Разработка урока по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре"
методическая разработка по литературе на тему

Каберова Зауреш Гилажеденовна

Урок русской литературы  "Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова "Человек в футляре".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-tema_bezduhovnosti_.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре».

Цели: 1. Показать жизнь «футлярных» людей, их бездуховность, никчёмность, губительное влияние на окружающих, вырабатывать умение выделять из текста детали, характеризующие  героя, выявлять взаимосвязь рассматриваемых явлений, делать обобщения;

2. Используя коллективные способы обучения, развивать критическое мышление, умение работать в коллективе, развивать русскую речь учащихся;

3. Воспитание активной жизненной позиции.

Активизируемая лексика:   бездуховность, обыватель, гражданин.

Оборудование урока:   портрет Чехова,  иллюстрации к произведению, словарь  урока, план рассказа,  ватман, фломастеры, куб.

               

 

                                            Ход урока:

  1. Пробуждение.

-Мы изучаем творчество великого русского писателя  А.П.Чехова.  Жизнь этого прекрасного человека не была лёгкой, но он никогда   не прятался и смело смотрел в лицо всем тяготам жизни. Чехову принадлежат  знаменитые слова:  «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» -и сам он всегда следовал этому принципу. Но вот какой интересный персонаж обрисовал Чехов в рассказе «Человек в футляре». Этот герой противоречит всему,  что сказано о прекрасной  душе и мыслях.

Дома вы прочитали рассказ, и сейчас я прошу восстановить порядок действий в произведении-  план рассказа.

1. Рассказ Буркина.

2. Учитель гимназии Беликов - человек в  футляре.

3. Любитель циркуляров

4. «Как бы чего не вышло…»

5. Страх перед Беликовым.

6. Квартира Беликова.

7. И этот человек едва не женился.

8. Колоссальный скандал

9 .Смерть Беликова

10 «Нет,   больше жить так невозможно!»

              Составление кластера «Страхи Беликова»

-Чего боялся  этот «человек в футляре»?  / воров, жизни, свободной  мысли…/

              Словарная работа.

Бездуховность

Обыватель- человек, лишённый общественного кругозора, живущий мелкими, личными интересами, равнодушный к судьбе Отчизны.

Циркуляр – письменное распоряжение властей.

II. Осмысление.

Работа в микрогруппах (5 групп). – стратегия Кубизм.

Задания группам.

1 Опиши Беликова.

2 Сравни Коваленко и Беликова.

(Примерный план: а)наружность; б)манера говорить и держаться; в)черты характера; г)отношение к тому, что делается в гимназии; д)отношение друг к другу).

3 Анализируй.

4 Синквейн  «Беликов».

5 Эссе « Мысли, возникшие после чтения рассказа».

   

Индивидуальные задания: 1) Подобрать синонимы к словам  бояться, отгородиться, осторожность.   2) Подобрать русские и казахские пословицы о страхе.

III. Рефлексия.

- А теперь вернёмся к нашему словарю. Можем ли мы назвать Беликова и подобных ему людей обывателями?

Если обыватель- человек, живущий только своими  личными интересами, то антонимом этого слова является  слово  гражданин-человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа..

-Какая жизненная позиция и какие поступки характеризуют гражданина?

Составьте портрет гражданина.

         Портрет гражданина.                                                      Портрет обывателя.

Гражданин- человек, который

любит___________________                                          думает только_________________

переживает________________                                       заботится только_______________

действует _________________                                       лишь бы меня___________________

протестует________________                                        главное в жизни__________________                                    

потому что не может быть равнодушным,                    «Моя хата с краю, ничего не знаю»,

потому что только активные действия                          « После нас -хоть потоп!»

гражданина сделают нашу Родину

процветающей.

-Я хочу, чтобы вы росли настоящими патриотами, достойными гражданами своей Родины, не замыкались, подобно человеку в футляре, в свою скорлупу. Учитесь решать задачи, которые ставит перед вами жизнь, не бойтесь трудностей – «дорогу осилит идущий». Помните, что только совместными усилиями -  хорошей работой, отличной учёбой- мы добьёмся процветания нашей прекрасной родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»

Урок по рассказу А.Куприна. Мы     познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви,  величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...

Разработка урока по рассказу Е.Носова "Живое пламя

Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка)...

Разработка урока по рассказу А.Костюнина "Рукавичка"

Знакомство с творчеством писателя-современника А.В.Костюнина на примере рассказа «Рукавичка»...

Разработка урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского"

Разговор о том, что делает человека Человеком с большой буквы, сильной личностью, неотъемлемой частью которой является: доброта, милосердие, совесть....

Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»

Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя....

Методическая разработка урока по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Достижение целостного представления об идейном содержании, которое раскрывается через особенности биографии автора,  особенности  личности героев, теоретико-литературные понятияПознакомиться...