Конспект урока по литературе на тему:" Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина " Уроки французского"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Елена Евгеньевна Овчинникова

Разработка урока по литературе на тему: " Уроки доброты в расскказе В.Г.Распутинв " Уроки французского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_novaya.docx915.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа имени Героя Советского Союза В.И.Ерменеева с.Сабакаево муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»

Урок литературы в 6 классе

Учитель:  Овчинникова Елена Евгеньевна

Тема урока

«Уроки доброты в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Триединая дидактическая цель урока

Обучающая

-Показать на примере рассказа В.Г. Распутина, какое значение в жизни имеет доброта;

- Познакомиться с биографией В.Г. Распутина.

Развивающие

-развивать умение анализировать художественный текст;

-развивать устную речь обучающихся, навыки исследовательской работы;

 -развивать ассоциативное мышление;

  -развивать функциональную грамотность;

Воспитательная

- подвести обучающихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.

- продолжить воспитывать у обучающихся доброту, гуманизм, отзывчивость, благородство и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Тип урока

Урок изучения новых знаний

Методы и формы обучения

Поисковый, эвристический метод; групповая, фронтальная, индивидуальная

Оборудование

12 ноутбуков с программным обеспечением Microsoft Office, экран,  мультимедийный проектор.

 «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова.(1 шт). Колонки.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме, учебник с произведением В.Г. Распутина «Уроки французского» (12 шт. Литература 2 часть В.Я. Коровина).

Основные понятия

Нравственность, добро, автобиографический рассказ.

Этапы занятия, решаемые вопросы.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся

Ожидаемый результат

1.

Самоопределение к деятельности.

Задачи:     

Организовать эффективное самоопределение обучающихся к учебной деятельности

(0,5мин)

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: умеют организовать свое рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность;

Регулятивные:умеют организовать познавательную деятельность.

2

Актуализация знаний и мотивация к учебной деятельности. (2-3мин)

Задачи:

1. Актуализировать необходимые знания, умения и способы деятельности

 2. Мотивировать на активную работу на уроке.

Вход в тему. Вступительное слово учителя: Начать сегодняшний урок я бы хотела с притчи.

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарём в руках.

Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? «И что ты ищешь?» —спросили они у него.

Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились жители Афин, и во второй раз спросили его о том же.

Человека, - снова ответил Демосфен.

Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того? - засмеялись жители Афин.

Я ищу человека с большой буквы...

Так кого же человека, по-вашему, искал Демосфен с фонарём в руках?

-Какими качествами должен обладать тот, кого по праву можно назвать Человеком с большой буквы?

- Ребята, вы назвали много качеств, а какое главное из них?

(Составляется облако слов)

Доброта — это самое важное качество настоящего человека. Доброта. Именно это качество, человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина.  И говорить мы сегодня будем именно о доброте, а значит тема сегодняшнего урока «Уроки доброты». Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку я предлагаю вам выбрать самостоятельно «Чем добрее и умнее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н. Толстой) ИЛИ «Верю я, придет пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра». (Б. Пастернак) Итак, ребята, мы свами должны ответить на вопрос: Можно ли назвать поступок учительницы по отношению к своему ученику добрым? Слайд!

Знакомство с притчей

Человека с большой буквы

Душевность, доброта, отзывчивость, милосердие…..

Доброта

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве, самостоятельно) необходимые действия, операции, необходимые для познавательной деятельности.

3.

Постановка цели и актуализаци  

(1 мин)

Эпизод фильма.

Итак, ребята, а знаком ли вам этот фрагмент фильма? Фильм поставлен по лит. произведению. А кто знает, по какому? Кто автор этого произведения?

Тема нашего урока «Уроки доброты» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)

А какова же цель урока? Показать на примере героев рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», какую роль играет доброта в жизни каждого человека.

Задачи:

Что мы для этого должны сделать?

Задачи:

 - изучить биографию В.Г. Распутина;

- проанализировать эпизоды рассказа «Уроки французского».

Обучающиеся просматривают фрагмент фильма

Отвечают знаком, это видеофрагмент фильма «Уроки французского».

Валентин Григорьевич Распутин

Слушают название темы

Обучающиеся совместно с учителем определяют цель и задачи урока.

Личностные: умеют ставить цель и задачи;

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, решают  учебные  задачи,

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы и отвечать на них, слушать  других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

4.

Изучение нового материала - 10 мин

 Задачи: Организовать  усвоение  обучающимися нового знания

Использование приема «Верите ли вы?» по биографии В.Г. Распутина.

Учитель раздает рабочие листы (Приложение 1) для работы и задает вопросы:

1. Распутин родился до ВОВ 1941 года в селе Усть-Уда?

2. В.Г. Распутин обучался на историко-филологическом факультете Иркутского государственного университета?

3. Был секретарём в суде?

4. Написал поэму «Бородино»?

5. «Уроки французского» автобиографический рассказ?  

Ребята,  а если бы у В.Г. Распутина была бы страничка в соцсетях, то как бы она выглядела?

А давайте, ребята, создадим ее.

Перед вами ноутбуки. Предлагаю заполнить профиль  в социальной сети «ВКонтакте»

В.Г. Распутина.

Для заполнения используем приложение 2 или папку «биография» на рабочем столе.

1) Знакомство  с биографией                  В.Г. Распутина.

Учитель выдает раздаточный материал (Приложение 2), на котором описана биография и предлагает заполнить профиль (Приложение 3) поэта, используя ноутбуки.

(Проверка профиля)

15 марта исполнилось бы Распутину 85 лет. Пусть этот урок  будет посвящен его памяти.

Учитель: «Уроки французского» автобиографический рассказ? (Проверка по эталону)

Итак, ребята, вы сказали, что УФ -это автобиографический рассказ. А от какого слова произошло прилагательное АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ? А что это такое? Давайте посмотрим в словаре. (Закладка)

Писатель Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского»  пишет о своих  непростых детских годах.

Работа в парах. Ребята, по цитатам, представленным на слайде, угадайте героя и запишите у себя в рабочем листе Приложение 1

(взаимопроверка)

Обучающиеся отвечают на вопросы заполняя бланк ответов  на рабочем листе (Приложение 1) ДА/НЕТ

1)Обучающиеся знакомятся с раздаточным материалом и изучают биографию              В.Г. Распутина. Используя ноутбуки заполняют биографический профиль поэта с помощью шаблона  социальных сетей #ВКонтакте#.

Обучающиеся работаю  со словарем

Составление профиля героев по цитатам произведения

Личностные: осознают свои возможности  в учении, способы адекватно рассуждать о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилием и трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из предложенного учителем материала, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: управляют своей деятельностью, контролируют результаты своей деятельности.

5.

Динамическая пауза – 0,5 мин

6.

Этап первичного закрепления

учебного материала

5 мин

   Задачи: Организовать  закрепление обучающимися открытого ими нового знания

Итак, перед нами проблемный вопрос: Можно ли назвать поступок учительницы по отношению к своему ученику добрым ? Выскажите своё мнение

Для этого мы поработаем в группах(работа в группах по 3 эпизодам)

 Работа в группах (приложение 4)

1 группа – анализ 1 эпизода (пытается накормить мальчика).

2 группа – анализ 2 эпизода (посылка)

3 группа – анализ 3 эпизода (игра на деньги)

  Личностные: осознают свои возможности  в учении, умеют адекватно рассуждать о причинах своего успеха и неуспеха в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из предложенного учителем материала, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль результатов своей деятельности в форме сличения с эталоном

Коммуникативные: умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем.

7

Контроль и самоконтроль - 5 мин

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний

Написание синквейна.

Инструктирование по определенным правилам написания синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Работа с приложением по составлению синквейна.

Учитель: надеюсь, что те жизненные уроки доброты ,о которых мы говорим сегодня и которые уготовила судьба герою рассказа, помогут каждому из вас разобраться в себе, задуматься о своём будущем. Учительница пошла на рискованный шаг, когда начала играть с учеником на деньги. Но она поступала так из человеческого сострадания : мальчик истощён, а от помощи отказывается. Кроме того, Лидия Михайловна рассмотрела в ученике большие способности и готова была любыми способами помочь мальчику поверить в свои силы.

Учитель задаёт вопрос? Какая же самая главная черта характера Лидии Михайловны?

Несмотря на то, что её уволили, она осталась

ЧЕЛОВЕКОМ. Доброта, Бескорыстие, простота,

сострадание, душевная красота – вот те качества

характера учительницы, которая для мальчика стала примером для подражания.

1) Обучающиеся знакомятся с правилами написания синквейна.

2)Выполняют самостоятельно задание в группах по составлению синквейна.

3)Обсуждение результатов выполненного задания.

Ученики отвечают хором: Доброта

у Лидии Михайловны большое доброе сердце.

Личностные:

формирование способности к самоконтролю;

Познавательные: Предметные: умение находить и определять выразительные средства, соотносить свои знания с эталоном,  актуализировать понятие анафоры,. систематизировать и обобщать полученные знания.

 Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коммуникативные: умение формулировать  собственные мысли.

9

Домашнее задание -2 мин.

Домашнее задание

Учитель поясняет, как нужно выполнить разноуровневое  задание.

Фиксируют домашнее задание

10.

Подведение итогов урока 3 мин.

Слово учителя:

учительница потеряла работу, но осталась ее доброта, ее душевная щедрость. ЛМ-человек, который протянул руку помощи, проявил милосердие и любовь, Человек есть тайна, а Добро – самая великая тайна на земле, помните об этом.

Раздаётся стук в дверь. Это почта. Ребята к нам в класс пришла посылка. Что же в ней может быть, как вы думаете? (Яблоки)

А почему вы думаете, что в ней яблоки? Экономя по копеечке, Лидия Михайловна смогла собрать и отправить любимому ученику посылку с экзотическими по тем временам фруктами?

Этот поступок Лидии Михайловны является напоминанием главного своего урока- урока доброты.

Рефлексия: Выберите себе яблоко из корзины.Красное-понравился урок,зелёное-нет,жёлтое –не очень)

Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности,   Оценивают себя.

Регулятивные: оценивание результатов своей учебной деятельности в соответствии с критериями,с  заданным эталоном

Личностные:

формирование способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности

Коммуникативные:

формирование умения слушать и понимать других

11

Рефлексия -1 мин

Раздаётся стук в дверь. Это почта. Ребята к нам в класс пришла посылка. Что же в ней может быть, как вы думаете? (Яблоки)

А почему вы думаете, что в ней яблоки? Экономя по копеечке, Лидия Михайловна смогла собрать и отправить любимому ученику посылку с экзотическими по тем временам фруктами?

Этот поступок Лидии Михайловны является напоминанием главного своего урока- урока доброты.

Выберите себе яблоко из корзины.

Красное-понравился урок,

зелёное-нет,

жёлтое –не очень.

Приложение 1

Рабочий лист

Фамилия Имя___________________________________________________

Задание 1. 

«Верите ли вы»

Вопрос

Да

Нет

1. Распутин родился до ВОВ 1941 года в селе Усть-Уда?

2. В.Г. Распутин обучался на историко-филологическом факультете Иркутского государственного университета?

3. Был секретарём в суде?

4. Написал поэму «Бородино»?

5. «Уроки французского» автобиографический рассказ?  

    Количество правильных ответов:

Задание 2 (работа в парах). 

Определите и запишите имя героя по цитатам из текста.

  1. Рослый, крепкий, заметный своей силой и властью парень.

Ответ: _________________________

  1. Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень.

Ответ: _________________________

  1. Крикливая женщина.

Ответ: _________________________

  1. Помог занести в дом узел с постелью, ободряюще хлопнул по плечу…

Ответ: _________________________

  1. От природы робкий и стеснительный.

Ответ: _________________________

  1. Аккуратная, умная и красивая.

Ответ: _________________________

Количество правильных ответов: _ __________________________________

Приложение 2 Биография

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 г. в п. Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутская) области. Мать - Нина Ивановна Чернова, отец – Григорий Никитич Распутин.

С 1 по 4 класс Валентин Распутин учился в Аталанской начальной школе. С 1948 по 1954 годы – в Усть-Удинской средней школе.  Окончив школу, поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета.

Наиболее известные произведения: 

-повести «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003),;

-рассказы «Встреча» (1965), «Рудольфио» (1966), «Василий и Василиса» (1967), «Уроки французского» (1973), «Век живи – век люби» (1981), «Наташа» (1981), «Что передать вороне?» (1981); книга очерков «Сибирь, Сибирь…» (1991).

Приложение 3 Профиль

профиль

C:\Users\alexv\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\профиль.jpg

https://lib-berezovo.hmansy.muzkult.ru/media/2021/02/26/1245987496/7_Rasputin_V.G.jpg

C:\Users\alexv\Desktop\профиль ВК\профиль.jpg

Ф.И.О:  Валентин Григорьевич Распутин

Дата рождения:

Место рождения:

Место учебы: историко-филологический

Подписчики: Валентин Яковлевич Курбатов; Константин Яковлевич Житов; Солженицын Александр Исаевич.

                                                                                     

Друзей          Фотографий      Мои произведения

                                     223                       4                           16

C:\Users\alexv\Desktop\профиль ВК\профиль.jpg

C:\Users\alexv\Desktop\профиль ВК\профиль.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=48e553b6e7cb03de58a0b5c91f77d5cf-l&n=13

https://stihi.ru/pics/2015/03/22/8580.jpg

https://baikal24-sport.ru/public/images/upload/image1447297678458_i1.jpg

https://glagol38.ru/public/images/upload/image6649560869.jpg

Солженицин А.И.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0dd4/0004dc4b-78abceb4/hello_html_55f95dbe.jpg

Курбатов В.Я.

https://rospisatel.ru/images/kurb.JPG

Д.А. Жуков

Заболоцкий Н.А.

https://r.mt.ru/r15/photoBFA0/20636446185-0/jpg/bp.jpeg

C:\Users\alexv\Desktop\профиль ВК\профиль.jpg

           Мои произведения:

C:\Users\alexv\Desktop\УГ 2022\профиль ВК\вк.jpg

Приложение 3 Профиль Эталон

профиль

C:\Users\alexv\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\профиль.jpg

https://lib-berezovo.hmansy.muzkult.ru/media/2021/02/26/1245987496/7_Rasputin_V.G.jpg

C:\Users\alexv\Desktop\профиль ВК\профиль.jpg

Ф.И.О:  Валентин Григорьевич Распутин

Дата рождения: 15 марта 1937

Место рождения: п. Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутская) области

Образование: высшее

Место учебы: историко-филологический факультет Иркутского государственного университета

Подписчики: Валентин Яковлевич Курбатов; Константин Яковлевич Житов; Солженицын Александр Исаевич.

                                                                                     

                                  Друзей          Фотографий      Мои произведения

                                     223                       4                           16

C:\Users\alexv\Desktop\профиль ВК\профиль.jpg

C:\Users\alexv\Desktop\профиль ВК\профиль.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=48e553b6e7cb03de58a0b5c91f77d5cf-l&n=13

https://stihi.ru/pics/2015/03/22/8580.jpg

https://baikal24-sport.ru/public/images/upload/image1447297678458_i1.jpg

https://glagol38.ru/public/images/upload/image6649560869.jpg

Солженицин А.И.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0dd4/0004dc4b-78abceb4/hello_html_55f95dbe.jpg

Курбатов В.Я.

https://rospisatel.ru/images/kurb.JPG

Д.А. Жуков

Заболоцкий Н.А.

https://r.mt.ru/r15/photoBFA0/20636446185-0/jpg/bp.jpeg

C:\Users\alexv\Desktop\профиль ВК\профиль.jpg

           Мои произведения:

-повести «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003),;

-рассказы «Встреча» (1965), «Рудольфио» (1966), «Василий и Василиса» (1967), «Уроки французского» (1973), «Век живи – век люби» (1981), «Наташа» (1981), «Что передать вороне?» (1981); книга очерков «Сибирь, Сибирь…» (1991).

C:\Users\alexv\Desktop\УГ 2022\профиль ВК\вк.jpg

Приложение 4

Задание 3. Анализ эпизода.

Проанализируйте эпизод рассказа «Уроки французского», ответив на вопросы.

Группа 1.

Вопрос

Ответ

Какие чувства испытывал Володя, находясь дома у Лидии Михайловны?

Какой увидел герой Лидию Михайловну в домашней обстановке?

Какие чувства испытывал Володя, когда Лидия Михайловна пригласила его поужинать?

Группа 2.

Вопрос

Ответ

Что удивило Володю, когда он открыл ящик с посылкой?

Почему герой поперхнулся, когда «хрумкал» макароны?

Что сделал Володя с посылкой?

Группа 3.

Вопрос

Ответ

Почему Лидия Михайловна подыгрывала герою?

Принял ли такую помощь (игра на деньги) Володя?

Чем рисковала Лидия Михайловна, решившись на игру «замеряшки»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе «УРОКИ ДОБРОТЫ» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)

Форма урока: урок-практикум.Тема:  УРОКИ ДОБРОТЫ.Цель: 1. Раскрыть сложный внутренний мир героя.            2. Показать душевную щедрость уч...

Урок литературы в 6 классе "Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского"

Материал содержит конспеккт заключительного урока литература в 6 классе по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского" с приложениями и презентацией.Приложение 1 - кроссворд по тексту рассказа "Уроки...

Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)

Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г.  Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"...

Тема урока: «Уроки доброты» по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского».

На уроке рассматриваются нравственные вопросы: доброты, понимания, отзывчивости на примере образа учительницы мы должны понимать детей, когда они находятся в трудной ситуации, помогать им....

Конспект урока по литературе по теме "Уроки доброты" (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

Методическая разработка может быть использована как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях и классных часах, посвященных нравственным проблемам. Основной вопрос обсуждения...