Методическая разработка по теме «Использование художественного текста на уроках рус-ского языка» (на базе урока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное как часть ре-чи»)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Особенность урока состоит в том, что в процессе работы над текстом (Ю. Нагибин «Зимний дуб») школьники не столько повторяют имена прилагательные и находят их в тексте, сколько получают пропедевтические знания об этой части речи. Форма работы игровая: мы заглядываем в шкатулку богатств прилагательного, удивляясь одновременно и тому, что ученики знают уже то, что еще будут изучать, и тому, насколько удивительные вещи происходят с прилагательным в тексте. Кроме того, художественное произведение очень богато на примеры по нашей грамматической теме и на нравственно-духовное содержание, имеет огромное воспитательное значение не только для детей, но и для взрослых, в том числе и для учителей. Рассказ Юрия Нагибина можно положить в основу изучения всей темы, на несколько уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме «Использование художественного текста на уроках русского языка» (на базе урока  русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное как часть речи»)

Учебник Л.М. Рыбченковой

2020-2021 учебный год

Учитель Ковалева Светлана Павловна

МБОУ Тепловская СОШ Карачевского района Брянской области

Особенность урока состоит в том, что в процессе работы над текстом (Ю. Нагибин «Зимний дуб») школьники не столько повторяют имена прилагательные и находят их в тексте, сколько получают пропедевтические знания об этой части речи. Форма работы игровая: мы заглядываем в шкатулку богатств прилагательного, удивляясь одновременно и тому, что ученики знают уже то, что еще будут изучать, и тому, насколько удивительные вещи происходят с прилагательным в тексте. Кроме того, художественное произведение очень богато на примеры по нашей грамматической теме и на нравственно-духовное содержание, имеет огромное воспитательное значение не только для детей, но и для взрослых, в том числе и для учителей. Рассказ Юрия Нагибина можно положить в основу изучения всей темы, на несколько уроков.

Тип урока – урок первичного предъявления новых знаний.

Целевое назначение – первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.

Предполагаемые результаты: нахождение прилагательных в тексте, различение форм степеней сравнения и их синтаксической роли, различение разных частей речи в роли определения, выделение краткой формы прилагательных; различение разрядов прилагательных по значению; необычный морфемный состав прилагательного; пропедевтическое знакомство с дефисным написанием прилагательных и написание НЕ с прилагательными; понятие о неоднородных определениях.

Тема урока: «Остров сокровищ» имени прилагательного

1 этап Актуализация знаний, мотивация.

Слово учителя:

- Когда люди в древние времена научились называть предметы, основные действия, то постепенно их жизнь и язык усложнялись, появилась потребность не только назвать, но и описать предметы, явления. А несколько десятилетий назад с одним мальчиком произошла удивительная история, хотя автором чудесных событий тогдашней жизни оказался он сам. (Читаем полностью или выборочно рассказ Ю. Нагибина «Зимний дуб», используем иллюстрации к рассказу)

Беседа по рассказу (проверяется уровень восприятия и понимания рассказа):

  1. Трудной может быть задача, а как трудным может быть мальчик?
  2. Как правильно сказать: напрямик или напрямки?
  3. Как понять, что мама Саввушкина была «душевой нянечкой»?
  4. Почему встретившийся с учительницей объездчик Фролов стал ростом с пятиклассника?
  5. Кто такая кубанка?
  6. Что такое «вешний»?
  7. Старославянское слово страж замените исконно русским (сторож).
  8. Почему ветка – 1 склонения, а ветвь – третьего?

Угадайте: кто или что?

  1. Шарик, иглы (ёж)
  2. Кто «словно сделан из картона»? (Лягушка)
  3. Что означает стилистически окрашенное слово «хоронились»? Замените его стилистически нейтральным.
  4. Что значит «нахлобучил»?
  5. Ушанка?
  6. Сохатый?
  7. Как называется прием, использованный в сочетании слов «смешной страх»? (Оксюморон)

Учитель подводит к теме урока, говоря о душевном богатстве мальчика, о его тонком чувстве природы, о том чуде, которое подарил он учительнице. Таким же богатством делится с нами автор, создавая историю о зимнем дубе и замечательных людях и используя при этом несметные богатства родного русского языка. Заглянем в сокровищницу острова под названием «Имя прилагательное» в этом тексте и мы.

2 Этап. Предъявление новых знаний, использование имеющихся познаний.

Учитель предлагает шестиклассникам по очереди заглянуть в шкатулку с «сокровищами» и у доски поработать с ними. Что можно использовать, что там есть?

  1. Полное прилагательное в роли сказуемого (А мороз был крепкий… Он был розовый, гладкий…)
  2. Необычное сложное прилагательное, имеющее в составе 4 окончания и 4 корня (двадцатичетырехлетней (учительнице))
  3. Качественные прилагательные: длинные (образованное от слова длина с помощью суффикса –н-). Относительные: со студенческой скамьи, клеёнчатую сумку (заменим на синонимичное словосочетание – сумку из клеёнки). Притяжательные: заячьи следы. Даем первичное представление об отличии этих разрядов друг от друга.
  4. Прилагательные в разных формах сравнительной и превосходной степеней:

Самые далекие (предметы) – составная форма превосходной степени, лучшей (квартиры) – простая форма сравнительной степени.

  1. Прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –оньк- , -еньк- (маленькая, сухонькая. Можно задать вопрос: почему в первом слове  в суффиксе е, а во втором о?)
  2. Сложные прилагательные, пишущиеся через дефис: дымчато-голубая (щель), паутинно-тонкими (листьями). Говорим не только о правописании, но и о роли этих прилагательных в качестве эпитетов.
  3. Есть прилагательные с –НЕ (непробудном (сне), небольшую темную (фигурку)
  4. Прилагательные в краткой форме: (язык должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь). Выявляем их синтаксическую роль и особенность в неизменяемости.
  5. Часто в тексте встречаются два прилагательных рядом, которые не являются однородными (небольшую темную фигурку, старой церковной колокольни). Выясняем причины неоднородности, в том числе и отношение к разным разрядам.
  6. В то же время слова разных частей речи могут быть однородными: Свежий, напоённый светом январский денек. Даем пропедевтическое знание о причастии, его сходных и отличительных чертах  с прилагательным.
  7. Слова, похожие на прилагательные: (след) какого-то зверька – неопределенное местоимение; такой морозище! – указательное местоимение; Лёшка-то мой – притяжательное местоимение; первый урок – порядковое числительное; (коротко) стриженной головой – причастие.

Вся эта работа может быть рассчитана (или распределена) на несколько уроков, в соответствии с темами, изучаемыми на уроках.

Также в работу с текстом можно включить поиск или определение средств художественно выразительности (олицетворения (покусывает щеки); эпитетов (безмятежным (настроением утра)); метафоры (горели щеки, класс забурлил); просторечий (прошмыгнул, бубнил) и т.д.)

А сколько работы можно организовать по повторению! В том числе по имени существительному, изучение которого только что окончилось.

Также можно обратиться к тексту для проведения всех видов разборов, постановки знаков препинания при прямой речи и т.д.

Важно превратить этот процесс не в механическое перечисление, а в любование новым знанием и новыми умениями самих учеников!

И ,конечно же, какой огромный пласт мудрости и воспитательного значения представлен в тексте! Здесь и превращение «трудного» мальчика в чудесного. Здесь и открытие целого мира в том, что для нас скрыто. И в отношениях «учительница и люди», и в её опыте познания мудрости жизни (прикосновение к внутреннему миру ребенка, учительница географии, трудности матери в воспитании четырех детей). И конечно же душевные богатства мальчика (безобидность, тонкое восприятие окружающего мира: «Просто дуб – что! Зимний дуб – вот это существительное!»)

3. Заключительный этап.  Этап рефлексии и творческого позыва.

Можно задать вопрос: почему же Саввушкину непременно захотелось в качестве примера существительных привести не просто дуб, а зимний дуб? Здесь выявляется уровень осмысления рассказа, развивается речевое умение по формулировке своей точки зрения. Уместно провести работу по словесному рисованию. Очевидно, это вызовет желание нарисовать это прекрасное дерево, можно дать это как творческое домашнее задание по желанию. Остальным можно дать также творческое задание описать своё путешествие в зимний лес, рассказать о своих интересных открытиях в природе.

Рассказ Юрия Нагибина в отрывках мы используем на последующих уроках для нахождения прилагательных в формах степеней сравнения, при изучении разрядов прилагательных, изучении синтаксической роли полных и кратких прилагательных, пунктуации при неоднородных определениях, правописании НЕ с прилагательными и т.д. Такой прием «сквозного текста в теме» я использую уже не в первый раз. Можно использовать те тексты, которые изучаются в курсе литературы или родной литературы. Иногда беру текст будущего контрольного диктанта, хотя детей об этом не предупреждаю. Ориентир при  выборе текста  - его духовно-нравственное содержание и насыщенность художественными особенностями. Этот текст должен быть интересен детям, полезен для их духовно-нравственного развития  и изучения ими языкового явления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Использование приемов сказкотерапии на уроках сельскохозяйственного труда»

Теоретические основы  использования сказкотерапии в общей и специальной педагогике. План – конспект  обобщающего  урока по теме «Овцы и козы»...

методическая разработка по теме"Работа с текстом на уроках истории как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ"

В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником....

Методическая разработка на тему:" Использование информационно-коммуникативных технолгий на уроках русского языка и литературы"

Аннотация Настоящая разработка имеет коррекционно-развивающую, нравственно-эстетическую и социально-педагогическую направленность. В настоящее время, когда перед школой стоит задача воспитания творче...

Методическая разработка на тему: «Использование тестовых заданий на уроках информатики».

Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики, позволяет педагогу скорректировать учебный процесс....

Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...

Методическая разработка на тему: « Работа с текстом на уроках немецкого языка »

данная методическая разработка может пригодиться в качестве защиты на аттестации, выступления на РМО...

Методическая разработка на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках географии"

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья  за период обучения в школе, сформировать у него необхо...