Методическая разработка на тему: «Использование тестовых заданий на уроках информатики».
методическая разработка по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Валова Марина Михайловна

Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики, позволяет педагогу скорректировать учебный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_testovogo_kontrolya_na_urokah_informatiki.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

 «Использование тестовых заданий на уроках информатики».

В своей работе я стараюсь использовать систему контроля с помощью тестирования, осуществлять наполнение каждого модуля педагогическим содержанием, выявлять и учитывать семантические связи модулей и их отношения с другими предметными областями.

Процесс контроля – это одна из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями, как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны, его правильная постановка способствует улучшению качества обучения учащихся. Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.

Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места их проведения. Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся. Учащиеся могут успешно работать за компьютером, но при этом не владеть теоретической частью.

Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики, позволяет педагогу скорректировать учебный процесс, меняя сочетания используемых линейных и нелинейных технологий обучения.

Классификация тестовых заданий:

1) тесты открытого типа (задания - дополнения) - ученик должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений. Формулировка заданий должна обеспечить наличие только одного правильного ответа.

Чаще всего от учащихся при выполнении такого рода заданий требуется с помощью одного слова, несколько слов, рисунка дополнить утверждение.

Положительными сторонами хорошо составленных тестов открытого типа являются: а) краткость и однозначность ответов; б) воспроизведение ответа по памяти; в) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответов; г) простота формулировки; д) простота проверки.

2) тесты свободного изложения - ученик должен самостоятельно сформулировать ответы, ибо никакие ограничения на них в задании не накладываются. Формулировка заданий должна дать один возможный вариант ответа. Инструкция для заданий свободного изложения может быть такой: «Закончите предложение, дополните определение, впишите вместо многоточия правильный ответ».

3) тесты закрытого типа предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос. Их особенностью является то, что учащимся из предлагаемых вариантов следует выбрать один или несколько правильных ответов.

4) задания тестовые с альтернативным ответом считаются наиболее простыми, но не самыми распространенными. Для этого типа заданий дается два варианта ответа. Ученик должен выбрать один из них: «да» - «нет», «правильно» - «неправильно». Использование таких тестов наиболее целесообразно, если:

- тестирование не должно занимать много времени;

- тестирование предполагает выявить уровень восприятия, осмысления и понимания изучаемого материала.

При составлении тестовых заданий с альтернативным ответом следует учитывать следующие моменты: а) формулировка теста должна содержать за конченную мысль; б) формулировка теста не должна содержать слов, наводящих учащихся на правильный ответ (исключая слова «иногда», «обычно» и вопросы типа «Не считаете ли вы, что...»); в) число ответов «да» и «нет» должно быть приблизительно равным, что исключает тенденцию отвечать одинаково на все вопросы.

5) тестовые задания с множественным выбором. Они предполагают наличие вариативности в выборе ответа. Тесты такого типа содержат формулировку задания и варианты ответа.

При конструировании тестов такого типа необходимо формулировать задания таким образом, чтобы в них было не менее двух - трех ответов, похожих на правильный. Этим обеспечивается независимость результата от случайного выбора.

Тестирование в педагогике выполняет три основные

 взаимосвязанные функции:

-        диагностическую - выявление уровня знаний, умений, навыков учащегося;

-        обучающую -  мотивирование учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала;

-        воспитательную -  периодичность и неизбежность тестового контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Тесты позволяют:
- эффективно использовать время урока, так как проводятся в начале (конце) урока и требуют всего 5-7 минут учебного времени; 
- качественно оценить знания учащихся; 
- освободить преподавателя от трудоемкой проверки письменных работ;
- повысить заинтересованность учащихся в получении новых знаний, умений и навыков; 
- в кратчайший срок проверить знания и умения больших групп учащихся (оперативность получения обратной связи); 
- вывить проблемы при изложении и усвоении учебного материала; 
- применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми, 
- повышение мотивационной стороны обучения, 
- использовать дифференцированный подход в обучении (ориентация на различия в индивидуальной подготовке), 
- большинство тестов наглядные (срабатывает зрительная память учащихся), 
- возможность преодоления субъективизма выставления оценок (используется заранее продуманная система оценивания результатов).

Тесты заставляют учащихся мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память. Для организации тестов не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания. Ученикам нравиться работать с тестами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. Тесты и по назначению могут быть разные: входное тестирование, тест – разминка, контрольное тестирование, аттестационное тестирование и т.д. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов. Систематическое тестирование стимулирует учащихся к стабильной подготовке домашних заданий и регулярному повторению пройденного материала перед уроком, что очень важно для изучения последующих тем. При этом оно исключает механическое заучивание, приучает к логическому мышлению и умению делать правильный выбор. Сэкономленное учебное время может быть использовано преподавателем для выполнения практических работ на компьютере, а также для закрепления полученных практических навыков с помощью различных тренажеров. Тестирование применяется на всех этапах учебного процесса.

Текстовые технологии широко используются в образовании при текущей и итоговой аттестации учащихся, при проведении вступительных испытаний, а также для единого государственного экзамена. Предполагается, что тестирование станет важнейшей компонентой оценок выполнения требований образовательными учреждениями государственных образовательных стандартов. С введением единого государственного экзамена все большее количество учителей и методистов как один из видов контроля используют тесты.

Список используемой литературы

1. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с.

2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: “Интеллект-центр”, 2001. – 296 с.

3. Речинская И.В., Шугрина М.В., Характеристики качества инструментальных систем для создания компьютерных учебных программ// "Информатика и образование, № 5, 1994, с.67-77.

4.  Уилмс Д., Тестирование умений и навыков: основные принципы// "Директор школы", №6 (11), 1994, с. 14-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование тестовых заданий на уроках информатики.

Тесты заставляют учащихся мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память. Для организации тестов не требуется много времени урока, но они выполняют определенную роль в процессе ...

Методическая разработка на тему: «Использование приемов сказкотерапии на уроках сельскохозяйственного труда»

Теоретические основы  использования сказкотерапии в общей и специальной педагогике. План – конспект  обобщающего  урока по теме «Овцы и козы»...

Моделирование тестовых заданий на уроках информатики как средство повышения уровня знаний, умений учащихся, интереса к предмету.

Моделирование тестовых заданий на уроках информатики как средство повышения уровня знаний, умений учащихся, интереса к предмету....

Доклад на тему:"Использование тестовых заданий на уроках профессионально-трудового обучения".

Содержание доклада поможет учителям ПТО коррекционных школ в подготовке к урокам....

Методическая разработка по теме «Использование художественного текста на уроках рус-ского языка» (на базе урока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное как часть ре-чи»)

Особенность урока состоит в том, что в процессе работы над текстом (Ю. Нагибин «Зимний дуб») школьники не столько повторяют имена прилагательные и находят их в тексте, сколько получают про...

Методическая разработка на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках географии"

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья  за период обучения в школе, сформировать у него необхо...