Методическая разработка на тему: «Использование приемов сказкотерапии на уроках сельскохозяйственного труда»
методическая разработка (7 класс) по теме

Теоретические основы  использования сказкотерапии в общей и специальной педагогике. План – конспект  обобщающего  урока по теме «Овцы и козы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkaterapiya_moe.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»

Методическая разработка на тему:

«Использование приемов сказкотерапии на уроках сельскохозяйственного труда»

                                                         Составитель: учитель

                                                                                сельскохозяйственного труда

                                                                                 Кузьмина З. А.

Цивильск- 2013 год

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..

Глава I. Теоретические основы  использования сказкотерапии в общей и специальной педагогике…………………………………………………………

Глава II Основная часть (практическая)……………………………………….

2.1           План – конспект  обобщающего  урока по теме «Овцы и козы»……

2.2         План – конспект комбинированного  урока «Столовая свекла»…….

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………….

Приложение………………………………………………………………………..

Введение

Концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к  школьному обучению и воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания школьником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество школьного воспитания, государственный стандарт - критерии оценки деятельности школьных учреждений; концептуальные основы школьного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность.

Как социальный организм школа находится в общем вихре тенденции нашего бурного века: увеличивается объем информации, развиваются различные формы массовой культуры увеличивается темп жизни, кризисные явления в обществе, в семье. Поэтому наступило время когда психологическая помощь должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути Одним из таких этапов является начальное обучение в общеобразовательной школе. Реальную помощь детям в преодолении страхов, эгоизма, агрессии может оказать сказка. На это направлен целый комплекс общественных наук, в том числе и активно развивающаяся междисциплинарная научная отрасль — сказкотерапия.

“Сказкотерапия” — это “...процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем” и “процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни”. (. Д. Зинкевич — Евстигнеева). Кроме этого, это процесс “объективации проблемных ситуаций” и “активизации ресурсов потенциала личности”, и “процесс экологического образования и воспитания ребенка”, и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой может реализоваться мечта.

“Сказкотерапия” — это процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души “это еще и процесс” воспитания и возвращения подростку гармоничного мироощущения”.

В. Даль считал, что “...сказка очень нужна ребенку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства.. ”

Необходимость этой методической разработки обусловлена тем, что на сегодня таких программ нет, в связи с отсутствием методического материала. Именно в образовательной среде возникает специфическая ситуация, требующая от учителя специальных усилий для организации взаимодействия, основанного на субъект — субъективных отношениях.

Практическая ценность и новизна данной разработки состоит в том, что она  готовит детей к правильному восприятию мира, облегчает трудности взросления.

Методологическую основу данной программы составили труды отечественных авторов по проблеме сказкотерапии. (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Бачков И. В., Панфилова М).

Основная цель программы —Активизации ресурсов потенциала личности, формирование развитой личности .

Основные задачи:

  1. Активизация развития познавательных интересов на уроках, Выявление особенностей эмоционально-психологического состояния учащихся младших классов, при помощи сказкотерапии.
  2.  Своевременно оказывает помощь в построении эффективного взаимодействия между субъектами образовательной среды.

III. Повышение уровня самосознания, как основного условия развития ученика и учителя, их становления как субъектов саморазвития.

Методы и приемы используемые на занятиях имеют широкий аспект: комментирование, интерпретация, анализ содержания произведения, проникновение в эмоциональную сферу произведения путем творческого воображения учащихся.

Используются практические действия учащихся (перегруппировка текста, пометы и т. д.), изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами викторинами), речевая деятельность — письмо (дописывание, сочинение) и устная речь — составление различного рода высказываний сравнительного характера, умозаключений

  1. Теоретические основы  использования сказкотерапии в общей и специальной педагогике.

 

В последние годы в  практике обучения и воспитания успешно используется  сказкотерапия как   методы и приемы  воздействия на учащихся.

Сказкотерапия - это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил.  

Основной принцип сказкотерапии -  целостное развитие личности, Сказкотерапия один из наименее травмоопасных и безопасных способов психотерапии. Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но ещё сказка помогает взрослым найти общий язык с ребёнком, подружиться с ним, помочь ему решить его первые трудности. Процесс сказкотерапии позволяет  ребёнку осознать и увидеть свои проблемы, актуализировать их. И это очень важно!  )

        Одна из важнейших задач сказкотерапии является повышение познавательной активностина уроках.

         Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно еще и тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Не выявлено ограничений и по шкале «нормальное — отклоняющееся развитие»: сказкотерапия «работает» и с «нормально развивающимися», и с «альтернативно развивающимися» людьми (имеются в виду особенности интеллектуального, психофизического и сенсорного развития). Однако имеются особенности применения сказкотерапии в области дефектологии.

Секрет метода состоит в следующем: в сказкотерапии важно действие, но еще более важно ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ.  Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующий развитие ребёнка. Развитие, не зависящее от педагога. Собственное РАЗВИТИЕ. Сказки обращаются к двум уровням: к уровню сознания и подсознания. С помощью сказки ребенка можно подготовить к напряженной эмоциональной ситуации, для отреагирования стрессов и переживаний. Они позволяют ребенку или взрослому, который привык держать себя в руках выразить свои чувства, сопереживая герою, с которым у него происходит определенная идентификация (отождествление себя герою).          

Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. С помощью сказки специалисты работают с детской агрессией, неуверенностью в себе, застенчивостью, проблемами стыда, вины, лжи, а также с различными психосоматическими заболеваниями, проблемами поведения. Но... в каждом случае свои комбинации, акценты, «посылы.                                                    

Сказка может выполнять функции: диагностическую, прогностическую, и развивающую и терапевтическую.

Прогностическая и диагностическая  иногда две эти функции объединяют в одну. Применяется на начальном этапе сказкотерапии, позволяя многое узнать о человеке и его проблемах.  Позволяет выявить характерные черты личности и звенья с « изъянами», так называемую патологическую доминанту в его психике, а также понять жизненные ценности и степень познания им окружающего мира.  Прогностическая и диагностическая функции позволяют наметить основные цели для дальнейших занятий. Проводятся  диагностики («Сюжетные картинки», «Цветовой тест отношений).

         Развивающее (или профилактическое) воздействие направленно на развитие индивидуальности, формирование у детей творческих способностей (креативности) и необходимых социально – адаптивных навыков, а также для обучения чему – либо. Сюда же можно отнести и воспитательную функцию. Сказкотерапия с помощью простых, но в то же время ярких сюжетов учит ребёнка непреложным жизненным истинам.

Терапевтическое (коррекционное) воздействие позволяет в игровой форме корректировать существующие проблемы, а также служит хорошим способом воспитания ребенка.         

Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена    различными способами:

          1. Для работы может использоваться существующая авторская или     народная сказка.

2.Воспитатель и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.

3.        Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.    

         Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.          

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки.                                                    Художественные сказки очень полезны. Прежде всего,  в сказке ценен её воспитательный аспект: все они учат добру. И положительные герои, и  помогающие им животные, и предметы – все стремятся созидать добро.

     Авторские психологические (или терапевтические) сказки – это особые сказки. Они целенаправленны, разрабатываются специально под каждый конкретный случай. Они чётко ориентированы на решение определённой проблемы или избавление от конкретного страха.

     Психокоррекционные сказки используются в случаях, когда ребёнок, сталкиваясь со сложной жизненной ситуацией, никак не может найти из неё выход. Также сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребёнка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии.                                                                                                          Медитативные сказки – это специальные сказки, которые используются в сказкотерапии для проведения так называемых психологических «Медитаций». Сказки – медитации – это бесконфликтные сказки, в них нет никакого зла, в них нет злых,  отрицательных или даже просто не очень приятных персонажей. В них хорошо, светло и уютно.

Основные этапы работы над сказкой:

1. Знакомство с персонажами сказки.

Задача педагога - вместе с детьми выделить и перечислить всех персонажей сказки, в соответствии очередностью их появления. Здесь важно обратить внимание ребенка на внешний облик персонажа, его величину, окраску, форму, звукоподражание, форму передвижения.

2. Знакомство с главным объектом (героем) сказки.

Из всех героев сказки педагог совместно с детьми выделяет главного и комментирует, почему.

3. Рассказывание сказки с акцентом на эмоциональное состояние.

Главная цель - установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания ребенка на эмоции педагога, его отношение к рассказываемому.

4. Рассказывание сказки с акцентом на причинно-следственные связи.

Цель - научить ребенка правильно воспроизводить последовательность появления каждого героя, осознавать события, предшествующие их появлению.

5. Анализ сказки.

На этом этапе педагог задает ребенку вопросы по содержанию сказки, выясняет отношение ребенка к каждому персонажу. Вопросы к сказке формулируются учетом интеллектуального и психологического уровня развития детей.

6. Стимулирование детских «подcказок» (повторное рассказывание сказки педагогом).

7. Совместное рассказывание сказки: педагог и ребенок.

На этом этапе рекомендуется использовать фланелеграф с плоскостными изображениями персонажей, настольный театр, кукольный театр.

8. Проведение игр-импровизаций с ребенком.

                     Чтобы помочь детям усвоить идейное содержание текста, использую приемы: как выразительное чтения. Стараюсь читать с интонационной характеристикой персонажей сказок, что помогает развитию образного и логического мышления детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. По окончанию прочтения предлагаю пересказать, тут же помогаю воспроизводить сюжетный ход, найти нужные слова и правильно выразить свои мысли, предлагаю различные иллюстрации. Другой эффективный приём сказкотерапии - это  инсценирование   сказок, помогающий изжить эмоционально травмирующие ситуации, улучшающий адаптацию детей.                                                                        

 Привлекаю учеников в формы работы с детской книгой это показатель формирования у них читательской самостоятельности, их литературного развития. Провожу экскурсии в школьную и центральную библиотеку, где дети читают и слушают сказки. Учащимся предлагаю выполнять иллюстративную работу к прочитанному произведению, к сказке, на игру «Русские народные сказки о животных», на занимательное путешествие «Подружись со сказкой». Обязательно слушаю рассказ о  прочитанном,  и выражаю своё мнение. Главное – внимательно относиться к тому, что читают дети. Одним из стимулов чтения сказок является участие в викторинах, конкурсах, играх. Дети охотно отзываются на эти мероприятия, которые удовлетворяют их потребность в состязании, развлечение, воодушевляют и возбуждают. В игры закладываются задания, обуславливающие необходимость прочесть те или иные книги, обратиться к творчеству определённого писателя, усвоить те или иные знания.  И ребёнок, в соответствии с  требованиями игры, обращается к книгам. Эстетический фон  занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми.

Обобщающий урок по теме «Овцы и козы»

Цель: Обобщить знания по теме «Овцы и козы»  

Задачи:

Образовательная -  закрепить знания детей  по теме урока, повышать учебную активность;

Коррекционная –  развивать познавательный интерес, работать над развитием речи, мышления, памяти;

Воспитательная – воспитывать трудолюбие и  любовь к животным.

Оборудование: карточки с заданиями, презентация.

Организационная часть.

 Ребята, у нас сегодня ответственный урок, урок обобщение т.е. урок  повторение по теме «Овцы и козы». Я  бы хотела чтобы вы были активны,  показали  свои знания, не отвлекались.

Знания, которые вы получаете в школе на уроках с/х труда вам всегда пригодятся в дальнейшей вашей жизни.

Основная часть.

На уроках сельскохозяйственного труда мы изучаем многое  и конечно же животных.

 Каких животных мы изучаем на уроках с/х труда? (домашних или диких).

Каких домашних животных вы знаете?   (Корова, свинья, лошади, овцы и козы).

Каких домашних животных мы с вами  изучали в этом году?

(В этом  году мы изучали  овцы и козы.)

О домашних животных сложено много сказок. Какие сказки о домашних животных вы знаете?

- Три поросенка. Кот и петух. Волк и семеро козлят. (Прекрасные сказки. Они учат нас добру, справедливости, взаимовыручке т.е.  учат помогать, попавшим в беду.

Сейчас мы посмотрим отрывок и сказки «Волк и семеро козлят».

Козлята попали в беду и нам свами надо их выручать. Выручить козлят можно показав свои знания об овцах и козах, которые вы получили на уроках, показать умение думать, рассуждать.

И так вам будут даны  задания, которые вы должны выполнить и тем самым вы поможете козлятам освободиться от злого волка.

(За правильные ответы вы получите жетоны.  Кто соберет больше жетонов, тот больше окажет помощь козлятам).

Задание 1. Отгадайте загадки.

1. Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога./Баран/

2. Не прядет, не ткет,

А людей одевает./Овца/

3. По горам, по долам

Ходит шуба, да кафтан. /Баран/

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерет,

А лаптей не плетет.

Ответ:/ Коза/

Не уссат, а бородат,

И сердит на ребят,

Но не дедушка он все же.

Угадайте, дети, кто же?

Ответ: /Козел/

Задание 2. Посмотрите на картины и ответите на вопросы.

Есть ли сходство между козой и овцой по внешнему виду?

(Коза так же  как и овца, имеет: 1)несколько удлиненное туловище, 2)небольшую  голову, 3)крепкие ноги  с раздвоенными копытами, то есть парнокопытные, 4)тело покрыто шерстью различной окраски.)
2.    Чем козы отличаются от овец?

(1)На голове у козы самки имеются рога. А  овцы в большинстве безрогие т.е.  комолые; 2)Многие козы имеют бороды; 3) некоторые сережки.

3.    Я зачитаю некоторые особенности животного, а вы определите к овцам или козам эти особенности относятся.

1.Они очень подвижные животные, любят забираться на самые высокие места,

привязываются к хозяину, имеют независимый характер, при плохом уходе становятся капризными и злыми, предпочитают жить семьями. (Козы)

2.Они очень выносливы, стадные животные, они робкие, осторожные, пугливые, послушно следуют за своим вожаком. (Овцы)

3. Едят все: траву, листья деревьев,  корнеплоды, тыкву ,кабачки ,зерно.  В летнее время  на пастбище они выщипывают и выдергивают траву с корнем. Поэтому стада  могут нанести большой вред местной растительности. Чтобы этого не происходило, пастбища меняют и контролируют количество животных, пасущихся на них. (Козы)

4. Они могут совершать переходы на большие расстояния, поедать грубые и низкорослые пастбищные растения, обходиться некоторые время без воды. Их стригут два раз в год: весной и осенью.

Задание 3.Какой период жизни овец и коз показан на рисунке пастбищный или стойловый?

 Сколько длится пастбищный период овец и коз?

(С мая по ноябрь – 6 месяцев)

Сколько длится стойловый период?

(Стойловый  период начинается с ноября по май – 6 -7 месяцев)

Где живут овцы?

Где живут козы?

Чем отличаются овчарни от козлятника?

(1.Кормушки в козлятнике  сверху ограждают  решетками, чтобы козы не могли залезать и загрязнять корм.  2.В козлятнике,  где содержат молочных коз,  вдоль стен оборудуется – лежак –ширина- 50-60 см., высота 30-40 см. от пола. Животные охотно  отдыхают на таких полках , шерсть и вымя молочных коз остаются чистыми.)

Задание 4. А сейчас выполним письменную  работу по карточкам о содержании овец и коз, каким должны быть их помещения.

 Ответы проверим  друг  у друга и поставим оценки.

Детям предлагается закончить предложения, используя слова для справок:

Помещение для овец и коз необходимо содержать в …........... .

Подстилка всегда должна оставаться ………………

Свежая подстилка предохраняет шерсть и пух животных от …………

Выгульный двор зимой нужно очищать от …………………

Кормушки чистить ……………………………

Полную очистку овчарни и выгульного двора производить ………….

( слова для справок: летом, каждый день, загрязнение, чистота, сухой, снег).

Задание 5. Последовательно разложите пункты  правил безопасной работы при уходе за овцами и козами.

Задание 6.Перечислите основные группы кормов для овец и коз.

(Грубые, сочные и зерновые корма)

Назовите по картине грубые корма, сочные корма,  зерновые корма.

Задание 7.Кормление овец и коз.

Какими кормами кормят овец и коз зимой?

Что такое рацион кормления?

(Рацион- это суточный набор различных кормов  на одно животное.

 Примерный рацион : 1-2кг сена,3-4 кг корнеплодов, 300г зерновых кормов.

Сколько раз в сутки кормят овец и коз?(3 раза)

Утром…(дают грубые корма)

Днем…(дают сочные и зерновые)

Вечером…(дают снова грубые корма)

Сколько раз  в сутки поят овец и коз? (2 раза)

Сколько литров воды требуется на одну овцу или козу? (3 литра)

Задание 9.

 1. Как называются детеныши овец и коз?

 2.С какого месяца жизни ягнят и козлят начинают приучать к сену и зерновым кормам.?

(с одного месячного возраста их начинают подкармливать сеном и предлагают зерновые корма

(отруби, плющенный овес и кукурузу по 40г на животного).
3.С какого месяца  жизни ягнят и козлят содержат и кормят вместе с взрослыми?

(молодых животных старше 4 х месяцев  содержат и кормят вместе с взрослыми животными).

Игра "Кто кем (чем) будет?"

(Игра хороша тем, что можно играть  со всеми детьми класса.  Задавайте детям вопросы, следите, чтобы они, отвечая на вопрос, грамотно склоняли имена существительные).

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

- цыпленок - петухом;

- ягнёнок – овцой или бараном;

- теленок - коровой или быком ;

- поросенок – свиньёй;

- козлёнок – козой.

Задание 10. Перечислите способы стрижки овец.

Стрижка  с помощью электрических стригальных машинок.

Стрижка вручную специальными ножницами.

Как проводят ческу коз?

Ческу коз проводят  вручную с помощью специальных гребней.

Задание11. Значение овец и коз.

-Для чего разводят овец? Впишите в пустые клетки (используя букву – подсказку) названия ценной продукции, которую они дают человеку.

1.Шерсть, овчины, мясо, молоко, жир.

2.Из шерсти овец делают: шерстяные ткани, трикотаж, сукно, одеяла, ковры, валяные изделия.

3. Из овчин делают: шубы, шапки, меховые воротники.

4. Овечье мясо ( баранина)- вкусное и питательное.

5. Из овечьего молока готовят: масло, сыр.

Заключительная часть.

Ребята, вы  справились со всеми заданиями, показали хорошие знания и помогли освободить козлят из лап хищника – волка. Вы молодцы.

Подведение итога урока.

Что запомнилось и понравилось на сегодняшнем уроке?

Какие задания вызвали затруднения?

 Мне было приятно с вами работать. Большое спасибо.

Список литературы:

1.        Андреева В. Проблемы обновления системы школьного образования на современном этапе / В. Андреева Р. Стеркина // Воспитание школьников. -2001 - № 11. – С. 34

2.        Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещ

 3.        Воспитание и обучение во вспомогательной школе./Под ред.В.В. Воронковой.- М.: Школа – ПРЕСС, 1994ение, 1988г.

        Е. В. Белинская «Сказочные тренинги» Санкт - Петербург 2008г.

4.         Инновационные технологии школьного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина [и др.]. — Балашов, 2004. — 64 с.

5.        О. Н. Капшук «Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя» Ростов - на – Дону» 2009г.

6.        А. Ю. Капская,  Т. Л. Мирончик «Подарки фей» Санкт - Петербург 2008г.    

7.         Певзнер М.С., Ростачайлова Е.М. и др. Психическое развитие де¬тей с нарушениями умственной работоспособности.  - М.5 Педаго-гика, 1982                  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметных связей на уроках сельскохозяйственного труда в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Одним из условий решения задач совершенствования процесса обучения в специальной(коррекционной) школе является формирование знаний на межпредметной основе. Реализация межпредметных связей на уроках се...

Методическая разработка на тему "Использование проблемных методов обучения на примере урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"".

Данная методическая разработка содержит полный комплект материалов для проведения урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"....

Методическая разработка на тему: «Использование тестовых заданий на уроках информатики».

Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики, позволяет педагогу скорректировать учебный процесс....

Методическая разработка по теме «Использование художественного текста на уроках рус-ского языка» (на базе урока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное как часть ре-чи»)

Особенность урока состоит в том, что в процессе работы над текстом (Ю. Нагибин «Зимний дуб») школьники не столько повторяют имена прилагательные и находят их в тексте, сколько получают про...

Методическая разработка по теме "Применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов педагогического колледжа"

Представленная методическая разработка посвящена вопросам применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов. Основная цель преподавания ...

Методическая разработка на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках географии"

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья  за период обучения в школе, сформировать у него необхо...

Методическая разработка по теме: «Нетрадиционные приемы работы с учащимися по закреплению полученных знаний».

Методическая разработка по теме: «Нетрадиционные приемы работы с учащимися по закреплению полученных знаний»....