Разработка урока по рассказу Е.Носова "Живое пламя
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Строева Ольга Владимировна

Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_e.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу Е.Носова "Живое пламя»

Цели занятия:

  1. Образовательные:
  1. познакомить с произведением Е.И.Носова, творчеством выдающихся деятелей искусства, выяснить, как поэты, художники, музыканты отражают образ цветов в своих произведениях;
  2. выяснить разнообразие цветочных образов в музыке, в изобразительной деятельности;
  3.  дать представления о творчестве П. Чайковского;
  4. учить детей наблюдать за красотой цветов;
  1. Развивающие:
  1. развивать образную речь,  музыкальное восприятие, творческие способности.
  2. развивать чувство прекрасного,  художественные умения и  навыки.
  1. Воспитательные:
  1. совершенствовать эмоциональную сферу учащихся;
  2. воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус, интерес и любовь к музыке и изобразительному искусству.

Методическое оснащение занятия: 

  1. музыка П. Чайковского «Вальс цветов»,
  2. слайды репродукций цветов
  3. Петр Петрович Кончаловский “Сирень в корзине”, “Сирень”

Материалы для детей: гуашь, акварель, кисти, баночка для воды, салфетка.

Ход урока: I. Орг.момент

II. Завязка урока

   1)   На экране картина П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» и учитель читает  наизусть стихотворение В.Рождественского «Сирень»

“Сирень”

“Прогремела гроза, прошумела,
Затухая, грохочет вдали.
Золотые лучи словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли. . .
Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжелые грозди сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу бежать наугад, —
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад.
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь — дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь,
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.”

      Петр Петрович Кончаловский очень любил сирень, ей он посвятил немало полотен: “Сирень в корзине”, “Сирень” и другие. Посмотрите внимательно на репродукцию картины. Не правда ли, пахнуло весной? Что скажете о букете сирени? (выслушиваются ответы учащихся)

  - подготовленный ученик читает стихотворение Александра Кушнера.

Сирень

Фиолетовой, белой, лиловой,
Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет сирень.
Летний полдень разбит на осколки,
Острых листьев блестят треуголки,
И, как облако, стелется тень.

Сколько свежести в ветви тяжелой,
Как стараются важные пчелы,

Допотопная блещет краса!
Но вглядись в эти вспышки и блестки:
Здесь уже побывал Кончаловский,
Трогал кисти и щурил глаза.

Тем сильней у забора с канавкой
Восхищение наше, с поправкой
На тяжелый музейный букет,
Нависающий в желтой плетенке
Над столом, и две грозди в сторонке,
И от локтя на скатерти след.

2) А какие цветы нравятся вам?

3) На экране репродукции разнообразных цветов под музыку Чайковского.

4) Какие ассоциации у вас возникли при просматривании этих изображений? С чем или с кем можно сравнить цветок?

5) Можно ли цветок сравнить с человеческой жизнью? Какой и почему?

III. Знакомство с рассказом Е.Носова «Живое пламя» и беседа с учащимися по рассказу.

1.Чтение рассказа учителем или подготовленным учеником.

2.Беседа по вопросам:

 - Чем живет в настоящей жизни т.Оля?

 - Почему она разводит цветы?

 - Она не жалуется на свою судьбу, уже не плачет, но скорбь переполняет ее сердце. Что нам дает право сделать такой вывод?

 - Почему т.Оля полюбила маки?

 - Почему, глядя на цветы, мать вспоминает погибшего сына?

 - Как понимаете слова «Да, сгорел…Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает.»

IV. Развитие творческих способностей учащихся.

 - Давайте еще раз прочитаем описание клумбы и попробуем нарисовать ее. (учащиеся по 3 человека подходят к ватману большого размера и рисуют свой цветок)

V.Подведение итога 

        Наш урок закончен. Сегодня мы побывали в сиреневом саду, полюбовались цветами, вдыхали их аромат, слушали стихи о цветах. У каждого, конечно, создался свой образ цветов, возникли свои воспоминания. Я думаю, что теперь вы будете лучше и бережнее относиться к цветам. Свой незабываемый музыкально- поэтический образ вы сможете отразить в домашнем задании (на выбор):

 - написать сочинение о любимом цветке

 - сочинить стихотворение о цветке

 - выучить наизусть описание клумбы  

      Я считаю, что интеграция литературы, музыки и живописи даёт возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщённость научного знания по дисциплинам.

    Такие уроки способствует реализации основной задачи обучения. Содержание и форма проведения уроков направлены на формирование ассоциативного мышления, нравственного становления личности. Уроки помогают определить взаимосвязь музыки и литературы; способствовать формированию нового взгляда на мир; формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы; развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию.

Эти уроки не только расширяют кругозор детей, но и способствует формированию всесторонне развитой личности ребенка. Прививают интерес и любовь к изобразительному искусству, музыке, литературе, уважение друг к другу и мнению товарищей. Комплексное воздействие искусств способствует развитию художественного мышления, дает возможность реализовать творческие способности детей.

    На данном уроке я использовала 2 стихотворения о сирени. Авторы А.Кушнер и В.Рождественский. Этот урок проводился весной, а сирень – один из первых весенних цветов, поэтому я взяла именно эти стихотворения, чтобы почувствовать наступление весны, ее запахи и звуки.

К тому же, второе стихотворение посвящено именно картине Кончаловского. Проанализировав эти стихотворения, можно услышать весенние звуки, краски, почувствовать те же чувства. Что испытывали авторы. Но на данном уроке я не ставила задачу проанализировать стихотворения, они помогли мне с завязкой урока и реализовали творческий потенциал учеников. Благодаря этим стихотворениям, музыке, картине и изображению цветов, учащиеся по-новому взглянули на цветы, которым они раньше совсем не уделяли внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»

Урок по рассказу А.Куприна. Мы     познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви,  величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...

Разработка урока по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре"

Урок русской литературы  "Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова "Человек в футляре"....

Разработка урока по рассказу А.Костюнина "Рукавичка"

Знакомство с творчеством писателя-современника А.В.Костюнина на примере рассказа «Рукавичка»...

Разработка урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского"

Разговор о том, что делает человека Человеком с большой буквы, сильной личностью, неотъемлемой частью которой является: доброта, милосердие, совесть....

Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»

Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя....

Методическая разработка урока по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Достижение целостного представления об идейном содержании, которое раскрывается через особенности биографии автора,  особенности  личности героев, теоретико-литературные понятияПознакомиться...