Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Заплатина Зоя Степановна

Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_frantsuzskogo2.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»

                                                                                                                   Учитель Заплатина З. С.,

                                                                                    МАОУ «СОШ №120»города Перми

                                                                                               В. Я. Коровина     «Литература 6 класс»

                                                                                                          М., «Просвещение»2010 год

                                                                                                     ММОШ  «Пространство выбора»

                                                                                  Направление «Литература и журналистика»                    

Тема: Автор и рассказчик в произведении В. Г. Распутина «Уроки французского»

Цель: 1)Познакомить учащихся с некоторыми фактами из биографии писателя (детские годы);

2) Показать автобиографический характер рассказа «Уроки французского»

3) Составить интервью автор -  читатель (Что бы хотел спросить автор у своего читателя)

Задачи: 1) Выявление авторского отношения к герою;

2) Создание условий для раскрытия  черт характера героя: мужество, умение преодолевать трудности, умение строить отношения в коллективе, с окружающим миром.

                                        Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, мы с вами поговорим  о рассказе В. Распутина “Уроки французского», о главном  герое

  1. Слово учителя. Ребята, запишем тему урока и эпиграф. Как вы понимаете эпиграф к уроку?

                                                                                                 Всякое воспоминание – как остановка, чтобы осмотреться,

 отдохнуть и выбрать,

 куда идти дальше.

В.Г. Распутин

1.Какие ключевые слова вы можете отметить в эпиграфе? (Воспоминание и остановка. Писатель уходит в своих воспоминаниях в детство, как бы делая остановку)

III. Слово учителя. «Уроки французского» - автобиографическое произведение

1. Давайте вспомним, какое произведение называется автобиографическим? (построено на фактах биографии. В основе сюжета лежат факты из биографии писателя)

2. Не один В. Распутин писал автобиографическое произведение. Были и другие писатели, создающие автобиографические тексты. Назовите, пожалуйста их. Почему писатели, создавая произведения, часто обращаются к детству?

Детство – это не только счастливая жизнь, увлечения, радости, мечты, но и сложная пора. Именно в детстве ребенок встречается с жестокостью, несправедливостью, с трудностями, непониманием, одиночеством. Важно, чтоб рядом был человек, который мог бы помочь советом, делом. Из детства маленький человек уходит в большую жизнь, которая может  быть тернистой

IV.Итак, рассказ «Уроки французского»автобиографический.

         Почему повествование ведется от имени 1-го лица? Вместо автора – рассказчик. Он главный герой. Мы изучили автобиографические произведения, там были имена героев, а здесь мальчик в произведении повествует от имени автора, потому и 1-ое лицо.

Судьба 11-летнего мальчика типична  судьбам его сверстников, детей военных и послевоенных лет. С одной стороны – это автобиографический рассказ, с другой стороны – типичная история ребенка послевоенной поры.

V.Работа с текстом. Фронтальная беседа.

Слово учителя. Сейчас мы с вами обратимся к рассказу «Уроки французского». В. Распутин в произведении называет дату и числа, они для него важны. Почему?

(Прошло три года после войны. Послевоенное время было очень тяжелым.)

1.Найдите в тексте приметы послевоенного времени в деревне Аталанке.(Было домашнее задание)

Приметы послевоенного времени

- С сестренкой ели глазки картошки

-Жили без отца совсем плохо

-Голод в тот год не отпустил

- Рано стал работать, перебрал все книжки

2. Какое еще число называет писатель?

(Средняя школа находилась за 50 км, где он должен был продолжить учебу дальше).

3. Что это значило для мальчика?

(В 11 лет началась самостоятельная жизнь вдали от дома).

4. Какой была самостоятельная жизнь? Найдите в тексте выражения, подтверждающие трудность жизни вдали от дома (Было домашнее задание)

- жить у тёти Нади…

- Учился я и тут хорошо…

- С французским у меня не ладилось…

- Навалилась тоска по дому, по деревне…

-  Мечталось об одном – только домой…

Мне было так горько, так постыло, так одиноко.

Я сильно похудел от голода…

 - С рёвом бросился за машиной.

- Голод здесь не походил на голод в деревне…

- По вечерам околачивался около чайной…

- Пошвыркав гольного кипятку и согрев желудок, ложился спать…

- Притайка в заброшенном сарае…

- Шмыгал в сараюшку, совал несколько картофелин в карманы и убегал, чтобы в скрытой низине развести огонь.

5. Какие качества характера были ему необходимы, чтобы выжить?

(Мужественно и достойно переносит голод, терпение, совестливость, никому не жалуется, даже матери, понимает, что ей и так тяжело. Ни с кем близко не сошёлся от тоски по дому)

Слово учителя. В городе ему было плохо, так почему он вынужден был уехать из дома?

(В своей деревне был лучшим учеником, и учителя настаивали, чтобы он продолжил учёбу в городе, так как был очень способным.)

VI. Слово учителя. Мы  сейчас познакомились с рассказчиком, узнали о его трудной жизни в городе, о тяжёлом послевоенном детстве, а теперь обратимся к автору  и послушаем Кирилла, который расскажет о детстве В. Распутина. «Родился я 15 марта 1937 года в 3000-ах километрах от Иркутска, в Усть – Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал. Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва – едва управлялась с делами и семьёй, - ей забот, сколько помню себя, хватало.» Сознательное детство В. Г. Распутина совпало с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. «Для нашего поколения был очень труден хлеб  детства», отметил спустя десятилетний писатель. В своих воспоминаниях пишет В. Распутин: «Своё знакомство с книгами я начал с воровства. Мы с приятелем в одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанное, брали новые. За лето я настолько пристрастился к чтению, что, придя в школу, почувствовал себя несчастным человеком: читать стало нечего, а без книг я уже не мог». Окончив четыре класса Аталанской школы,(и хорошо окончив, что было отмечено всей деревней то по одному, то по другому поводу обращавшейся к самому грамотному ученику с просьбами.) Распутин хотел продолжить учёбу. Школа, в которой был пятый и последующие классы, находилась в районном центре Усть – Уда, а это целых пятьдесят километров от родной деревни. Каждый день не наездишься, надо перебраться туда жить одному,  без родителей, без семьи. К тому же, как напишет потом В. Распутин, до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым2

Выслушав сообщение, теперь мы можем ответить на вопрос: «Почему произведение может называться автобиографическим? Что общего в биографии  писателя и героя?

  1. послевоенное время
  2. безотцовщина
  3. полуголодное существование
  4. события эпохи

VII. Слово учителя. В автобиографическом произведении присутствует автор. Он то отдаляется от героя, то к нему приближается. Может меняться авторское отношение к герою от начала произведения к концу.

  1. Как мы обычно определяем отношение автора к своему герою?

(Через описание внешности)

  1. Почему в тексте нет подробного описания внешности?. Какую цель преследовал автор, создавая  этот образ?

(Для него важны его мысли, чувства, поступки, переживания. )

  1. Найдите в тексте слова и выражения, которые раскрывают отношение автора к своему герою

-Я был первый. Да и не понимал как следует, что мне предстоит пережить, какие испытания ждут меня, голубчика (лёгкая ирония со стороны писателя. Автор пишет это произведение, будучи уже взрослым человеком.)

VIII. Слово учителя. У нас курс называется «Литература и журналистика». Наша задача сегодня – взять интервью. Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя. В роли автора  Кирилл, он интервьюер, а читатель – интервьюируемый, и мы должны помочь ему составить вопросы.  Вам даётся время на составление вопросов(5 – 7 минут, работаем в парах).

 Дети предлагают вопросы, а учитель и автор корректируют и отбирают наиболее понравившиеся)

 У нас получился такой перечень вопросов:

  1. Понравился ли вам рассказ «Уроки французского»?
  2. Какие чувства вызывает герой?
  3. Показалась ли вам жизнь мальчика тяжёлой для вас?
  4. Осуждаете ли вы героя за общение с компанией Птахи?
  5. Чему учит этот рассказ?
  6. Что заставило, по – вашему, героя преодолевать жизненные трудности?
  7. Хотел кто – нибудь из вас быть похожим на этого героя по характеру?
  8. Можно ли рассказчика назвать героической личностью?

   IX. Рефлексия

X. Домашнее задание: из учебника вопросы №6 - №9  на странице 155.

XI.  Отметки за работу на уроке (учитель комментирует)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс

Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

«Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).

Урок литературы в 6 классеТема: «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).Планируемые результаты: 1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных...

методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"

Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу  В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....

Заключительный урок по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Материал можно использовать в качестве викторины, проверки знания текста...

Методическая разработка по теме «Использование художественного текста на уроках рус-ского языка» (на базе урока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное как часть ре-чи»)

Особенность урока состоит в том, что в процессе работы над текстом (Ю. Нагибин «Зимний дуб») школьники не столько повторяют имена прилагательные и находят их в тексте, сколько получают про...

"Уроки французского " - уроки доброты. по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского"

Раскрыть нравственные законы, духовные ценности, по которым живут герои рассказа....