто забывает о таких нравственных качествах, как милосердие. Доброта, честность, достоинство… Им придется все меньше и меньше значение. А ведь эти понятия очень древние. И лишить человека хотя бы одного из них – значит лишить составной части его организма.

  Человек рождается со способностью откликаться на чужую беду. Скорее всего – это чувство врожденное, данное нам матерью – природой вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет, отмирает.

  В стихотворении «Памятник», глее так выношено каждое слово, А.С. Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

    И долго буду тем любезен я народу, 

   Что чувства добрые я лирой пробуждал,

   Что в мой жестокий век восславил я свободу

   И милость к падшим призывал.

    Как не трактовать последнюю строчку в любом случае она есть прямой призыв к милосердию.

К нему надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал пожирать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавал взамен и ничем не жертвуя.

  В современной литературе появилось много произведений, тревожащих ум, душу, сердце человека.

Одно из них – произведение В. Распутина «Уроки французского». Это рассказ о доброте и милосердии. Наш урок мы посвящаем ему.

 Действие происходит через 3 года после окончания ВОВ, в 1948 году, в далекой сибирской деревне.

  1. Беседа по вопросам.
  • Особенности того времени, в которых жил  герой? Найдите в тексте.
  • Как вы думаете, каким бы должен вырасти этот мальчик в таких условиях, если бы он учился плохо?
  • Есть ли в тексте примеры таких детей? Много ли их? Большие?
  • Как вы считаете, у мальчика сильные черты характера от природы, выработало трудное время или он сам воспитывал в себе их?
  • Давайте приведем примеры, когда герой вырабатывал сильный характер.                                      а) Игра в деньги на молоко. Необходимость или азарт? Если необходимость – это сила, если азарт – это слабость.

б) Не сказал хозяйке, что ее дети съели картошку. Нужна ли для этого сила характера?    

в)  История с посылкой. Представьте себя на его месте; Что вы голодны: и, конечно, при виде продуктов мальчик начинает их есть, но потом: стоп? Откуда в деревне возьмутся макароны? Он относит посылку учительнице.

г)  Чай у Лидии Михайловны (О достоинстве, с которым он себя вел).                                                                                                                                                                                

  • Как вы считаете, каким человеком станет герой?
  • А теперь поговорим об учительнице Лидии Михайловне.                                                           а) Как вы считаете сильный она человек? Добрый?

б) Может ли сильная личность быть доброй? Жестокой?                                                   в)  Вывод: «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем состороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи…» (В. Распутин).                                                                           

  • Какой самый главный урок получил герой от учительницы?
  • Общие черты наших героев: совесть, честность, порядочность, достоинство, милосердие, доброта. Это обязательные черты сильной личности.
  • А теперь ответьте на такой вопрос, анонимно: кого в нашем классе вы считаете сильной личностью и почему? (Раздаю листочки, даю 3-3 минуты времени) Затем наугад достаю несколько и зачитываю.
  1. Главный герой нашего рассказа, преодолев все трудности жизни, которые выпали на его долю, стал известным писателем. Это автор рассказа В. Распутин. (Презентация ученика о писателе).
  2. Анонс. На стеллаже представлена выставка книг В. Распутина. Обзор по ней сделает наш библиотекарь.

     На дом: Мини – сочинение: 

          В чем смысл эпиграфа к этой теме (высказывание Л.Н. Толстого)?

                                                                                             

                                                                                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Уроки французского – уроки жизни (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»). Цель: в результате анализа произведения донести до уч-ся мысль о том, что человек сам формирует свою личность, воспитывать в учениках чувства доброты, милосердия, совести, порядочности, достоинства.

Слайд 2

Эпиграф: «Чтоб жить вечно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие – душевная подлость». Л. Н. Толстой

Слайд 3

В произведение В. Распутина «Уроки французского» действие происходит через 3 года после окончания ВОВ, в 1948 году, в далекой сибирской деревне.

Слайд 4

Беседа по вопросам. Особенности того времени, в которых жил герой? Найдите в тексте. Как вы думаете, каким бы должен вырасти этот мальчик в таких условиях, если бы он учился плохо? Есть ли в тексте примеры таких детей? Много ли их? Большие? Как вы считаете, у мальчика сильные черты характера от природы, выработало трудное время или он сам воспитывал в себе их?

Слайд 5

Давайте приведем примеры, когда герой вырабатывал сильный характер. а) Игра в деньги на молоко. Необходимость или азарт? Если необходимость – это сила, если азарт – это слабость. б) Не сказал хозяйке, что ее дети съели картошку. Нужна ли для этого сила характера? в) История с посылкой. Представьте себя на его месте; Что вы голодны: и, конечно, при виде продуктов мальчик начинает их есть, но потом: стоп? Откуда в деревне возьмутся макароны? Он относит посылку учительнице. г) Чай у Лидии Михайловны (О достоинстве, с которым он себя вел).

Слайд 6

Как вы считаете, каким человеком станет герой? А теперь поговорим об учительнице Лидии Михайловне. А) Как вы считаете сильный она человек? Добрый? б) Может ли сильная личность быть доброй? Жестокой? в) Вывод : «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем состороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи…» (В. Распутин). Какой самый главный урок получил герой от учительницы? Общие черты наших героев: совесть, честность, порядочность, достоинство, милосердие, доброта. Это обязательные черты сильной личности. А теперь ответьте на такой вопрос, анонимно : кого в нашем классе вы считаете сильной личностью и почему ?

Слайд 7

Мини – сочинение: В чем смысл эпиграфа к этой теме (высказывание Л.Н. Толстого)? Задание на дом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»

Урок по рассказу А.Куприна. Мы     познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви,  величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...

Разработка урока в нестандартной форме на французском языке "La drogue, dis-lui, non" в 11 классе"

Данный урок разработан после прохождения темы "Наркотики" в 11 классе....

Разработка урока по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре"

Урок русской литературы  "Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова "Человек в футляре"....

Разработка урока по рассказу Е.Носова "Живое пламя

Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка)...

Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»

Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя....

Методическая разработка урока по второму иностранному языку (французскому) в 9 классе

Урок входит в планирование программы, составленной на базе УМК «Синяя птица», авторов Н.А. Селивановой, А.Ю. Шашуриной.Место урока в учебном курсе: один из заключительных уроков, пос...

Методическая разработка урока по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Достижение целостного представления об идейном содержании, которое раскрывается через особенности биографии автора,  особенности  личности героев, теоретико-литературные понятияПознакомиться...