Методическая разработка на тему "Использование проблемных методов обучения на примере урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"".
методическая разработка по истории на тему

Игумнова Татьяна Николаевна

Данная методическая разработка содержит полный комплект материалов для проведения урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2015_metodrazrabotka_uroka._vov.doc444.28 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГБПОУ

Шарьинский аграрный техникум             Костромской области»

_______________Е.В. Арутюнян

«____»_______________ 20____г.

Методическая разработка

по дисциплине «История».

Использование проблемных методов обучения

на примере урока истории на тему:

«СССР в годы Великой отечественной войны»

для студентов 1 курса средних профессиональных образовательных организаций.

Автор разработки:                 Игумнова Т.Н.

г. Шарья

2015 г.


Рассмотрено на заседании ПЦК

_________________________________

_________________________________

Председатель ПЦК________________

Разработал

преподаватель ____________________

                                 Ф.И.О.

Одобрено научно-методическим советом ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»

Протокол № _____________________

От «____»_________________20___ г.

Председатель ____________________

                                Ф.И.О.

Рецензенты: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание.

  1. Пояснительная записка………………………….4
  2. Теоретическая часть……………………………..5
  3. Методическая часть……………………………...8
  4. Материалы по апробации разработки…………15
  5. Список литературы……………………………..16
  6. Приложения……………………………………..17

  1. Пояснительная записка.

Актуальность данной работы обусловлена следующими факторами.

  1. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, принимать правильные решения в различных ситуациях, общаться, жить в обществе. Достижению этих задач на уроке способствует использование проблемных методов обучения.
  2. Великая Отечественная война в СССР 1941-1945 гг. является наиболее важным и скорбным событием прошлого столетия в истории нашего государства. Это самая жестокая из всех войн, которая потребовала мобилизации всех ресурсов советского государства: человеческих, военных, экономических для победы над противником. Поэтому студентам необходимо знать особую роль нашего государства в этой войне и быть благодарными людям, внесшим свой вклад в достижение этой цели;

В связи с отсутствием учебника по истории для студентов техникумов, отвечающего в полной мере требованиям программы при подготовке к уроку необходимо выбрать материал из различных источников, соответствующий целям и задачам урока. Поэтому для уроков я составляю презентации, которые включают карты, таблицы, иллюстративный материал.

Цель разработки: рассмотреть различные варианты использования проблемных методов обучения на уроках истории.

Задачи:

- подчеркнуть значимость темы  «СССР в годы Великой отечественной войны»;

- доказать эффективность использования проблемных методов обучения на уроке.

  1. Теоретическая часть.

Одним из средств, обеспечивающих высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности обучающихся, является проблемное обучение.

Начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.

Проблемные методы я включаю во все уроки. Перед изучением нового материала ставлю интересные, неожиданные вопросы, на которые студентам надо дать ответы в конце объяснения нового. На проблемных уроках, изучение содержания урока полностью проходит на поисковом уровне познавательной деятельности. Для обучающихся готовлю изложение теоретических сведений и скрытой форме, опуская сущность фактов и их связей. Начиная изучение нового, выдвигаю проблему, даю учебный материал и ориентиры для ее решения, сопровождая объяснение вопросами и заданиями поискового характера. На основе вновь изучаемого материала студенты решают проблему, как правило, давно уже решенную наукой. Но её надо «открыть заново», например: определить, и чем заключалась прогрессивность экономической политики правительства Петра I.

Что же такое проблемное обучение? На этот вопрос хороший ответ дал Н.Г. Дайри: обучение является проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем, чтобы учащиеся сами нашли пути его решения». Каким же образом создается проблемная ситуация? Это может быть противоречие, содержащееся в учебном материале, или введение с урок фрагмента документа противоречивого характера, или изложение противоречивых взглядов на один и тот же вопрос. То, что преподаватель излагает проблемно, студенты должны с помощью ранее приобретенных знаний выделить из фактов и сформулировать решение проблемы самостоятельно.

Использую факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Например:

-Почему с провозглашением "нового политического мышления” СССР быстро потерял своих союзников?

-Говорят, что в Ледовом побоище (1242 год, битва на Чудском озере) никто не кричал "Ура!”, а в Куликовской битве (1380 год) "Ура!” раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно, ли это и почему?

Создаю ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например:

-По каким внешним признакам историки смогли доказать, что первые золотые и серебряные монеты князь Владимир начал чеканить только после крещения Руси?

-Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?

Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию студентов. Например: В истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха, и какие это могли быть языки? Также создаю ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. Например:

1.В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные дома, площадью до 200 кв. метров. Какие выводы могут сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?

2.В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться?

Можно создать ситуацию выбора, когда студентам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.

Однако проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации. Основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами. Вот некоторые примеры проблемных задач по теме: "Эпоха Петра I”.

1. Церковь объявила Петра антихристом, так как он повелел снимать колокола?

2. Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, наборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж для строительства флота. Многие говорили, что Петр не русский царь, иначе бы он не опустошал всю страну. Называли его антихристом. Было ли правильным осуждение крестьянами политики Петра I?

3. Петр I сказал, что он правит страной во имя "общего блага”. Правильно ли это?

4. Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса?

5. Петр I издал в 1715 году указ об увеличении посевов льна и конопли во всех губерниях. Там где эти культуры были новыми, он приказывал обучать крестьян обрабатывать эти культуры. Чем можно объяснить появление такого указа?

6. В указах Петр I приписывал себе все успехи страны за время правления. Прав ли он был?

Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении проблемных вопросов, фраз  в начале урока:

1.Иван IV – тиран или реформатор?

2.Петр I – антихрист или православный русский царь?

3."Дней Александровых прекрасное начало”. (А. С. Пушкин)

4.Триумф и трагедия победителей. (1945–1953 гг.)

5.От "горячей войны” к "холодной”.

6.М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?

Примеры проблемных ситуаций.

1. «Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован».

2. «Николай Второй часто повторял, что в связи с тем, что день его рождения приходится на день святого мученика Иовы, ему в жизни придется пройти через большое количество страданий. И на самом деле, его постоянно преследовали несчастья: Ходынской поле, революции, мировая война и т.д. Современники прозвали его Кровавым, а современное общество и церковь возвели его и его семью в ранг святых мучеников».

Проблемное обучение не применяю при изучении изобилующего фактами или нового сложного для студентов материала или при недостатке времени на уроке. Он не приведет к успеху и при слабом контакте преподавателя со  студентами.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация http://konf-sot-2011.ucoz.ru/strelka.jpgпроблема http://konf-sot-2011.ucoz.ru/strelka.jpgпоиск способов ее решения http://konf-sot-2011.ucoz.ru/strelka.jpgрешение проблемы.

Конечно, использование проблемного метода обучения в значительной мере зависит от наличия проблемных вопросов и задач. Часть из них можно найти в публикациях. Однако в отдельных задачниках, во-первых, не все задачи носят проблемный характер, во-вторых, на них даны сформулированные авторами ответы, что лишает преподавателя возможности самому подумать и поразмышлять над проблемой, прежде чем выносить её на обсуждение.

Разрабатывая проблемные вопросы и задачи, надо избегать не имеющих отношения к учебному курсу истории тем, даже если они привлекательны, остры и т.п.

Ознакомившись с работами И.Я.Лернера, И.Я.Скаткина и опираясь на собственный опыт, я пришла к выводу, что проблемное обучение необходимо,  так как формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к самоанализу, саморазвитию и самоконтролю.

Постоянная постановка перед обучающимся проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с личностью всегда способной к поиску. Таким образом, войдя в жизнь, человек будет более защищен от стрессов.

Предлагаю Вашему вниманию урок, в основу которого положено повторение, изучение, первичное закрепление учебного материала с использованием проблемных методов обучения.

  1. Методическая часть.

Технологическая карта учебного урока

Дисциплина

История

Группа

1 курс

Тема урока

СССР в годы Великой отечественной войны

Тип урока

Изложение нового материала

Вид урока

Смешанный

Цель

Систематизировать знания по теме «СССР в годы Великой отечественной войны»

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

-знать основные этапы военных действий;

-понимать особенности взаимодействия СССР и антигитлеровской коалиции;

-оценить роль СССР во Второй мировой войне.

-самостоятельно производить поиск необходимой информации в учебнике и за его пределами для формирования новых знаний;

-уметь работать с картой.

-воспитание патриотизма, любви к Родине, ее героическому прошлому;

-ориентиро-ваться на гуманистические ценности в международных отношениях.

Междисциплинарные связи:

Предмет

Темы

Литература

Поэзия военных лет.

В. Быков Сотников.

Обществознание

Конфликт и протестное движение.

Политическая стабильность.

Внутридисциплинарные связи:

Темы:

Международные отношения в 20-30-е годы XX века.

Вторая мировая война: причины, ход, значение.

«Холодная война».

Квалификационные требования к знаниям и умениям

Должен знать

События основных этапов войны. Условия и результаты сотрудничества со странами антигитлеровской коалиции.

Должен уметь

Показывать основные события на карте. Доказывать роль тыла и партизанского движения. Определять роль СССР во Второй мировой войне.

Ход урока

Этапы

Шаги

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Время

1.Орг. момент

Проверяет готовность к уроку.

Оценивают готовность к уроку.

1 мин.

2. Проверка домашнего задания.

Задаёт вопросы.

Отвечают на вопросы, доказывают свою позицию.

8 мин.

3. Постановка  темы, определение плана урока.

Мотивирует студентов на составление плана.

Составляют план урока.

2 мин.

4. Изучение нового материала.

4.1.Просмотр фильма «Начало войны»

Даёт задание.

Смотрят фильм.

3 мин.

4.2. Первый этап войны.

Показывает события на карте.

Проверяет работу студентов.

Рассказывают основные события первого этапа.

Записывают события в таблицу.

6 мин.

4.3. Тыл в годы войны.

Инструктирует студентов.

Анализирует ответы студентов.

Выделяют материал из текста учебника, делают вывод.

19 мин.

4.4. Коренной перелом.

Показывает события на карте.

Проверяет работу студентов.

Рассказывают основные события первого этапа.

Записывают события в таблицу.

6 мин.

4.5. Партизанское движение в годы войны.

Инструктирует студентов.

Проверяет и анализирует ответы студентов.

Составляют план. Делают выводы.

19 мин.

4.6. СССР в антигитлеровской коалиции.

Объясняет, даёт задание.

Заполняют таблицу, делают вывод.

7 мин.

Нейробика.

Инструктирует. Контролирует.

Выполняют упражнения.

2 мин.

4.7. Освободительный этап войны.

Показывает события на карте.

Проверяет работу студентов.

Рассказывают основные события первого этапа.

Записывают события в таблицу.

6 мин.

4.8. Роль СССР во Второй мировой войне.

Объясняет задание. Контролирует его выполнение.

Выделяют значимость. Выполняют записи.

5 мин.

5. Первичное закрепление нового материала.

Объясняет задание. Контролирует его выполнение.

Отвечают на вопросы.

3 мин.

6. Итог урока.

Анализирует деятельность студентов. Выставляет отметки.

Слушают. Высказывают свою точку зрения.

2 мин.

7. Домашнее задание.

Объясняет.

Записывают. Задают вопросы.

1 мин.

При проведении урока используются:

  1. материалы презентации (см. приложение №1)
  2. студенты записывают информацию в опорный конспект (см. приложение №2).

План урока

1.Орг. момент.

Здравствуйте, студенты, уважаемые гости! Я всем нам желаю успехов на уроке! Сегодня на уроке Вы можете получить две отметки: первую за устные ответы, вторую за работу над конспектом (см. приложение №2).

2. Проверка домашнего задания.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Для изучения новой темы на  необходимо вспомнить события, предшествующие Великой Отечественной войне. ( Свои ответы студенты сопровождают работой с картой (см. презентацию).

1. Почему дальновидные политики называли Версальский мир 1919 г. перемирием?

2. Какие цели преследовали сильнейшие государства мира в 1930-е г.г.

3. Расскажите о содержании германо-советского договора 1939 г.

4. Какие факты подтверждают подготовку Германии к борьбе за передел мира?

5. Перечислите основные события начала Второй мировой войны.

6. Охарактеризуйте подготовку СССР к войне со странами Антикоминтерновского пакта.

3. Постановка темы, определение плана урока.

Тема урока «СССР в годы Великой Отечественной войны»

- В школе Вы проходили эту тему несколько уроков. Давайте составим план урока. Предлагайте, какие основные вопросы нам нужно рассмотреть.

ПЛАН.

  1. Основные этапы Великой Отечественной войны.
  2. Значение тыла в годы войны.
  3. Роль партизанского движения.
  4. СССР в антигитлеровской коалиции.
  5. Роль СССР во Второй мировой войне.
  1. Изучение нового материала
  1. Просмотр фильма «Начало войны».

- Какие чувства возникли у Вас при просмотре фильма?

4.2. Первый этап войны.

При рассмотрении этапов войны Вам нужно заполнить таблицу. ( На листах студентов указаны даты военных событий, нужно записать, что происходило в этот период. В результате работы студентов должна быть оформлена следующая таблица.)

Название

этапа

Содержание

1.

Стратегическая оборона

22.06.1941г.-

18.11.1942г.

30.09.1941г.- 05.12.1941г. - битва за Москву.

Сентябрь 1941г. - начало блокады Ленинграда.

Июль 1942г. -18.11.1942г. – оборонительный этап Сталинградской битвы.

2.

Коренной перелом в ходе войны

19.11.1942г. –

декабрь 1943г.

19-20.11.1942г. – наступательный этап Сталинградской битвы.

Июль-август 1943г. – битва на Курской дуге.

Июль 1943г. – танковое сражение под Прохоровкой.

Октябрь 1943г. – битва за Днепр.

06.11.1943г. – освобождение Киева.

3.

Освободительный

Январь 1944г. –

09.05.1945г.

Январь 1944г. – снятие блокады Ленинграда.

Июнь-август 1944г. – освобождение Белоруссии, Литвы, части Латвии.

16.04. – 08.05.1945г. – Берлинская операция.

09.05.1945г. освобождение Праги.

Рассказ студентов:

Первый этап войны. Этап стратегической обороны (22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.).

Война началась рано утром 22 июня 1941 г. Первыми на себя удар приняли пограничники. Навсегда вошла в историю героическая оборона Брестской крепости. Почти месяц защитники крепости отвлекали на себя целую фашистскую дивизию.

По немецкому плану «Барбаросса» гитлеровское командование, основываясь на тактике «блицкрига» («молниеносной войны»), намечало за 1–2 месяца выйти на линию Архангельск – Астрахань. С первых дней войны советским руководством были приняты меры для организации обороны: введено военное положение. Выдвинут лозунг «Все для фронта, все для победы!». 30 июня создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе со Сталиным.  

В первый месяц войны Красная Армия оставила почти всю Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины.

В конце лета – начале осени 1941 г. идут бои за Киев, Одессу, Севастополь.

Еще в сентябре 1941 г. противник установил блокаду Ленинграда, продолжавшуюся до января 1944 г.

Битва за Москву является крупнейшим событием начального периода войны. Она проходила с конца сентября 1941 по февраль 1942 г. К концу ноября немцы подошли к Москве на расстояние 25–30 км. 5–6 декабря 1941 г. Красная Армия перешла в наступление, которое продолжалось до конца января 1942 г. Обороной Москвы и контрнаступлением советских войск руководил Г. К. Жуков. По всему фронту враг был отброшен на 100–150 км от Москвы.

Значение Московской битвы: 1. Впервые в ходе Второй мировой войны немецкие войска потерпели поражение. 2. Окончательно провалился план «молниеносной войны», и она превратилась в затяжную. 3. Развеян миф о непобедимости германской армии. 4. Ускорилось складывание Антигитлеровской коалиции.

В середине лета 1942 г. враг вышел к Волге, началась Сталинградская битва (17 июля 1942 – 2 февраля 1943 г.). С середины сентября 1942 г. бои шли внутри города. Обороной руководили генералы В. И. Чуйков, А. И. Родимцев, М. С. Шумилов. Гитлер придавал особое значение овладению Сталинградом. Его захват позволил бы перерезать Волжскую транспортную артерию, по которой в центр страны доставлялись хлеб и нефть. По советскому плану «Уран» (окружения противника в районе Сталинграда) 19 ноября 1942 г. Красная Армия перешла в наступление, через несколько дней окружив немецкую группировку под командованием генерала-фельдмаршала Ф. фон Паулюса.

4.3.Тыл в годы войны (уч. с.200-203)

Выполните задание:

Перечислите меры по организации советского тыла.

  1. Создание мощной военно-промышленной базы на востоке (Урал, Зап. Сибирь, Казахстан, Ср. Азия).
  2. Технические военные изобретения (новые самолёты, реактивные миномёты, самоходные артиллерийские установки).
  3. Трудовая мобилизация (в колхозах дети с 12 лет, на заводах с 14-16 лет, лесозаготовки, сбор металлолома, ремонт дорог).
  4. Система распределения продовольствия (по карточкам).

Когда на Запад эшелоны,
На край пылающей земли,
Тот груз, до срока зачехленный,
Стволов и гусениц везли, —
Тогда, бывало, поголовно
Весь фронт огромный повторял
Со вздохом нежности сыновней
Два слова: — Батюшка-Урал...

А. Твардовский

Сделайте вывод по деятельности тыла в годы войны:

Вклад огромный. Работали под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!»

4.4. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Начало коренного перелома.

С ноября 1942 по ноябрь – декабрь 1943 г. Красная Армия перешла от обороны к наступлению, поэтому данный период войны получил название коренного перелома. В окружении под Сталинградом оказалась 330-тысячная армия гитлеровцев. По плану «Кольцо» 10 января 1943 г. советские войска начали разгром фашистской группировки, Разделив ее на две части – южную и северную. Сначала капитулировала южная, а затем 2 февраля 1943 г. – северная часть.

Значение битвы под Сталинградом состоит в том, что она: 1) положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне; 2) в антифашистских странах Европы усилилась освободительная борьба; 3) обострились внешнеполитические отношения Германии с ее союзниками.

5 июля 1943 г. началась битва на Курской дуге и продолжалась почти два месяца. Ее ход можно разделить на два периода: первый – оборонительные сражения, второй – период контрнаступления. 12 июля 1943 г. под Прохоровкой состоялось грандиозное танковое сражение. 5 августа были освобождены Орел и Белгород. В честь этого события был дан первый в ходе войны салют.

В октябре 1943 г. прошли ожесточенные бои на р. Днепр, в результате которых была разрушена мощная линия обороны врага. 3—13 ноября 1943 г. в ходе Киевской наступательной операции 6 ноября столица Украины была освобождена. В ходе оборонительных боев к концу декабря 1943 г. враг был отбит от города. Коренной перелом в ходе войны завершился.

Значение коренного перелома: 1) гитлеровская Германия на всех фронтах перешла к обороне; 2) более половины советской территории было освобождено от захватчиков и началось восстановление разрушенных районов; 3) расширился фронт национально-освободительной борьбы в Европе.

4.5. Партизанское движение в годы войны.

- Прочитайте текст в учебнике с.213-214.

Составьте развёрнутый план ответа: Партизанское движение и его роль в годы войны.

  1. Охрана коммуникаций, поддержание оккупации.
  2. Центральный штаб партизанского движения (ж-д, связь, погром гарнизонов, срыв планов хоз. эксплуатации).
  3. Политика фашистов на оккупированных территориях (вывоз ценностей продовольствия, рабов; репрессии, формирование полиции).

Численность партизанских отрядов 1942г.-90 тыс. чел., 1943г.-250 тыс. чел. Партизаны наносят огромный ущерб и противодействуют оккупантам.

  1. СССР в антигитлеровской коалиции.

С первых дней Великой Отечественной войны начала складываться антигитлеровская коалиция. (заполнение таблицы)

- Распределите государства, указанные на карточках на две группы: противники и союзники СССР.

-  Со стороны США была составлена программа ленд-лиза (запись определения в таблицу).

Оцените значимость ленд-лиза по таблице.

- В августе-сентябре 1944 г. союзники Германии объявляют ей войну. Фашистский блок распался. (запись)

Противники СССР.

Союзники СССР (антигитлеровская коалиция).

Италия, Венгрия, Румыния, Болгария, Финляндия, Турция.

США, Великобритания, Франция.

В августе-сентябре 1944 г. союзники Германии объявляют ей войну. Фашистский блок распался.

Ленд-лиз — форма межгосударственных отношений, означающая систему передачи взаймы или в аренду техники, вооружения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг стране-союзнику.

Вывод. Создание антигитлеровской коалиции и активное сотрудничество союзников сыграло важную роль в победе над Германией. В ее рамках впервые в истории было обеспечено политическое и военное сотрудничество государств, принадлежащих к различным социально-экономическим системам.

4.7. Освободительный этап войны. 

В январе 1944 г. советские войска при активном участии партизан разгромили крупную немецкую группировку под Ленинградом и Новгородом, закончилась 900-дневная блокада Ленинграда. В феврале – марте 1944 г. освобождение Правобережной Украины и части Молдавии

В марте – мае 1944г. очищены от захватчиков черноморское побережье и Крым.

В июне – августе 1944 г. в ходе Белорусской операции (кодовое название «Багратион») была разгромлена группа армий «Центр» и освобождены Белоруссия, Латвия, часть Литвы, восточная часть Польши.

В ходе операций 1944 г. советские войска вступили на территорию Польши, Чехословакии, Болгарии, Югославии, Австрии и, наконец, Германии. 6 июня 1944 г. союзники СССР высадились в Нормандии (север Франции) был открыт второй фронт (командующий американский генерал Эйзенхауэр). Чтобы поддержать США, Красная Армия 10 июня предприняла наступление на Севере против финско-немецких войск. Финляндия выступила против Германии.

24 августа Румынии объявила войну Гитлеру. В сентябре Болгария перешла на сторону Антигитлеровской коалиции. В совместных действиях с народно-освободительной армией Югославии Красная Армия помогла освободить в октябре 1944 г. Белград. В апреле 1945 г. советские войска, проведя Восточно-Прусскую операцию, вступили в Кенигсберг, а затем взяли Гданьск.

С 16 апреля по 2 мая 1945 г. проходила заключительная Берлинская операция. 25 апреля 1945 г. на р. Эльбе произошло соединение армий союзников по Антигитлеровской коалиции. 2 мая берлинский гарнизон сдался. В пригороде Берлина Карлсхорсте 8 мая 1945 г. представители немецкого командования подписали акт о безоговорочной капитуляции. 9—11 мая советские войска завершили войну, разгромив группировку немецко-фашистских войск в Праге.

Война с Японией (9 августа – 2 сентября 1945 г.). В соответствии с союзническими обязательствами 5 апреля 1945 г. СССР денонсировал советско-японский договор о нейтралитете и 8 августа 1945 г. объявил войну Японии. США произвели атомную бомбардировку японских городов: 6 августа – Хиросимы, 9 августа – Нагасаки. Это представляло собой акт бессмысленной жестокости и демонстрации силы. В ночь на 9 августа СССР вступил в войну с Японией. В ходе боев советских войск против Квантунской армии Японии были освобождены Маньчжурия, города Дальний и Порт-Артур, Северная Корея, Южный Сахалин и Курильские острова. 2 сентября был подписан акт о капитуляции Японии. Вторая мировая война завершилась.

  1. Роль СССР во Второй мировой войне.

- Используя высказывания, определите и запишите роль СССР во Второй мировой войне с помощью глаголов.

Общая оценка роли СССР в войне.

1. Советский Союз - единственная в мире сила, которая остановила в 1941 г. непрерывное победное шествие фашистской Германии по Европе.

Это достигнуто в тот период, когда мощь гитлеровской военной машины была наибольшей, а военные возможности США только развертывались. Победа под Москвой развеяла миф о непобедимости германской армии, способствовала подъему движения Сопротивления и укрепила антигитлеровскую коалицию.

2. СССР добился коренного перелома в ходе Второй мировой войны в пользу антигитлеровской коалиции в 1943 г.

После поражения под Сталинградом Германия, а за ней и Япония перешли от наступательной войны к оборонительной. В Курской битве окончательно сломлена способность гитлеровской армии, противостоять наступлению советских войск, а форсирование Днепра открыло путь к освобождению Европы.

3. Советский Союз в 1944 - 1945 гг. выполнил освободительную миссию в Европе, ликвидировав фашистское господство над большинством порабощенных народов, сохранив их государственность и исторически справедливые границы.

4. Советский Союз внес наибольший вклад в ведение общей вооруженной борьбы и разгромил основные силы армии гитлеровского блока, что обеспечило полную и безоговорочную капитуляцию Германии и Японии.

Вывод: Историческая роль СССР во Второй мировой войне заключается в том, что Советский Союз был главной военно-политической силой, обеспечившей победный ход войны, ее решительные результаты и в конечном итоге - защиту народов мира от порабощения фашизмом.

5. Первичное закрепление нового материала.

-Если Вы согласны с утверждением, поднимите руку.

1. Битва за Москву завершила этап стратегической обороны. (нет)

2. Согласно плану «Барбаросса» войска Вермахта за 1-2 месяца должны были выйти на линию Архангельск-Астрахань. (да)

3. Снятие блокады Ленинграда произошло в январе 1944г. С этого события начинается освободительный этап войны. (да)

4. Военно-промышленная база с территории Европейской части СССР была перемещена на Урал и Западную Сибирь. (да)

5. Центральный штаб партизанского движения охранял коммуникации на оккупированных территориях. (нет)

6. Согласно ленд-лизу США передают в аренду СССР технику, вооружение, боеприпасы. (нет)

7. СССР ликвидировал фашистское господство над странами Западной Европы. (да)

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе. Подготовить сообщение о героизме советских людей в годы войны на 1 минуту на листе А-4 с иллюстрацией.

  1. Материалы по апробации.

Урок на тему «СССР в годы Великой отечественной войны» проводился в 2013-2014 учебном году на 1 курсе с использованием традиционной технологии преподавания. В 2014-2015 учебном году с использованием проблемных методов обучения (конспект представлен в данной разработке). Рассмотрим в сравнении результаты традиционного урока и урока с использованием проблемных методов обучения.

Средний балл

Качественная

успеваемость

2013-2014 уч. год.

3,6

21 %

2014-2015 уч. год.

4,1

27 %

Итак, при использовании проблемных методов обучения увеличивается заинтересованность студентов и в результате повышаются показатели успеваемости: средний балл на 0,5, качественная успеваемость на 6%.

Использование проблемных ситуаций, работа с документами рассматриваемой эпохи, применение информационно-развивающих технологий, активизируют познавательную деятельность студентов, развивают интерес к изучению истории.

Таким образом, систематическое проведение подобных уроков способствует эффективному усвоению материала по изучаемым дисциплинам.

  1. Список литературы.

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. СПО. – 10-e изд., стер. – М.: Академия, 2012.
  2. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира. – М.: Русское слово, 2012.
  3. История России в схемах : учеб. пособие / А. С. Орлов и др. . - М. : Проспект, 2009.
  4.  Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах: Из опыта работы. М., 1990. 
  5. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2002.
  7. Хрестоматия по истории России : учеб. пособие / авт.-сост. А. С. Орлов и др.. - М.: Проспект, 2002.
  8. Щетинов Ю.А., Жукова Л.В. История России ХХ — начало XXI века 11 класс. –Методические рекомендации. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.


  1. Приложения.                                                                                                                Приложение № 1.

Приложение №2.

Тема. СССР в годы Великой отечественной войны.

Название

этапа

Содержание

1

Стратегическая оборона

22.06.1941г.

18.11.1942г.

30.09.1941г.- 05.12.1941г. –

Сентябрь 1941г. –

Июль 1942г. -18.11.1942г. –

4

Коренной перелом в ходе войны

19.11.1942г.

декабрь 1943г.

19-20.11.1942г. –

Июль-август 1943г. –

Июль 1943г. –

Октябрь 1943г. –

06.11.1943г. –

6

Освободи-тельный этап

Январь1944г

09.05.1945г.

Январь 1944г. –

Июнь-август 1944г. –

16.04. – 08.05.1945г. –

09.05.1945г. –

2 вопрос .

-

1.

2.

3.

4.

Вывод.

3 вопрос.

-

1.

2.

3.

Вывод.

5 вопрос.

Противники СССР

Союзники СССР

(антигитлеровская коалиция)

Вывод.

7 вопрос .

1.

2.

3.

4.

Вывод.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История села Кузайкино в годы Великой Отечественной войны

Мероприятие   предназначено для учащихся 7–11-х классов. Учащиеся выступают в роли экскурсоводов – ведущих, биографов, подготовивших в результате исследовательской работы рассказы о земляках...

Разработка урока на тему: «Село в годы великой Отечественной войны»

Предмет: История Татарстана и татарского народаКласс: 9,11Тема урока: Село в годы Великой Отечественной войны...

Разработка урока на тему: «Село в годы великой Отечественной войны»

Предмет: История Татарстана и татарского народаКласс: 9,11Тема урока: Село в годы Великой Отечественной войны...

История моей семьи в годы Великой Отечественной войны

 Классный час«История моей семьи в годыВеликой Отечественной войны,   3 «Д»  классПояснительная записка.Краткое тематическое содержание:...

Информационно-методический материал по военно-патриотической тематике для проведения классных часов: 1. «Древний Рыльск в истории страны и в годы Великой Отечественной войны» 2. «Нет в России семьи такой, где б не памятен свой герой»

О войне еще не всё сказано... Для студентов, молодежи история войны, подвиги предков всегда будут интеренсны и  необходимой для обсуждения темой. Особый интерес к великим событиям, проходившим на...