КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ Тема урока: «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Мамутова Эльвира Мидатовна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ

Тема урока:  «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».

Тип урока: изучение нового материала.

Методическое обеспечение: Коровина В. Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014.

Оборудование: презентация Power Point,  мультимедийный проектор, тетради, раздаточный материал, рабочие листы, листы самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature_v_6_klasse.docx58.91 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ

Тема урока:  «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».

Автор: МамутоваЭльвира Мудатовна, учитель русского языка и литературы

 

Cимферополь, 2018 г.

Цели урока:

Образовательные:

  • расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова;
  • дать понятие о мотиве в лирике;
  • формировать навыки анализа поэтического текста (стихотворения «Утёс», «Три пальмы»)
  • развивать у учащихся творческие способности, навыки выразительного чтения стихотворений;
  • литературоведческий аппарат, аналитические способности, наблюдательность; 
  • воспитывать стремление к знаниям;
  • прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к своему культурному наследию.

Развивающие:

  • стимулировать познавательный процесс;
  • развивать коммуникативные  и творческие способности учащихся;
  • развивать интерес к литературе, русскому языку;
  • развивать умения работы с книгой, другими источниками информации.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся инициативность в построении совместной учебной деятельности;
  • формировать умение работать в команде;
  • воспитывать эстетический вкус.

Формирование УУД

  1. Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
  2. Метапредметные

Познавательные: знать произведение, основные теоретико-литературные понятия; уметь анализировать и делать собственные выводы.

Регулятивные: знать теоретический материал, уметь выделять основную и дополнительную информацию.

Коммуникативные: ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного.

  1. Предметные:  активизировать полученные ранее знания о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста, описания картин.

Тип урока: изучение нового материала.

Методическое обеспечение: Коровина В. Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014.

Оборудование: презентация Power Point,  мультимедийный проектор, тетради, раздаточный материал, рабочие листы, листы самооценки.

Ход урока

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить,
Делить веселье все готовы –
Никто не хочет грусть делить…
(«Одиночество» М.Ю.Лермонтов) 

  1. Организационный момент.

Приветствие.

  1. Актуализация опорных знаний обучающихся.
  1. «Собери слово».

На столах  у вас конверты. Извлеките содержимое. Перед вами набор букв. Расставив их в правильной последовательности, вы узнаете ключевое слово нашего урока.

Ученикам предлагается собрать слово.

Собрали слово «одиночество» под грустную музыку.

  1. Мозговой штурм
  • Ребята, а что такое одиночество?
  • Подберите однокоренные слова к слову «одиночество».

Правильно, один, одинокий, одинок.

  • Какого цвета одиночество для каждого из вас?
  • Какую музыку вы слышите, когда представляете одиночество? Какой мотив вам напевает одиночество?
  1. Работа с портретом.
  • Посмотрите внимательно на портрет М. Ю. Лермонтова. Что вы можете  рассказать о поэте? Какую личность вы видите? Обратите внимание на внешность поэта, детали его образа. Какие у него глаза? (Ответы детей)
  • Все верно, М.Ю. Лермонтов кажется печальным, одиноким. Как вы думаете, с чем это связано? Молодцы. Правильно, семейные проблемы оказали огромное влияние на формирование не только личности поэта, но и на его дальнейшую творческую жизнь.
  • Как вы думаете, какие мотивы прослеживаются в творчестве М.Ю. Лермонтова?
  • Что такое мотив?

Запишите, пожалуйста, в рабочие листы.

Мотив – это устойчивый, значимый образ в произведении писателя.( Запись в р/л)

  1. Определение темы и цели урока.
  1. Беседа. Запись темы урока в рабочие листы.

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Правильно, мотиву одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова. Запишите, пожалуйста, тему урока в рабочий лист.

Обратите внимание, на доске записаны опорные слова нашего сегодняшнего урока. Давайте сформулируем цели нашего урока. (Расширить представление о творчестве М.Ю. Лермонтова; узнать, что такое мотив, одиночество, мотив одиночества в творчестве поэта; анализировать стихотворения).
За каждый правильный ответ вы будете получать интересную картинку. Когда мы будем подводить итог нашего урока, вам нужно будет из этих картинок сконструировать кое-что интересное.

  1. Работа с эпиграфом.

Обратимся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока: «Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить, Делить веселье все готовы –
Никто не хочет грусть делить…
(«Одиночество» М.Ю.Лермонтов)». Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Мотив одиночества прослеживается еще в одном из стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс».

  1. Изучение нового материала.
  1. Слово учителя.

Стихи не пишутся – случаются.

Как чувства или же закат.

Душа – слепая соучастница.

Не написал – случилось так.

  • Согласны ли вы с тем, что стихи случаются?
  • Случались ли у вас стихи?
  • В какие моменты жизни вам хотелось выразить свои чувства в стихах?
  • Как случилось у М.Ю. Лермонтова стихотворение «Утёс»…
  1. Историческая справка.

Ребята, а вам известно на какое время в истории России приходится творчество Лермонтова?

Наиболее плодотворное время у Михаила Юрьевича выпало на тридцатые годы девятнадцатого века. Это период истории Российской империи, когда в обществе наступил этап депрессии и разочарования. После поражения восстания декабристов нужно было искать новые ответы на извечный вопрос: «Что делать?». Стихотворение «Утес» было написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели поэта.

Но через все события красной линией пройдет его стремление к возвышенному, борьбе, байроновскому идеалу свободы. 

  1. Чтение стихотворения «Утёс»
  2. Работа со стихотворением «Утёс».
  3. Учитель читает стихотворение «Утёс» наизусть.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

  1. Беседа.

Что вы услышали в этом стих-и?

Каким оно вам показалось?

  1. Анализ стихотворения «Утёс».

Какие образы создал автор в этом стихотворении? (Образ золотой тучки и утёса – великана.)

Можно ли что-то сказать о характерах этих образов? Какие они? –Охарактеризуйте утёс и тучку. Почему у вас сложилось такое мнение?   (Тучка – весёлая, маленькая (молодая): тучка, а не ТУЧА, играетумчалась; лёгкая, беззаботная, беспечная. Утёс-великан, старый (в морщине), грустный (плачет), одинокий.)

Запишите, пожалуйста, несколько эпитетов к образу тучки и к образу  утесав рабочие листы.

Почему плачет утёс? О чём он задумался?

Можно ли помочь старому утёсу? Что можно предложить, чтобы он не грустил? Как вы думаете, о чем он мечтает?

  1. Физкультминутка.

Ребята, скажите, а у вас есть мечта? Закройте глаза и представьте себе, как ваша мечта путешествует по всему земному шару. Адама

И попадает она в песчаные степи Аравийской земли. (Включается аудиозапись со стихотворением «Три пальмы»).

  1. Чтение стихотворения «Три пальмы».  Аудиозапись.

Три пальмы

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зеленых листов,

От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;

Но странник усталый из чуждой земли

Пылающей грудью ко влаге студеной

Еще не склонялся под кущей зеленой,

И стали уж сохнуть от знойных лучей

Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонков раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь висели меж твердых горбов

Узорные полы походных шатров;

Их смуглые ручки порой подымали,

И черные очи оттуда сверкали...

И, стан худощавый к луке наклоня,

Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,

И прыгал, как барс, пораженный стрелой;

И белой одежды красивые складки

По плечам фариса вились в беспорядке;

И с криком и свистом несясь по песку,

Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит шумя караван:

В тени их веселый раскинулся стан.

Кувшины звуча налилися водою,

И гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь совершал караван;

И следом печальным на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный;

И солнце остатки сухие дожгло,

А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом —

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит —

Его лишь песок раскаленный заносит,

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним.

У пальм из восточного сказания М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» тоже была мечта. Какая? (ответы детей).

  1. Работа в группах со стихотворением «Три пальмы».

Ребята, предлагаем вам образовать группы по пять человек. Выберите, пожалуйста, капитана своей команды. За две минуты вы должны прочитать информацию, которая есть у каждого из вас. После этого командир вашей группы меняется с командиром другой группы. В новой группе лидеры рассказывают участникам других групп свою информацию. Время работы в группе – 1 мин. Как только вы услышите звуковой сигнал – пора менять группу. После того, как вы передадите каждому свою информацию, мы выполним с вами небольшое задание, которое будет оценено.

.

Группа 1 «Философы».

Философский смысл стихотворения «Три пальмы» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейском представлении. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно выпросить все, что угодно. Однако будет ли счастлив проситель тому, что получит? 

Группа 2. «Историки».

Расскажите интересные факты стих-я «Три пальмы».

Интересный факт № 1.

Баллада «Три пальмы» написана в первой половине 1839 года и впервые напечатана в «Отечественных записках».  Критики с восторгом отзывались об этом произведении.

Интересный факт № 2.

Какую роль играет подзаголовок «Восточное сказание»? (Автор предупреждает о восточном происхождении стихотворение, которое написано на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное. Такое сказание равнозначно жанру баллады в литературе).

Интересный факт № 3.

В Сирии это стихотворение Лермонтова переведено на арабский язык, и дети в школах учат его наизусть.

Группа 4. «Экологи».

Какую проблему поднимает автор в своем произведении?

В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы: люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Поэт предупреждает: беззащитная природа может отомстить обидчикам, и эта месть будет безжалостна и жестока, как и поступки людей, возомнивших себя царями природы.

Группа 3. «Литературоведы».

Сколько раз автор обращает внимание на количество пальм? С чем это связано?

Автор три раза обращает внимание на количество пальм. Связано это с устным народным творчеством: число «три» - символическое.

Лексическая работа:

РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме  выражать недовольство, обиду.

КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).

ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.

ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.

ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.

ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром.

Группа 5. «Географы».

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной…

Географическая справка

Арави́йская пусты́ня — пустыня в Африке, северо-восточная часть Сахары. Расположена между долиной Нила и Красным морем; на юге переходит в Нубийскую пустыню. Обширные пространства Аравийской пустыни заняты движущимися барханами, песчаными массивами, а в центральной её части наблюдаются выходы коренных пород.

Оа́зис (устар. оаз) — расположенный около естественного водоёма островок растительности в пустыне.

  1. Закрепление изученного материала.

Тест. В рабочих листах.

На листах оценивания напишите свою фамилию.

  1. В каком году написана баллада «Три пальмы»?

а) 1839; б) 1841.

  1. На чем основан философский смысл произведения?

а) история; б) религия.

  1. Какие проблемы поднимает автор в своем произведении?

а) проблему взаимоотношений человека и природы; б) проблема воспитания и образования.

  1. Сколько раз автор обращает внимание на количество пальм?

а) 1; б) 3.

  1. Что такое оазис?

а) расположенный около естественного водоёма островок растительности в пустыне; б) природный постоянный водный поток.

А теперь поменяйтесь листочками и проверьте друг друга.

  1. А.
  2. Б.
  3. А.
  4. Б.
  5. А.

5 = 5 б.

4 = 4 б.

3 = 3 б.

2 = 2 б.

1 = 1 б.

Молодцы! Поставили оценки своим товарищам.

  1. Домашнеее задание.

 Подготовить письменный ответ  на вопрос «Чем я могу помочь одинокому человеку?».

Наш урок подходит к концу. А помните, ребята, в начале урока я вам говорила, что за каждый правильный ответ вы получаете картинку. Пришло время эти картинки собрать воедино. Собирать их нужно вместе, командой. Собирают оазис. Что  у вас получилось? Оазис. Теперь капитаны групп подойдите с получившимися оазисами к доске и закрепите их на ватман.

ВЫВОД:

Ребята, человек может жить по-разному: может как тучка поспать на груди утеса и умчаться, оставив его вы одиночестве, а можно жить и  для других, как это сделали пальмы. М.Ю. Лермонтов честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Но как хочется рядом с собой видеть человека, который разделит твое одиночество, пожертвует чем-то, пусть незначительным, ради тебя, а ты, в свою очередь, поможешь другому, как вы сегодня помогли друг другу.

  1. Рефлексия.

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Ребята, что происходит с оазисом в пустыне?

Верно, он погибает.

А нашему оазису грозит гибель? Конечно, нет. Ведь он сделан с любовью  

  1. Оценивание деятельности учащихся.

На листах самооценки у каждого из вас стоит балл. Оценки вам поставит учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»"

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»"...

План-конспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри».

План-конспект урока литературы в 8 классеТема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Кавказ для М.Ю. Лермонтова – символ вольной, неукротимой...

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)

Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....

Конспект урока литературы в 11 классе "Тема родина в стихотворениях А.Ахматовой и М.Цветаевой"

На уроке осуществляется аспектный анализ лирических произведений  А.Ахматовой и М.Цветаевой, сопоставление стихотворений по отдельным признакамПедагогические задачи:1.Обеспечить условия для обуче...