Конспект урока по теме "Одиночество в творчестве М.Ю. Лермонтова" (По роману "Герой нашего времени"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Цитцер Светлана Васильевна

Основной идеей  урока является возрождение духовно-нравственных традиций отечественной культуры, что является одним из направлений преподавания в системе новых образовательных стандартов. Отличительной особенностью урока является   анализ  литературного произведения с учётом религиозных ценностей, методологической основой  которого являются  труды  профессора М.М. Дунаева, развившего  сотериологический («спасительный») подход при изучении литературы.

Практическая значимость разработки урока: работу можно использовать при подготовке к экзаменационному сочинению в 11 классе, при изучении литературы 19 века в 10 классе, при преподавании факультативных и элективных занятий по основам православной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

«Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова»

( По роману «Герой нашего времени»)

Учитель: Цитцер Светлана Васильевна

Предмет:  Литература

Класс: 9

Тема: Причины одиночества Печорина ( По роману «Герой нашего времени»)

Цели:

1.Раскрыть причины одиночества Печорина.

2.Отрабатывать навыки работы с текстом произведения, навыки аналитического чтения, навыки аргументированного ведения диалога, умение анализировать, соотносить мир литературного произведения с реальной действительностью сегодняшнего дня.

3.Укреплять духовного здоровья детей, формировать ценностно-смысловые жизненные установки  с учетом религиозных ценностей.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока:

  1. Организационный  момент: Приветствие учащихся.

  1. Актуализация знаний:

Учитель:  Сегодня  продолжаем разговор о творчестве М.Ю. Лермонтова. Изучая его поэзию, мы неоднократно замечали, что Лермонтов, в отличие от своих предшественников, очень часто обращается к теме одиночества.  Вспомните стихотворения, в которых одинок лирический герой.

Учащиеся называют знакомые им стихотворения, например, «Парус», «И скучно и грустно», «Как часто пёстрою толпою окружён», «Листок», «На севере диком…», «Утёс»  и др.

  1. Новая тема:

Учитель: А одинок ли главный герой романа «Герой нашего времени», Григорий Александрович Печорин? Обоснуйте свою позицию примерами из текста.

        

Учащиеся, анализируя сюжет произведения, приходят к выводу, что у Печорина нет друзей (не состоялась дружба с Максимом Максимычем, остались на приятельском уровне взаимоотношения с доктором Вернером, он отталкивает Грушницкого), не находит счастья главный герой и в любви (взаимоотношения с Бэлой, Верой, княжной Мери)

Объявление темы урока.  (Слайд 1) Причины одиночества Печорина

Учитель: Почему Печорин остаётся одинок?

Учащиеся предлагают свои версии: у Печорина нет цели в жизни, нет друзей, нет любимой, он эгоистичен.  (Все версии можно зафиксировать на доске)

Учитель: Обратимся к критической литературе, В.Г Белинский говорил о Печорине,  что он “страдающий эгоист”, потому что он обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, и ничего не приносит ему удовлетворения. «Виною всему  то общество, в котором появлялись талантливые люди, но которые не смогли проявить свои способности, обратить свою энергию на добрые дела».

А можно ли во всём обвинять общество? Справедливо ли это?

Учащиеся в ходе дискуссии приходят к выводу, что обвинять в своих неудачах общество - это неправильная позиция.  Основная причина одиночества человека кроется в его внутреннем мире, в его душевном состоянии.

Учитель: Обратимся к тексту произведения, и прочитаем размышления самого Печорина перед дуэлью с Грушницким.  

«Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем  я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно,  было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения»

О чём размышляет Печорин?

Учащиеся путём выдвижения и опровержения различных гипотез приходят к выводу, что Печорину, как и всем людям, было дано предназначение  свыше. А он из эгоистичных убеждений не следует этому назначению, он делает всё по-своему.

Учитель: А кто может дать «назначение высокое» и «силы души»?

Учащиеся приходят к выводу, что такое назначение даёт Бог.

Учитель: И в главной христианской молитве говорится  (Слайд 2)

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя… (Акцентируется внимание на подчёркнутой строчке)

Где изложена воля творца? Как нам узнать, что завещал, «заповедовал» нам Всевышний?

Учащиеся выдвигают различные версии и приходят к выводу, что предназначение любого человека  - это соблюдение заповедей божьих.

 (Слайд 3)

1. Я есть Господь Бог твой, и не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2. Не сотвори себе кумира.
3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. 
4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. 
5. Почитай отца твоего и мать.

6. Не убий. 
7. Не прелюбодействуй. 
8. Не кради. 
9. Не лжесвидетельствуй. 
10. Не завидуй.

Учитель: Нарушает ли Печорин заповеди?

Учащиеся, анализируя поступки Печорина на протяжении всего романа, приходят к выводу, что герой нарушает заповеди.  О первых четырёх заповедях, объединённых понятием любви человека к создателю, говорить сложно, т.к. его нельзя назвать человеком совсем чуждым религиозному переживанию, но о посещении Храма, об обращении к Богу в тяжёлые минуты не написано в произведении. И о почитании родителей в романе умалчивается, мы ничего не знаем о родителях Печорина, хотя перед нами проходит большой промежуток его жизни. Заповедь «не убий» Печорин нарушил, выйдя на дуэль с Грушницким. Седьмую заповедь (о прелюбодеянии) главный герой нарушает неоднократно, он влюбляет в себя Бэлу и княжну мери, не думая о женитьбе, о венчании, он переживает встречу и разлуку с Верой, но и она не его жена. Восьмая заповедь («не укради») тоже нарушается Печориным: крадёт Бэлу и причастен к похищению Карагёза. В зависти он признаётся себе сам.

Учитель: Но самая главная причина одиночества лежит в том, что Печорин нарушает самые главные заповеди божьи. Иисус Христос называет наибольшими две заповеди, о любви к Богу и о любви к ближнему как к самому себе.

« Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь.

Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»

(От Матфея 22:37-40) (Слайд 4)

Работа с текстом (комментированное прочтение, частичный анализ идейного своеобразия отрывка):

«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал  для  тех,  кого любил:  я  любил  для  себя,  для  собственного   удовольствия:   я   только

удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая  их  чувства,

их радости и страданья - и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в

изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и  шипучие  вина;

он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче;  но

только проснулся - мечта исчезает... остается удвоенный голод и отчаяние!

И, может быть, я завтра умру!.. и  не  останется  на  земле  ни  одного

существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие

лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он  был  добрый  малый,  другие  -

мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а  все

живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!»

Учитель: Что же приводит Печорина к одиночеству? Можно ли винить общество?

Учащиеся, анализируя материал урока, приходят к выводу, что Печорин одинок, потому что он не выполнил своего предназначения в жизни и  живёт без любви к ближнему.

Учитель: Любовь – самое важное в нашей жизни, об этом говориться в религиозной литературе, в этом нас убеждает и сама жизнь.

Для примера можно прочитать отрывок из 1-го послания апостола Павла к Коринфянам (глава 13):

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

В качестве примера  из современной жизни анализируется история нашего современника, очень известного в мире человека, Ника Вуйчича. (Слайд 5)

(Данная история из жизни выбрана, потому что вызвала большой резонанс среди учащихся и учителей  после просмотра телепередачи «Пусть говорят».  В качестве примера можно взять другую историю иллюстрирующую любовь к ближнему.)

У Ника нет конечностей, а есть лишь подобие стопы вместо левой ноги. Благодаря этому мальчик научился ходить, плавать, кататься на скейте, играть на компьютере и писать. Родители добились, чтобы сына взяли в обычную школу. В восемь лет Николас решил утопиться в ванне, но представил картину своих похорон – вот стоят мои папа и мама… И понял, что не может себя убить. Все, что он видел от родителей – это любовь. В пятнадцать лет Ник открыл Евангелие и прочитал притчу о слепом. Ученики спросили Христа, почему этот человек слеп. Христос ответил: «Чтобы на нем явились дела Божии». Ник говорит, что в этот момент он перестал злиться на Бога: «Тогда я осознал, я – не просто человек без рук и ног. Я – творение Божие. Бог знает, что и для чего Он делает. И не важно, что думают люди, – говорит Ник теперь. — Бог не отвечал на мои молитвы. Значит, Он больше хочет изменить мое сердце, чем обстоятельства моей жизни. Наверное, даже если бы вдруг у меня появились руки и ноги, это не успокоило бы меня так. Руки и ноги сами по себе». Сейчас Ник объездил больше двух десятков стран, его слышали больше трех миллионов людей — в школах, домах престарелых, тюрьмах. Бывает, Ник говорит на стадионах-многотысячниках. Он выступает около 250 раз в год. В неделю Ник получает около трех сотен предложений о новых выступлениях. Он стал профессиональным оратором. Ник не может пожать никому руку — он обнимает людей. И даже установил мировой рекорд. Парень без рук обнял 1749 человек за час. Он написал книгу о своей жизни, набирая на компьютере 43 слова в минуту. В перерывах между рабочими поездками он рыбачит, играет в гольф и занимается серфингом. Недавно Ник женился.

  1. Вывод по уроку:

Учащиеся приходят к выводу, что в одиночестве Печорина виновато не общество, а его эгоизм, а для того чтобы не стать одиноким, как Печорин,  нужно любить тех, кто рядом с тобой, нужно возлюбить ближнего своего, и тогда никакие обстоятельства не смогут привести к одиночеству. Возлюбив ближних, увидев, что нужен им, найдёшь своё предназначение в этой жизни. (Слайд 6)

  1. Домашнее задание: (Слайд 7)

Общий уровень: Используя в качестве текста отрывок из романа «Герой нашего времени», выполните задание 15.3 по типу ОГЭ.

Как Вы понимаете значение слова ОДИНОЧЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое одиночество», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –  из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Индивидуальное задание для учащихся, планирующих сдавать экзамен в форме ЕГЭ по литературе: Сопоставить поведение главных героев произведений Пушкина А.С. «Евгений Онегин» и Лермонтова М.Ю. «Герой нашего времени». В чём причина одиночества героев?

Использованная литература:

  1. Текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  2. М.М. Дунаев. «Православие и русская литература»
  3. Учебник литературы 9 класс под редакцией Коровиной В.И.
  4. Детская библия.
  5. Евангелие.
  6. Интернет ресурсы. Материал о Нике Вуйчиче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ « В.Г.Распутин – голос своего времени» .

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ПО ПУБЛИЦИСТИКЕ В.Г.РАСПУТИНА...

Конспект урока английского языка по теме "Использование в речи форм прошедшего времени"

Предлагается конспект урока для развития речевых умений говорения с использованием различных аспектов прошедшего времени английского глагола. Виды работы включают последовательность заданий от составл...

Технологическая карта к уроку на тему "Глава "Фаталист" как итог романа "Герой нашего времени"

Технологическая карта позволяет  включить всех учеников в работу,оценить  каждого...

Методическая разработка урока башкирской литературы посвященной творчеству Б.Бикбая "Все на нашей совести"

Башҡортостан РеспубликаһыБорай районы муниципаль районыныңдөйөм урта белем биреү муниципаль бюджет учреждениеһы«Оло Баҙраҡ ауылы дөйөм урта белем биреү мәктәбе»  Башҡортостандың халыҡ шағиры...

Урок литературы в 9 классе. М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"

Технологическая карта двух уроков, являющихся обобщением материала по роману М.Лермонтова "Герой нашего времени"...