Конспект урока по литературе по теме "Уроки доброты" (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)
план-конспект урока по литературе (6 класс)

  Методическая разработка может быть использована как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях и классных часах, посвященных нравственным проблемам. 

Основной вопрос обсуждения заключительного занятия по рассказу «Уроки французского»: «Какую роль в судьбе мальчика сыграла его учительница Лидия Михайловна?»   

Методы и приёмы, используемые на уроке: эвристическая беседа, аналитические и обобщающие выводы, сопоставление характеристик героев, устное словесное рисование, комментированное чтение, «погружение  в  проблему», а  также просмотр фильма ( фрагмента) «Уроки французского».

Ученики сами  формулируют тему урока, ставят цель, анализируя текст,  раскрывают проблемы, которые поднимает автор, составляют синквейн героев.

 

Метод

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_dobroty_po_rasskazu_v._rasputina.docx44.12 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема:    «Уроки доброты»  (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

Цели урока:

Обучающие:

  1. раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина;
  2. раскрыть проблемы, которые поднимает писатель в своем произведении;
  3. анализируя текст, показать учащимся душевность и чуткость учительницы; 
  4. познакомить с основными фактами и событиями, связанными с изданием произведения В.Распутина.

Развивающие:

  1. развить навыки монологической речи учащихся; умение  анализировать художественное произведение,  ясно выражать свою точку зрения, давать оценку героям, отстаивать свою позицию;
  2. формировать интеллектуальные умения через работу с текстуальными источниками (словари, учебник, справочный материал, дополнительная литература).

Воспитывающие:

  1. способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся;
  2. воспитывать нравственные чувства учащихся, идеалы красоты и гармонии;
  3. воспитывать уважение к родному языку и слову в произведении В. Распутина.

Предметные: научиться выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы.

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.

Метапредметные:

1)познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;

2)результативные: уметь планировать алгоритм ответа;

3)коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Тип урока – обобщение и закрепление изученного материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, записи на доске, карточки с заданиями, словарь Ожегова, портрет В. Г. Распутина, иллюстрации

Содержание изучаемого материала:

- образы рассказчика и Лидии Михайловны;

- заключительная часть рассказа;

- послесловие.

Теоретика – литературный материал на уроке: диалог, портрет литературного героя, автобиография, прототип, послесловие.

Путь анализа литературного произведения: целостный, «вслед за автором».

Методы и приёмы, используемые на уроке: эвристическая беседа, аналитические и обобщающие выводы, сопоставление характеристик героев, устное словесное рисование, комментированное чтение, «погружение в проблему», а  также просмотр фильма ( фрагмента) «Уроки французского».

Оформление доски:

                                                                                                                                  Эпиграф

                                                         Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.

                                                                                                                      В.Г.  Распутин

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание и мотивация.

1.Учитель: Война! Это страшно! А как детское сердечко сжималось от потерь, боли страдания, страха. И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту.

-  Ребята, а как вы понимаете, что такое добро?

– Кто для вас является добрым человеком? 

Учитель: Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина.

2. Тема урока. 

- Скажите, пожалуйста, по предложенным ключевым словам вы можете определить, о чем же сегодня пойдет речь на уроке? (ДОБРОТА, УЧИТЕЛЬ, УРОК)

- Говорить мы сегодня будем именно о доброте, поэтому тема сегодняшнего урока «Уроки доброты».

3. Постановка задач и целей урока.

- Какова цель нашего урока? Что попытаемся понять? (Как доброта помогает жить человеку. Что может совершить человек, если он добрый.)

 - Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина в рассказе «Уроки французского»,   поговорим об учительнице Лидии Михайловне, оставившей неизгладимый след в душе мальчика, преподававшей ему уроки доброты.

И поэтому эпиграфом к уроку  я взяла высказывание Распутина: «Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила».

-     Как вы понимаете эти слова?

  1.  История создания рассказа.

1)Слово учителя.

Однажды   Валентин Григорьевич сел за стол и стал вспоминать, что было с ним, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее,  стал записывать то, что никогда не забывалось. «Уроки французского» Распутин написал в 1973 г. Как он сам говорил: « Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть то добро, которое в свое время они сделали для меня».

2)- Как вы думаете, почему этот рассказ написан от первого лица? (Потому, что в нем много автобиографического.

3) Словарная работа.

- Что такое автобиография? 

Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.

- Почему рассказ «Уроки французского» является автобиографическим?

-         Кому посвящает Распутин свой рассказ? Кто является прототипом учительницы французского языка?

Прототип - первоначальный образец,  человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ.  

(«…Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой ..» (из статьи учебника)).

 IV.  Драматизация эпизода  «Возвращение рассказчиком первой посылки».

1) Слово учителя.

Лидия Михайловна была человеком большой  души.  «В тощем, диковатом мальчишке с разбитым лицом, неопрятном, без матери и одиноком»  она увидела настоящую человеческую гордость, и недетское мужество. Теперь её не покидает  мысль, как помочь, «подкормить» паренька. Доброта Лидии Михайловны опровергла жестокие правила, по которым был воспитан мальчик. Она доказала: ты не одинок в мире, кому-то нужен со своим голодом, синяками и ссадинами, тебе помогут.

    И она решила ему помочь. Но сделать это было не так-то легко.

2) Драматизация эпизода.  

Действующие лица:

Ученик

Учительница

  Мальчик бочком входит с посылкой, ставит её на стол.

  Лидия Михайловна принимает вид, что ничего не понимает…

V.Беседа.

  1. Почему голодающий мальчик не принял посылку с продуктами?    ( Герой  был воспитан в суровых условиях крестьянской семьи: не жалуйся, не жди помощи и  не принимай  её от людей, терпи. Так ковался сибирский характер. Тем более у него началась самостоятельная жизнь, и он должен полагаться  только на себя.   Рассказчик не хотел быть зависимым от кого-то. Это задевало его самолюбие. Мальчик привык бороться со своими трудностями сам.)
  2. Проверка   индивидуального письменного задания.  (Два-три ученика читают   свои творческие работы.)
  3. 2. Слово учителя.

  Да, гордость, чувство собственного достоинства, стойкость -  это не случайные черты поведения, а проявление характера.

И попытавшись помочь,  Лидия Михайловна  вскоре убедилась, что «просто так» подросток от неё ничего не возьмёт.

VI. Анализ образа учительницы. Роль учительницы французского языка Лидии Михайловны в жизни героя.

1) Мозговой штурм.

А)  -  А  почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий?  Этот вопрос себе задаёт мальчик: «И почему именно меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех?»  Так почему именно его?  Случайно ли это?  Постарайтесь вспомнить,  как сама учительница объясняет это своему ученику, когда просит его взять посылку?     («Тебе  надо есть обязательно досыта, чтобы учиться. Столько у нас в школе сытых лоботрясов,  которые ни в чем…, ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты, способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».)

Б) – Почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?

       2)Слово учителя.

Лидии Михайловне очень важно, чтобы мальчик ни за что не бросил школу. Он не только способный ученик,  но и замечательный человек, добрый, искренний, честный. Таких нужно поискать. Поэтому он должен ходить в школу.

  1. -  Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником»?  Ведь до этого она хотела ему помочь по-другому?   Как именно?   Расскажите подробнее.

(Лидия  Михайловна решила, что времени мало для занятий французским языком. Тогда   она сказала, чтобы мальчик по вечерам приходил к ней  на квартиру. А затем после занятий пыталась пригласить  его к столу. «Садиться  за стол с Лидией Михайловной. Нет и тысячу раз  нет».  Он лучше к завтрашнему дню  наизусть выучит весь французский язык,  чтобы больше не приходить сюда.

    Лидия Михайловна ему представлялась человеком необыкновенным, не похожим на всех остальных.

   Поэтому он вскакивал и, бормоча, что сыт,  что не хочу, пятился вдоь стенки к выходу. Лидия Михайловна смотрела на него с удивлением и обидой.

    Учительница несколько раз приглашала его за стол. Но, отчаявшись, перестала.

     Затем стала с ним серьёзно заниматься французским языком. Вскоре наказание превратилось в удовольствие. Героя подстёгивало самолюбие: не получалось – получится – не хуже, чем у самых лучших.

    Через две недели после истории с посылкой Л.М. спросила у мальчика, не играет ли он на деньги. Затем попросила  рассказать об игре. После этого предложила свою игру – «пристенок», подробно рассказала о ней,  о том, как нужно бить, потом продемонстрировала.   Вначале они играли просто так, а затем стали играть на деньги, когда мальчик присмотрелся к игре. Ставки были очень маленькие.)

- Как играла Лидия Михайловна?     (При замерах её пальцы сильно сгибались, там, где она как будто не могла дотянуться  до монеты,  хотя повествователь   свободно доставал.

   На следующий день учительница стала исподтишка подталкивать монету. Видя, что мальчик заметил, она  как ни в чём не бывало  продолжа двигать монету, а потом с радостью и отпёрлась, что она тут и лежала.

Она подыгрывает ученику для того, чтобы тот выиграл).)

 - Для чего это делала Лидия Михайловна?   (Она решила таким образом отвлечь его от игры на деньги, спасти от издевательств и избиений. Вскоре у героя появились деньги. Он покупал молоко в мороженых кружках. Теперь можно было жить.)

 - Как вы расцениваете это поступок? Можно ли его назвать благородным?   (Благородный поступок  приносит благо, добро другому человеку. Поэтому данный поступок благородный. Таким образом Л.М. помогала своему ученику.)

 - Какое качество учительницы в этот момент проявляется? (Милосердие, сострадание.)

- Как вы понимаете слово «милосердие»?

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия.

- В чём сходство характеров мальчика и учительницы? ( Оба – люди честные, совестливые, правдивые и упрямые в достижении своей цели. Мальчику нужно выучиться, ради этого он играет на деньги, и, чтобы помочь своему ученику, учительница предлагает ему опасную игру, опасную прежде всего для себя самой.)

- Роль учительницы французского языка Лидии Михайловны в жизни героя. (Серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек, получал только уроки жесткости, злобы. Но, к счастью, находятся люди, которые проявляют сердечность, теплоту, доброту.)

VII.             Работа по тексту.

1.- Найдите слова, строки, в которых описывается учительница. 

2.Работа по цитатному плану.

- Я записала  некоторые строки из текста,  характеризующие  учительницу.  Необходимо ещё раз рассказать об учительнице, опираясь на данный план.

Цитатный план

Учительница Лидия Михайловна – необыкновенный человек

  1. «Привычка внимательно осматривать каждого».
  2. «Мелкий и лёгкий голос, как у птички».
  3. «Аккуратная, умная и красивая».
  4. «Внимательные глаза».
  5. «Не было видно в её лице жёсткости».
  6. «Вела себя как обыкновенная девчонка», веселилась и «смеялась».
  7. Тут виновата я. Учись…».

3. Слово учителя.

- Я бы хотела уделить внимание предложению «..не было в её лице жёсткости».

  Профессию учителя Распутин мог узнать по лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти  лишённому надежды взгляду нередко он угадывал  учителей. Угадывая, думал, что учи теля иссушает работа,  что очень трудно ему сохранить  живой интерес к детям,  душевную мягкость и теплоту. Рассказ,  героиней которого стала Лидия Михайловна,  он посвятил другой учительнице   -  Анастасии Прокопьевне Копыловой.   Когда он вновь увидел её, она  уже проработала в школе долгие годы,   ни тогда, ни позже не видел Распутин в её глазах того жёсткого выражения,  для которого вроде уже наступила пора.

      Лидия Михайловна -  удивительная учительница, неразгаданная фея. Уроки французского языка с таким трудом давались мальчику. Но в том-то и дело,  что Лидия Михайловна   преподнесла главному герою «уроки доброты». Не каждый учитель способен на такой поступок:  она поддержала    своего ученика, может быть,  в самые мрачные дни  его жизни. У неё был дар сопереживания. Когда мальчику стало совсем трудно, тогда-то и предложила  учительница играть с нею. И, конечно же, она проиграла,   а на «честно»  выигранные деньги мальчик мог купить молоко    и  ходить в школу.

4.  -  Как вы думаете, когда герой рассказа понял истинный смысл игры,  которую предложила  ему учительница?     (Время осмысления всех этих событий наступило значительно позже,  когда он вырастит.   Потому что   хоть и неловко ему было получать от Лидии Михайловны деньги,  но он успокаивал себя тем,  что это честный  выигрыш.   Герой никогда не напрашивался на игру -   учительница всегда   предлагала её сама.  А ребёнку казалось,  что игра доставляет ей удовольствие, она веселела,  смеялась.   Рассказчик, взрослый  уже человек,  вспоминая события своего детства, понимает, что учительница спасала его, помогала ему.)

- Почему смеялась учительница?

VIII.   Выразительное чтение по ролям.

  1. Знать бы, конечно,  чем эта игра закончится.   А случилось то,  что и должно было   случиться.  Об игре в «пристенок»  узнаёт директор школы.

-   Прочитайте данный эпизод по ролям.

Действующие лица:

Автор

Директор

Лидия Михайловна

Повествователь

  1. Беседа.

- «Я теряюсь сразу назвать Ваш поступок. Это преступление. Растление, совращение».

- Какие правила она нарушает? (Учитель не может играть на деньги с учеником.)

-  Согласны ли вы с такой оценкой поступка Лидии Михайловны? «Я теряюсь сразу назвать Ваш поступок. Это преступление. Растление, совращение». Итак, попробуем дать ответ на вопрос: Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога, как сказал директор?

(Учительница поступила непедагогично. Можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы – «…педагогическое преступление ..». Но если знать, что учительница решилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем - желание помочь голодному ученику выжить, сохранить свою духовную чистоту.

В основе поступка - милосердие и доброта. А результат ее поступка налицо – из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице. Её поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость.) 

Слово учителя.

Учительница понимает: объяснить  что-либо директору бесполезно,  он всё равно ничего не поймёт,   поэтому она на его вопрос отвечала только одним словом «правильно». Таким образом Лидия Михайловна как будто соглашается с ним.   Если так надо, а другого выхода  героиня не видела – она возьмёт всю вину на себя,  но даст мальчику возможность выжить в эту трудную зиму. Выжить и учиться.  Л.М. – величайший гуманист. Своей  добротой она спасала человека.  Но чтобы доказать это,  ей понадобилось мужество.

-Как вы думаете, какой урок преподала Лидия Михайловна герою? (Лидия Михайловна своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).

IX.  Выразительное чтение учителем послесловия.

А) - Какие качества учительницы проявляются в этом эпизоде? (Душевная щедрость, доброта, истинная любовь к детям, старается приободрить, помочь, поддержать.)

- Давайте обратимся к образу директора школы. Что он за человек? (Характеристика  персонажа).

- Неужели учитель отобьёт желание у молодой учительницы вернуться в школу, и, уехав к себе на Кубань,  Лидия Михайловна  сменит профессию?

    Б) Просмотр заключительных кадров кинофильма.

- Давайте посмотрим кадры из кинофильма « Уроки французского.»

- А зачем нужно в рассказе послесловие? (Часть рассказа, расположенная в конце произведения.)

 - Что нового оно открывает?  (Послесловие ещё раз подчёркивает душевную щедрость , доброту и истинную любовь к детям. Она, не жалея о случившемся, потеряв работу,  старается ободрить мальчика,  ещё раз помочь ему. Чувство собственного достоинства сближает героев.)

- Мог ли быть другим финал рассказа?

X. Рассказ преподавателя о первой  учительнице.

1) Слово учителя.

«Я всегда с теплотой вспоминаю свою первую учительницу Ольгу Гавриловну. Она была человеком особенным, сильно отличающимся от других. Ольга Гавриловна никогда не повышала  на нас голос, даже  тогда, когда  ругала за шалости и совершённые  нами  проступки. Даже слова, которые она диктовала, казались какими-то загадочными, сказочно необыкновенными, хотя слова были самые обычные.  О.Г. привила мне любовь к русскому языку,  проводя на данных занятиях  различные конкурсы и творческие задания: кто красивее напишет заглавную букву,  сочинит  интересную сказку про неё ;  кто лучше всех  раскрасит  различными цветами  слова в предложении  и объяснит выбор цветовой  гаммы . О нас родителям  она рассказывала только хорошее,  переживала  за каждого из нас, любила и оберегала.

      К сожалению, в моей школьной жизни не было  больше  такого учителя, светлого, доброго, сопереживающего. Но главное, наверное, то, что встретила  я необычайно великодушного человека в начале своего жизненного пути, может  быть, повлиявшего на выбор   моей профессии.

2) Монологическое высказывание учеников о любимом учителе.

- Может быть, в вашей жизни тоже был учитель, оставивший след  у вас в душе,  совершивший  добрый поступок от чистого сердца,  и поэтому, несомненно,  через некоторое время о нём  не вспомнит,   однако вы никогда  об этом не забудете.

XI.   Главная  мысль рассказа.

- Из названия рассказа «Уроки французского»  рождается главная мысль произведения (то, ради чего написан рассказ). Так какова главная мысль  рассказа? («Уроки  французского»  или «Уроки доброты»)

Уроки французского» оказываются «уроками доброты» - так и назвал автор свою статью, в которой пишет, что смог отыскать свою учительницу  благодаря  этому рассказу.

Распутин  говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно;  добро имеет свойство распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого оно исходило.

Слово учителя.

В рассказе «Уроки французского»  Распутин говорит нам о том, что нужно совершать добро бескорыстно: именно в этом его чудодейственная   сила.

XII. Основные черты  учительницы.

- Назовите  основные качества личности Лидии Михайловны. (На доску вывешиваются яблоки, на которых напечатаны качества Л. М.: смелость, доброта, порядочность, сострадание, милосердие).

- Как вы думаете, почему все качества Л. М. я написала на рисунках с яблоками?

- Какие новые черты Л. М. открывает послесловие? (выдержка, чувство ответственности, ничем не выдала своего душевного состояния, всю «вину» взяла на себя).

- А сейчас давайте попробуем составить словарь добрых слов, которыми мы могли бы охарактеризовать Лидию Михайловну.

Словарь добрых качеств:   доброта, понимание, чуткость, справедливость, отзывчивость, уважительное отношение к детям, милосердие, щедрость, сострадание, сочувствие

Синквейн «Нравственные качества героя».
 Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
1 вариант - мальчик
1. Ученик.
2. тощий, диковатый, одинокий, скромный, терпеливый, добрый, целеустремленный.
3. тосковал, переживал, голодал, обомлел (посылка)
4. Не было человека несчастнее меня.
5. Человек.
2 вариант - Лидия Михайловна
1. Учитель.
2. Спокойная, добрая, мудрая.
3. Понимает, сочувствует, шутит.
4. Хотела помочь мальчику.
5. Друг.

XIII.   Итог урока.

- Понравился ли вам рассказ В.Г. Распутина? Чем?

- Какое главное слово в названии рассказа? 

-Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения:

1)Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету;

2) во – вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

- Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова.

Уроки доброты и сердечности, душевной щедрости, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь.

- Какие уроки преподал нам Валентин Распутин? Как вы думаете, чему учит этот рассказ? («Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия.

Этот рассказ учит людей состраданию и тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище). 

XIV. Рефлексия.

ЗАКОНЧИТЕ фразу.
1. Сегодняшний урок научил меня…
2. Я понял на уроке…

     3. Меня заставило задуматься во время урока…

1) - В статье «Уроки доброты» автор говорит о законах доброты:

а) Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;

б) добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;

в) добро возвращается добром.

2) Закончить урок хочется небольшим стихотворением (подготовленный ученик):                                                                                  

 Как хорошо, что доброта

 Живет на свете вместе с нами.

 Без доброты –ты сирота,

 Без доброты – ты серый камень.

XV.  Домашнее задание.

Письменный ответ на один из вопросов (50-70 слов):

  1. Почему  В.Г. Распутин на всю жизнь запомнил «уроки доброты»  своего учителя?
  2. Почему  Лидия Михайловна прислала вторую посылку?

   

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки мужества и доброты по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Надеюсь, что мои разработки будут полезны коллегам!...

Клеймёнова Л.Ю. "Урок терпения, насточивости и доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского»

Урок терпения, насточивости и доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского» был проведён в 6 классе. Посвящён урок 75-летию со дня рождения В.Г. Распутина.На уроке учащиеся познакомились с нек...

Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского

В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...

презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского

презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского...

Уроки доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского»

Уроки добротыпо рассказу  В. Распутина«Уроки французского»...

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"...