Главные вкладки

    Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»"
    план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

    Сафронова Лилия Петровна

    Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kotrolnyy_urok_po_lermontovu.rar9.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Контрольная работа

    по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

    Цель урока: выявить уровень усвоение темы.

    Ход урока.

    1. Орг. момент.
    2.  Анализ написанных дома сочинений

    Ученики сдают написанные сочинения и учитель зачитывает одного из них (сильных учеников) и всем классом анализируется степень раскрытия темы и правильность использования речевых оборотов.

    1. Тестовая работа

    Проверка знания текста и аналитическая работа. Примерное время проведения - 30 мин.

    Контрольная работа по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

    1. С какой целью М.Ю. Лермонтов нарушает хронологический порядок построения «Героя нашего времени»:

    1. дает возможность объективно, через самоанализ, раскрыть «историю дуэли. человека;

    2. стремление к оригинальности;

    3. для того чтобы пробудить интерес читателя к герою;

    4. постепенное - от «внешнего к внутреннему» - раскрытие характера главного героя?

    2. Почему описание внешности, портрет Печорина дан «проезжим офицером», а не Максимом Максимовичем? Он:

    1.не наблюдателен;

    2.не способен к обобщениям;

    3.не мог быть объективен в описании внешности Печорина;

    4.слишком прост, не может понять Печорина, так как тот - человек другого круга?

    3. С какой целью введены в роман пейзажные зарисовки («Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели ... »; «Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление ...» ):

    1.изображение красоты Кавказа;

    2.углубление характеристики героя; изменение душевного состояния героя;

    3.плавное развитие сюжета?

    4. Г.М. Фридлендер пишет: «Печорин одновременно актер и режиссер своей жизненной драмы; попадая в новые обстоятельства, он каждый раз ставит новую пьесу, в которой сам же играет главную роль. Каждая новелла является очередной такой «пьесой», поставленной и разыгранной самим героем».

    1.как вы понимаете мысль о том, что «Печорин одновременно актер и режиссер своей жизненной драмы»? Согласны вы с нею?

    2.какие по жанру пьесы поставил Печорин и сыграл в них «главную роль»? Есть ли среди них комедия, драма, трагедия, фарс?

    3.Какая из поставленных и сыгранных Печориным пьес ему больше всего удалась? В какой из ролей он показывает своё истинное лицо?

    5. В. Котельникова считает, что в «Герое ... » Печорин намеренно помещен в «излюбленные места действия романтических стихотворений Лермонтова».

    1.в каких местах происходит действие романа .Герой нашего времени? Могли бы вы назвать их романтическими? Почему?

    2.О чем свидетельствует отмеченный исследователем факт?

    6. Исследовательница Е.Н Михайлова утверждает: «В натуре Печорина столько скрытой способности чувствовать и увлекаться, что «игра», разгораясь все дальше, то и дело задевает за эти подлинные стороны его существа».

    1. Действительно ли в Печорине скрыта способность «чувствовать и увлекаться»? В каких эпизодах романа она проявляется наиболее ярко?

    2.О какой «игре»  говорится? Разве может «игра»  задевать «подлинные стороны»

    человеческого существа?

    7. Максим Максимыч - диаметральная ему противоположность. Ничто так не чуждо бесхитростному штабс-капитану, как критицизм мысли, анализирующей явления, подвергающей их испытанию и оценке. Его отношение к жизни наивно, бессознательно, стихийно. Но в структуре повествования он занимает то же место, что и Печорин» (В.М Маркович).

    В чем, на ваш взгляд, проявляется то, что Максиму Максимычу чужд «Критицизм мысли»?

    Согласны ли вы с тем, что отношение Максима Максимыча к жизни «наивно, бессознательно, стихийно»? Обоснуйте ответ.

    Верно ли, что Максим Максимыч занимает в романе «то же место, что и Печорин.?

    8. Исследователь К.Н. Григорьян пишет: - В «Герое нашего времени» Грушницкий противостоит Печорину не только по своей жизненной позиции, но и в плане эстетическом. В лице Грушницкого автор разоблачал ложную романтику, мнимый идеализм типов, которые охотно драпируются в романтическую одежду, но которые по натуре враждебны истинному романтизму».

    1.Что вы понимаете под «истинным романтизмом» относительно персонажа литературного произведения?

    2.Можете вы согласиться с тем, что в лице Грушницкого Лермонтов «разоблачил ложную романтику»? Обоснуйте ответ.         .

    3.Как в романе показано то, что Грушницкий «драпируется в красивую романтическую одежду.?

    9. Прочитав «Героя нашего времени», Николай 1 написал: «Это то же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах. Такие романы портят характер ... »

    Какие характеры «Героя нашего времени» могли, на ваш взгляд, показаться императору «презренными»? Почему?

    Может быть, такие романы, как «Герой нашего времени», на самом деде «портят характер»? Обоснуйте свой ответ.

    1. Итог урока.

    Домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Самопознание героя Лермонтова. Психологизм (по роману «Герой нашего времени»)"

    В основе урока -  деятельностный подход.                   Занятие начинается с небольшого музыкального в...

    Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»

    Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств...

    Конспект урока литературы по теме «Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Особенности жанра и композиции»,

    Данный конспект предназначен для проведения урока литературы в 10 классе. Для него разработана презентация....

    Конспект урока по теме "Одиночество в творчестве М.Ю. Лермонтова" (По роману "Герой нашего времени"

    Основной идеей  урока является возрождение духовно-нравственных традиций отечественной культуры, что является одним из направлений преподавания в системе новых образовательных стандартов. Отличит...

    Контрольная работа по литературе: "Биография М.Ю. Лермонтова и роман "Герой нашего времени" (9 класс).

    Задача контрольной работы - проверить знания учащихся о биографии поэта и романе "Герой нашего времени". Контрольная работа содержит тестовые задания и задания с кратким ответом. В работе 2 ...

    Контрольная работа по лирике М. Лермонтова и его роману "Герой нашего времени"

    Контрольная работа по лирике М. Лермонтова и его роману "Герой нашего времени"...